Тренинг "Учимся общаться"
классный час по психологии (9 класс) по теме

для тех, кто выбирает профессии типа человек-человек необходимо развивать это качество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenning.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Треннинг «Учимся общаться»

Цель: знакомство с невербальными способами общения; развитие навыков невербального общения, творческих способностей.

Ход занятия

1. Вступление.

Ведущий. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающихся друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверие, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разобраться.

Общение может происходить как через вербальные каналы (речь), так и через невербальные: жесты, мимика, интонация, паузы, поза, смех, слезы и другие. Эти каналы общения так же важны, как и речевое общение.

Сегодня мы будем развивать именно невербальные каналы общения.

Упражнение «Автограф на память»

Все участники семинара представляются и, выбрав наиболее понравившийся им цвет пастели, обводят свои ладони на листочках как приветствие всем участникам занятия и ставят автограф.

Упражнение «Представьте себе...»

Ведущий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратите внимание на свое дыхание... Ваше дыхание ровное, тело расслаблено... Представьте себя в том месте, где вам наиболее комфортно... Осмотрите это место. Какое оно? А теперь вспомните, когда вы впервые почувствовали себя успешным? Какие ощущения вызвало это в вашем теле? На что похож ваш успех? Что это за образ? Рассмотрите его... Какой он? Поприветствуйте его. Посмотрите на его реакцию... Постарайтесь вступить с ним в диалог — возможно, вам есть что сказать друг другу... А теперь поблагодарите свой успех, вам пора возвращаться. На счет «три» вы снова окажетесь в комнате. Раз, два, три... Откройте глаза, вы можете пошевелить руками, потянуться.

(Затем ведущий предлагает изобразить успех с помощью невербальных средств выразительности: мимики и жестов.) 

Упражнение «Энергия желания»

Ведущий. А сейчас еще раз посмотрите на творение своих рук — на ладошку с «домиком желания». Приложите свою ладонь к щеке и почувствуйте энергию, которая есть в вашем желании... Какие ощущения она у вас вызывает? Сожмите ладонь и поднесите ее к губам, мысленно проговорите то, чего вы хотите. Разожмите ладонь и дайте своему желанию свободу... Помогите ему взлететь, легонько сдуйте его с ладошки.

Рефлексия

Ведущий. Теперь вы можете поделиться с группой своими ощущениями, чувствами, которые вызвали у вас выполненные задания.

2. Развитие навыков невербального общения.

Упражнение «На страже»

И н с т р у к ц и я. Группа разбивается на две подгруппы так, чтобы в одной было на одного человека меньше, чем в другой. Меньшая подгруппа рассаживается в круг, оставив одно кресло в кругу свободным. Большая подгруппа – «стража» – располагается за кругом: каждый участник стоит сзади одного из кресел и держит руки на его спинке. Участник, стоящий за пустым креслом, пытается переманить в него кого-нибудь из сидящих в кругу. Для этого он подает своему избраннику какой-нибудь сигнал: кивок, движение рукой, подмигивание, выразительный взгляд и прочее. Уловив этот сигнал, сидящий в кругу участник должен вскочить со своего кресла и пересесть на свободное. Каждый из стоящих за кругом «стражников» старается не упустить сидящего перед ним игрока. Участник считается задержанным, если «стражник» успел положить руки ему на плечи прежде, чем тот вскочил с кресла.

П р и м е ч а н и е. Для того чтобы сориентировать игру на развитие общения, а не быстроты реакции, ведущий может запретить «стражникам» смотреть на тех, кого они охраняют (каждый «стражник» может наблюдать за игроками, но только не за своим подопечным). В таком режиме игры задача переманивающего – подать сигнал так, чтобы он был воспринят адресатом, но остался бы незамеченным для его «стражника».

Задача сидящих в кругу – чутко улавливать посланные им сигналы, а задача «стражников» – перехватывать сигналы, адресованные их подопечным.

Упражнение «Дискуссия»

И н с т р у к ц и я. Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом. Первый участник играет роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, а также жест и пантомима. Второй играет роль «глухого-и-паралитика». Он может говорить и видеть. Третий – «слепой-и-немой». Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.

«Спевшемуся» коллективу с наработанными приемами взаимопонимания можно попробовать свои силы в решении более сложных задач, таких, например, как составление программы концерта художественной самодеятельности или маршрута экскурсии по достопримечательным местам большого города.

П р и м е ч а н и е. Для того чтобы облегчить вхождение в игру, можно снабдить каждого из участников соответствующим реквизитом: повязками, костылями, значками инвалидности и прочим.

В о п р о с ы  для обсуждения после выполнения упражнения:

1) Какие эмоции вызвала у вас игра? Чем она вам понравилась или не понравилась?

2) Расскажите о своих приемах невербального общения при выполнении данного упражнения.

3) Кто из игроков был наиболее убедителен в своей роли?

4) Что развивает эта игра? Сделайте вывод.

Вывод. Поначалу игра кажется несколько громоздкой: трудно войти в свои роли, забывается о «глухоте» или «немоте», сложно сориентироваться в возможностях своих партнеров.

Но игра веселая и интересная. Во время игры часто возникают комические ситуации. Благодаря им складывается атмосфера эмоционального раскрепощения и беззаботности. Стремление участников прийти к общему решению и интенсивное творческое взаимодействие между ними способствуют сплочению группы. Игра помогает значительно расширить способы взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)   МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего о

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным програ...

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учите

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, о...

Перечень ресурсов, рекомендованных к использованию при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования:

С 6 апреля образовательная организация МКОУ "Скороднянская средняя общеобразовательная школа" переходит на реализацию  образовательных программам с применением дистанционных технологий...