Содержание, методы и организация социально - педагогической деятельности специалиста.
статья

Валерия Евгеньевна Петровская

Содержание социально-педагогической деятельности отражает ту социальную и педагогическую реальность, в которой действует профессионал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_metodika_statya.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

3. Содержание, методы и организация социально - педагогической деятельности      специалиста.

3.1. Основы содержания социально-педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении.

Содержаниесоциально – педагогической деятельности   отражает ту социальную и педагогическую реальность, в которой действует профессионал. Можно утверждать, что в прошедший период определились роли специалистов, проявилась специфика их деятельности:  

- социальная работа – жизнеобеспечение и его педагогическая целесообразность;

- социально – педагогическая работа – педагогическая деятельность и её социальная целесообразность

- работа социального педагога – педагогическая деятельность специалиста образовательного учреждения по решению проблем социальной жизни ребёнка.

Предполагается, что во всех случаях обязателен двухсторонний результат работы специалистов:  

  • педагогический - сформированность социальной активности ребёнка,                          
  • социальный - развивающиеся социальные отношения.

В соответствии с этими различиями определяется содержание профессиональной деятельности, его можно раскрывать через характеристику миссии и роли специалиста. Ориентиры в выборе миссии и профессиональной роли специалистов помогающих профессий соответствуют установочным нормам в социальной среде и направлены на содействие в решении проблем, которые сам ребёнок и его родители не в состоянии решить самостоятельно. Поскольку роль специалистов трансформируется под влиянием обстоятельств, необходимо постоянно изучать условия и тогда возможно прогнозировать её развитие. Надо учитывать, что до сих пор идёт весьма интенсивно определение места   социальной педагогики   среди других научных и практических специальностей. Результаты этого поиска, отражённые в текстах диссертаций, монографий и учебно–методических пособий, представляют место социальной педагогики по – разному, а именно как: раздел теории воспитания, отрасль педагогики, самостоятельную науку. Одни авторы исследований рассматривают роль социально-педагогической деятельности в рамках  педагогического воздействия на человека в ходе социальной работы, другие придают социальный оттенок методам обучения и воспитания с целью социальной адаптации ребёнка, третьи наполняют деятельность социального педагога массой приёмов психологического  влияния на личность и межличностные отношения, четвёртые рассматривают  её  даже   в   рамках социально-педагогической виктимологии по преодолению опасностей на пути социализации ребёнка.

В теории и практике социальной педагогики сегодня определились наиболее актуальные цели:

1). Социальное воспитание как приобщение детей к нормам социальной жизни.

2). Социализация школьника как развитие человека в определённой социальной среде.

3). Профилактика и социальная реабилитация детей, склонных к девиантному поведению.

4). Развитие социальной активности человека через приближения социума к нему, к его жизненно важным потребностям, задачам и проблемам

5) Социальное становление человека и педагогизация социума в их межсубъектном взаимодействии.

Таким образом, можно обозначить наиболее   обобщённый вариант миссии социального педагога: создание педагогически благоприятной социальной среды, в которой ребёнок оказывается способен проявить себя как субъект социальной жизни.

Роль социального педагога в общеобразовательном учреждении сочетается с массовой работой педагога-организатора, групповой и индивидуальной работой классного руководителя, педагога дополнительного образования.   Он делит функции с педагогом – психологом в индивидуальном сопровождении ребёнка. Содержание деятельности социального педагога формируется на фоне деятельности представителей этих, ранее обосновавшихся в школе, специальностей, которые оказывают существенное влияние, переплетаясь и выстраивая границы ответственности с ним. В то же время, тесно взаимодействуя с представителями УВД, органами социальной политики и других ведомств, социальный педагог включает часть их роли в свои полномочия – таксо временем уточняются параметры и изменяется содержание деятельности социального педагога.

Таблица 3.1.

Соответствие содержания   деятельности социального педагога

социальной и педагогической реальности.

Социальные нормы

Параметры

Цели советской образовательной системы

Законы

1990 – 2010 годов

Современные программные документы

Позитивный прогноз

Объект = Проблемы:

- воспитание в общественной и коллективной жизни

-  в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении ребёнка

- соц. адаптации и социализации

-самоактуализации   и самореализации

в социально   и личностно значимой деятельности  

Предмет=        -становление ребёнка как субъекта социальной жизни:

-создание

педагогически целесообразной среды:

-общественно активной, самостоятельной, дисциплинированной личности;

-правил, норм коллективных и обществен-

ных отношений

- готового к свободе выбора, адаптации и интеграции в социум;

- педагогически целесообразных социальных отношений.

-законопослушной, социально актив -ной и конкурентно способной личности;

- законодательно-нормативной базы и развивающей социальной среды.

- реализующего собственное «Я» в окружающей жизни, среди людей и в совместной с другими людьми;

- благопр. условий жизни, форм взаимодействия с миром, с людьми

Цель= Создание условий для:

- воспитания общественно активной, самостоятельной и дисциплиниро- ванной личности;

- формированияколлектива мер ответственности в общественной жизни.

- преодоления препятствий на пути свободы выбора, адаптации и дезадаптации, интеграции и дезинтеграции ребёнка в соци- альной жизни;

- развития сетевого взаимодействия и социального партнёрства специалистов.

- освоения ребёнком законов и норм обществен ной жизни, прояв- ления социальной и деловой актив- ности для реше- ния актуальных задач жизни в социальной среде;

- формирования культуры        правовых отношений в ближайшем окру- жении ребёнка, и развития психологическойкомпетентности и педагоги ческой грамотнос- тиродителей, учителей.

- познания ребёнком ценностей социальной реальности и возможностей окружающей действительности для самореализации личности;

-признания прав, свобод и ответственности человека как меры для определения его социального статуса и реализации личностных возмож- ностей, установления единства в уважении и требовательности к ребёнку и к людям, его окружающим.

Функции =

- воспитание

- подготовка к самовоспитанию

- перевоспитание

- профилактика   проблем социальной жизни ребёнка

- защита и

охрана прав реб.

- координация взаимодействия

- гражданско-правовое

образование

- организация социально значимой деятельности

- реабилитация

- психолого – педагогическая,

- социально - правовая

- менеджмент

Данная таблица параметров содержания социально – педагогической деятельности позволяет увидеть и сопоставить влияние социальных норм на педагогическое наполнение роли социального педагога в общеобразовательном учреждении. Сопоставив примерное содержание проблем и наполнение содержания деятельности социального педагога, можно понять, как работают причинно – следственные связи при определении миссии специалиста в условиях конкретного учреждения и как    сделать подбор компонентов, чтобы определить профессиональную роль социального педагога в конкретной жизненной ситуации.

В ходе изучения практического опыта были выявлены и другие основы, источники для определения содержания деятельности социального педагога. Ведущую роль занимает анализ современных проблем детства в социальной и педагогической реальности. «Проблема» - многозначное понятие, в его семантике – масса смыслов, за основу можно взять определение по словарю русского языка С.И. Ожегова: «Проблема – это задача, которую невозможно решить из-за возникших непреодолимых препятствий».

При взгляде на жизненные проблемы в социальной реальности обязательно надо учитывать педагогический   смысл, а в педагогической реальности - социальный смысл проблемы. Вызовы социальной реальности требуют постановки решения педагогических задач: (Программа модернизации - 2020)

- усиление глобальной конкуренции - означает необходимость развития конкурентной способности человека;

- новая волна технологических изменений и недостаточное развитие инновационной системы – значит необходимо развивать креативность и способность к принятию, осуществлению оригинальных решений;

- возрастание роли человеческого капитала – значит увеличение не количества людей, имеющих документ об образовании, но повышение качества образованности и компетентности профессионалов;

- рост социальных и институциональных проблем - значит не случайно одновременно ставятся вопросы развития и освоения молодыми людьми форм самоорганизации, саморегулирования и вопросы освоения форм сетевого равноправного, равноценного взаимодействия с другими людьми.

Педагогическая реальность создаётся по замыслу педагога, но для разрешения противоречий в педагогической реальности, подчас требуются социальные средства.

 Так взрослое поколение по-прежнему ставит задачи воспитания на единых для всех нормативах общественной жизни – это часто не согласуется с интересами современных молодых людей, которые признают первичными собственные интересы и нормы индивидуальной жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте заявлено, как условие реализации основной образовательной программы, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся на ступени основного общего образования. Средством названо создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающая их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности– именно так реализуется единство педагогических задач и средств социальной среды.

Но главное надо понимать, что миссия социального педагога в решении проблем «на стороне ребёнка». Так роль социального педагога в первую очередь заключается не в решении проблемы адаптации «трудного ребёнка» к социуму – а проблем ребёнка в трудной ситуации социальной жизни. Не проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних – а проблемы социального становления ребёнка, как субъекта социальной жизни, законопослушного и активного в социально полезной жизни.

Педагогам нужно учитывать: что сегодня трудно строить педагогически целесообразное взаимодействие членов семьи, педагогов, родителей. Также оказывается не просто регулировать общественные отношения, потому что произошло расслоение общества на экономической, культурологической и политической основе. Единственным объединяющим стержнем может выступить гражданская позиция всех субъектов образовательного процесса, каксубъектов права и ответственности в социально значимой деятельности.

Закон Российской Федерации в социальном государстве должен стать более актуальным средством педагогической деятельности. Должно быть общепризнанным, что гражданские права осуществляются самим ребёнком, а государство, родители содействуют ему, специалисты несут ответственность за создание условий для реализации им своих прав и законных интересов. Особенно важно проявлять такую позицию при возникновении проблем социального становления ребёнка.

Значимость данной позиции усиливается на фоне развития новых отраслей познания проблем социальной жизни детей в науке, как признак их актуальности:

Девиантология – предмет изучения и функционирования–   дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, которые нарушают нормы и правила общежития; цель – изучение отклонений в поведении и обоснование мер их преодоления, реабилитации ребёнка перед обществом.

Виктимология – предмет изучения и функционирования– дети, как - жертвы насилия; цель – обоснование причин психической нестабильности, цель – поиск механизмов преодоления последствий негуманного, преступного отношения к ребёнку взрослых и государственных органов.  

Ювенальное право, ювенальная юстиция – предмет изучения и функционирования - жизненные обстоятельства, позволяющие детям решать свои задачи самостоятельно; цель – разработка норм и мер надзора за исполнением   Законов РФ, особенно в трудных жизненных ситуациях и социально – опасном положении

Соционика или педагогика детского движения – предмет изучения и  функционирования- социальная активность детей в сообществе; цель – изучение условий для социального становления ребёнка в детском объединении.

Эти отрасли науки предоставляют специалистам массу социальной информации, которая может стать основой для постановки задач воспитания современных детей. Надо констатировать с большим сожалением, что на практике подобные знания воспринимаются специалистами «на стороне взрослого», даже если взрослый очень старается помочь ребёнку, он это делает в рамках воспитательных отношений чрезмерной опеки или авторитаризма, безграничной свободы или эксплуатации. В повседневной жизни специалист встречается, прежде всего, с регрессивными (разрушающими) отношениями к ребёнку.   Они не однородны, нет сегодня в обществе устоявшихся приоритетов. В семьях часто складываются такие моральные нормы отношений, которые являются неблагополучными условиями для развития личностных качеств ребенка. В связи с отсутствием в сознании взрослых и детей, механизмов, стабилизирующих социальную жизнь, в XX веке была провозглашена идея новой педагогической этики: «приоритет интересов ребенка над интересами общества».  Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в1989 году, обозначила новую эру в отношении к ребёнку: "Мировая конституция", "Великая хартия вольности детей" - так её провозгласили журналисты этот международный закон. В реальной практике эта идея так и не стала достоянием семьи и общественности.

В 1999 году на основе Конвенции принят и получил много поправок впоследствии «Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Он направлен на защиту интересов детей и особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Но и этот закон «остаётся за семью печатями» от детей, родителей, педагогов и даже от специалистов. Опытный социальный педагог может проводить занятия для других социальных педагогов, педагогов – психологов, инспекторов полиции, специалистов по молодёжной политике, выступления перед родителями и встречи со старшеклассниками. Такие встречи и опросы показывают, что у всех без исключения недостаточно знаний о правах и нормах, регулирующих отношения в обществе, семье и школе. Сегодня    нужны такие знания всем. Мы не исчерпали всех резервов в развитии социально – правовой культуры населения.

Масса преград встаёт на пути здорового психологического развития ребёнка. Отсюда, возможно, и рост количества подростковых суицидов в России, но это только видимая часть айсберга. В глубине сознания подростка - хаос от эмоциональной и информационной перегрузки.   Манипулятивные технологии СМИ, агрессивные образы кумиров, музыка и мультики, разрушающие психику; мода, раздевающая тело и душу; одиночество в толпе сверстников и в семье – здесь не действенной оказывается даже система психологического просвещения. Нужна новая этическая педагогика, нравственная психология, действенное духовно-нравственное воспитание. Роль социального педагога заключается в установлении взаимодействия со всеми школьными специалистами воспитания и социальными институтами культуры.

Сегодня разрушены традиционные   формы общественно жизни и коллективной деятельности детей, учащейся молодёжи. Система дополнительного образования испытывает большие трудности выживания. Детские объединения утратили общественно полезную направленность деятельности и часто проигрывают в борьбе за человека с очень агрессивными неформальными объединениями.

Подтверждением справедливости такого суждения, могут стать данные   исследования, посвящённого   100-летию детского движения и в 2009 году представленного нами в документах органов управления молодёжной политики Санкт – Петербурга и Российской Федерации. Получены выводы, которые отражают результаты изучения ведущих ценностей и проблем развития детских объединений в представлениях участников и руководителей на протяжении предшествующих пятидесяти лет. «Сегодня, как дети, так и взрослые, в отличие от прежних поколений, почти утратили представление о том, какая деятельность детских объединений может иметь общественно полезную направленность. Для участников и лидеров главный смысл деятельности – это общение и удовлетворение познавательных интересов, для руководителей – это занятость подростков во внеучебное время и их самосовершенствование. Почти все респонденты отмечают, что для общественно – значимой деятельности и проявления социальных инициатив у современных подростков почти не существует условий». Но вот   встречаешь членов клуба друзей правопорядка с сияющими глазами и восторженным рассказом о том, что им вручили свидетельство о рождении клуба за работу, которую они провели в этом году для младших ребят. Становится понятно, что общинная природа и генетические корни российского человека не умирают, и у современных детей есть потребность к самореализации в заботе об улучшении окружающей жизни, но очень редко сегодня им удаётся быть востребованными в обществе взрослых. Здесь социальный педагог может оказать содействие через установление контактов и связей социального партнёрства с теми организациями, которые могут предоставить такую возможность детям.

Постоянное изучение позволило построить классификацию проблем социальной жизни детей и состава профессиональных функций, ролей социального педагога, затем сопоставление их привело к выводу необходимости соответствия проблем ребёнка и действий социального педагога.

Таблица 3.2.

Соответствие профессиональной роли и функции социального педагога содержанию проблемной ситуации в жизни ребёнка.

Проблемы социальной жизни ребёнка

Функции и роли социального педагога

Проблемы свободы выбора и социального творчества   – это трудности:

  • реализации ребенком интересов и потребностей в    жизни, в выборе группы общения;
  • самоутверждения, проявления собственной позиции ребенка, в создании новых форм отношения к людям, межличностных отношений;
  • установления нового статуса в группе, расширение масштабов влияния на окружающих людей.

Профилактическая функция (роль наставника) - это

  • своевременное выявление проблем социальной жизни ребёнка,

социально – правовое просвещение;  

  • создание условий для

 свободы выбора занятий, профориентации, волонтёрской работы, самореализации в социальных отношениях, социального творчества;

  • предупреждение    безнадзорности и правонарушений,

аддитивного и девиантного поведения, экстремизма и коррупции.

Проблемы социальной адаптации и дезадаптации - это трудности:

  • в усвоении существующих норм социальной жизни и приспособлении к ним;
  • в разрушении таких норм отношений, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка.

Защитно – охранная функция (роль посредника - это

  • помощь в процессе активного приспособления к принятым в обществе правилам и нормам поведения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;
  • охрана и защита прав ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы в отношения с ней и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее ребенка;
  • индивидуальное сопровождение в процессе преодоления последствий психологической или моральной травмы детей;
  • создание условий для социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей, детей, находящихся в социально опасном положении.

Проблемы социальной интеграции или дезинтеграции–этотрудности:

  • воссоединения или разведения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей;
  • в развитии, расширении социальных связей или выхода из прежних контактов и связей.

Координационная функция (роль координатора) – это

  • установление продуктивных контактов и социальных связей с различными людьми, организациями для приобщения их к решению проблем социальной жизни ребёнка;
  •   использование возможностей и активизация ближайшего окружения ребёнка для   решения его проблем;
  • активное включение самого ребенка в контакты с окружающей социальной средой;
  • организация межведомственного взаимодействия с представителями ОДН, КДН и ЗП, МО и другими.

Таким образом, есть возможность рассматривать решение социальных проблем как задачи роста самого ребёнка, не подменяя их задачами взрослых, и видеть задачи как жизненную необходимость для ребёнка, а не диктат и долженствование перед взрослым. Тогда роль социального педагога будет заключаться в побуждении ребёнка к активному решению проблемы, в оказании поддержки и помощи, в сопровождении его на этом пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация социально-педагогической работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативно-правовая база. Порядок предоставления, порядок пользования закрепленными жилыми помещениями. Защита жилищных прав....

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Организация социально педагогической среды способствующей реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детеи

Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личностиребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном планеназрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надоду...

Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.

Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...

Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.

Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...

Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.

Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...

«ДОРОГА В БУДУЩЕЕ»: социализация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством активных форм и методов дополнительного образования социально-педагогической направленности

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию (и для вашего обсуждения) представляется дополнительная общеобразовательная программа, реализуемая в социально-реабилитационном центре "Виктория" (город Но...