Методическая разработка. Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Дорога жизни»".
методическая разработка

Боженова Юлия Анатольевна

Долгосрочная программа для средней общеобразовательной школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Программа рассчитана на пять лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_let_programma.docx51.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

ПРОГРАММА

Профилактика безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних «Дорога жизни» и государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Автор программы: Боженова Юлия Анатольевна

                                                                                                   

                                                                                             

Паспорт Программы

Наименование Программы

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних « Дорога жизни».

Период реализации Программы

2018 – 2022 учебные гг.

Цели Программы    

Создание условий для предупреждения и профилактики девиантного поведения и правонарушений обучающихся.

Задачи Программы

  1. Выявление обучающихся, склонных к девиантному поведению, совершению правонарушений.
  2. Определение причинно-следственной связи между девиантным поведением ребенка и условиями его жизни и воспитания.
  3. Социальная абилитация  обучающихся с девиантным поведением в школьном коллективе.
  4. Привлечение законных представителей обучающихся к сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе.  
  5. Предупреждение нарушений Устава и правил внутреннего распорядка школы.
  6. Оказание социально-педагогической помощи семьям в трудной жизненной ситуации.
  7. Организация условий для коррекции поведения ребенка, его успешной самореализации и повышения    самооценки.
  8. Формирование у детей положительной мотивации к обучению, участию в жизни класса и образовательной организации.
  9. Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников, формированию нравственных качеств, активной гражданской позиции.
  10. Обеспечение координации  между обучающимися, родителями и  педагогами в работе по коррекции деструктивного поведения ребенка( подростка).

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение числа обучающихся, с девиантным поведением.
  2. Уменьшение числа межличностных конфликтов в школьном коллективе.
  3. Отсутствие нарушений Устава и правил внутреннего распорядка школы
  4. Успешная самореализация и повышение самооценки обучающихся, склонных к совершению проступков
  5. Повышение уровня успеваемости обучающихся
  6. Отсутствие пропусков занятий по неуважительной причине у обучающихся.
  7. Повышение уровня воспитанности  обучающихся.

Участники Программы

Педагогический коллектив Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

 Средняяобщеобразовательная школа № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и  обучающиеся и их семьи.

Объект деятельности

Обучающиеся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

 Средняя общеобразовательная школа № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Предмет деятельности

Система мер, направленных на предупреждение совершения правонарушений обучающимися Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Кадровое обеспечение

 Директор учреждения, заместитель директора по воспитательной работе, педагоги, руководитель ОДОД, руководители кружков и секций, социальный педагог, психолог.

 

Нормативно-правовая база

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989); закон «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» от 16 мая 2007 г.,
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ;
  • Семейный кодекс  Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18 декабря 2006 г.);
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 г
  • Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (с изменениями на 26 декабря 2014 года)
  • Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (Глава 20. преступления против семьи и несовершеннолетних)
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями от 18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г.).
  • Положение о внеурочной деятельности.
  • Программа развития на 2016-2020 гг. Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Нормативно-правовая база школьного уровня

  • Устав ГБОУ СОШ № 314
  • «Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в ГБОУ СОШ № 314»
  • Локальный акт «Положение о постановке на внутришкольный учет и снятие с учета».
  • Локальный акт «Положение о Совете профилактики».
  • «Положение о межведомственном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении».
  • Должностная инструкция социального педагога ГБОУ СОШ № 314.
  • Правила внутреннего распорядка для обучающихся  ГБОУ СОШ № 314.
  • Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования.
  • Положение о повышении квалификации педагогических работников.
  • Положение о поощрении обучающихся.
  • Положение о порядке применения к обучающимся и снятие с обучающихся мер дисциплинарного взыскания.

Условия реализации Программы

Наличие свободного класса или кабинета для проведения индивидуальных профилактических бесед, наличие материально-технической базы (компьютер, принтер, фотоаппарат, информационные стенды, расходные печатные и канцелярские материалы), наличие методическое обеспечение (брошюры, методические пособия), наличие  кадрового состав участников Программы, наличие актового зала для проведения мероприятий.

Система

организации

контроля

за исполнением

Программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и ее разработчики.

Разработчик

Программы

Социальный педагог Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, Боженова Юлия Анатольевна.

                                                         

     Этапы реализации Программы.

Название этапа

Направления работы

I этап -

Подготовительный.

Разработка

Программы.

2018-2019 учебный год

  • изучение нормативно - правовой базы;
  • определение стратегии и тактики деятельности;
  •  укрепление межведомственного сотрудничества;
  • обобщение имеющегося опыта работы,
  • внедрение  методик и проведение в школе социологического исследования обучающихся, педагогов, родителей ,направленного на профилактику правонарушений;
  • поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность и участие молодежных общественных объединениях.

II этап –

Внедрение.  

Реализация Программы.

2018-2022 учебный год

  • оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся « группы риска и  их семьям;
  •  использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся активной жизненной позиции,  и нормального  стиля поведения.

III этап.

Анализ эффективности Программы.

2019-2022 учебный год

  • обработка  полученной в ходе реализации программы информации; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и  задачам;

определение перспектив развития школы после реализации Программы.

Пояснительная записка

Сегодня вместе с позитивными изменениями, происходящими в стране, продолжаются процессы, характеризующиеся негативными тенденциями. Углубляется социальная дифференциация людей, усиливается конфликтность, удерживается тенденция увеличения числа семей «группы риска», повышается число несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность. Современный политический и социально-экономический фон часто оказывает негативное воздействие на подростковую среду, нередко провоцируя в ней рост преступности.

Профилактика правонарушений среди подростков – важная социальная задача. На ее решение сосредоточены усилия государственных органов, органов местного самоуправления, и, конечно, органов внутренних дел. Особое место в этой работе отводится подразделениям по делам несовершеннолетних (ОДН), которые на основе закона осуществляют широкий сектор профилактических мер. В их основе – выявление фактов противоправных поступков детей и подростков, а также причин и условий, порождающих неадекватной поведение несовершеннолетних.

Профилактика правонарушений среди подростков включает в себя комплекс мер. Этот комплекс объединяет в себя не только усилия различных инстанций и учреждений, совокупность различных мер по организации педагогической помощи подросткам их родителям, но и различные виды работы с подростками во времени, в зависимости от их возраста, степени развития, индивидуально-психологических особенностей и других факторов роста и развития, необходимых для этого условий. 

Наличие программ по профилактике правонарушений в образовательных учреждениях давно уже стала неотъемлемой  частью воспитательного процесса. Реализуя данную программу, мы формируем правильное мировоззрение на  жизненные ценности, культуру здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, и осознанное сопротивление к совершению правонарушений.

К наиболее частым отклонениям в поведении обучающихся относятся: невоспитанность, апатичность, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава и правил внутреннего распорядка школы. ОО. Причины такого поведения могут быть следствием самых разнообразных событий и  ситуаций, с которыми сталкивается ребенок. Это могут быть:

  • разногласия в подходах к  обучению, воспитанию  родителей и педагогов;
  • низкая самооценка ребенка себя как личности ( не уверенность в собственных силах):
  • недостаточный  уровень  психолого-педагогической образованности родителей;
  • низкий уровень культуры, отсутствие моральных и этических норм;
  • социальное неблагополучие родителей;
  • дисгармония отношений между родителем и ребенком;
  • дисгармония в отношениях между членами семьи.

     Переживая подобные события, или оказавшись в одной таких ситуаций ребенок наиболее   склонен к проявлению деструктивного поведения и совершению правонарушений  и следовательно должен являться объектом повышенного внимания со стороны субъектов

системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.  

В целях предотвращения ситуаций, когда деструктивное (девиантное ) поведение ребенка ведет к совершении правонарушений была разработана данная программа.

Формы работы:

  1. Консультация.
  2. Беседа.
  3. Классные часы.
  4. Круглый стол.
  5. Диспут.
  6. Игры (игры-путешествия, дидактические, рекреационные).

Методы работы: диагностика (опрос, анкетирование, тестирование), убеждение, сотрудничество.

Понятия, употребляемые в программе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Девиантное поведение -  это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении  – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (сокращённо КДН , далее «комиссии») являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Отдел по делам несовершеннолетних (ОДН УМВД  или ПДН), это подразделение полиции, которое проводит профилактическую работу по предупреждению и выявлению случаев правонарушений несовершеннолетних.

Сокращенные названия и аббревиатуры, используемые в программе

КДН – комиссия по делам несовершеннолетних

ВШК – внутришкольный контроль.

ОДОД – отделение дополнительного образования детей.

СПб ГБУ СОН ЦСПСиД - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям. 

ОДН ОУУП и ПДН УМВД -  отдел участковыхуполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних .

СПб ГУП «ИМЦ» - информационно-методический центр.

 ГБУ ДО ЦППМСП - Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центрпсихолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

СПб АППО - Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Содержание Программы

Программа реализуется в трех направлениях:

  • организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
  • диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей

(подростков) в системе внутрисемейных отношений, выявление случаев девиантного поведения подростков,  дисгармонии межличностных отношений обучающихся с педагогами школы.

  • профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками девиантного поведения и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, участия во внеурочной деятельности и мероприятиях детско-юношеских общественных движениях. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками девиантного поведения состоит в содействии сознательному выбору                воспитанником своего жизненного пути.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя  пять  блоков.

  • Диагностический блок.  Наблюдение за обучающимися  различных социальных групп: «группа риска»; многодетные; опекаемые; неполные семьи; состоящие на внутришкольном учете; находящихся в социально-опасном положение; совершившие  правонарушения. Выявление обучающих, склонных к девиантному поведению. Выявление уровня знаний обучающихся о последствиях употребления ПАВ, ответственности за совершенные правонарушения, способах урегулирования межличностных конфликтов, профилактике заболевания ВИЧ/СПИД.
  • Методический блок. Организации методической помощи классным руководителям в работе с подростками  девиантного поведения. Изучение методической литературы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся и их семей. Повышение уровня знаний в работе с обучающимися, родителями, педагогами, субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Изучение законов, нормативных актов, используемых в рамках социально-педагогической деятельности.
  • Информационно-просветителький блок. Взаимодействие с участниками образовательного процесса. Работа с родителями, обучающимися, педагогами направленной на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекции девиантного поведения
  • Профилактический блок. Взаимодействие с субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с целью предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних. Обследование жилищно-бытовых условий семей «группы риска». Социально-педагогическое сопровождение семей «группы риска». Организация занятости обучающихся с деструктивным (девиантным ) поведением и обучающихся « группы риска»  в каникулярный период Участие обучающихся в кружках, секциях  и молодежных объединениях.
  • Законно-охранный блок . Представление на комиссии по делам несовершеннолетних интересов обучающихся и их родителей. Консультации по видам социальной поддержки многодетным,  малоимущим, опекаемым семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в социально-опасном положении. Сбор и выдача льготных проездных документов.

Планируемые результаты программы « Дорога жизни» по блокам.

Блоки программы

Результат деятельности

Диагностический

  • создание банка данных по учащимся и семьям «группы риска»
  • выявление наиболее часто совершаемых видов правонарушений, совершаемых обучающимися
  • разработка комплекса мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений обучающихся в конкретном ОУ на основе имеющихся данных.

Методический

  • повышение уровня знаний педагогов и родителей в области детской педагогики и психологии
  • повышение уровня юридических знаний педагогов и родителей и обучающихся.

Информационно-просветительский

  • поднятие популярности  здорового образа жизни у обучающихся
  • умение обучающихся самостоятельно разрешать межличностные конфликты
  • уменьшение количества правонарушений, совершаемых обучающимися
  • поднятие популярности кружков и секций ОДОД ГБОУ СОШ № 314
  • расширение направлений внеурочной деятельсти с учетом работы, проводимой по профилактике правонарушений, привлечение к участие в ней обучающих « группы риска»
  • популяризация «Российского движения школьников» среди обучающихся «группы риска», привлечение их к участию в  нем.
  • сведение к минимуму количества курящих обучающихся
  • сведение к минимуму случаев употребления обучающимися ПАВ
  • сведение к минимуму несчастных случаев, случаев травматизма учащихся

Профилактический

  • своевременное выявление случаев нахождения детей в социально-опасном положении
  • снижение к минимуму случаев пропуска занятий без уважительной причины обучающимися
  • своевременное направление семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на сопровождение к субъектам системы профилактики правонарушений и социальные центры.
  • положительная динамика снятия с учета субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся ОУ и внутришкольного учета.

Законно-охранный

  • обеспечение семей обучающихся льготными проездными билетами
  • помощь в объективном  расследование случаев правонарушений, совершенных обучающимися ( исключения варианта ошибки в определении виновности или степени вины несовершеннолетнего
  • защита в судах, заседаниях КДН законных прав обучающихся.

Критерии отслеживания эффективности программы «Дорога жизни»

Общая оценка эффективности программы

  • сокращение числа обучающихся « группы риска».
  • положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОДН ОУУП и ПДН УМВД,  внутришкольном контроле.
  • уменьшение случаев нарушения Устава и правил внутреннего распорядка школы.

Отслеживание эффективности мероприятий программы

  • положительная динамика по итогам проведение анкетирования, опросов, тестирования.
  • положительная оценка уровня   вовлечённости участников образовательного процесса в мероприятия программы.

Конечный результат реализации программы

  • сокращений числа правонарушений обучающимися школы.

Мероприятия программы «Дорога жизни».

Мероприятия

Аудитория

Сроки

Организаторы мероприятия

  1. Диагностический блок

1.

Составление социального паспорта школы. Выявление социально не защищенных семей.

1- 11 классы

Сентябрь

Социальный  педагог,

классные руководители

2.

Мониторинг занятости обучающихся, состоящих на ВШК,  во внеурочное время (посещение кружков, секций, направлений внеурочной деятельности).

Обучающие состоящие на ВШК и ОДН ОУУП и ПДН УМВД

В течение года

Руководитель ОДОД, классные руководители, социальный педагог.

4.

Наблюдение за учащимися  различных социальных групп (состоящие на учёте ВШК, многодетные, опекаемые и т.д.).

1-11 классы

В течение года

Зам.директора по ВР,

социальный педагог, психолог

5.

Проведение диагностических исследований  среди обучающихся про направлениям:   внутришкольное насилие, потребление ПАВ, уровень воспитанности, социальная адаптация в коллективе, риск проявления девиантного поведения,  уровень юридической грамотности в вопросах права и ответственности за совершенные правонарушения.

1-11 класс

В течение года

Зам.директора по ВР,

социальный педагог, психолог

6.

Сбор сведений о занятости обучающихся, состоящих на всех видах контроля  в каникулярный период.

1-11 класс

В течение года

Зам.директора по ВР,

социальный педагог

Мониторинг  посещения и успеваемости  учащихся школы. Выявление случаев пропусков занятий без уважительной причины.

  1. 11 класс

1 раз в четверть

Зам.директора по УВР, классные руководители,

социальный педагог

7.

Диагностика уровня воспитанности учащихся.

Выборочно классы начальной, средней, старшей школы.

Январь

Социальный педагог

Выявление и поддержка обучающихся,

нуждающихся в соц.защите.

  1. 11 класс

В течение года

Социальный педагог

2. Методический блок

1.

Организация методической помощи классным руководителям в работе с подростками  девиантного поведения.

Педагоги ОУ

В течение года

Социальный педагог

2.

Изучение методической литературы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся и их семей.

Сотрудники воспитательной службы ОУ

В течение года

Социальный педагог, психолог

3.

Индивидуальные консультации с  методистами  ГБУ ДО ЦППМСП центра. Участие в   районных  МО социальных педагогов.

Сотрудники воспитательной службы ОУ

По графику ИМЦ

Зам.директора по ВР,

социальный педагог, психолог

4.

Участие в межрегиональных городских, районных конференциях, совещаниях, форумах, собраниях.

Сотрудники воспитательной службы ОУ

В течение года

Зам.директора по ВР,

социальный педагог, психолог, педагог-организатор

5.

Обучение на курсах повышения квалификации  для социальных педагогов(обучение по программе дополнительного профессионального образования).

Специалисты СПб ГУП «ИМЦ» Фрунзенского района, СПБ АППО.

1 раз в три года

Социальный педагог

3. Информационно-просветительский блок

1.

Проведение классных часов « Ложные вызовы и их последствия».

1-4 классы

Сентябрь - Октябрь

Социальный педагог

2.

Проведение классных часов « Этика и правила поведения в школе. Забытые истины».

      2- 3 классы

Октябрь - Декабрь

Социальный педагог

3.

Проведение классных часов по

информационной безопасности детей и подростков в сети интернет.

8 – 9 классы

Сентябрь

Социальный педагог

4.

Проведение классных часов  по темам:  безопасное поведение школьников в общественных местах, в том числе, на транспорте (зацеперы);

- о мерах по предупреждению детского травматизма - электробезопасность на энергообъектах;

- о безопасном селфи.

   8- 11классы

Октябрь

Социальный педагог

5.

Проведение мероприятий по профилактике межличностных конфликтов между обучающимися. Классные часы « Медиация - древнее искусство!».

Выборочно по классам младшей и средней школы

По мере необходимости

Социальный педагог

6.

Проведение  мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности личности обучающихся (толерантность) в том числе детей мигрантов, с включением вопросов, связанных с изучением культуры и традиций Российского государства.

8-11 классы

Ноябрь

Социальный педагог

7.

Проведение профилактических мероприятий: по формированию правовой культуры учащихся и их родителей (законных представителей). Проведение классных часов, бесед, круглых столов, дискуссий по темам: «Я и мое право»,  «Твоя правовая ответственность», «Конституционные права и обязанности граждан», «Административная и уголовная ответственность за совершение противоправных деяний».

4 – 9 классы

Ноябрь

Социальный педагог

8.

Проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни обучающихся и их семей. Классные часы и беседы «Я выбираю здоровый образ жизни!».

Выборочно  классы младшей, средней  и старшей школы.

Март

Социальный педагог

9.

Проведение мероприятий по первичной профилактике наркомании с обучающимися.  Круглый стол «Моя реклама против наркотиков. Творческая мастерская социальной рекламы».

         9 – 10 классы

Апрель

Социальный педагог

10.

Беседы и классные часы по темам: «Куда обращаться, если случилось несчастье?», «Круг доверия».

  1. 4 классы

Май

Социальный педагог

11.

Проведение мастер-классов и классных часов  по пропаганде семейных ценностей: « Новогодние традиции моей семьи»,  « Снежинка счастья».

Выборочно классы младшей школы

Декабрь

Социальный педагог

11.

Индивидуальные профилактические беседы с обучающимися о необходимости соблюдения Устава и правил внутреннего распорядка ОУ.

Обучающиеся, нарушающие Устав и правила внутреннего распорядка ОУ

В течение года

Социальный педагог

12.

Привлечение   родителей к участию  в районных и городских, школьных  собраниях, конференциях:

- «Профилактика алкоголизма и пьянства в молодёжной среде»;

- «Профилактика курения и наркомании среди несовершеннолетних»;

- «Здоровый образ жизни в семье – счастливое будущее детей»;

- «Профилактика и предупреждение потребления ПАВ».

Родители обучающихся  в ОУ

В течение года

Зам.директора по ВР,

социальный педагог

Консультации родителей по вопросам коррекции девиантного поведения ребенка (подростка).

Родители обучающихся ОУ

В течение года

Социальный педагог,

психолог

Разъяснительная работа по решению межличностных конфликтов между участниками образовательного процесса через службу медиации.

Родители обучающихся ОУ

В течение года

Зам.директора по ВР,

социальный педагог

Информирование родителей о состоянии преступности в районе, наиболее частых правонарушениях совершаемых обучающимися и ответственности родителей за воспитание детей.

Родители обучающихся ОУ

По графику проведения родительских собраний и Дней открытых дверей

Зам.директора по ВР,

социальный педагог

Организация информационных стендов по вопросам мер, касающихся социальной поддержки и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Родители обучающихся в ОУ

В течение года

Социальный педагог

Консультации педагогов ОУ по социальным вопросам.

Педагоги ОУ

В течение года

Социальный педагог

Информирование педагогического коллектива: о результатах работы Совета по профилактике, результатах диагностических исследований среди обучающихся,  рейдов, проверок, проводимых воспитательной службой в школе.

Педагоги ОУ

Согласно графику совещаний педагогического совета

Социальный педагог

Информирование педагогического коллектива об изменениях в законодательной базе, регламентирующей работу педагогов с обучающимися и их семьями.

Педагоги ОУ

По мере поступления информации

Социальный педагог

4. Профилактический  блок

1.

Обмен информацией (характеристики,  информационные сообщения, запросы.) по  обучающимся и их семьям.

Субъекты системы 

профилактики

 безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, органы опеки и попечительства МО, образовательные учреждения, центры социально сопровождения семей.

По мере необходимости

Социальный педагог

3.

Совместные обследования условий жизни, детей находящихся в СОП, состоящих на ОДН  и ПДН УМВД и ВШК.

Семьи обучающихся в ОУ

В течение года

( по необходимости)

Социальный педагог, классные руководители,

специалисты ГБУ ЦСПСиД, инспектора, ОДН ОУУП и ПДН УМВД, представители органов опеки и попечительства

7.

Проведение процедуры медиации между участниками образовательного процесса.

Обучающиеся, педагоги, родители обучающихся.

По мере необходимости

Социальный педагог, специалисты службы медиации ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района

Организация Совета по профилактике правонарушений ОУ.

Администрация ОУ, педагоги ОУ, обучающиеся ОУ, родители обучающихся в ОУ

2 раза в течение года

Директор,

зам.директора по ВР,

социальный педагог, психолог, классные руководители

Организация занятости обучающихся «группы риска» в течение учебного года и в каникулярный период.

  • занятия в театральной студии

 « Сказочный ларец»;

  • участие  обучающихся в мероприятиях Российского движения школьников;
  • устройство обучающихся на профилактические смены в  детские лагеря.

Обучающиеся средней и старшей школы

В течение года

Социальный педагог

4.  Законно-охранный блок

Представление интересов обучающихся и их семей на КНД.

Члены КДН, обучающиеся ОУ и их родители

По графику заседаний КДН

Социальный педагог

Сбор документов,

оформление и выдача

льготных проездных

билетов.

Семьи обучающихся в ОУ

Сентябрь

Социальный педагог

Присутствие при

проведении опросов и

бесед несовершеннолетних

инспектором, ОДН ОУУП и ПДН УМВД, работниками полиции,

а также иных

субъектов

профилактики.

Сотрудники ОДН и ПНД УМВД, специалисты субъектов профилактик системы

 профилактики

 безнадзорности и 

правонарушений несовершеннолетних, обучающиеся в ОУ

По мере необходимости

Социальный педагог, психолог

Список используемой литературы:

  1. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. — М., 2000.
  3. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
  4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону, 2006.
  5. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
  6. Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.
  7. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
  9. Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.
  10. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000.
  11. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая программа социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «SOS»

Подпрограмма «SOS» направлена на развитие и совершенствование системы социально-педагогической деятельности  в МОУ.  Программа предполагает совместную деятельность  школы, специали...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".

Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать   условия   для   эффективного...

Методическое пособие «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»

Пособие может быть использовано в деятельности руководителей и специалистов сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для работы с детьми и семьями групп социального риска ...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "На пороге ЖИЗНИ!"

Цель программы:Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, на...

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе

Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...