Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»
рабочая программа

Федосеева Светлана Ивановна

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получить высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

    Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что очень мало родителей школьников имеют высшее образование, являются служащими, составляют творческую и техническую интеллигенцию государства. Также наблюдается тенденция роста количества детей из семей, что, несомненно, связано с политикой государства в этом вопросе, меры ответственности граждан за будущее своих детей. Принимая выше перечисленные факты во внимание, школа старается максимально привлечь родительскую общественность к реализации данной профилактической программы, как заинтересованную в получении положительных результатов воспитания.

      Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышением количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.  Анализ предыдущего периода школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных  ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

      Приоритет в области безнадзорности, преступности и употребления ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями  и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

     Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе.

    Принимая во внимание вышеизложенное и то, что ребёнок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;
  • воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
  • выявление особенности учащихся для дальнейшего  развития и поиска своего места в жизни;
  • ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних граждан в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Семейным кодексом РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации.

Анализ воспитательной и профилактической работы школы, закона РФ «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволил сформулировать следующие задачи решаемые данной программой:

  • осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека;
  •  развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении;
  • формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ;
  • разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы : родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива;
  • формировать морально-волевые качества школьников;
  • создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы;
  • создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека;
  • -научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно;
  • оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и поддержку семьям;
  • обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;
  • способность раскрытию потенциала личности ребёнка через научно—методическую, воспитательную, профориентационную работы школы;
  • обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

    Под профилактикой подразумеваю научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов «группы риска», сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методических принципах реализации:

  • Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми «группы риска».
  • Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззреченских представлений об общечеловеческих ценностях,  здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что являются одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
  • Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
  • Последовательность (этапность).
  • Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безнадзорности, здоровья и законодательства.
  • Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
  • Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программ.
  • Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать её к изменениям в обществе.

Профилактическая программа школы включает основных ее участников и включает следующие разделы:

  • Работа с учащимися;
  • Взаимодействие с родительской общественностью;
  • Работа с педагогами школы;
  • Сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

         Для достижения  положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

        Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других формах работы.

       

 

Цель Программы:

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.  

Задачи Программы:

- осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека;

- развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении;

- формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ;

- разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы : родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива;

- формировать морально-волевые качества школьников;

- создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы;

- создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека;

-научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно;

- оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и поддержку семьям;

- обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;

- способность раскрытию потенциала личности ребёнка через научно—методическую, воспитательную, профориентационную работы школы;

- обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

 

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

 

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты и государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

 

   Участники реализации Программы

       Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, , педагог-организатор, родители (законные представители).

 

      Ответственные за механизм реализации Программы

 Руководство за реализацией Программы осуществляет методический совет школы.

Ответственный координатор: заместитель директора по УВР

Ответственный за ресурсное обеспечение: директор школы.

Ответственный за методическое обеспечение: заместитель директора  по УВР и ВР.

Ответственный за социально-психологическое сопровождение: педагог-психолог.

Ответственный за информационное обеспечение: заместитель директора по УВР.

Контроль за выполнением Программы

1.Включение в план ВШК и мониторингов вопросов организации и отслеживания результатов работы по профориентации и профдиагностики;

 2.Отчёты по реализации Программы на педагогических советах, совещаниях при  директоре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Программа

по профилактике безнадзорности

 и правонарушений несовершеннолетних

«Мы и наше будущее»

http://900igr.net/up/datas/90298/010.jpg

2020

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 

«Мы и наше будущее»

Руководитель Программы

Директор МКОУ Шубинской СОШ Барабинского района Новосибирской области

Разработчик Программы

заместитель директора по ВР ,   социальный педагог ,

педагог-психолог

Заказчики Программы

Родительская        общественность, педагогический коллектив, социум

Участники Программы

Администрация школы, педагогический        коллектив школы,

ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнёры школы.

Нормативно-правовое обеспечение Программы

1.Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;

2.Конституция Российской Федерации;

3.Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4.Указы Президента РФ;

5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты и государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Сроки  реализации

Программы

2020-2025 годы

Этапы реализации Программы

I этап – подготовительный (организационно-диагностический)  - (3-4 четверть 2020-2021 учебного года).

II этап – основной (практический) - (2021-2022, 2022-2023, 2023-2024, 2024-2025 учебные года).

III этап – заключительный (рефлексивно-аналитический) - (1-2 четверть  2025-2026 учебного года).

Цель Программы

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.  

Задачи Программы

- осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека;

- развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении;

- формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ;

- разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы : родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива;

- формировать морально-волевые качества школьников;

- создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы;

- создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека;

-научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно;

- оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и поддержку семьям;

- обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;

- способность раскрытию потенциала личности ребёнка через научно—методическую, воспитательную, профориентационную работы школы;

- обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Контроль

за выполнением Программы

1.Включение в план ВШК и мониторингов вопросов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 2.Отчёты по реализации Программы на педагогических советах, совещаниях при  директоре.

Ожидаемые результаты Программы

- создание системы профилактической работы в школе;

- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического соуправления;

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы;

- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы;

- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;

- уменьшение числа «трудных» подростков в школе;

- активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах , олимпиадах, соревнованиях;

- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и  подростков;

- создание здоровой и безопасной среды в школе.

Объём        и основные источники финансирования

Программы

1.Выполнение Программы обеспечивается за счет бюджетных средств образовательного учреждения.

2.Привлечение внебюджетных средств.

Концепция

 создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Основными ресурсами для реализации Программы являются:

  • кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;
  • инновационный (использование современных педагогических технологий);
  • общественная форма управления (Управляющий Совет школы, Общешкольный родительский комитет)

Управление программой

Управление реализацией Программы «Мы и наше будущее» на

2021-2025 гг.  осуществляется администрацией школы.  

Объём        и основные источники финансирования Программы

1.Выполнение Программы обеспечивается за счет бюджетных средств образовательного учреждения.

2.Привлечение внебюджетных средств.

Раздел I. Пояснительная записка  

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получить высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

    Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что очень мало родителей школьников имеют высшее образование, являются служащими, составляют творческую и техническую интеллигенцию государства. Также наблюдается тенденция роста количества детей из семей, что, несомненно, связано с политикой государства в этом вопросе, меры ответственности граждан за будущее своих детей. Принимая выше перечисленные факты во внимание, школа старается максимально привлечь родительскую общественность к реализации данной профилактической программы, как заинтересованную в получении положительных результатов воспитания.

      Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышением количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.  Анализ предыдущего периода школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных  ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

      Приоритет в области безнадзорности, преступности и употребления ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями  и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

     Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе.

    Принимая во внимание вышеизложенное и то, что ребёнок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в своей профилактической программе следующие цели:

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;
  • воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
  • выявление особенности учащихся для дальнейшего  развития и поиска своего места в жизни;
  • ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних граждан в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Семейным кодексом РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации.

Анализ воспитательной и профилактической работы школы, закона РФ «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» позволил сформулировать следующие задачи решаемые данной программой:

  • осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека;
  •  развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении;
  • формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ;
  • разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы : родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива;
  • формировать морально-волевые качества школьников;
  • создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы;
  • создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека;
  • -научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно;
  • оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и поддержку семьям;
  • обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;
  • способность раскрытию потенциала личности ребёнка через научно—методическую, воспитательную, профориентационную работы школы;
  • обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

    Под профилактикой подразумеваю научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов «группы риска», сохранение поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методических принципах реализации:

  • Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми «группы риска».
  • Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззреченских представлений об общечеловеческих ценностях,  здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что являются одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
  • Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
  • Последовательность (этапность).
  • Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безнадзорности, здоровья и законодательства.
  • Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
  • Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программ.
  • Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать её к изменениям в обществе.

Профилактическая программа школы включает основных ее участников и включает следующие разделы:

  • Работа с учащимися;
  • Взаимодействие с родительской общественностью;
  • Работа с педагогами школы;
  • Сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

         Для достижения  положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

        Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других формах работы.

       

Цель Программы:

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организация систематической образовательной деятельности, направленной на воспитание социально ориентированного сознания и поведения учащихся как условия, обеспечивающего закрепление системы социально значимых образов реализации человека в обществе, а также выработке стратегии мыслительных операций, определяющих просоциальное личностное развитие.  

Задачи Программы:

- осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека;

- развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении;

- формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ;

- разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы : родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива;

- формировать морально-волевые качества школьников;

- создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы;

- создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека;

-научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно;

- оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и поддержку семьям;

- обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества;

- способность раскрытию потенциала личности ребёнка через научно—методическую, воспитательную, профориентационную работы школы;

- обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты и государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

   Участники реализации Программы

       Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, , педагог-организатор, родители (законные представители).

      Ответственные за механизм реализации Программы

 Руководство за реализацией Программы осуществляет методический совет школы.

Ответственный координатор: заместитель директора по УВР

Ответственный за ресурсное обеспечение: директор школы.

Ответственный за методическое обеспечение: заместитель директора  по УВР и ВР.

Ответственный за социально-психологическое сопровождение: педагог-психолог.

Ответственный за информационное обеспечение: заместитель директора по УВР.

Контроль за выполнением Программы 

1.Включение в план ВШК и мониторингов вопросов организации и отслеживания результатов работы по профориентации и профдиагностики;

 2.Отчёты по реализации Программы на педагогических советах, совещаниях при  директоре.

Раздел II. Сроки, этапы и предполагаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы «Мы и наше будущее» рассчитана на 5 лет – 2020-2025 годы.

Этапы реализации программы:

I этап – подготовительный (организационно-диагностический)  - (3-4 четверть 2020-2021 учебного года).

II этап – основной (практический) - (2021-2022, 2022-2023, 2023-2024, 2024-2025 учебные года).

III этап – заключительный (рефлексивно-аналитический) - (1-2 четверть  2025-2026 учебного года).

Ожидаемые результаты:

- создание системы профилактической работы в школе;

- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического соуправления;

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы;

- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы;

- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;

- уменьшение числа «трудных» подростков в школе;

- активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах , олимпиадах, соревнованиях;

- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и  подростков;

- создание здоровой и безопасной среды в школе.

Раздел III. Механизм реализации Программы:

Комплексный характер социально-педагогического сопровождения несовершеннолетнего заключается    в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч, социальную помощь, педагогическую поддержку, психологическое сопровождение индивидуального развития, социальное воспитание, обучение навыкам социальной компетентности. При этом сопровождение ребенка, как система социально - педагогической помощи, предполагает:

  • сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;
  • междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;
  • широкий спектр различных видов деятельности, направленных   как на решение актуальных проблем развития ребенка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;
  • особый вид помощи ребенку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но и в других важных сферах жизнедеятельности.

Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций

( блоков):

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно - профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов,

общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных профилактических бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности подростка.  Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Профилактическая работа с родителями (законными представителями) предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.

Условия при выполнении которых эффективна работа по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников:

  1. Изменения условий семейного воспитания;
  2. Успешность обучающихся в учебной деятельности;
  3. Обеспечение их психологической защищенности;
  4. Развитие эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками, родителями, учителями;
  5. Овладение педагогами и родителями знаниями о психологических особенностях несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;
  6. Создание благоприятных условий для развития и самореализации школьников.

Раздел IV. Мероприятия по реализации Программы

Ключевые компоненты

Формы работы

сроки

Ответственные

1.Изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями.

1.Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу.

Изучение документов, личных дел, беседы с родителями и детьми.

Апрель-июнь, сентябрь - октябрь

Зам.директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, классные руководители

2.Изучение детей и составление социального паспорта семьи с целью пролонгированной работы.

Сбор материалов, выявление первоочередных задача воспитания и обучения, наблюдение, тестирование.

Август- ноябрь

Классные  руководители,  педагог-психолог, соц. педагог, родители.

3. Адаптация школьников 1,5, 10-х классов.

Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение учащихся к творческим делам класса, запись в кружки и секции, т.е. формирование детского коллектива, проведение педсоветов.

Сентябрь-декабрь

Завуч, зам.директора по ВР, классные  руководители

4.Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы.

Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания, родительские дни, малые педсоветы.

В течение учебного года

Зам.директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, классные руководители

5.Установление неуспешности детей в различных видах деятельности.

Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы.

В течение учебного года

Зам.директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, классные руководители

2.Профилактическая работа со школьниками.

1.Коррекционная работа с «группы риска».

Организация свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед, тренингов, участия в КТД.

В течение учебного года

Зам.директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, классные руководители

2.Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни.

Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования, экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха.

В течение учебного года

Зам.директора по ВР, классные руководители, учителя.

3.Профориентационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни.

Работа дискуссионного клуба, круглые столы, проектная деятельность, научные кружки, конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми.

В течение учебного года

Зам.директора по ВР, классные руководители, учителя.

4.Правовое воспитание учащихся.

Классные часы, лекции, беседы с представителями межведомственных и общественных организаций, конференции, уроки, пропедевтического курса «Граждановедение», уроки обществоведения.

В течение учебного года

Зам.директора по ВР, классные руководители, учителя обществознания и ОБЖ

5.Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека

Лекции, беседы в малых группах и индивидуальные

В течение учебного года

Зам.директора по ВР, классные руководители, учителя биологии, химии и ОБЖ

3. Медико-психологическое и правовое просвещение классных руководителей и учителей предметников

Учебно-просветительская работа среди учителей классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку.

Лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиум

В течение учебного года

Администрация школы при сотрудничестве с межведомственными государственными и общественными организациями.

4.Работа с родительской общественностью

1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке

Анкетирование, тестирование, наблюдение, родительские дни, беседы.

В течение года

Зам.директора по ВР, соц.педагог, совет по профилактике, педагог-психолог, школьный родительский комитет

2.Учебно-просветительская деятельность среди родителей.

Лекции, семинары, род.собрания, беседы.

В течение года

Межведомственные и общественные организации, соц.педагог, педагог-психолог, зам.директора по ВР.

5.Подведение итогов

Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной программе.

Круглый стол, конференция, семинар, педсовет.

Апрель-май

Администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог

План профилактической работы в течение учебного года

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.Работами с педагогами

1

Проведение «Круглого стола»

Сентябрь

Зам.директора по УВР

«Адаптация учащихся 5-х классов в средней школе»

Декабрь

Зам.директора по УВР

Педагог-психолог

2

Диагностика учащихся и их семей на начало учебного года

Сентябрь

Классные руководители, социальный педагог

3

Заседание методобъединения классных руководителей «Работа с детьми, требующими особого внимания. Работа с документацией по внутришкольному контролю».

Октябрь

Классные руководители, социальный педагог

4

Составление и утверждение плана проведение мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя

Октябрь

Классные руководители, социальный педагог

5

Семинар дл учителей школы « Права ребёнка»  международных документах и документах РФ

Ноябрь

Классные руководители, социальный педагог

6

Встреча учителей с инспектором ПДН

февраль

Социальный педагог

7

Проведение собеседования с классными руководителями об учащихся, состоящих на внутришкольном учете, с целью выявления положительных результатов и снятия учащихся с внутришкольного учета

В течение года

Апрель

Социальный педагог

8

Семинар классных руководителей. Анализ профилактической работы правонарушений, наркомании, курения, употребления алкоголя

Май

Классные руководители, социальный педагог

9

Составление преспективного плана работы на новый учебный год

Май

Зам.директора по ВР, классные руководители, социальный педагог

2.Работа с родителями

1

Составление плана тематических выступлений на родительских собраниях в целях адаптации учащихся в новом учебном году и профилактики стресса у детей:

  • «Особенности подросткового возраста»
  • «Как стать достаточно хорошим родителем»
  • «Роль и ответственность семьи в воспитании ребенка»
  • «Формирование здорового образа жизни школьников –традиция школы».

Сентябрь

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

Социальный педагог

Классные руководители

Педагог-психолог

2

Ознакомление родителей с расписанием работы школьных спортивных секций,  кружков дополнительного образования.

Сентябрь

 Октябрь  

Классные руководители

3

Выбор общешкольным родительским комитетом группы родительской общественности по вопросам профилактики безнадзорности правонарушений и употребления ПАВ.

Сентябрь

Администрация

Общешкольный родительский комитет

4

Индивидуальное консультирование и групповая работа с родителями в целях профилактики наркомании, табакокурения, употребления алкоголя.

В течение года

Администрация

Родительский комитет школы

5

Ознакомление родителей  с Правилами для учащихся школы.

Август

Классные руководители

6

Привлечение родителей для участия в классных и КТД школы (концертах, творческих встречах, экскурсий, походов, проведения тематических классных часов и т.д.)

В течение года

Администрация

Классные руководители

7

Проведение родительских дней

В течение года

Зам директора по УВР

Классные руководители

8

Индивидуальные консультации

В течение года

Администрация, педагог-психолог, социальный педагог,

классные руководители

9

Участие родителей в праздниках окончания учебного года, на которых объявляются достижения учащихся

Май

Классные руководители, учителя предметники

10

Встреча инспектора ПДН с родительской общественностью школы

Март

Родительский комитет, администрация,  

педагог-психолог,

социальный педагог,

классные руководители

11

Родительское собрание по теме: «Вариативность образования как возможность найти свое место в жизни»

Октябрь

Зам.директора по УВР

Кл.руководители

3.Работа с детьми

1

Ознакомление учащихся 5-11-х классов с Правилами для учащихся школы

Сентябрь

Классные руководители

2

Выявление причин отсутствия ученика в школе, опоздания учащегося в школу

Ежедневно в течение года

Классные руководители администрация

3

Ознакомление учащиеся с расписанием дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе

Сентябрь в течение года

Классные руководители

 руководители  секций, кружков

4

Диагностика учащихся 1-х классов, 5-х классов, учащихся вновь прибывших в школу

 Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Педагог-психолог

5

Изучение занятости учащихся во второй половине дня

В течение года

Классные руководители

6

Анкетирование учащихся 9-х – 10-х классов о дальнейшем выборе профессии

Ноябрь

Педагог-психолог

7

Индивидуальные консультации с проблемными детьми

В течение года

Педагог-психолог

Социальный педагог

8

Индивидуальная работа с детьми «группы риск» по вовлечению кружки, секции, факультативы

В течение года

Классные руководители

Социальный педагог

9

Привлечение учащихся к участию в проектной деятельности, школьных КТД, к деятельности школьного соуправления

В течение года

Заместители директора по УВР

Учителя предметники

Классные руководители

10

Проведение школьных массовых мероприятий с участием ветеранов, бывших выпускников, родителей,  представителей общественности

В течение года

Директор

администрация

11

Беседы по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма

Подготовка группы старшеклассников для проведения бесед с учащимися младших классов.

В течение года

Инспектор ПДН

Наркологи, педагог-психолог, классные руководители

Социальный педагог

12

Проведение конкурсов плакатов, выступление агитбригады на тему пропаганды здорового образа жизни

В течение года

Социальный педагог

Активисты РДШ

13

Классные часы по ПДД

Встреча с инспектором ГИБДД

Ежемесячно

Сентябрь, апрель

Классные руководители

Активисты РДШ

Инспектор ГИБДД

14

Проекты, классные часы по правовой культуре

В течение года

Учитель по обществознанию, классные руководители

15

Малые педсоветы

По мере необходимости

Совет по профилактике

Классные руководители

16

Организация каникул

Ноябрь, декабрь, март, май

Заместитель директора по ВР, классные руководители

17

Анкетирование учащихся по теме «Школа в моей жизни»

В течение года

Социальный педагог

Педагог-психолог

18

Анкетирование учащихся 11-х классов «Образ выпускника»

Март

Педагог-психолог

19

Собеседование с подростками, состоящими на внутришкольном учете по итога (перед снятием их с учета)

Апрель

Совет по профилактике

20

Выставка книг, журналов в библиотеке, стенды по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения, алкоголизма

В течение года

Педагог-библиотекарь

4.Работа с органами системы профилактики безнадзорности, правонарушений, употребление ПАВ

1

Утверждение совместного плана работы с ОВД

сентябрь

Директор школы

2

Профилактические беседы с учащимися

В течение года

ПДН

Социальный педагог

3

Встречи инспекторов ПДН с родительской общественностью

В течение года

ПДН

Социальный педагог

4

Посещение больницы, беседы с врачами

В течение года

Социальный педагог классные руководители

5

Профилактические беседы с участковым

В течение года

Участковый инспектор

6

Участие в конкурсах и викторинах

В течение года

Социальный педагог классные руководители

7

Участие в программах и проектах по формированию здорового образа жизни и профилактике негативных проявлений

В течение года

Зам.директора по ВР

Раздел V. Циклограмма работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе.

Понедельник

День работы с администрацией.

Консультации с педагогом-психологом, с заместителем директора по УВР.

Заседание Совета по профилактике.

Индивидуальные встречи, беседы с родителями.

Вторник

Посещение уроков.

Индивидуальные беседы с педагогами и классными руководителями.

Совещания учителей, классных руководителей.

Заседание школьного ученического Совета.

Среда

Индивидуальные беседы с учащимися.

Посещение уроков.

Собеседование, методическая работа, индивидуальные консультации.

Встреча с инспектором ПДН.

Четверг

Работа со школьной документацией.

Посещение уроков.

Участие в семинарах и совещаниях района.

Пятница

Посещение классных внеурочных мероприятий.

Подведение итогов по опозданиям учащихся в школу.

Работа с документацией.

Планирование работы на следующую неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЫ НАМ НУЖЕН программа по профилактике безнадзорности правонарушений учащихся и защита их прав

Программа разработана в соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . (1999 г.)   ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ...

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УЩЕМЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

ПРОГРАММАПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УЩЕМЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...

Программа "ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ «ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…»"

В программе изложены основные принципы работы школы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Программа содержит пояснительную записку, план профилактической работы, особеннос...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Цель программысоздание   условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности, правонарушений...

Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни учащихся. МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа.

Цель программы:  - Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у школьников социально - нормативного жизненного стиля, отказа от противоправных действий. -  Добиться ...

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы и наше будущее»

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечес...

Программа по профилактике безнадзорности,правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.

МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2Рассмотрено и Введено в действиеутверждено на приказом №_______заседании педсовета от «___» ____20___г.от «___&ra...