"Учимся общаться"
план-конспект занятия (5 класс)

Конспект внеурочного занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hnolog.kartazanyatiya-.docx271.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

открытого занятия кружка «Учимся общаться»

ФИО, должность:

Устинская Наталия Ивановна, социальный педагог

Дата проведения:

10.01.2021

Тема:

Учимся общаться

Цель:

учить вырабатывать правила совместного общения в малой группе, презентовать творческие  задания, обмениваться  приучать второклассников к доброжелательности, преодолению психологических барьеров во взаимодействии со сверстниками, обогащать жизненный опыт позитивными эмоциями и чувствами на положительных примерах литературных и музыкальных жанрах искусства.

Форма проведения:

Внеурочное занятие

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

 - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к взаимодействию с одноклассниками во внеурочной деятельности;

- осознание смысла дружеских отношений между людьми в социуме;

- понимание разнообразия средств  для выражения дружеского  отношения  к партерам по общению.

Метапредметные  результаты:

Познавательные УУД:

- характеризовать  литературных  героев, популярных персонажей  из мультипликационных  фильмов;

-  анализировать ситуации общения с друзьями в школе,  быту и повседневной жизни;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- планировать в сотрудничестве свои действия в соответствии с решаемыми практическими задачами;

- пояснять содержание своих  приемов и способов урегулирования раздора, ссоры между друзьями;

- оценивать результаты совместного обсуждения проблемы дружбы в группе, классе.

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

-  проявлять терпимость по отношению к высказываниям других;

-  проявлять доброжелательное отношение к партнерам;

- выражать собственное эмоциональное отношение к совместным проводимым  упражнениям.

Предметные результаты:

- понимание основ и правил общения в различных литературных жанрах (стихотворение, сказка, пословица);

- построение причинно-следственных связей между поступком и его осмыслением;

- формирование представлений о настоящем друге  и построении с ним дальнейшего доброжелательного взаимодействия.

 

Инструментарий и оборудование

Коммуникативные задания и упражнения, шерстяные нитки теплых тонов, таблички с пословицами, правила общения на карточках, видеофрагмент из мультфильма «Крошка Енот».  На доске пословица «Вместе дружно, а врозь хоть брось», ромашка для собирательной характеристики портрета друга, раздаточный материал с заданиями.

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Создание комфортной среды общения.

Формулирование темы.

Прием «Клубочек». – Давайте, ребята, прочитаем пословицу и определим тему занятия. Давайте ее вспомним. - Какие правила дружбы нарушались в сказке?

- В жизни нашего класса бывают случаи, когда нарушаются правила дружбы?

- Поэтому, сегодня нам стоит проговорить о дружбе и ее правилах.  

- Эту пословицу мы изучали, когда читали сказку В. Бианки «Сова». Заслушиваются ответы с кратким пересказом, главной мыслью.

- Первым нарушил правило Старик, он осудил Сову и она обиделась. В конце истории Старик  попросил у Совы прощение).

 – Верно, не все умеют дружить, возникают ссоры.

2.Упражнение «Правила МОЖНО и ЗАПРЕЩАЕТСЯ».

- Наше занятие будет проходить малой группой, поэтому, вначале нам нужно озвучить правила совместной работы. Предлагаю выбрать на столе любую зелёную карточку с правилом «МОЖНО» озвучить группе, прикрепить табличке. На красных карточках размещены правила «ЗАПРЕЩАЕТСЯ».

 – Итак, давайте вспомним добрые правила общения друг с другом и озвучим правила, которые могут внести в работу группы обиду, раздор.  

Психолог подытоживает. Действительно, правила нашей группы сегодня очень похожи на правила дружбы. Они основаны на уважении и добром отношении к своему собеседнику, партнеру по общению, однокласснику, старшему.

Озвучивание  набора правил  в группе:

  • Обращаться по имени к собеседнику.
  • Выражать свое мнение, начиная со слов «Я считаю, я думаю…».
  • Внимательно слушать, когда говорят другие.
  • Уважать точку зрения собеседника, дать высказаться
  • Говорить  искренне, поддерживать беседу
  • Дарить улыбку,  хорошее настроение

Правила «ЗАПРЕЩАЕТСЯ», (карточки выложены в беспорядке).

  • Начинать свою речь со слов «Он, Она, Ты»
  • Шуметь, когда кто-то говорит, отвлекаться
  • Заниматься посторонними вещами
  • Смотреть в телефон, разговаривать
  • Критиковать собеседника
  • Ерзать на стуле, выкрикивать

3.Просмотр видеоролика м/ф «Крошка Енот

Демонстрация видеофрагмента с анализом ситуации сказки,

 - Какие герои нам в м/ф  рассказали нам, как научиться дружить?

 – Почему у Енота вначале  не задалась работа по поиску травы?

- Какой совет, как дружить дала Обезьянка?

- Это правильно?

 – Кто научил Крошку Енота дружить?

– Кому понравилась песенка из мультфильма?  Замечательно, многим нравится эта добрая песенка.

– Какое главное правило дружбы есть в песне?

- Давайте друг другу улыбнёмся, узнаем о своём настроении?  (Приём «Волшебный клубочек»)

- Енот, Обезьянка, Мама Енота.

- Заглянул,  Крошка-енот в воду и увидел свое неприятное отражение, очень испугался, не выполнил задание мамы.

- Взять палку и пригрозить. Это неправильно.

- Мама научила Енота дружить и  начать надо  с улыбки.

- Песню Енота знаем, нравится. Дружба  должна начинаться с улыбки.

Каждый высказывает, какое настроение у него сегодня, передавая клубочек.

4.Творческое домашнее задание «Пословица»

 – Пословица – это крылатое народное изречение.  Пословица всегда дает мудрый совет. Учит полезным жизненным умениям. - Давайте создадим книжку «Пословицы о дружбе», поделимся своими мыслями,  чувствами, а подготовленные странички нам в этом помогут.

– Наша книжка получится очень интересной и поучительной, конечно, она будет пополняться новыми пословицами, иллюстрациями, рисунками.

Идет озвучивание страниц творческого задания «Пословицы о дружбе», свои работы ребята прикрепляют на доску.

5. Онлайн прослушивание- стихотворения  Б. Заходер

«Мы - друзья»

– Что важное нам сообщает Борис Заходер в своем стихотворении «Мы - друзья»?

 –  Предлагаю поиграть  в ситуации примирения. Вспомнить детские мирилки.

Ответы: в дружбе могут обиды, ссоры, плохое настроение, если такое  случается между друзьями, надо обязательно  мириться, потому-то настоящую  дружбу нельзя разлить водой, как говорится в стихотворении.

Сообща все берутся мизинчиками друг с другом и вспоминают детские «мирилки». Повторяют.

6.Ситуации примирения.

- Сейчас мы разделимся на две группы. Мальчики оценивают «мирилку» в   своей ситуации, а девочки в своей. Обсудите, пожалуйста, помирятся ребята в предложенных ситуациях. Если да, то почему?

Ситуация 1. (Мальчики) Представьте себе, что поссорились Коля с Антоном. Они хотят помириться, но не знают как. - Коля, поговори со своей обидой, напомни, как хорошо вы дружили с Антоном, и попроси обиду уйти.

Обида ушла? А теперь смело иди к другу и просто скажи ему: «Привет».

Ситуация 2. (Девочки) А теперь представим, что поссорились Катя с Олей. Им хочется снова играть вместе. Но никто не решается подойти первым.

- Катя, возьми эту бутылочку с жидкостью, подойди к Оле и скажи: «Это волшебный напиток примирения. Только бабушка знает рецепт его приготовления. Хочешь попробовать?» (Заслушивание ответов).

7. Упражнение: «Кто твой друг?»  

-  Какие качества и черты характера вы цените больше всего в своих друзьях (Карточки с названиями качеств   предлагаются). - Выбери для своего друга нужную характеристику,  постарайся обосновать выбранное качество.  Качества прикрепляются в форме «Ромашки» на доске в собираются в портрет друга:

СПРАВДЛИВЫЙ
ЧЕСТНЫЙ
ДОБРЫЙ
ЗАБОТЛИВЫЙ

ЧУТКИЙ

ВЕЖЛИВЫЙ

УРАВНОВЕШЕННЫЙ

СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ

ОСТРОУМНЫЙ

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ

- Подытожим свою работу в группе упражнением «Расшифруй пословицу», выражающую главную мысль нашего  занятия.  

- Раскрась ту картинку, на которой изображена ситуация оказания  помощи другу.

Заслушивание упражнения  незаконченным предложением: «Моего друга (подругу) зовут……, с ним (ней) дружу, потому, что он (она) ……………..».

Выполнение на карточках с раздаточным материалом  задания:  «Расшифруй пословицу»

(Ответ учащихся:  «Дружба дороже богатства»).

C:\Users\Альбина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\001.jpg

Раздаточный материал для практического задания

C:\Users\Альбина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\002.jpg

8 .Рефлексия

– Сегодня  мы  друг другу напомнили о правилах дружбы. Наш совместный опыт бесценен.   – Что запомнилось каждому? («Прием волшебный клубочек»).

Высказывания в коммуникативном кругу.

Ученик рассказывает стихотворение

 «Что такое дружба?»

Что такое Дружба? –

Спросила я у птицы.

- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:

Что такое Дружба? -

-    Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

-    Дружба - что такое?

Это что-то огромное,

Радостное и большое!

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

9.Заключительное упражнение  «Ожерелье благополучия».

- Скоро Новый год, кроме подарков мы друзьям будем дарить пожелания благополучия в 2020 году.  

- Было поверье у древних народов, что ожерелье,   подаренное другом,  приносит удачу.  Особенно в канун Нового года!

- Сегодня мы такое «ожерелье» подарим друзьям по группе.  Из длинной шерстяной нити сделаем основу ожерелья, а небольшой отрезок будет нам служить «бусинкой», которую навязываем  узелком, при этом говоря свое пожелание, можно дарить комплименты и другие приятные слова-пожелания.

- Ожерелье можно поместить в своем учебном уголке дома, все пожелания друзей обязательно исполнятся!

Занятие окончено.

Все участники занятия обмениваются пожеланиями, при окончании выполнения данного упражнения получат несколько благопожеланий на своем «ожерелье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учимся общаться без конфликтов"

Методическая разработка родительского собрания, проведённого в 9 классе в рамках конкурса "Самый классный классный", а также презентация к родительскому собранию....

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

Программа курса "Учимся общаться" для учащихся 5 классов

Программа курса "Учимся общаться" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 32 часаю Целью данной программы явлвется развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенц...

Тренинг "Учимся общаться"

для тех, кто выбирает профессии типа человек-человек необходимо развивать это качество...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ "Давайте учиться общаться"

очень важно научить детей общению в коллективе, умению слушать и слышать своего собеседника, находить оптимальные решения выхода из конфликтной ситуации....

Учись общаться (настольная памятка при обучении общению)

Научить общаться учащихся на иностранном языке вне языковой среды проблематично, но возможно. В данной работе большую роль играют вспомогательные материалы, как например, такие памятки....

Групповое занятие "Учимся общаться"

Данное занятие разработано для работы с подростками. Оно направлено на развитие коммуникативных навыков, культуры общения. Занятие построено на практической деятельности несовершеннолетних, что учит и...