Служба медиации а детском доме
статья

Мелентьева Наталья Александровна

         Создание  Службы медиации  в  Центре  обусловлено  следующими  причинами:

•          социальная  напряжённость  и  конфликтность в обществе;

•          повышенная конфликтность  воспитанников  Центров;

•          необходимость в  формировании  навыка  умения  самостоятельно жить  в  обществе  после  выпуска  из  детского учреждения;

•          отсутствие  семьи  в  жизни  воспитанников  и  возложение  этой  роли  на  Центр;

•          асоциальные проявления в среде  воспитанников:  самовольные  уходы, правонарушения,  совершаемые  несовершеннолетними.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Служба медиации в детском доме

«Тот, кто хочет уладить конфликт,

                                                      борется за будущее»

В.Тарасов. Книга для героев

         Детский дом, или как сейчас принято говорить, центр содействия семейному воспитанию – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались больше сотни  детей, педагогов, обслуживающего персонала, администрации.  Контингент воспитанников Центра сегодня – это, в основном, социальные сироты, еще в раннем детстве приобретшие негативный социальный опыт, последствия которого крайне тяжело сказываются на всей дальнейшей жизни. Прежде всего, это глубокое воздействие на здоровье и психику ребенка.

         Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в здоровье детей, оставшихся без попечения родителей и прибывающих в наш Центр. Для таких детей характерно снижение психологического фактора, пониженное настроение, заторможенность реакции, нарушение процесса саморегуляции. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее чувство тревоги, неуверенности в себе, безразличное отношение к окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений. В силу неправильно формирующегося опыта общения, еще в условиях своей семьи, дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивнонегативную позицию. Драчливость, конфликтность, грубость часто выступают в качестве защитной реакции на неудовлетворенность жизненно важных потребностей.

          Кроме того в Центр постоянно приходит большое количество посторонних людей - родственники, знакомые, друзья детей. И этот мир ограничен пределами  стен и периметром двора. Все люди, которые собираются внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному и социальному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Некоторые из этих людей находятся рядом друг с другом по 24 часа в сутки, постоянно общаясь между собой,  некоторые только небольшой период времени. Помимо этого дети не только круглосуточно находятся в Центре, но и общаются за его пределами – в школах, кружках, секциях, во дворе.  И если одни из них успешно взаимодействуют с окружающими, то другие  могут вступать в конфронтацию.

         Итак, конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены воспитанники, педагоги,  родственники и знакомы детей. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.

         Поэтому и возникает  проблема – проблема решения конфликтов, споров. И одним из способов решения этой проблемы  развитие службы медиации или примирения.

     В детском и подростковом коллективах конфликтные отношения неизбежны. Причинами, порождающими конфликты, могут стать потребность в общении, уважении, борьба за лидерство. Более уязвимыми к конфликтам со сверстниками становятся дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, застенчивые, обидчивые, эмоционально-возбудимые, агрессивные, дети с необычной внешностью, а также дети, которые привыкли к индивидуальному вниманию со стороны взрослых и не признают жизнь в коллективе по общим правилам.

     Воспитанники Центра не так успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и со сверстниками, как дети  из  семей. Если сравнить конфликты детей из Центра и  «домашних» детей,  то у  первых  конфликтов  больше, они острее и ярче. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, в конфликтных ситуациях у них  преобладают защитные формы поведения,  они  не  способны  конструктивно разрешать конфликт. Чувство незащищенности порождает постоянно растущее  чувство тревоги,  неуверенности  в  себе,  безразличное  отношение  к  окружающему миру. Дети с трудом усваивают многообразие межличностных отношений.  К 10 – 11 годам у воспитанников формируются: потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности; «способность не углубляться в привязанности»,  иждивенчество,  и другое. В общении таких детей присутствуют назойливость и потребность в любви и внимании. Проявление чувств характеризуется, с одной стороны, бедностью, с другой – острой аффективной окрашенностью.  Об  эмоциональной  незрелости  говорит  и  тот  факт,  что особенности  поведения  в  конфликте  многих  наших  воспитанников, даже  в  возрасте  14-17 лет,  очень  схожи  с  поведением  дошкольников: большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор); чрезмерно  яркая  эмоциональная  насыщенность  общения; нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения – принятие причудливых поз, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок); преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие – несогласованность порождает конфликт).

      Развитие  ребенка,  утратившего семью,  идет  по  особому пути,  у него формируются  специфические  черты  характера, поведения. Воспитательная работа  с  такими  детьми  должна  вестись  целенаправленно,  комплексно, системно, с учетом психических, медицинских, социальных и педагогических проблем ребенка.

       Не секрет, что дети и подростки в конфликтных ситуациях часто прибегают к «обзывательствам», угрозам, психологическому и физическому подавлению. Иногда коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов, это явление

называется «моббинг» (происходит от английского «to mob» –грубить, нападать стаей, травить).

       Моббинг в детском коллективе – это психологический террор, травля в отношении кого-либо из детей со стороны его ровесников, осуществляемые с целью ослабить его социальное влияние в коллективе. Моббинг часто контролируется иерархическими структурами в социальной группе, в частности – авторитетным лидером группы.

       И вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от лат. mediatio – посредничество).  

         Но медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью.    Поэтому часто службу медиации называют службой примирения. Надеемся, что включение медиативного  подхода  в  деятельность педагогов,  будет способствовать снижению  напряжённости  в  детском  сообществе, успешной  социализации воспитанников  и выпускников, познакомит  детей  с  конструктивными  способами  разрешения  конфликтов,  снизит уровень  самовольных  уходов  и  правонарушений.

         Создание  Службы медиации  в  Центре  обусловлено  следующими  причинами:

•        социальная  напряжённость  и  конфликтность в обществе;

•        повышенная конфликтность  воспитанников  Центров;

•        необходимость в  формировании  навыка  умения  самостоятельно жить  в  обществе  после  выпуска  из  детского учреждения;

•        отсутствие  семьи  в  жизни  воспитанников  и  возложение  этой  роли  на  Центр;

•        асоциальные проявления в среде  воспитанников:  самовольные  уходы, правонарушения,  совершаемые  несовершеннолетними.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба медиации

Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе?  В презентации даются некоторые советы....

Положение о службе медиации

Положение о службе медиации...

Проект "Школьная служба медиации"

     В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - ...

Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"

Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...

служба медиации

Положение и план создания службы медиации...

План работы службы медиации

Приказ о создании службы. План работы...

Служба медиации в детском доме

laquo;Тот, кто хочет уладить конфликт,...