«Программа внедрения службы примирения (медиации)»
рабочая программа

Мелентьева Наталья Александровна

         Детский дом, или как сейчас принято говорить, центр содействия семейному воспитанию – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались больше сотни  детей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации.  Контингент воспитанников Центра сегодня – это, в основном, социальные сироты, еще в раннем детстве приобретшие негативный социальный опыт, последствия которого крайне тяжело сказываются на всей дальнейшей жизни. Прежде всего, это глубокое воздействие на здоровье и психику ребенка (приложение № 1).

         Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в здоровье детей, оставшихся без попечения родителей и прибывающих в наш Центр. Для таких детей характерно снижение психологического фактора, пониженное настроение, заторможенность реакции, нарушение процесса саморегуляции. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее чувство тревоги, неуверенности в себе, безразличное отношение к окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений. В силу неправильно формирующегося опыта общения, еще в условиях своей семьи, дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивнонегативную позицию. Драчливость, конфликтность, грубость часто выступают в качестве защитной реакции на неудовлетворенность жизненно важных потребностей.

          Кроме того в Центр постоянно приходит большое количество посторонних людей - родственники, знакомые, друзья детей. И этот мир ограничен пределами  стен и периметром двора. Все люди, которые собираются внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному и социальному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Некоторые из этих людей находятся рядом друг с другом по 24 часа в сутки, постоянно общаясь между собой,  некоторые только небольшой период времени. Помимо этого дети не только круглосуточно находятся в Центре, но и общаются за его пределами – в школах, кружках, секциях, во дворе.  И если одни из них успешно взаимодействуют с окружающими, то другие  могут вступать в конфронтацию.

         Итак, конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены воспитанники, педагоги,  родственники и знакомы детей. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.

         Поэтому и возникает  проблема – проблема решения конфликтов, споров. И одним из способов решения этой проблемы  развитие службы медиации или примирения.

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mediatsii_tsentr_4.docx155.77 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения

центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Центр содействия семейному воспитанию № 4»

«Утверждаю»

Директор СПб ГБУ ЦССВ № 4

_______________О.В.Галкина

12  марта 2021 года

 «Программа

внедрения службы примирения (медиации)»

ВЫПОЛНИЛА:

Мелентьева Наталья Александровна

______________________________

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2021год

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3

Глава 1. Нормативно-методические основы  деятельности службы

медиации (или примирения) в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  1. Нормативно правовые основы деятельности специалистов службы медиации

(или примирения)…………………………………………………………………4

  1. Методические рекомендации по организации деятельности службы медиации

(или примирения)…………………………………………………………………5

Глава 2. Программа внедрения в работу СПб ГБУ центра  для

 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию  № 4»   службы медиации (или примирения)

2.1. Разработка программы внедрения службы примирения (медиации)

 в работу СПб ГБУ центра  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

 родителей «Центр содействия семейному воспитанию  № 4»  ………………  6-11

2.2. Специфика деятельности  и  внутренняя  документация функционирования

службы медиации (или примирения)……………………………………………12-15

2.3. Программа работы и развития службы медиации (или примирения)

в СПб ГБУ центра  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

 родителей «Центр содействия семейному воспитанию  № 4»…………………16-18

   

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….20

Приложение……………………………………………………………21-31

Введение

«Тот, кто хочет уладить конфликт,

                                                      борется за будущее»

В.Тарасов. Книга для героев

         Детский дом, или как сейчас принято говорить, центр содействия семейному воспитанию – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались больше сотни  детей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации.  Контингент воспитанников Центра сегодня – это, в основном, социальные сироты, еще в раннем детстве приобретшие негативный социальный опыт, последствия которого крайне тяжело сказываются на всей дальнейшей жизни. Прежде всего, это глубокое воздействие на здоровье и психику ребенка (приложение № 1).

         Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в здоровье детей, оставшихся без попечения родителей и прибывающих в наш Центр. Для таких детей характерно снижение психологического фактора, пониженное настроение, заторможенность реакции, нарушение процесса саморегуляции. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее чувство тревоги, неуверенности в себе, безразличное отношение к окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений. В силу неправильно формирующегося опыта общения, еще в условиях своей семьи, дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивнонегативную позицию. Драчливость, конфликтность, грубость часто выступают в качестве защитной реакции на неудовлетворенность жизненно важных потребностей.

          Кроме того в Центр постоянно приходит большое количество посторонних людей - родственники, знакомые, друзья детей. И этот мир ограничен пределами  стен и периметром двора. Все люди, которые собираются внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному и социальному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Некоторые из этих людей находятся рядом друг с другом по 24 часа в сутки, постоянно общаясь между собой,  некоторые только небольшой период времени. Помимо этого дети не только круглосуточно находятся в Центре, но и общаются за его пределами – в школах, кружках, секциях, во дворе.  И если одни из них успешно взаимодействуют с окружающими, то другие  могут вступать в конфронтацию.

         Итак, конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены воспитанники, педагоги,  родственники и знакомы детей. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.

         Поэтому и возникает  проблема – проблема решения конфликтов, споров. И одним из способов решения этой проблемы  развитие службы медиации или примирения.

         

Глава 1. Нормативно-методические основы  деятельности службы

медиации (или примирения) в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1.        Нормативно правовые основы деятельности специалистов службы медиации (или примирения)

         Существование органов медиации в нашей стране закреплено Федеральным законом № 193-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

     Кроме этого в работе по созданию и функционированию службы медиации в Центре следует руководствоваться:

  • Конституция Российской Федерации (ст.2, ч.1 ст.43, 44, 45,46,);;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (п.3. ст. 22);
  • Конвенция «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (ст. 12, 13, 16, 28, 29);
  • ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»;
  • ФЗ РФ от 27.07.2010 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
  • ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
  • ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (ст.9);
  • ФЗ РФ 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • ФЗ РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • ФЗ РФ от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 № 969 «О  программе подготовки медиаторов»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 1430-р "Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность".
  • Приказ Минобрнауки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»;
  • Приказ Минтруда России от 15.12.2014 № 1041н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медиации (медиатор)»;

1.2.        Методические рекомендации по организации деятельности службы медиации  (или примирения)

  • Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 «О программе подготовки медиаторов» - «Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2020 года N ДГ-375/07 «Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 года № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18 декабря 2015 г. N 07-4317 «О направлении методических рекомендаций по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях»;
  • Постановление совместного заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербург и Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга от 05.12.2019 № 6/51/2019 – «Методические рекомендации по организации служб медиации в Санкт-Петербурге»

Глава 2. Программа внедрения в работу СПб ГБУ центра  для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию  № 4»   службы медиации (или примирения)

2.1. Разработка программы внедрения службы примирения (медиации)

 в работу СПб ГБУ центра  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию  № 4»

2.1.1. Актуальность Программы

     В детском и подростковом коллективах конфликтные отношения неизбежны. Причинами, порождающими конфликты, могут стать потребность в общении, уважении, борьба за лидерство. Более уязвимыми к конфликтам со сверстниками становятся дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, застенчивые, обидчивые, эмоционально-возбудимые, агрессивные, дети с необычной внешностью, а также дети, которые привыкли к индивидуальному вниманию со стороны взрослых и не признают жизнь в коллективе по общим правилам.

     Воспитанники Центра не так успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками, как дети  из  семей. Если сравнить конфликты детей из Центра и  «домашних» детей,  то у  первых  конфликтов  больше, они острее и ярче. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, в конфликтных ситуациях у них  преобладают защитные формы поведения,  они  не  способны  конструктивно разрешать конфликт. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее  чувство тревоги,  неуверенности  в  себе,  безразличное  отношение  к  окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений.  К 10 – 11 годам у воспитанников формируются: потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности; «способность не углубляться в привязанности»,  иждивенчество,  и другое. В общении таких детей присутствуют назойливость и потребность в любви и внимании. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой – острой аффективной окрашенностью.  Об  эмоциональной  незрелости  говорит  и  тот  факт,  что особенности  поведения  в  конфликте  многих  наших  воспитанников, даже  в  возрасте  14-17 лет,  очень  схожи  с  поведением  дошкольников: большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор); чрезмерно  яркая  эмоциональная  насыщенность  общения; нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок); преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

      Развитие  ребенка,  утратившего семью,  идет  по  особому пути,  у него формируются  специфические  черты  характера, поведения. Воспитательная работа  с  такими  детьми  должна  вестись  целенаправленно,  комплексно, системно, с учетом психических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка.

       Не секрет, что дети и подростки в конфликтных ситуациях часто прибегают к «обзывательствам», угрозам, психологическому и физическому подавлению. Иногда коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов, это явление

называется «моббинг» (происходит от английского «to mob» –грубить, нападать стаей, травить).

       Моббинг в детском коллективе – это психологический террор, травля в отношении кого-либо из детей со стороны его ровесников, осуществляемые с целью ослабить его социальное влияние в коллективе. Моббинг часто контролируется иерархическими структурами в социальной группе, в частности – авторитетным лидером группы.

       И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).  

         Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью.    Поэтому часто службу медиации называют службой примирения. Надеемся, что включение медиативного  подхода  в  деятельность педагогов,  будет способствовать снижению  напряжённости  в  детском  сообществе, успешной  социализации воспитанников  и выпускников, познакомит  детей  с  конструктивными  способами  разрешения  конфликтов,  снизит уровень  самовольных  уходов  и  правонарушений.

         Создание  Службы медиации  в  Центре  обусловлено  следующими  причинами:

•        социальная  напряжённость  и  конфликтность в обществе;

•        повышенная конфликтность  воспитанников  Центров;

•        необходимость в  формировании  навыка  умения  самостоятельно жить  в  обществе  после  выпуска  из  детского учреждения;

•        отсутствие  семьи  в  жизни  воспитанников  и  возложение  этой  роли  на  Центр;

•        асоциальные проявления в среде  воспитанников:  самовольные  уходы, правонарушения,  совершаемые  несовершеннолетними.

2.1.2.         Цели и задачи службы медиации

     Основная цель службы  медиации в Центре состоит:

•        формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций;

•        распространение среди воспитанников, педагогов, друзей, знакомых, родственников  цивилизованных форм разрешения конфликтов;

•        помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

•        снижение количества административного реагирования на правонарушения.

       Задачами службы примирения являются:

•        проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

•        обучение воспитанников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;

•        информирование воспитанников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;

•        создание с помощью метода медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;

•        интеграция метода медиации в систему воспитания, создание в Центре службы медиации для обеспечения возможности доступа к медиации для каждого ребенка;

•        повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска;

•        повышение квалификации педагогических работников Центра по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;

•        обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;

  1. Принципы деятельности службы медиации (примирения)

1.Добровольность участия сторон, добровольное участие педагогов и воспитанников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

2.Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

3.Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут

вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

4. Конфиденциальность процесса медиации. Служба медиации носит конфиденциальный характер. Медиатор обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что  данная информация будет разглашена.

5.Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

6. Равноправие сторон. Недопустимо ставить одну из сторон выше другой по причине возраста, пола, социального статуса и т. д. Процесс медиации должен в равной степени учитывать интересы каждого, кто обратился в службу примирения. Также принцип равноправия означает, что все участники беседы имеют одинаковое право участвовать в обсуждении проблемы и предлагать пути ее решения;

7.Самостоятельность служб медиации. Служба медиации самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации

  1. Сроки и этапы реализации Программы медиации

Сроки реализации программы – январь 2021г. – декабрь 2022г.

Этап, сроки

Мероприятия

 I этап - разработческий (февраль – август 2021 г.)  

Принятие администрацией СПб ГБУ ЦССВ № 4  решения о создании службы медиации.

Согласование с администрацией СПб ГБУ ЦССВ № 4  приоритетов при выборе куратора службы.

Включение в должностную инструкцию сотрудника–руководителя службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы.

Создание  нормативной  базы,  регламентирующей  организацию  Службы  медиации  в  Центре.

Подписание приказа о создании службы.

Разработка  Положения о службе медиации в Центре.

Утверждение Положения о службе примирения в образовательном учреждении в соответствии со стандартами восстановительной медиации.

Проведение тематических педсоветов, обучающих семинаров.

Привлечение  других  учреждений  (социальных /стратегических партнеров) 

II этап - апробационный (сентябрь 2021г.   – январь  2022 г.)

Апробация  модели Службы медиации на базе СПб ГБУ ЦССВ № 4 с последующей корректировкой.

Разработка методических рекомендаций по организации служб  медиации.

Первоначальный «срез» информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам).

Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки педагогического коллектива.

Выпуск информационного стенда, плаката или статьи, создание страницы сайта о создании службы медиации.

Определение администрацией СПб ГБУ ЦССВ № 4, куратором, медиаторами способов получения информации о конфликтах.

Ш этап – корректирующий (январь 2022г. – июнь 2022г.)

Мониторинг эффективности  деятельности службы  медиации.  

Доработка, корректировка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы

(примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)

 1У этап – обобщающий (июль  – декабрь 2022 г.)

Создание  системы взаимодействия с  социальными партнёрами  в  рамках  деятельности службы медиации.

  1.         Ожидаемые результаты

     Ожидаемые  результаты реализации Программы:

•        снижение  числа  конфликтных  ситуаций  в  коллективе  воспитанников Центра;

•        снижение количества правонарушений среди воспитанников  учреждения;

•        сокращение числа самовольных  уходов воспитанников Центра;

•        снижение  уровня  тревожности  и  агрессии  у  детей;

•        расширение  социальных  связей учреждения  и  социального  опыта  воспитанников;

•        сокращение  числа  выпускников  Центра  с  асоциальным  поведением;

•        повышение  профессионального  уровня  специалистов  учреждения;

•        сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются несовершеннолетние, а так же и специфичную остроту, в зависимости от ситуации;

•        повышение эффективности профилактической, коррекционной и реабилитационной работы в учреждении, направленной на снижение проявления асоциального поведения несовершеннолетних;

•        сокращение числа правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних, включая повторные случаи;

•        создание благоприятных условий для эффективного межведомственного взаимодействия и привлечения общественности в решении актуальных проблем и задач профилактики правонарушений (включая самовольные ходы и т. п.);

•        оздоровление психологической обстановки как внутри Центра, так и в социуме, в котором проходят обучения воспитанники;

•        обеспечение открытости в деятельности образовательных организаций, вовлеченных в реализацию Программы в области защиты прав и форм правовой защиты несовершеннолетних;

•        повышение квалификации педагогических работников и специалистов в области защиты прав несовершеннолетних, реализации восстановительных практик.

•        рост уровня воспитанности детей учреждения;

•        рост числа воспитанников, восстановивших связь с биологическими родственниками;

•        увеличение числа возвратов воспитанников учреждения в биологическую семью;

•        рост числа воспитанников, переданных на воспитание в замещающую семью;

•        снижение числа воспитанников, возвращенных из замещающих семей;

•        снижение уровня тревожности и агрессии у детей;

•        рост уровня толерантности и коммуникабельности;

•        расширение социальных связей образовательного учреждения и социального опыта воспитанников;

•        модернизация материально-технической базы учреждения в соответствии с потребностями воспитанников и современными требованиями;

  1. Специфика деятельности  и  внутренняя  документация функционирования службы медиации (или примирения)

2.2.1. Специфика деятельности службы медиации (примирения) в Центре содействия семейному воспитанию

         Детский дом – Центр содействия семейному воспитанию, с его особым микроклиматом – частичка огромного мира, в который попадает ребенок. Вырвав ребенка из неблагополучной, но обычной для него, среды обитания, новые жизненные обстоятельства действуют на ребенка как стихийный фактор управления, и наряду с этим коллектив педагогов организует воспитательную деятельность.

         Пребывание в закрытом учреждении формирует особый тип поведения, общения со сверстниками и взрослыми. И хотя Центр создает фон большой семьи, способствует эмоциональной стабильности, групповой защищенности, в целом подобный образ жизни отрицательно влияет на формирование навыков разнопланового общения. Не учит детей, как наладить отношения с людьми, адекватно реагировать на ситуацию, адекватно оценивать свои качества и качества другого человека для успешного общения. Им не хватает уверенности, отсутствует реальное представление о жизни, правильная оценка действительности.

         По отношению к этим детям у педагогов нет иного пути, кроме кропотливой работы по вовлечению их в орбиту общеколлективных дел. Видный педагог и психолог П. П. Блонский заметил: «Можно без преувеличения сказать, что на лбу всякого воспитанника детского дома написано: «Ищу воспитателя» (1).

         Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок очень рано начинает занимать негативную позицию по отношению к другим. Дети, воспитывающиеся в большом коллективе, устают от нагрузок и шума, поэтому часто «срываются», «грубят». Они очень переживают потерю родителей, и преодолеть это сложно. А так же то, что эмоционально и информационно их жизнь перенасыщена, у них практически нет зоны, недоступной для взрослых и вообще для других людей, и в школе, и в Центре они постоянно на глазах контролирующих людей. Поэтому дети часто не очень хорошо усваивают новую информацию из – за перегруженности. Безусловно, им нужно учиться общению. Это одно из слабых мест этих детей. Как правило они все не умеют общаться. Спотыкаются друг о друга, о взрослых, проявляют агрессию от того, что у них не получаются отношения, а не оттого, что агрессия в них заложена на генетическом уровне.

         Практика работы с детьми разного возраста, воспитывающихся в условиях Центра показывает, что отношения детей в группе не всегда складываются благополучно.

     Основные  причины конфликтов у подростков – воспитанников Центра:

Конфликт

Причины

Внутриличностный

Такой конфликт  возникает  при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов.  Для  наших детей  внутренний  конфликт  свойственен  в  разной  степени,  но  общим  является то,  что  они  крайне  редко  винят  в  своих  проблемах  себя,  чаще  перенося  вину  на  окружающих.

Межличностный

Когда воспитанники с различными взглядами, целями,  чертами характера совсем не могут ладить друг с другом.  Это  наиболее  часто  встречающийся  тип  конфликта, а поскольку  дети  постоянно находятся  в  коллективе  сверстников  в  Центре  и  школе – конфликтогенность  нарастает,  и  часто  приводит  к  стычкам  по  самым  незначительным  поводам.

Между личностью и группой

Может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы.  Редко  встречающийся    тип  конфликта в Центре,  так как воспитанники  зависимы  друг  от  друга,  конформны,  и  пойти  против  мнения  группы  влечёт  за  собой  опасность  стать  изгоем, но данный тип конфликтов часто возникает при процессе обучения воспитанников в  школе, где зачастую роль «раздражителя» играет учитель и родители учеников.

Межгрупповой

Возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.  Также    редко  встречающийся  в  Центре  тип  конфликта,  но  может  возникать  в  школьном  сообществе, когда воспитанники могут выступить против остальных учеников школы единым фронтом.

         Центр, каким бы хорошим он не был, мало помогает освоению детьми цивилизованных навыков коммуникации в сложных и напряженных ситуациях, культурных форм повышения своего авторитета.          

Воспитатели

Конфликт – это зло, которое необходимо искоренить, избежать, скрыть

Основное способ реагирования – поиск виноватого и наказание

Манипулирование

Администрация

Вызов к директору, заместителю директора

Вызов на совет воспитателей

Постановка на учет в детскую комнату милиции

Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних

Психолог

Формальный процесс

Еще большее разобщение

Клеймение воспитанника

Психологическое давление

Воспитанники

Групповое давление

Отвержение

Бойкот

Замыкание в себе

Применение физической силы

РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТСЯ НЕ САМИМИ УЧАСТНИКАМИ КОНФЛИКТА,

А КТО-ТО ДРУГОЙ НАВЯЗЫВАЕТ СВОЕ РЕШЕНИЕ.

         Поэтому необходимо:

  • Участникам конфликта встретиться за «столом переговоров»
  • Обсудить возможные последствия конфликта
  • Избавиться от негативных эмоций
  • Самим найти устраивающие их решения
  • Понять, как избежать повторения конфликтов в будущем

         Но смогут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации, испытывающие сильные эмоции, обиды, страха, ненависти, предубеждения по отношению к друг другу и тому подобное, говорить конструктивно, найти способы решения конфликта?

         Поэтому встает острая проблема поиска технологий, которые смогли бы научить воспитанников конструктивно решать возникающие конфликты, которые позволили бы сформировать у детей навыки бесконфликтного поведения. И самое важное – понимая, что конфликтные ситуации в жизни детского коллектива неизбежны – создать для них возможность в случае возникновения противоречий обращения к посреднику, владеющему техниками примирения, с тем, чтобы поссорившиеся дети не ставили крест на отношениях друг с другом, а напротив – имели бы возможность общаться в дальнейшем. Процедура медиации как одна из восстановительных программ как раз отвечает данным требованиям.

         Поэтому им нужен нейтральный посредник – медиатор, который сможет организовать такой диалог, который инициирует взаимопонимание, восстановительные действия и групповое принятие решений.

         Использование восстановительного подхода в Центре  имеет  ряд преимуществ:

  • примирение происходит по согласию сторон, и обе стороны добровольно несут ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Это помогает решить одну из задач воспитательного процесса – формирование у детей осознания важности собственной ответственности за принятие тех решений, которые касаются воспитанников.
  • процесс медиации можно считать профилактическим способом решения конфликтов.
  • эмоциональное восстановление участников конфликтной ситуации – еще одно преимущество применения восстановительного подхода.  После успешного проведения восстановительных программ стороны-участники конфликта приходят к обоюдному согласию, выясняют подлинные причины разногласий.  У человека происходит эмоциональное разряжение, выяснив отношения с другой стороной, он решает, как ему в дальнейшем выстраивать с ней отношения.
  • использование примирительных процедур вносит изменение в педагогический коллектив Центра, стимулируя переключение педагогов с классической позиции «виновного наказать, пострадавшего пожалеть» к позиции нейтральной стороны,  ориентированной на достижение согласия между участниками конфликта.

         Ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:

  • снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;
  • снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;
  • сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
  • формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;
  • повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательного процесса.

         При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом.

2.2.2. Внутренняя  документация службы медиации (или примирения)

         Как организовать в своем учреждении медиативную (примерительную) службу?

Содержание

Внутренний документ (приложение)

1

Принятие решения о создании службы медиации (примирения)

2

Создание должностной инструкции руководителя службы медиации

2

3

Издание приказа о создании службы медиации в учреждении

3

4

Утверждение Положения о службе медиации учреждения

4

5

Обсуждение и составление Плана работы

5

6

Информационное сообщение для педагогов

7

Информационное сообщение для воспитанников

8

Выпуск информационного стенда службы медиации и опубликование на сайте учреждения

9

Доработка и принятие документов (на основе типовых). Регламента работы службы медиации

6

10

Работа службы медиации по разрешению конфликтов

11

Обсуждение на Совете воспитателей работы службы медиации

12

Обобщение и анализ опыта работы

13

Изучение руководителем службы медиации опыта работы

14

Связь с другими медиационными службами

15

Включение элементов восстановительных практик в воспитательные формы работы и мероприятия

  1. Программа работы и развития службы медиации (или примирения)  в СПб ГБУ центра  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей «Центр содействия семейному воспитанию  № 4»

Паспорт программы

Наименование

«Создание службы медиации (примирения) на базе Санкт- Петербургского государственного бюджетного учреждения центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центра содействия семейному воспитанию № 4»

Основание для разработки

  • социальная  напряжённость  и  конфликтность в обществе;
  • повышенная конфликтность  воспитанников  Центров;
  • необходимость в  формировании  навыка  умения  самостоятельно жить  в  обществе  после  выпуска  из  детского учреждения;
  • отсутствие  семьи  в  жизни  воспитанников  и  возложение  этой  роли  на  Центр;
  • асоциальные проявления в среде  воспитанников:  самовольные  уходы, правонарушения,  совершаемые  несовершеннолетними

Разработчик

Социальный педагог Мелентьева Н.А.

Цель программы

Формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций

Задачи программы

  • проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
  • обучение воспитанников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
  • информирование воспитанников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
  • создание с помощью метода медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • интеграция метода медиации в систему воспитания, создание в Центре службы медиации для обеспечения возможности доступа к медиации для каждого ребенка;
  • повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска;
  • повышение квалификации педагогических работников Центра по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
  • обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;

Целевые индикаторы и показатели программы

  • количество самовольных уходов воспитанников
  • уровень преступности воспитанников учреждения;
  • уровень воспитанности детей учреждения;
  • количество конфликтных ситуаций субъектов отношений;
  • количество воспитанников, восстановивших связь с
  • биологическими родственниками;
  • количество возвратов воспитанников учреждения в
  • биологическую семью;
  • число воспитанников, переданных на воспитание в
  • замещающую семью; число воспитанников, возвращенных из замещающих семей;
  • уровень тревожности и агрессии у детей;
  • уровень толерантности и коммуникабельности;
  • обеспеченность реабилитационного и коррекционного
  • направлений воспитательной работы в Центре
  • специальными методиками и оборудованием для
  • оказания помощи детям;
  • число специалистов детского дома, повысивших свой
  • профессиональный уровень

Сроки реализации программы

январь 2021г. – декабрь 2022г.

Этапы реализации программы

I этап - разработческий (февраль – август 2021 г.)  

II этап - апробационный (сентябрь 2021г.   – январь  2022 г.)

Ш этап – корректирующий (январь 2022г. – июнь 2022г.)

1У этап – обобщающий (июль  – декабрь 2022 г.)

Источники финансирования программы

Бюджет СПб ГБУ ЦССВ № 4, целевая и спонсорская помощь

Ожидаемые результаты

  • снижение  числа  конфликтных  ситуаций  в  коллективе  воспитанников Центра;
  • сокращение числа самовольных  уходов воспитанников Центра;
  • снижение  уровня  тревожности  и  агрессии  у  детей;
  • повышение  профессионального  уровня  специалистов  учреждения;
  • сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются несовершеннолетние;
  • создание благоприятных условий для эффективного межведомственного взаимодействия и привлечения общественности в решении актуальных проблем и задач профилактики правонарушений (включая самовольные ходы и т. п.);
  • оздоровление психологической обстановки как внутри Центра, так и в социуме, в котором проходят обучения воспитанники;
  • снижение уровня тревожности и агрессии у детей;
  • рост уровня толерантности и коммуникабельности;
  • расширение социальных связей образовательного учреждения и социального опыта воспитанников;

Ответственные

лица учреждения

за выполнение

поставленных

задач

Заместитель директора по воспитательной работе  - содержательный аспект;

заместитель директора по методической и социальной работе  -  методическое обеспечение;

заместитель директора по АХЧ – материальное обеспечение;

главный бухгалтер Центра - финансово-экономическое обеспечение

Отчетность о реализации

Внутренняя отчетность – 1 раз в квартал

Внешняя отчетность (МОСК) – 1 раз в полугодие.

Социальные партнеры реализации программы

Комитет по социальной политике СПб

Отдел социальной защиты населения Выборгского района СПб

Муниципальное образование Светлановское

Центр помощи семье и детям Выборгского района

Школы и центры образования №№ 2,  6, 97, 487, 115, 162, кадетский корпус

Художественная и музыкальные школы Выборгского района

Колледж Петербургской моды

СПб ГБПОУ «Невский колледж имени А.Г. Неболсина»

Автотранспортный колледж

Заключение

         Настоящая работа по программе «Применение медиационных технологий в работе специалистов в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  является основой для разработки   «Программы внедрения службы примирения (медиации) на примере Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 4» , а также стратегий и планов, направленных на:

  • защиту прав и интересов детей и подростков,
  •  профилактику правонарушений,
  • помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в учреждении;
  • содействие позитивной социализации, а также ресоциализации несовершеннолетних.

         Медиация учит нас активному слушанию, умению контролировать эмоции, отделять проблемы от человека. Наиболее положительное влияние на урегулирование конфликта оказывает вовлечение конфликтующих сторон в совместную деятельность. Служба медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.

         Таким образом, создание и развитие Службы  медиации (примирения)  призвано стать действенным средством создания комфортной молодежной среды, профилактики школьных и межличностных конфликтов, восстановления разрушенных отношений, медиации подростков с собой, своей совестью и ровесниками.

Литература

  1. В.В.Чечет, Научно-популярное издание, «Педагогика в афоризмах и изречениях», 2013, Минск,
  2. Коновалов А. Ю. Службы примирения: идея и технология.  В кн.: Школьные службы примирения. Российская модель школьной медиации. М., 2009.
  3. Иванова, Е. Н. Современная медиация: Тенденции и проблемы, Е. Н. Иванова,  Конфликтология. – 2011. – Вып. 1
  4. Коновалов, А. Ю. Опыт работы школьных служб примирения в России , А. Ю. Коновалов,  Зинова, Е. Ю. Организация школьной службы примирения (методические рекомендации)
  5. Сборник материалов. – М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014.
  6. https://school40.edu.yar.ru/sotsialno_minus_psihologicheskaya_slu_41/programma_sluzhbi_mediatsii__primireniya_.pdf
  7. http://neposedy.s-detdom.ru/wp content/uploads/2018/12/polozhenie_o_sluzhbe_mediacii.pdf
  8. http://detdom24-1526.ucoz.ru/programma-sozdanie_sluzhby_primirenija_na_baze_gko.pdf
  9. http://www.vashpsixolog.ru/activities-in-the-schoolpsychologist/164-raznye-meropriyatiya/1750-organ.
  10. https://elib.bspu.by/bitstream/doc/1698/1/Афоризмы.pdf).
  11. http://www.school56.pupils.ru/nashi-dokumenty/13648/150843/
  12. https://sovetskojesos.ucoz.net/vospitatelna/instrukcija.pdf
  13. https://docviewer.yandex.ru/view/179544200/?page=1&*=QZK0nunPC7WSuTNm%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
  14. http://petrdetdom25.ru/wp-content/uploads/2020/09/План-работы-Службы-примирения-на-2020-2021-учебный-год.pdf

Приложение № 1

Анализ контингента воспитанников

Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения

центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию № 4»

Приложение № 2

Должностная инструкция

руководителя службы медиации

СПб ГБУ ЦССВ № 4

  1. Общие положения
  1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность руководителя службы  медиации.
  2. На должность руководителя службы медиации  назначаются лица из состава педагогического коллектива школы (воспитатель, социальный педагог или др.), который добровольно выразил согласие взять на себя эту ответственность, имеющий высшее педагогическое или психологическое образование, стаж работы не менее 3 лет и прошедший обучение программе «Применение медиационных технологий в работе специалистов в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  
  3.  Задача руководителя - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
  4.  Руководителем должен быть назначен человек:
  • заинтересованный в развитии  восстановительных практик в Центре  и разделяющий их ценности;
  • готовый освоить деятельность медиатора, проводить медиации и другие восстановительные программы;
  • имеющий доступ к информации о конфликтных ситуациях;
  • пользующийся авторитетом у педагогов, сотрудников и воспитанников;
  • способный отстаивать своё мнение перед администрацией;
  • готовый продолжительное время (не меньше года, а в среднем порядка трёх лет) заниматься данной деятельностью.
  1.  Руководитель  службы медиации  работает в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом Центра, и в первую очередь с заместителем директора по воспитательной работе и социальными педагогами.
  1. Функции
  1.  Организация деятельности службы.
  2.  Создание условий эффективной работы  службы медиации.
  3.  Обеспечение режима здоровых и безопасных условий труда, соблюдение норм и правил техники безопасности.
  1. Должностные обязанности
  1.  Руководитель службы медиации  документирует процесс и результаты рассмотрения конфликтных ситуаций, поступивших в службу медиации  из любых источников, оформляет итоговые результаты.
  2.  Итоговые результаты работы службы медиации  представляет администрации Центра, а также по запросу в другие заинтересованные органы и структуры.
  3. Руководитель службы медиации  непосредственно организует текущее и перспективное планирование деятельности службы медиации.
  4. Содействует обобщению опыта и предложений по развитию и совершенствованию примирительных процедур.
  5. Организует и принимает участие в мероприятиях по созданию и расширению информационного пространства о применении восстановительных технологий в деятельности службы медиации.
  1. Права

Руководитель службы медиации  имеет право:

  1. Отвечать за защиту прав детей.
  2. Представлять службу медиации  в учреждениях, организациях.
  3. Самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции и нести за них ответственность.
  4. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение директора Центра предложения по улучшению деятельности службы медиации; замечания по деятельности ведущих службы; предлагать варианты устранения имеющихся недостатков.
  5. Давать рекомендации администрации школы  по профилактической работе.
  6. Повышать свою квалификацию.
  1. Ответственность

Руководитель СШМ несет ответственность за:

  1. Совершение в процессе своей деятельности правонарушений в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
  2. За несоблюдение принципов деятельности СШМ и этических норм поведения.
  1. Взаимодействие
  1. Выстраивает взаимодействие по обмену опытом с другими  службами медиации.
  2. Выстраивает взаимодействие с куратором системы психологического сопровождения из ГБУ ДО центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Выборгского района Санкт-Петербурга
  3. Выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами.
  1. Условия работы
  1. Режим работы руководителя службы медиации  определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в СПб ГБУ ЦССВ № 4
  1. Порядок пересмотра должностной инструкции
  1. Должностная инструкция может быть пересмотрена в связи с изменением задач, структуры и штата службы.

С инструкцией ознакомлен: руководитель службы медиации __________________

«_____»______________ _________г.

Приложение № 3

ПРИКАЗ

«____» сентября 20____года                                                                             № _______

«О создании службы медиации

в СПб ГБУ ЦССВ № 4»

         

         В целях оказания социально-психологической помощи подросткам, испытывающим трудности в межличностном взаимодействии, имеющим проблемы в социальной адаптации,   для профилактики и разрешения конфликтов в среде несовершеннолетних, а также с целью формирования у воспитанников умения урегулирования конфликтов без физического насилия или оскорбления  

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать в СПб ГБУ ЦССВ № 4 службу медиации с «_____»_________г.

1. Назначить Мелентьеву Н.А., социального педагога, руководителем и координатором службы медиации.

3. Утвердить Положение о службе медиации СПб ГБУ ЦССВ № 4 (Приложение № 1).

4. Утвердить состав службы медиации СПб ГБУ ЦССВ № 4 в следующем составе:

  • Руководитель службы – Мелентьева Н.А.      – социальный педагог
  • Члены службы                                                - педагог-психолог

                                                                       - социальный работник

                                                                       - врач-педиатр    

5.  Ответственному за ведение школьного сайта ___________________________________

разместить на сайте Центра и систематически обновлять информацию о службе медиации.

6.Организовать работу службы медиации по утвержденному плану на 2021-2022 учебный год (Приложение № 2).

7. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Директор СПб ГБУ ЦССВ № 4

С приказом ознакомлены:

Приложение № 4

Положение о службе медиации

1.        ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.        Настоящее Положение определяет порядок создания и функционирования службы медиации в СПб ГБУ ЦССВ № 4.

1.2.        Понятия, используемые в положении:

        Служба медиации (далее СМ) – объединение участников воспитательных отношений – педагогов и воспитанников Центра, направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе воспитательной деятельности с помощью метода медиации и медиативного подхода, и использования восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

        Медиация -  способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника – медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору.

        Метод медиации является не только способом разрешения споров в воспитательной среде, но и методом профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющим научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях. Медиация дает возможность предупреждать конфликты, правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных негативных, деструктивных способов взаимодействия.

        Куратор СМ – это человек, организующий деятельность медиации в Центре.

1.3.         СМ является приоритетной альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в СМ, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем медиации администрация, педагоги могут применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия. Достигнутое соглашение конфликтующих сторон должно учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.4.         СМ осуществляет свою деятельность на основании российского законодательства, Устава СПб ГБУ ЦССВ №4.

2.        ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

2.1.         Целями СМ являются:

- создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;

- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях, как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;

- улучшение качества жизни всех участников воспитательных отношений.

2.2.        Задачами СМ являются:

- Формирование группы, участников воспитательных отношений, мотивированных на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в воспитательном процессе медиативного подхода, ориентированного на разрешение конфликтов посредством метода медиации;

- Адресная информационно - просветительская работа с основными группами населения, коллективами и организациями, в том числе взаимодействие с Комиссией по делам несовершеннолетних (КДН) и Подразделением по делам несовершеннолетних (ОДН);

- Снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов за счет обучения взрослых основам медиации, воспитанников – медиативному подходу и позитивному общению, что позволит эффективно предупреждать развитию и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием детей, педагогов, администрации, и позволит детям оказывать помощь своим сверстникам в сложных ситуациях;

- Профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей и профилактика преступности среди несовершеннолетних;

- Межведомственное взаимодействие и координация усилий социальных институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критических период;

- Повышение уровня социальной конфликтной компетентности воспитанников, педагогов и иных сотрудников Центра.

3.        ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

3.1. Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие воспитанников в организации работы службы медиации, и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в процедуре медиации. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта.

3.2. Принцип равенства сторон. Предполагает равноправие, сотрудничество, взаимное уважение, принятие (людей, ситуаций, событий), признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими. Участники конфликта имеют равное право рассказать свое видение ситуации, задавать уточняющие вопросы, вносить свои предложения по урегулированию конфликта.

3.3. Принцип нейтральности. Беспристрастность и непредвзятость медиатора. Запрещается членам СМ, медиатору принимать сторону какого-либо участника конфликта. Нейтральность предполагает, что СМ не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, создающим условия для того, чтобы стороны самостоятельно могли найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

3.4. Принцип конфиденциальности. Медиатор должен сохранять конфиденциальность процедуры медиации. Любая информация в ходе медиаций считается конфиденциальной, кроме той, которая имеет разрешение на возможность разглашения от сторон или необходимость разглашения, которой требуется законом. Нельзя разглашать информацию, полученную от кого-либо, кроме тех случаев, когда это лицо дало согласие на подобное разглашение. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор должен предупредить стороны о необходимости сохранения конфиденциальности медиации. Он должен сообщить и о праве сторон установить в ходе медиации свои правила конфиденциальности.

3.5. Принцип законности, утверждающий, что в ходе медиации обсуждаются и принимаются только такие решения, которые соответствуют действующему законодательству Российской Федерации.

4.        ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

4.1. Допускается создание СМ из сотрудников и воспитанников 13-17 лет СПб ГБУ ЦССВ № 4.

4.2. Необходимым условием участия в работе СМ является прохождение специального обучения.

4.3. К работе службы могут привлекаться специалисты партнерских организаций, либо другого образовательного учреждения, где создана СМ.

4.4. К проведению мероприятий СМ могут привлекаться добровольцы, прошедшие необходимый инструктаж.

4.5. Куратором службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник детского дома, прошедший специальное обучение (не менее 72 часов) по программе «Применение медиационных технологий в работе специалистов в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на которого приказом директора ЦССВ № 4 возлагаются обязанности по руководству СМ. Куратором назначается сотрудник, пользующийся доверием воспитанников, педагогов и администрации детского дома, а также понимающий и поддерживающий цели и задачи службы медиации, восстановительного подхода.

5.        ПОРЯДОК РАБОТЫ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

5.1. Куратор СМ может получать информацию о спорах, случаях конфликтного характера от педагогов, воспитанников, администрации ЦССВ № 4, членов СМ и иных участников воспитательных отношений.

5.2.         Куратор организует принятие решения о возможности или невозможности проведения восстановительной программы в каждом конкретном случае вместе с медиаторами, которые провели предварительные встречи со сторонами. При необходимости о принятом решении информируется администрация учреждения.

5.3.         Процедура медиации проводится только в случае согласия на участие сторон спора, конфликта.

5.4.        Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, а также есть материальный ущерб то для проведения процедуры необходимо участие законного представителя или его письменное согласие на проведение программы.

5.5.         По делам, рассматриваемым в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее Комиссия) или суде, медиация проводится взрослым медиатором. Медиация не отменяет рассмотрения дела в Комиссии или суде, но ее результаты и медиативное соглашение могут иметь значение при вынесении решения по делу.

5.6.         Медиатор вправе отказаться от проведения медиации в случае недостаточной квалификации. В этом случае координатор СМ и директор ЦССВ № 4 принимают решение о приглашении медиатора из другой организации (партнерской, территориальной и др.), а также использовании иных формы работы (комиссия по урегулированию споров, Совет профилактики и др.).

5.7.         Куратор СМ регулирует порядок определения сроков проведения процедуры (сопровождения случая).

5.8.        В случае если в ходе процедуры конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном медиативном соглашении или устном медиативном соглашении (по договоренности сторон).

5.10.         При необходимости СМ передает копию медиативного соглашения администрации детского дома, при наличии согласия сторон.

5.11.         СМ не несет ответственность за выполнение обязательств, которые стороны возьмут на себя.

5.12.        При достижении соглашения в ходе процедуры медиации, по ее завершению назначается медиатор, который через 2-3 недели проведет аналитическую беседу со сторонами о выполнении договоренностей и состоянии их взаимоотношений. При возникновении проблем в выполнении обязательств, координатор СМ и медиатор, проведшие данную программу, могут провести дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей исполнения и пути их преодоления.

5.13.         При необходимости СМ информирует участников процедуры о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, партнерских организаций).

5.14.        Деятельность СМ фиксируется в журнале, который является внутренним документом службы;  Деятельность службы медиации фиксируется в обобщенном виде в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы, и доступ, к которым имеет только куратор или ее члены.

5.15.        Куратор СМ обеспечивает мониторинг проведенных программ. Отчет по запросу вышестоящих организаций имеет количественный вид (без упоминания фамилий участников программ).

5.16.        Куратор организует проведение супервизий с медиаторами, координирует действия участников СМ в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди всех участников воспитательного процесса.

5.17.        Медиация не является психологической процедурой.

5.18.        Медиаторы СМ могут проводить медиацию по конфликтам между участниками воспитательных отношений ЦССВ № 4.

6.        ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ

6.1.         Администрация ЦССВ № 4 предоставляет СМ помещение для сборов и проведения процедур медиации, а также возможность использовать иные ресурсы детского дома (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

6.2.         Куратор СМ организует планирование деятельности службы на каждый следующий год до 01 января каждого года. Данное планирование является частью общегодового плана учреждения.

6.3.        Администрация ЦССВ № 4 оказывает СМ содействие в распространении информации о деятельности службы среди участников воспитательного процесса.

6.4.         СМ в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими участниками воспитательного процесса.

6.5.         Администрация ЦССВ № 4 содействует СМ в организации взаимодействия с педагогами Центра, а также с учреждениями и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Администрация поддерживает обращения педагогов и воспитанников в СМ, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов.

6.6.         В случае если стороны согласились на совместную встречу, то применение санкций администрации ЦССВ № 4 в отношении данных участников конфликта приостанавливаются.  Решение о необходимости возобновления санкций администрации ЦССВ № 4 принимается после получения информации о результатах работы СМ и достигнутых договоренностях сторон.

6.7.         Администрация ЦССВ № 4 поддерживает участие куратора СМ в семинарах, супервизиях, собраниях сообщества медиаторов, его профессиональное развитие.

6.8.         В случае если медиация проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация ЦССВ № 4 может ходатайствовать о приобщении к материалам дела медиативного соглашения, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.9.         СМ может вносить на рассмотрение администрации ЦССВ № 4 предложения по снижению конфликтности в Центре.

7.        ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1.         Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения.

7.2.         Изменения в настоящее Положение вносятся руководителем ЦССВ № 4 с учетом согласования предложений куратора СМ и методического объединения педагогов Центра.

7.3.         Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».

Приложение № 5

План работы

службы медиации (примирения)

на 2020-2021 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответств.

  1. Организационно-методическая работа

1.1.

Разработка и утверждение плана работы СМ на 2020-21уч.год

Август 2021

Администрация

Рук.СМ

1.2.

Совещание членов СМ

Сентябрь 2021

Рук.СМ

1.3.

Работа по пополнению методической базы СМ

В т.г.

Спец.СМ

1.4.

Создание нормативной  базы  деятельности Службы  медиации

Сентябрь 2021

Спец.СМ

1.5.

Подготовка и распространение буклетов, листовок о деятельности Службы примирения, способах разрешения конфликтных ситуаций

В т.г.

Спец.СМ

1.6.

Участие в семинарах, совещаниях направленных на повышение квалификации специалистов Службы

В т.г.

Спец.СМ

1.7.

Информационное обеспечение программы и регулярное обновление материалов

Октябрь 2021

Рук.СМ, отв. за информ.обеспеч.

1.8.

Обсуждение  взаимодействия  с КДН  и образовательными учреждениями, где учатся воспитанники

Октябрь 2021

Администрация

Рук.СМ

1.9.

Разработка  методических  рекомендаций по  функционированию  Службы  медиации  

Постоянно

Спец.СМ

1.10.

Подготовка отчетов о работе

Службы

1 раз в полугодие

Рук.СМ

  1. Работа с воспитанниками

2.1.

Формирование состава медиаторов из числа воспитанников. Ознакомление воспитанников с порядком работы Службы

Октябрь 2020

Спец.СМ

2.2.

Проведение примирительных встреч с участниками споров, конфликтов и противоправных ситуаций

По обращению

Спец.СМ

2.3.

Профилактика правонарушений, преступлений и самовольных уходов воспитанников

В т.г.

Спец.СМ

2.4.

Проведение коррекционной работы с детьми, направленной на снижении уровня тревожности и агрессии у детей

В т.г.

Спец.СМ,

Психолог

2.5.

Предупреждение школьной  неуспешности

В т.г.

Спец.СМ, психолог

2.6.

Защита прав несовершеннолетних, предупреждение их социально - психологической дезадаптации

В т.г.

Спец.СМ, соц.педагоги

2.7.

Содействие в восстановлении связей с кровными родственниками

В т.г.

Спец.СМ, соц.педагоги

  1. Работа с педагогическим коллективом

3.1.

Методические консультации для педагогов по работе Службы, в т.ч. при возникновении конфликтных ситуаций

По обращению

Спец.СМ

3.2.

Организация и проведение семинаров-практикумов, разработка рекомендаций по внедрению эффективных методик для работы с детьми

В т.г.

Администрация

Рук.СМ

3.3.

Консультирование педагогов школы по вопросам воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

По обращению

Спец.СМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Медиация - служба примирения

За время обучения подросток должен освоить допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми. Если этого не происходит, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения ...

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...

Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.

Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....

Презентация куратора Службы школьной медиации "Служба школьной медиации: истоки и методики".

Я использую презентацию "Служба школьной медиации: истоки и методы" для  информирования  родителей, педагогов и учащихся о Службе школьной медиации в нашей школе. 2 часть -  п...

Положение о школьной службе примирения (медиации)

Целью службы примирения (медиации) является:1. Распространение среди обучающихся (воспитанников), работников образовательной организации и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликт...

«Программа внедрения службы примирения (медиации)»

       Медиация учит нас активному слушанию, умению контролировать эмоции, отделять проблемы от человека. Наиболее положительное влияние на урегулирование конфликта ок...