Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы.
статья на тему

Васильева Наталья Алексеевна

 

 

Коррекция межличностных отношений

детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Методы, формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_mezhlichnostnykh_otnosheniy.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция межличностных отношений

детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Методы, формы работы.

Ни когда в России не было столько проблем с воспитанием детей. В атмосфере безнравственности, захлестнувшей общество, попираются человеческие, культурные, национальные ценности и традиции. В масштабах государства это привело к утрате в среде молодого поколения моральных ориентиров, возросла преступность. Наша задача – помочь подросткам понять смысл существования, на основах любви и терпения построить отношения с детьми, добиться взаимопонимания, помочь сохранить в чистоте совесть и нравственность, добропорядочность и добросовестность, и вместе с тем выработать иммунитет против ложных идеалов и ценностей, вырастить детей здоровыми не только физически, но и духовно.

Самооценка ребенка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку и его успехам в различных сферах деятельности.

Важным моментом являются сознательная постановка многими детьми цели достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку реализовать ее. Сознательный контроль собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять своим поведением, исходя из принятого решения, намерения, поставленной долгосрочной цели.

Среди положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, - контактность, покладистость, доброта, преданность и исполнительность.

Для укрепления характера детей воспитателю рекомендуется:

  • Включение ребенка в совместную сюжетно – ролевую игру и деятельность, выполняя которую он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;
  • Выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого, что требует различного межличностного поведения;
  • Постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими людьми.

Разумеется, все это необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач межличностного плана к более сложным.

Методы работы

Почему мы становимся все более жесткими, а порой вредными, грубыми, обозленными? Многое объясняется тем, что семья ограничилась в размерах, стала малочисленной. В ней ощущается недостаток гуманистического опыта, т.е. навыков сотрудничества, терпения, уважения другого человека. В прежние времена этот опыт приобретался прежде всего в многопоколенной семье, где существовали различные по длине и содержанию «цепочки» родственных отношений. Контакты детей со взрослыми были непосредственным, интенсивными и разнонаправленными, поскольку дети параллельно общались с родными и двоюродными братьями и сестрами, старшими членами семьи разного пола и возраста.

Сладок миг борьбы – горьки его уроки.

Довольно быстро дети обнаруживают действенный способ облегчить свое положение – так управлять людьми, чтобы не позволить им пинаться. Еще заманчивее – выжимать из них ласку, добиваться поглаживаний. Как только такая установка складывается – а именно такая складывается чаще всего, - окружающие люди начинают восприниматься как средство удовлетворения собственных желаний. Они – инструменты, с которыми допустимо обращаться как с объектами.

Таким образом, борьба ребенку нужна для того, чтобы выжить в нашем мире. Несмотря на то, что со временем этот смысл теряет свою силу, мы все также самозабвенно продолжаем сражаться – теперь уже не столько за выживание, сколько против других.

Основные стратегии межличностной борьбы.

Принуждение – стратегия такова: стать сильнее – и дави. В этой логике есть два ключевых момента: 1) сила почитается в качестве главной ценности; 2) цель воздействия достигается прямым употреблением силового давления. Эта стратегия подавления, принуждения, доминирования.

Принуждение – это такой вид явно направленного на нас психологического воздействия. Которое подавляет нашу способность к сопротивлению. Это позволяет агрессору достигать цели, противоречащие нашим желаниям, намерениям и интересам, тем самым нанося нам определенный ущерб.

Уничтожение – если силы партнеров примерно равны, то велика вероятность того, что будет разыгрываться сценарий обмена пинками. Его логика такова: своего не добьюсь, зато другому насолю. Главная особенность этой стратегии – стремление ущемить в чем – либо своего противника, даже если это и не приближает к достижению собственной цели.

Манипулирование. Нередко возникают ситуации, когда открытое принуждение невозможно. Причины могут быть разные. Может быть не хочется выглядеть непривлекательным в глазах партнера или других людей – ведь принуждение все – таки осуждаемо. А может потому, что для принуждения не хватает сил. Или же в силу специфики требуемого поведения. Тогда прибегают к более изощренной стратегии, которая называется манипуляцией.

Среди детей встречаются такие, для которых борьба – родная стихия. Они чувствуют себя профессиональными бойцами, и находят массу удовольствия в самом процессе противоборства. Есть от чего – особое состояние души.

Человечество выработало моральные ценности, которые в аспекте межличностных отношений как раз и оставляют описание логики сотрудничества. Вспомним хотя бы фольклорные добродетели: уговор дороже денег, дружба превыше всего, добро добром откликается и т.д. через сказки ребенок усваивает эти ценности, учится быть терпимым, добрым способным сострадать и любить. Пусть, не сразу постепенно, но отношения между людьми все же развиваются в сторону перехода от борьбы к сотрудничеству.

Разумеется, в идеале взаимоотношения должны быть сориентированы на безусловное признание другого как самооценки, как уникальной целостности.

Конструктивный выход состоит в том, чтобы в первую очередь менять то, что нас чаще всего не устраивает – отношения с другим человеком. Лишь только ради этих новых отношений и стоит браться за изменение ситуации или самого себя.

Итак, установке на сотрудничество соответствует такая последовательность изменений:

  • По возможности точно обозначить, что именно нас не устраивает во взаимоотношениях («нас» - это меня и партнера);
  • Наметить возможные пути отношений: может быть удастся каким – либо образом изменить условия взаимодействия, или общую ситуацию; решить какой минимум изменений потребуется от нас, чему необходимо доучиться, чтобы обрести способность улучшать отношения.
  •  Внести требуемые дополнение в свое поведение и посмотреть, насколько при этом меняются отношения, устраивают ли нас появившиеся изменения.
  • Если нет, проблематизируем ситуацию повторно: какие затруднения возникают? Что же нас теперь не устраивает?

В таком случае придется обдумывать одновременно и за себя, и за партнера. Если хотя бы часть этих действий научиться выполнять, то можно считать, что достигнут очень хороший уровень партнерских взаимоотношений.

Наиболее эффективно взять за основу сотрудничество (как стратегию) и в ее рамках по мере необходимости использовать элементы борьбы (как тактические приемы). Последнее означает буквально следующее: ломать, да не все подряд. То есть не делать ничего такого, чтобы нанесло обиду партнеру или усилило его недоверие к вам – ничего, о чем придется сожалеть из-за чего извиняться.

Детские способы психологической защиты.

Простой и очень естественный способ защиты – бегство.

Второй способ защиты – агрессия, который может варьировать в пределах от буйства до тонкой иронии. Это насмешки, выпады, обвинения, крик, язвительные замечания, колкости, гневные тирады (пример сочетания бегства и агрессии – уход с громким хлопаньем дверью).

Агрессия не всегда свидетельствует о защите, она может быть также и свойством характера человека – агрессивностью.

Самый детский прием защиты – плач. Он призван остановить агрессора, разжалобить его, удержать от дальнейшего нанесения вреда. Гораздо чаще, чем явный плач, наблюдаются ослабленные его формы – хныканье, жалобы, ноющие интонации, вздохи, перехваты дыхания и т.п.

Четвертый способ – истерика, т.е., состояние, о котором говорят «понесло в разнос», «сорвался». Защитным его можно считать в той мере, в которой он разрушает всю угрожающую ситуацию (которая может быть, кстати, таковой лишь в восприятии).

А вот «закатила истерику» - это уже немного о другом. Здесь мы скорее наблюдаем грубую попытку повлиять на окружающих. Собственно говоря, все описанные виды защиты одновременно могут быть и способами оказания давления на других.

Все названные способы защиты в той или иной степени наносят разрушительный характер. Бегство и плач в большей степени разрушают самого человека, агрессия – других, истерика – все подряд.

Высший пилотаж в управлении другими – управление собой.

Часто способствовать управлять ситуацией прямо зависит от состояния, в котором мы в данный момент времени находимся. Оптимальное состояние должно:

  • Исключать эмоциональные «перехлесты», которые захватывают нас, лишают способности принимать взвешенные решения;
  • Обеспечивать свободу принятия решений, гибкость и подвижность выбора и мены управляющих действий;
  • Снижать свою податливость к нежелательному психологическому воздействию.

Эти требования прекрасно удовлетворяются, если мы перейдем в особый режим функционирования, представляющий собой сочетание трех позиций, трех состояний:

  1. Спокойствие, готовность к гибкому поиску путей к взаимопониманию. Охват широкого контекста: ваших долгосрочных, а не сиюминутных, интересов.
  2. Уважение к другому, призвание его права на ошибки, готовность помочь ему от них избавиться. Способность уступить там, где это не принципиально.
  3. Быть начеку, исполниться силой. Готовность к борьбе, мобилизация.

Состояние борьбы не должно захватывать вас полностью – иначе вы рискуете потерять контроль над собой и ситуацией.

Состояние сотрудничества, если вы останетесь только в нем, сделать вас, беззащитным перед атаками партнера.

Формы работы

Индивидуальные беседы, диспуты, игры, тренинги, викторины, анкеты, вопросы и ответы, игры – доказательства (суд над фактом), праздники, проектная, творческая, общественная деятельность, наблюдения, слайд – занятия, встречи, рассуждения, анализ, дизайн – проекты, практикумы, соревнования, актуальный разговор, часы развития, часы общения, информационные листы, лекции, решение логических задач, рассмотрение ситуаций, просмотры и обсуждение фильмов, ознакомительные беседы, открытые просмотры тематических подборок, саморазвивающие игры, советы профилактики, факты к размышлению, планирование своей деятельности, посещение выставок, музея и т.д.

Детям были предложены анкеты, где перечислялись человеческие поступки. Задание содержало в себе следующий смысл: по поступкам определить каков человек на самом деле и как эти поступки проявляются внешне. Ответы детей соответствовали норме. Из предложенных качеств большинству детей хотелось бы выработать в своем характере такие, как трудолюбие, терпение, милосердие, мужество, достоинство, творческое начало, решительность. С презрением дети относились к таким качествам, как трусость, подлость, эгоизм, слабость, гордыня.

При разработке индивидуального планирования я старалась отразить все стороны межличностных отношений. Это темы, затрагивающие самые разнообразные струны человеческой души, характера его сути. Многие темы интересны детям («Об ответственном отношении к алкоголю», «Факты вымирания нации» и т.д.), некоторые воспринимаются скептически («Диагностика нравственных приоритетов», «Недопустимость пустого, бессмысленного и тем более бесконтрольного досуга»), многие не воспринимаются вообще («Искренность», «Общение со взрослыми», «Образ жизни» и т.д.).

С целью вовлечения детей в общение по заданным темам стараюсь разнообразить формы работы, варьируя от сложного к простому и обратно, некоторые темы перекликаются, и получается своего рода «повторение пройденного материала», иногда «отдаю инициативу в руки детей», направляю и шлифую предложенное детьми. В конечном итоге получается очень даже не плохой результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная коррекция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

предлагаю вашему мниманию наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 11 до 18 лет, которые могут лежать в основе составления  психокоррекционных программ....

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данный материал может быть использован в работе социальными педагогами, педагогами-психологами в работе со специалистами образовательных учреждений, взаимодействующих с членами замещающих семей....

Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

Использование сказкотерапии как метода для формирования готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к проживанию в семье.

Сказкотерапия – это метод, использующий  сказочную форму для  коррекции  эмоциональных и поведенческих нарушений,  интеграции личности,  формирования   навыков...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...