Диагностика межличностных отношений детей в семье. Технология социометрического материала.
статья (6 класс)

В данной статье представлены:

1. диагностика "Кинетический рисунок", при помощи которой можно изучить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, отношения в семье и роль ребенка в ней;

2. технология социаметрического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._primenenie_metodik_diagnost.docx46.96 КБ

Предварительный просмотр:

Применение методик диагностирования в деятельности социального педагога.

Кинетический рисунок:

Диагностика межличностных отношений детей в семье

Цель  выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

Тест КРС состоит из 2 частей:

  • рисование своей семьи,

  • беседа после рисования.

Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка,    отмечать    его    мимику,    жесты,    а    также    фиксировать

последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по

следующей схеме:

  1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи.

  1. Где работают или учатся члены семьи.

  1. Как в семье распределяются домашние обязанности.

  1. Каковы взаимоотношения с остальными членами семье

  • системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка.

Формальными особенностями рисунка считается:

  • качество линии рисующего,

  • положение объектов рисунка на бумаге,

  • стирание рисунка или его отдельных частей,

  • затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательными характеристиками рисунка являются:

  • изображаемая  деятельность  членов  семьи,  представленных  на

рисунке,

  • их взаимодействие и расположение,

  • отношение вещей и людей на рисунке.

  1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи.

Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание.

Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях.

Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может

свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

  1. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи.

  • наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку.

В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

  1. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только

  • семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы.

Бывают  дети,  многочисленные  отговорки  которых,  а  также  манера

прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится.

Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во

время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

  1. Для теста КРС разработана система количественной оценки.

Было выделено пять симтомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация

  1. Тревожность

  1. Конфликтность в семье

  1. Чувство неполноценности

  1. Враждебность в семейной ситуации.

Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1.

Общая  деятельность

всех

членов

0,2

семьи

2.

Преобладание людей на рисунке

0,1

3.

Преобладание всех членов семьи

0,2

4.

Отсутствие  изолированных

членов

0,2

семьи

1.Благоприятная  семейная

5.

Отсутствие штриховки

0,1

ситуация

6.

Хорошее качество линии

0,1

7.

Отсутствие

показателей

0,2

враждебности

8.

Адекватное распределение людей на

0,1

листе

9.

Другие возможные признаки

0,1

1.

Штриховка

0,1,2

2. Тревожность

2. Линия основания – пол

3

3.

Линия над рисунком

0,1

4.

Линия с сильным нажимом

0,1

5.

Стирание

0,1

6.

Преувеличенное внимание к деталям

0,1,2

7.

Преобладание вещей

0,1

8.

Двойные или прерывистые линии

0,1

9.

Подчеркивание отдельных деталей

0,1

10. Другие возможные признаки

0,1

1.

Барьеры между фигурами

0,2

2.

Стирание отдельных фигур

0,1

3.

Отсутствие основных частей тела у

2

некоторых фигур

4.

Выделение отдельных фигур

0,2

5.

Изоляция отдельных фигур

0,2

6.

Неадекватная  величина

отдельных

0,2

3. Конфликтность в семье

фигур

7.

Несоответствие

вербального

0,2

описания и рисунка

8.

Преобладание вещей

0,1

9.

Отсутствие  на

рисунке

некоторых

0,1

членов семьи

10. Член семьи, стоящий за спиной

0,2

11. Другие возможные признаки

0,1

1.

Автор  рисунка

непропорционально

0,2

маленький

4.Чувство

2.

Расположение

фигур

на  нижней

0,2

неполноценности

в

части листа

семейной ситуации

3. Линия слабая, прерывистая

0,1

4.

Изоляция автора от других

0,2

5.

Маленькие фигуры

0,1

6.

Неподвижная   по   сравнению

с

0,1

другими фигура автора

7.

Отсутствие автора

0,2

8.

Автор стоит спиной

0,1

9.

Другие возможные признаки

0,1

1.

Одна фигура на другом листе или на

0,2

другой стороне листа

2.

Агрессивная позиция фигуры

0,1

5.

Враждебность

в

3.

Зачеркнутая фигура

0,2

4.

Деформированная фигура

0,2

семейной ситуации

5.

Обратный профиль

0,1

6.

Руки раскинуты в стороны

0,1

7.

Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8.

Другие возможные признаки

Результат:

Например, ребенок нарисовал дедушку и бабушку. На рисунке каждый занимается своим делом, между ними большое расстояние и помещены различные предметы. Это говорит о низком уровне эмоциональных связей. Наиболее значимым человеком для ребенка является бабушка. Ребенок испытывает чувство незначительности. Мама для него является источником дискомфорта, переживаний и мучений. Проявляется отчужденность, нарушение общения со многими людьми.

На основе проведенных методик можно сделать вывод, что у ребенка наблюдается тревожность, страх, особенно по отношению к маме. Отсутствует стремление к лидерству. Адекватность самооценки, наличие семейной разобщенности, стремление к домашней защите, к общению. Высокий уровень тревожности, ребенку необходима коррекционная работа.

Технология социометрического исследования.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях

групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Социометрическая процедура.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может

быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

  • целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений.

  1. а) кого из своих товарищей в группе Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую,

вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

  1. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

  1. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты,

профорга и т. д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера? Примеры вопросов для изучения личных отношений.

  1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

  1. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

  1. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N– 1), где N – число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N–1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N–1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта

процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12–16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно

снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

  • настоящее время принято считать, что для групп в 22–25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4–5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N–1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику).

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

Тип

Критерии

Выбор

1

Работа

а)  Кого  бы  вы  хотели  выбрать  своим

бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим

бригадиром?

2

Досуг

а)  Кого  бы  вы  хотели  пригласить  на

встречу Нового года?

б) Кого бы вы не хотели пригласить на

встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько

вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое

Вероятность  случайного

ограничение d

выбора P(A)

5–7

1

0,20–0,14

8–11

2

0,25–0,18

12–16

3

0,23–0,19

17–21

4

0,22–0,19

22–26

5

0,22–0,19

27–31

6

0,22–0,19

31–36

7

0,21–0,19

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается

этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали – только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами –1, –2, –3 – тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо

подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (–3), во вторую – +2(–2), в третью – +1(–1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Иванов

+1

+2

+3

–1

2

Петров

+1

+3

+2

3

Сидоров

–1

+1

+2

+3

4

Козлов

+2

+1

+3

5

Соловьева

+2

+1

+3

–3

–2

6

Воробьева

7

Сорокин

+1

+3

8

Козаченко

+1

+3

+2

9

Яковлева

+2

+1

+3

–1

10

Шумская

+2

+1

+3

–1

Кол-во выборов

Кол-во баллов

Общая сумма

Примечание: + положительный выбор; – отрицательный выбор. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно

наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы

по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помо...

Межличностные отношения детей в ГПД

И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе продлённого дня разворачивается сложный и порой драматичный сценарий...

Проективная методика Кухаревой У.А. «Диагностика межличностных отношений»

Методическая разработка проективная методика "Диагностика межличностных отношений"....

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы.

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы....

Исследование межличностных отношений детей школьного возраста

Межличностные отношения приобретают особое значение для детей школьного возраста. В младшем школьном возрасте при общении со сверстниками активизируется познавательная предметная деятельность, формиру...

Диагностика межличностных отношений мужду подростками (6 "а" класс).

Межличностное общение в школе является непременным условием, которое либо способствует либо препятствует развитию личности, общего  интеллекта и криативности у наших подопечных. Межличностные отн...

Диагностика межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено)

Цель методики: диагностика межличностных отношений....