Ответственность за совершение правонарушений
методическая разработка

Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания подростков.

Задачи:

  • познакомить с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление»;
  • сформировать представление о видах правонарушений и мерах ответственности за них;
  • воспитывать нравственные качества и уважение к законам.

Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки синего, красного и желтого цвета для игры, административный кодекс, уголовный кодекс РФ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvetstvennost_za_sovershenie_pravonarusheniy.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 « Ответственность за совершение правонарушений»

Цель: профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания подростков.

Задачи:

- познакомить с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление»;

- сформировать представление о видах правонарушений и мерах ответственности за них;

 - воспитывать нравственные качества и уважение к законам.

Оборудование: мультимедийное оборудование; карточки синего, красного и желтого цвета для игры, административный кодекс, уголовный кодекс РФ.

Ход занятия:

Добрый день, уважаемые участники мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.

Разобраться нам в этом поможет наш гость, инспектор по делам несовершеннолетних старший лейтенант полиции Батмановская Виктория Анатольевна.

Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Уже в раннем возрасте некоторые подростки, сами того не ведая, совершают такие поступки, по которым мы можем сказать, что они начинают протаптывать тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Попробуйте назвать эти поступки.

 ( По каким поступкам мы можем сказать, что эти ребята могут нарушить закон?)

- плохо учатся, а потом бросают школу;

- курят и выпивают;

- грубят сверстникам и взрослым;

- унижают маленьких и слабых;

- лгут, иногда даже без причины;

- стараются выяснять отношения с помощью силы;

- разрисовывают стены;

- портят школьное имущество.

Если человек сразу не встанет на путь исправления, то в дальнейшем его поступки будут носить более тяжелый характер, и он должен будет ответить за них, т.е. понести наказание. Почему же люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо. И тем не менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете?

 ( Потому что жить честным путем гораздо труднее.)

- А что такое правонарушение?

ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это общественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это общественно-опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

ЗАКОН – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит « Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: дисциплинарная ответственность, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Сейчас на конкретных примерах мы разберемся в понятиях: Проступок, Правонарушение и Преступление и видах ответственности.

Рассмотрим следующую ситуацию: (просмотр заранее снятого видеосюжета)

(Семиклассница Ирина не возвращается вовремя с каникул, пропускает занятия в школе, говорит, что многие так делали, а ей что - нельзя.)

- Как можно расценивать поведение Ирины, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Ирина ничего противозаконного не совершила.)

Проступок Ирины относится к виду дисциплинарных поступков. Дисциплинарные проступки нарушают порядок работы учреждений, организаций, ослабляют дисциплину.

- Что же она все-таки нарушила тем, что не посещала уроков в школе?

Спросим нашего эксперта

(Устав школы, в котором так же прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий, не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия, бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и педагогов.)

Нарушение любого пункта устава школы будет считаться проступком.

Приведите примеры проступков из вашей жизни или из жизни друзей, знакомых.

Предусмотрено ли наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей.)

Систему дисциплинарных взысканий необходимо строить по принципу «от простого к сложному», делая упор на усиление воспитательных мер. Вот, например, как может выглядеть такая система: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из учреждения.

К примеру:

- за шумное поведение на уроке и за срыв урока – замечание;

- за прогул урока – выговор;

- за драку – строгий выговор;

- за систематический прогул занятий – исключение из школы.

Рассмотрим административные правонарушения – это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок.

Какие административные правонарушения вы можете назвать? Приведите примеры.

- Подростка задержали на улице в 23 часа 20 минут без сопровождения взрослых.

- Нарушение тишины в ночное время с 23.00 до 6.00.

- Нецензурная брань в общественных местах.

Рассмотрим следующую ситуацию: (просмотр заранее снятого видеосюжета)

(Девочки-подростки распивают пиво на детской площадке, курят)

- Итак, какие правонарушения совершили подростки в данном видеосюжете и какое наказание им за это грозит? Спросим у нашего эксперта.

«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде» (Ст. 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а ровно распитие ими спиртных напитков влечет за собой наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

-С какого возраста начинается ответственность за административные правонарушения? (С 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.)

- Кто несет ответственность за ваши действия, если вам ещё нет 16 лет? (Родители)

- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

- Чаще всего преступления совершают под воздействием алкоголя. Алкоголь - причина безнравственного поведения, безрассудных поступков, многих болезней.

Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь.

(На экране картинки с изображением позитивных ситуаций: лыжная прогулка, дружная семья дома, человек читает книгу, человек работает за компьютером, посещение театра; и ситуаций с поведением пьяного человека)

- В жизни многих людей бывают ситуации, когда им предлагали выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. - Если вам предложат выпить, обычно в качестве повода приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, а затем отказаться от предложенного напитка: объяснить причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышали, просто сказать «нет» и уйти. Трудней всего отказаться в первый раз под давлением более старших товарищей, но если вы наберетесь, смелости и откажетесь с первого раза, то в дальнейшем вам не будут предлагать, так как будут знать вашу позицию.

Закон «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».

В каких местах нельзя курить:

- в самолетах, лифтах и подъездах жилых домов, в школах, вузах, на стадионах, в общественном транспорте, на рабочем месте, в зданиях органов государственной власти, внутри больниц, поликлиник, на детских площадках и пляжах.

Административные правонарушения несовершеннолетних:

- употребление психотропных, наркотических препаратов и их аналогов без врачебного назначения;

- нанесение ущерба, вреда или разрушение чужого имущества;

- мелкое хищение;

- мелкое хулиганство;

- деятельность и поступки, составляющие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта;

- безбилетный проезд;

- управление транспортным средством водителем без соответствующих прав;

- нарушение правил дорожного движения;

- заведомо ложный вызов специализированных экстренных служб;

- пропаганда нацизма, демонстрация нацистской атрибутики;

- появление в публичных местах в состоянии алкогольного опьянения или под действием психотропных или наркотических препаратов,

- курение в общественных местах.

Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказание к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, можете привести примеры гражданско-правовых нарушений?

- Мальчики играли во дворе в мяч и разбили окно соседа.

- Порвал учебник у одноклассника.

- Мальчик 14 лет из рогатки попал в глаз школьнику.

- А за правонарушения сажают в тюрьму?

(- Нет. В тюрьму сажают за преступления.)

- Ещё раз напомню определение преступления: преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. А с какого возраста наступает уголовная ответственность? ( С 16 лет)

Ознакомимся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки с 14 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ.

Преступления, за которые осуждаются подростки с 14 лет:

- совершение убийства ( ст.105);

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111);

- изнасилование (ст.131);

- похищение человека (ст.126);

- разбой (ст.162), грабеж (ст.161), кража (ст.158);

-вымогательство (163);

- угон транспорта (ст.166);

- умышленное уничтожение и похищение чужого имущества (ст.167);

- вандализм (ст.214);

- хищение оружия, взрывчатых веществ (ст.226);

- приобретение, хранение наркотиков (ст.228);

- терроризм (ст.205), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207).

Игра «Проступок. Правонарушение. Преступление».

Предлагаю вам поиграть в игру «Проступок. Правонарушение. Преступление». У вас на столах лежат синие, желтые и красные карточки. Я зачитываю ситуацию, а вы определяете, что это – проступок, правонарушение или преступление. Проступок – синяя карточка, правонарушение – желтая, преступление – красная.

Ситуация 1.

-Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь им гулять нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо.

- Что это – проступок, правонарушение или преступление?

Дети поднимают карточки.

- Объясните, почему это проступок.

Мальчики не нарушили закон, т.е. не совершили правонарушение или преступление, их действие можно расценивать как проступок.

- Есть ли у девочек выбор?

- Они могут сказать, что не будут мешать, просто погуляют и уйдут. Если ребята будут вести себя агрессивно, то лучше уйти, не идти с ними на конфликт.

- Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся?

- Да, родителям, старшим братьям, участковому.

Ситуация 2.

Татьяна одна вечером возвращалась после волейбольной секции. К ней подошла группа подростков, её окружили, вырвали из рук сумочку, сорвали с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они её найдут и разберутся с ней.

Дети поднимают карточки.

-Это преступление.

- Назовите, какое именно преступление.

- Кража/грабеж.

- В чем различие между кражей и грабежем?

- Грабеж – это открытое хищение чужого имущества, а кража – это тайное хищение чужого имущества.

- Как должна поступить в этом случае Татьяна?

- Незамедлительно рассказать родителям и заявить в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?

- Татьяне нужно было идти вместе с подружками или попросить кого-нибудь из родственников встретить её.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы сделает для себя выводы и будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая правонарушения, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

И в завершении нашего занятия исполним песню «Дорогою добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины формирования отклоняющегося поведения, результатом которого становится совершение правонарушения.

В презентации отражены причины совершаемых правонарушений, а также методы работы с трудными детьми по вопросу профилактики правонарушений...

Информационно-аналитическая справка по организации работы с детьми, склонными к совершению правонарушений

Материал размещенный в статье содержит аналитическую справку о результатах работы школы с детьми, склонными к совершению правонарушений....

Ответственность несовершеннолетних и родителей за совершение правонарушений

Информация об ответсвенности детей и родителей за совершение различных правонарушений...

Профилактическая деятельность, направленная на профилактику совершения правонарушений и преступлений детьми

Анализ профилактической деятельности,  направленной на профилактику совершения правонарушений и преступлений детьми...

Родительское собрание на тему «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений»

Родительское собрание на тему «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений»...

Родительское собрание «Ответственность несовершеннолетних и родителей за совершение правонарушений»/

На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос: ответственность несовершеннолетних и родителей за совершение правонарушений. Цели данного собрания соответствуют его результату. Собра...

Презентация "Причины и условия совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетних"

Презентация подготовлена для использования при проведении груповой беседы с учащимися, родителями по профилактике правонарушений....