ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
материал на тему

Величко Ирина Юрьевна

ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

г. Пыть-Ях

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 6

СОГЛАСОВАНО:                                                                Утверждено приказом № 602-о

на методическом совете

МБОУ СОШ №6                                                                   от 29.08.2014 г.

Протокол 1

«______»____________2014 г.

Председатель МС

_____________ Л.А. Бондаренко                                                                            

ПРОГРАММА

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ СОШ №6  

Разработчики:

 Величко Ирина Юрьевна – социальный педагог

Суслова Дарья Викторовна – социальный педагог

г.Пыть-Ях

2014 г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

Социальный педагог Величко И.Ю., Суслова Д.В.

Цель программы

  • формирование в МБОУ СОШ №6 единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.

Сроки реализации программы

2014-2017 гг.

Исполнители программы

Педагогический коллектив школы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • Активизация деятельности школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и других форм негативного социального поведения.
  • Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
  • Максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушение прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

     Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ СОШ №6.

Цели программы 

- формирование в МБОУ СОШ №6 единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.

 Задачи программы:

  1. Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  2. Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних:
  • изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
  • анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
  • систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
  • организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
  • установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;
  • привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
  • привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;
  • включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
  • содействие профессиональной ориентации и получению специальности;
  • оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;
  1. Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Участники программы:

  • педагогический коллектив и сотрудники школы;
  • учащиеся школы;
  • родители;

Группа социальной поддержки – специалисты различных профилей:

  • - Преподаватели общественных дисциплин;
  • - Врач – нарколог;
  • - Социальный педагог;
  • - Инспектор ПДН;
  • - Участковый инспектор;
  • - Отдел по работе с молодежью города;
  • - Представители прокуратуры.

Условия реализации программы: 

  • Программа охватывает весь спектр учебно-воспитательного процесса в учреждении.
  • Максимальное использование нормативной базы, федеральных и внутренних локальных актов.
  • В целях более эффективной реализации Программы привлечение к ее реализации всех участников.

Ожидаемые результаты от реализации программы.

  • Активизация деятельности школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  • Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и других форм негативного социального поведения.
  • Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
  • Максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью.

Мероприятия программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МБОУ СОШ №6.

Содержание программы

Программа содержит 4 блока: 

  1. Организационная работа.
  2. Диагностическая работа.
  3. Профилактическая работа с обучающимися.
  4. Профилактическая работа с родителями.

  1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.

  1. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

  1. Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

      Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком,

вхождение в доверие к нему,

 пробуждение его интереса к той или иной

 деятельности

Накопление подростком

нравственно положительных качеств,

 поступков

Стимулирование положительных поступков,

изменений

Самовоспитание, самоконтроль

Поддержка подростка в процессе  

самовоспитания и самоконтроля

4. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча,  общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация классных воспитательных программ;
  • проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
  • проведение тренинговых занятий (7-9 класс);
  • проведение  бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя):

п/п

Раздел

Тема

1

Правила

общения

  • Знакомство с правилами школьной жизни
  • Правило личной безопасности
  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

2

Правила

поведения

  • Человек в мире правил
  • Примерно веди себя в школе, дома, на улице
  • За что ставят на внутришкольный учет?
  • Правила поведения в школе
  • За что ставят на учет в полиции?
  • Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей
  • Знакомство с правами и обязанностями учащихся

3

Правила

дорожного

движения

  • Правила поведения и основные правила безопасности в транспорте
  • Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках
  • Основные правила поведения учащихся на улице и дороге
  • Ответственность за повреждения имущества на транспортных средствах. Вандализм
  • Ответственность за нарушение ПДД пешеходом
  • Уголовная ответственность за кражи и угоны транспортных средств

4

Я –

гражданин России

  • Я — гражданин России
  • Что такое закон? Главный закон страны

5

Права

ребёнка

  • Твои права и обязанности
  • Равенство прав людей от рождения
  • Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
  • Права детей — забота государства
  • Подростку о трудовом праве
  • Что делать, если ты попал в полицию?

6

Административная

и

уголовная

ответственность

  • Преступления и правонарушения
  • Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония
  • Об ответственности подростков за преступления, совершенные на железной дороге
  • Административная ответственность подростков перед законом

7

Асоциальное поведение

  • Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»
  • Конкурс стенных газет «Не делай этого!»
  • Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания алкоголизм)
  • Алкоголь и правопорядок
  • Конкурс социальных видеороликов

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции школы;
  • вовлечение учащихся в КТД в школе;
  • планирование  содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;
  • привлечение подростков к шефской помощи дошкольникам и младшим школьникам.

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • беседы  классных  руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога с подростками;
  • приглашение на Совет профилактики;
  • беседы с инспектором ПДН;
  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • направление ходатайств в КДН;
  • проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

  1. Профилактическая работа с родителями:
  • выбор родительского комитета в классах;
  • проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
  • привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
  • выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутриклассный и внутришкольный контроль;
  • запрос актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
  • организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;
  • использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;

Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях

Классы

Темы

Ответственные

1

«Типы семейного воспитания».

классный  руководитель, социальный педагог, психолог

2

Воспитание ненасилием в семье.

3

«Мальчики и девочки – почему они разные?»

4

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5

«Проблема безнадзорности – про жизнь и семью».

6

«Мальчики и девочки. Вопросы и ответы».

7

«Воспитываем толерантного ребёнка».

8

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

9

Как научиться быть ответственным за свои поступки?

10

«Знать, чтобы уберечь».

11

Закон и ответственность.

План  мероприятий направленных на  реализацию направлений программы

№ п/п

Содержание

Классы

Сроки

Ответственные

Организационные мероприятия

Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1 – 11 кл.

сентябрь

классный  руководитель, социальный падегог

Организация заполнения в классах социальных паспортов

1 – 11 кл.

сентябрь

классный  руководитель, социальный педагог

Составление социального паспорта школы

1 – 11 кл.

сентябрь

социальный педагог

Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану)

1 – 11 кл.

сентябрь

зам. директора по УВР

Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.

1 – 11 кл.

сентябрь

педагогический

 коллектив

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:

  • индивидуальные беседы
  • вызов на Совет профилактики

1 – 11 кл.

по мере

необходимости

педагогический

 коллектив

зам. директора по УВР,

 педагог-психолог,

социальный педагог

Работа с учащимися

Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов

1 – 11 кл.

по мере

необходимости

социальный педагог

Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

1 – 11 кл.

по мере

необходимости

педагогический

коллектив

педагог-психолог

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации

1 – 11 кл.

по мере

необходимости 

социальный педагог,

педагог-психолог

Организация досуга учащихся (согласно программы воспитательной работы классов)

1 – 11 кл.

постоянно

педагогический

 коллектив, педагог-организатор,

педагоги дополнительного образования

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:

  • тренинговые занятия
  • разыгрывание конкретных жизненных ситуаций
  • ролевые игры

5-11 кл.

по отдельному плану работы

педагог-психолог

Планирование  содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года

5-11 кл.

постоянно

педагогический

коллектив

Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска»

1-11 кл.

ежедневно

классный руководитель,

зам. директора по УВР, социальный педагог

Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время

1-11 кл.

раз в четверть

классный руководитель

Работа с семьей

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

1 – 11 кл.

сентябрь

классный руководитель,

социальный педагог

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися

1 – 11 кл.

в течение года

по  плану воспитательной работы класса

Классный руководитель, педагогический

 коллектив

Индивидуальное консультирование родителей:

  • педагогами
  • специалистами

1 – 11 кл.

по запросам

педагоги

специалисты

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми:

а) на «круглых столах»

б) на семинарах

в) на родительских собраниях

1 – 11 кл.

раз в четверть

педагогический

 коллектив,

специалисты

Просвещение  родителей (буклеты, памятки):

  • Стили семейного воспитания
  • Поощрение и наказание детей
  • Чему надо научить своего ребенка?
  • Значение труда в воспитании детей
  • Памятка для родителей о том, как уберечь своих детей от насилия

1 – 11 кл.

Сентябрь-май

социальный педагог

Правовой всеобуч учащихся

Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка

1 – 11 кл.

ежегодно

педагогический

коллектив, учитель права

Проведение бесед по правовой тематике с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений

1 – 11 кл.

1 раз в месяц

(по отдельному плану)

классный руководитель, социальный педагог

Стенды для учащихся по правовому всеобучу:

  • Права и обязанности несовершеннолетних
  • Ответственность несовершеннолетних
  • Уголовная ответственность несовершеннолетних
  • Мода и ее влияние на здоровье детей
  • Административная ответственность несовершеннолетних
  • Основные документы, защищающие права детей
  • «Учись понимать себя и других»
  •  «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения»
  • «Здоровый образ жизни»
  • «Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке»
  • «Ответственность за порчу имущества»
  • «Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния»
  • «Правила поведения с незнакомыми людьми»
  • «Кодекс об административных правонарушениях»
  • «Материальная ответственность подростка»
  • «Права и обязанности школьника»
  • «Мелкое хулиганство, ответственность»
  • «Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин»
  • «С какого возраста наступает ответственность несовершеннолетнего»

1 – 11 кл.

Сентябрь-май

Педагог-организатор, социальный педагог

Повышение правовой грамотности педагогов школы

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних

1 – 11 кл.

ежемесячно

 классные руководители,

учителя предметники,

педагог-психолог,

социальный педагог,

  • Буклет «Дети «группы риска»
  • Буклет «Школьная дезадаптация: признаки, причины, последствия»
  • Буклет «Агрессивные дети»
  • Буклет «Конфликт. Пути выхода из конфликта»
  • Буклет «Детский суицид»

1 – 11 кл.

ежегодно

социальный педагог

Круглые столы, семинары, лекции

ежегодно

Диагностика и анкетирование

Анкетирование учащихся:

Анкета «Отношение подростков к вредным привычкам»

5 кл.

Сентябрь -май

педагогический

 коллектив,

Анкета «Твои права и обязанности»

6 кл.

Анкета «Вредные привычки и Я»

7 кл.

Анкета «Я и ценности моей жизни»

8 кл.

Анкета «Насилие в школе»

9 кл.

Анкета «Недописанный тезис»

10 кл.

«Я и смысл моей жизни»

11 кл.

Диагностика  учащихся:

  • Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
  • Методика для изучения

социализированности личности учащихся.

Определение уровня толерантности.                              М.И.Рожков.

  • Методика предрасположенности к конфликтам
  • Методика Ценностные ориентации (М.Рокич).
  • Методика «Пословицы» (С.М. Петровой); Методика Шкала совестливости (В.В.Мельников, Л.Т.Ямпольский).
  • Анкета «Взаимоотношения в семье»
  • Проективная методика «Несуществующее животное»
  • Опросник Басса-Дарка
  • Социометрия

5-11 кл.

1-4 кл.

1-4 кл.

ежегодно

социальный педагог

педагог-психолог

      Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года

Классы

Знания, умения, навыки

1 класс

Знать:

  • правила поведения в школе
  • название государства и государственную символику
  • законы класса
  •  правила личной безопасности

Уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе
  • выполнять законы класса
  • соблюдать безопасность на улице

2 класс

Знать:

  • какого человека называют гражданином
  • качества человека, необходимые достойному гражданину
  • основные обязанности и права ученика
  • правила поведения в общественных местах, дома, в школе

Уметь:

  • различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни
  • высказывать негативное отношение к плохим поступкам

Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях

3 класс

Знать:

  • что такое закон
  • как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина
  • какие поступки нарушают устав школы
  • какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге

 Уметь:  

  • дисциплинированно вести себя на железной дороге
  • соотносить моральные нормы с повседневным поведением

4 класс

Знать:

  • элементарные права людей
  • какие правонарушения и преступления может совершить школьник
  • первоначальные представления о юридической ответственности

 Уметь:

  • уважать людей
  • бережно относиться к своему и чужому имуществу

5 класс

Знать:

  • права и обязанности учащихся школы
  • название основного документа о правах ребенка, основные его статьи
  • меру наказания за нарушение Правил дорожного движения

 Уметь:

  • дисциплинированно вести себя на автодороге
  • защищать свои права
  • выполнять обязанности школьника

6 класс

Знать:

  • сущность преступления и правонарушения;
  • отличие правовых норм от норм морали;
  • как государство может защитить права ребенка

Уметь:

  • различать административный проступок и преступление;
  • правильно оценивать поступки людей;

7 класс

Знать:

  • понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении
  • меру наказания за преступления, совершенные на железной дороге
  • особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних

Уметь:

  • осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних
  • предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее
  • не создавать криминальных ситуаций на железной дороге

8 класс

Знать:

  • понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения
  • способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков

Уметь:

  • соблюдать правопорядок в общественных местах
  • противостоять вовлечению к употреблению ПАВ

9 класс

Знать:

  • мотивы, которые могут привести человека к преступлению
  • права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу
  • способы поведения в критической ситуации

Уметь:

  • защищать себя при нарушении трудовых прав
  • помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию

10 класс

Знать:

  • о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма
  • свои права и обязанности при общении с органами правопорядка
  • основные положения Декларации прав человека

Уметь:

  • негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы
  • отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка

11 класс

Знать:

• понятие «воинская обязанность»

• положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя

• особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений

• уметь проявлять волевые качества в выборе образа поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".

Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать   условия   для   эффективного...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении....

Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год

Программа  по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "На пороге ЖИЗНИ!"

Цель программы:Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, на...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...