Профилактическая программа
материал

Алексеева Евгения Геннадьевна

Данная программа разработана на 4 года. Содержит разделы: 

  1. Организационная работа.
  2. Организация контроля и мониторинга.
  3. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей предметников, педагогов дополнительного образования.
  4. Профилактическая работа с обучающимися.
  5. Профилактическая работа с родителями (законными представителями).
  6. Профилактическая работа в микрорайоне.
  7. Профилактика употребления ПАВ
  8. Профилактика жестокого обращения в подростковой среде и детско-родительских отношениях.
  9. Профилактика суицидального поведения у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilakticheskaya_programma_mbou_sosh_no_1.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и согласовано

на педсовете

протокол № 1 от 01.09.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом № 354-ОД от 16.09.2016 г.

«Об утверждении плана работы школы на 2016-2017 учебный год»

                                        

                                                                             

ПРОГРАММА

по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений

среди  несовершеннолетних,  употребления психоактивных веществ, жестокого обращения в подростковой среде и детско-родительских отношениях,

 суицидального поведения  обучающихся

2016-2020 годы

                                     

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

                 Большие изменения, происходящие в нашей стране в результате экономического, социального кризиса усугубили старые и вызвали появление новых проблем воспитания,  социального формирования детей.  Результатом затянувшегося кризиса явился рост преступности среди несовершеннолетних, увеличение количества беспризорных и безнадзорных детей, социальных сирот.  Социальной проблемой стали детский алкоголизм,  детская наркомания, злоупотребление психоактивными веществами, детская преступность, жестокость по отношению к сверстникам и жестокость со стороны родителей. Растет число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Решающее значение в  правомерном или противоправном поведении подростка имеет его правовая воспитанность.

Школа, занимаясь подростковыми проблемами, направляет свои усилия на реализацию их правовых знаний. Программа позволяет объединить усилия специалистов школы  для создания условий по развитию проблемных детей и коррекции их поведения.

           Беспризорность, безнадзорность несовершеннолетних является одной из  значительных,    опасных проблем общества. На фоне современных политических, социальных и экономических реформ имеют место нарушения прав детей. Продолжают расти масштабы социального сиротства несовершеннолетних и жестокого обращения с ними. Приняло массовый характер  бродяжничество, безнадзорность и бездомность несовершеннолетних.   Ощущается острый дефицит милосердия, добра и любви в семье, на улице.

            Педагоги школы понимают, что все вышеизложенное возлагает на них большую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Школа старается максимально привлечь родительскую общественность к реализации данной профилактической программы, как заинтересованную в получении положительных результатов воспитания. В реализации данной программы обучающийся является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

         Данная программа направлена на  предупредительно-профилактическую работу со всеми обучающимися и родителями школы.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

           обеспечить единый комплексный подход к решению проблемы профилактики безнадзорности, правонарушений среди  несовершеннолетних, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения в подростковой среде и детско-родительских отношениях, суицидального поведения обучающихся

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Создать условия для благоприятной профилактической работы и эффективного функционирования системы профилактики.
  2. Сформировать у обучающихся потребность вести здоровый образ жизни.
  3. Защищать права и законные интересы несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Систематизировать антинаркотическую, антиалкогольную пропаганду среди обучающихся.
  5. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательного процесса в школе (родительская общественность,  ученическое самоуправление, педагогический коллектив).
  6. Привлечь  подростков к общественно-полезной, творческой деятельности и организовать их деятельность в свободное от учебы время.
  7. Организовать изучение психологического состояния подростка, особенностей его личного развития и поведения.
  8. Оказать психолого-педагогическую и правовую помощь несовершеннолетним и родителям (законным представителям).
  9.  Раскрыть потенциал личности.
  10. Осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, оказавшимся в ТЖС и оказывать помощь в охране их психофизического и нравственного здоровья.


УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Обучающиеся
  • Родители
  • Педагоги
  • Социально-психологическая служба
  • Администрация школы
  • Органы профилактики городского округа


                               ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

          ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

  1. Организационная работа.
  2. Организация контроля и мониторинга.
  3. Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей предметников, педагогов дополнительного образования.
  4. Профилактическая работа с обучающимися.
  5. Профилактическая работа с родителями (законными представителями).
  6. Профилактическая работа в микрорайоне.
  7. Профилактика употребления ПАВ
  8. Профилактика жестокого обращения в подростковой среде и детско-родительских отношениях.
  9. Профилактика суицидального поведения у обучающихся.

                                       


Организационная работа

Этот раздел  осуществляет комплекс профилактических мероприятий:

  • Формирование базы данных
  • Составление плана совместной деятельности школы с ОУУП и ПДН ОМВД МО ГО «Охинский» по профилактической работе
  • Анализ информации о положении детей в школе
  • Проведение ежегодных акций, операции «Подросток»
  • Заслушивание на административных совещаниях и совещаниях при директоре,  педсоветах  информацию об исполнении ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», о  нарушениях прав детей.

Организация контроля и мониторинга

Этот раздел позволяет решать такие задачи:

  • Совершенствование системы мониторинга и анализа состояния преступности и правонарушений, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних
  • Формирование и корректировка банка данных и своевременное его пополнение на выявление семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной поддержке, неблагополучные семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними
  • Выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы
  • Организация мониторинга здоровья обучающихся
  • Проведение рейдов в семьи, оказавшихся в ТЖС, имеющих несовершеннолетних детей
  • Анализ  занятости обучающихся во внеурочной деятельности (клубы, кружки, секции, детские объединения и т.д.)

Педагогическое просвещение классных руководителей, учителей предметников, педагогов дополнительного образования

Ключевой компонент этого раздела – учебно-просветительская работа классных руководителей, учителей предметников, педагогов дополнительного образования:

  • Семинар
  • Лекторий
  • Памятки
  • Психолого-педагогический консилиум
  • Педсовет

                         

Профилактическая работа с обучающимися

Этот раздел включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением:

  • Система классных часов
  • Общешкольные мероприятия
  • Индивидуальные беседы

 Их целью является -

  • Формирование у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности
  • Трудоустройство несовершеннолетних в течение учебного года и летний период и организация каникулярного отдыха детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации
  • Осуществление контроля посещаемости занятий, текущей успеваемости, посещения кружков, секций детьми из семей, находящихся в социально опасном положении
  • Привлечение детей, находящихся в ТЖС и состоящих на различных видах профилактического учета к классным и общешкольным мероприятиям.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями)

 Раздел предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи:

  • Система родительских собраний, лекториев
  • Общешкольных мероприятий с детьми и родителями
  • Работа Совета профилактики школы
  • Организация психологической консультативной помощи семьям
  • Выявление причин неблагополучия
  • Индивидуальная работа с родителями, группами родителей

               

Профилактическая работа в микрорайоне предполагает:

  • Проведение рейдов  в микрорайоне школы по пресечению фактов вовлечения подростков в совершение антиобщественной деятельности, а так же жестокого обращения детей друг к другу
  • Рейды по выявлению торговых точек микрорайона, продающих несовершеннолетним алкогольную и табачную продукцию

Профилактика употребления ПАВ

 Основные задачи и мероприятия:

  • Формирование положительной мотивации к ведению здорового образа жизни, умение управлять своим здоровьем, привитие чувства ответственности за свое здоровье
  • Организация выпуска рисунков, сочинений,  листовок на тему здорового образа жизни
  •  Проведение мероприятий и акций, направленных на формирование здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде
  • Организация бесед, классных часов о вреде алкоголизма, наркомании, табакокурения  и токсикомании.

                   

Профилактика жестокого обращения в подростковой среде, детско-родительских отношениях и образовательном учреждении

  • Организация предупредительно-профилактической деятельности и индивидуальной работы
  • Формирование положительного опыта воспитания
  • Формирование у обучающихся представлений об адекватном поведении
  • Организация просветительской работы для обучающихся и родителей (законных представителей)
  • Нахождение путей оптимального педагогического воздействия на детей и родителей (законных представителей)

Профилактика суицидального поведения  обучающихся

  • Организация предупредительно-профилактической деятельности и индивидуальной работы
  • Формирование самодостаточности у обучающихся
  • Определение ценностей в жизни
  • Формирование целей в жизни обучающихся
  • Формирование адекватной самооценки
  • Формирование профессиональной траектории развития
  • Поведение тематических классных часов и родительских собраний, круглых столов

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  1. Повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия.
  2. Сформировать у обучающихся жизненную позицию, образ жизни достойного человека.
  3. Улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
  4. Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям и другим формам негативного социального поведения, а также количество обучающихся стоящих на всех видах профилактического учета.
  5. Вовлечь детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и состоящих на профилактическом учете во внеурочную деятельность и общешкольные мероприятия.
  6. Выработать коммуникативные навыки для адаптации в социуме и утверждения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, среди сверстников.
  7. Организовать работу по педагогическому просвещению родителей (законных представителей) (информированность о законах, других нормативных и правовых документах).
  8. Организовать правовое просвещение детей.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации 2016-2020гг.

Содержание работы на этапах программы

Название этапа

Содержание работы

1 этап подготовительный 2016-2017уч.г.

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- Определение стратегии и тактики деятельности;

- Обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;

- разработки методик и рекомендаций для детей, учителей, родителей, направленной на профилактическую работу;

Поиск форм и методов вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность

2 этап внедрение

2017-2018 уч.г.

Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- использование в учебно-воспитательном процессе школы приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения

3 этап отслеживание и анализ результатов

2018-2019 уч.г.

- обработка полученной в ходе реализации программы информации;

- соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами

4 этап подведение итогов

2019-2020 уч.г.

- определение перспектив развития школы в данном направлении.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая программа клуба "Вместе"

Программа по по социальной дезадаптации, направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост.   ...

рабочая профилактическая программа Скажи стрессу НЕТ

Прграмма предназнаена для занятий с педагогами и учителями. Профилактика профессионального выгорания....

Сценарий профилактической программы. ««ВИЧ-страховка» еще не дана».

Данный материал подготовлен для беседы ко Дню борьбы со СПИДом. Данную беседу желательно сопровождать слайд-шоу по данной тематике....

Целевая профилактическая программа "Здоровые ростки"

Программа «Здоровые ростки» является профилактической, через неё реализуется постепенное, поэтапное сопровождение становления личности ребёнка, формирование позитивного отношения к своему здоров...

Профилактическая программа "Пятый класс - это класс!"

Данная программа способствует успешной адаптации пятиклассников, создавая ситуацию для развития социальной компететности....

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...

профилактическая программа "Система работы социального педагога"

в данной программе отражена система работы социального педагога в школе...