Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "На пороге ЖИЗНИ!"
проект

Шубникова Гыльнара Нурулловна

Цель программы:

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие. (Просоциальное поведение, или «добровольное поведение, призванное приносить пользу другому человеку» — это социальное поведение, которое «приносит пользу другим людям или обществу в целом». Примером просоциального поведения является оказание помощи, совместное пользование, дарение, сотрудничество и добровольная работа)Основные задачи программы:

1.    Формировать у обучающихся знания и систему представлений о правовом и политическом устройстве   общества.

    2. Создавать условия для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения.

    3. Формировать у обучающихся толерантность.

    4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.

    5. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним.

    6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

    7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

    8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profioaktika_na_poroge_zhizni.docx762.68 КБ

Предварительный просмотр:

Районный  конкурс программ /проектов по профилактике среди несовершеннолетних в муниципальных образовательных  организациях

Советского района в 2020 году.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

https://cloud.prezentacii.org/19/01/119247/images/screen1.jpg

Программа

 по профилактике безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних

«На пороге ЖИЗНИ!»

Автор составитель:

Огребчук Т.С.,

заместитель директора

по воспитательной работе.

Шубникова Г.Н.,

социальный педагог 

декабрь, 2019г

г. Советский.

Информационная карта

Программы «НА ПОРОГЕ МЖИЗНИ!» (далее проект).

1.Паспорт   Программы.

Наименование Программы

Программа по профилактике безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних

«На пороге ЖИЗНИ!»

Цель Программы

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие. (Просоциальное поведение, или «добровольное поведение, призванное приносить пользу другому человеку» — это социальное поведение, которое «приносит пользу другим людям или обществу в целом». Примером просоциального поведения является оказание помощи, совместное пользование, дарение, сотрудничество и добровольная работа)

Основные задачи Программы.

  1. Формировать у обучающихся знания и систему

представлений о правовом и политическом устройстве   общества.

2. Создавать условия для обучения учащихся приемам

безопасного и ответственного поведения.

3. Формировать у обучающихся толерантность.

4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих

развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.

5. Оказывать социально-психологическую и

педагогическую помощь несовершеннолетним.

6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в

социально-опасном положении.

7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.

Сроки реализации Программы

2019гг (декабрь) -  2021гг ( январь)

Основные участники Программы.

1. Педагогический коллектив школы.

2. Обучающиеся 1-11 классов.

3. Родители (законные представители) обучающихся

4. Совет отцов

5. Волонтеры

7. Общешкольный родительский комитет

6. Муниципальные учреждения и ведомства системы профилактики.

Нормативно-правовое обеспечение Программы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Семейный кодекс РФ.

4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

5. Закон РФ «Об образовании».

6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.

9.Муниципальный регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних.

10. Устав МОУ «СОШ №1 г. Советский».

11. Локальный акт «Положение о правилах внутреннего распорядка обучающихся».

12. Локальный акт «Положение о Совете профилактике».

Кадровое обеспечение Программы.

  • директор МБОУ «СОШ №1» .г. Советский »
  • заместитель директора по ВР;
  • педагоги;
  • совет Профилактики;
  • методическое объединение классных руководителей;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог:
  • педагог-организатор,
  • органы ученического самоуправления;
  • родители (законные представители);
  • библиотекарь;
  • родительские комитеты школы;
  • Совет отцов;
  •  волонтеры
  • Школьный Пресс-центр

Ожидаемые результаты Программы.

- Отсутствие факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.

- Снижение  фактов для постановки на учет в КДН и ЗП несовершеннолетних.

- 100%; вовлечение обучающихся  школы  во внеурочную деятельность и дополнительное образование, а именно: в различные  конкурсы , олимпиады, соревнования, форумы, семинары, круглые столы и других мероприятиях.

- Сформированный образ выпускника школы, как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами, имеющий твердое убеждение  сказать «НЕТ!»

- Высокий уровень медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.

Система организации контроля

за исполнением Программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляют её разработчики и основные исполнители.

II. Пояснительная записка.

Человек не может жить на свете,

Если у него нет впереди ничего радостного.

Истинным стимулом человеческой жизни

Является завтрашняя радость.

|Макаренко А.С.|

           «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении». Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

          Сегодня, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют антиобщественным и противоправным действиям подростков с целью последующих поисков методов и средств их устранения. С позитивными изменениями в обществе, протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков.

             Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних  является социальная неустроенность несовершеннолетних, неблагополучие в семьях, отсутствие материальных средств и возможности трудоустроиться. Характеризуя семьи,   относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных    факторов:

  • социально-экономические факторы    (низкий материальный уровень жизни семьи,     нерегулярные доходы,   плохие жилищные условия.);
  • медико-социальные факторы   (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
  • социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная,  семьи с повторным браком и сводными детьми);
  • социально-психологические факторы (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями   супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности  родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
  • наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение   социальных отклонений в   поведении детей,     рождают беспризорность   и   преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания    всех субъектов  профилактики.

     Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать – значит показать, а вести за собой – значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется  идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути  к девиантному  образу жизни.

           Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и  помочь ему, необходимо  организовать определенную  работу, найти свой подход в решении данной  проблемы,   использовать  те   методы,    которые будут эффективны  для  каждой отдельно школы.

            Проблема ( Проект) правового  воспитания  ребенка  остается  актуальной   в  современной  школе. Именно   здесь  происходит   становление  интересов  и  ценностных  ориентаций  человека. Особое  внимание  необходимо  уделить  детям  подросткового   возраста, так  как  в  этом  возрасте   активно  формируется  мировоззрение, ребенок  подвержен  влиянию  окружающих  его  людей. Этот  факт  подтверждает  и  статистика,  поскольку   в  волну   преступности   чаще   всего  оказываются  втянутыми   несовершеннолетние.

            Данная  программа ( Проект) направлена  на  работу   со  всеми  обучающимися  школы, предполагает   как  первичную  профилактику, так  и работу   с  детьми  девиантного  поведения.

          Программа (Проект)  имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.

2.1.Цели и задачи Программы( Проект).

Целью Программы (проект) является: создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.  

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся знания и систему представлений о правовом и политическом устройстве   общества.
  2. Создавать условия для обучения учащихся приемам безопасного и ответственного поведения.
  3. Формировать у обучающихся толерантность.
  4. Принимать меры общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих  развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время.
  5. Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним.
  6. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
  7. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
  8. Противодействовать экстремистским проявлениям в подростковой и детской среде.
  9. Создать благоприятный психолого-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
  10. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
  11. Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9.        Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.

2.2.Понятия, употребляемые при  работе:

•        несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет;

•        безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей;

•        беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места

пребывания;

•        несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо,

которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

•        семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,

находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или

иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих

обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;

•        индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

•        асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных и противоправных норм;

•        девиантное поведение -  отдельный поступок или система поступков, активно направленных на нарушение норм и требований социальных институтов;

•        просоциальное поведение - деятельность человека, которая осуществляется ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Является противоположностью антисоциальному поведению;

•        аддиктивное поведение – пагубная привычка, пристрастие поведение, связанное со злоупотреблением алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, до возникновения психической и физической зависимости.

III.Срок реализации Программы.

2019гг (декабрь) -  2021гг ( январь)

IY. Механизм реализации Программы.

Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается    в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:

  • сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
  • междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
  • широкий спектр различных видов деятельности, направленных   как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
  • особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.

Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций ( блоков)

4.1. Организационная работа.  Работа с педагогическим коллективом.

направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

4.2.Диагностическая работа.

предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Ожидаемый результат:

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
  • получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
  • получение информации о состоянии здоровья учащихся;
  • высокий уровень воспитанности обучающихся 1-11 классов.

4.3.Профилактическая работа с обучающимися.

включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,

общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка.  Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Ожидаемый результат:

  • устойчивая  положительная  жизненная  позиция  несовершеннолетних;
  • отсутствие или уменьшение количества обучающихся, имеющих вредные привычки;
  • увеличение количества детей, участвующих в социально-ориентированных проектах, добровольческих акциях, волонтёрском движении, молодежных форумах и слетах;
  • отсутствие или уменьшение количества детей, поставленных на учет в МКДНиЗП.ОДН;
  • высокая активность обучающихся в организации и проведении мероприятий, способствующих повышению правовой компетентности

4.4.Профилактическая работа с родителями (законными представителями).

предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Ожидаемый результат:

  • создание приоритетного родительского воспитания;
  • организация педагогического просвещения родителей; 
  • построение демократической системы отношений детей и взрослых;
  • отсутствие или уменьшение социально-неблагополучных семей;
  • высокая активность участия родителей в профилактических мероприятиях, организуемых педагогическим коллективом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".

Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать   условия   для   эффективного...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении....

ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год

Программа  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Не отнимай у себя завтра»

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

Долгосрочная целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Цели программы:- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;- создать   условия   для   эффективно...

Методическая разработка. Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Дорога жизни»".

Долгосрочная программа для средней общеобразовательной школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Программа рассчитана на пять лет....