Организация социально педагогической среды способствующей реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детеи
статья по теме

Захарова Елена Анатольевна
Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности
ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане
назрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надо
думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии
высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления),
при помощи которых ребёнок будет усваивать учебную программу. А для
этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию
личности и эффективному усвоению учебного материала. Создание среды
позволило более четко определить и сформулировать задачи, которые
способствуют формированию и пониманию элементарных умений и
навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ

Детский дом -- интернат для умственно отсталых детей  24

Доклад

Тема: <<Организация социально

педагогической среды способствующей

реализации потенциальных возможностей

умственно отсталых детей>>.

учитель-дефектолог

Захарова Е.А.

_


Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности

ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане

назрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надо

думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии

высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления),

при помощи которых ребёнок будет усваивать учебную программу. А для

этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию

личности и эффективному усвоению учебного материала. Создание среды

позволило более четко определить и сформулировать задачи, которые

способствуют формированию и пониманию элементарных умений и

навыков.

Коррекционная работа, обеспечивающая формирование навыков у детей,

предполагает:

диагностическое изучение ребёнка на момент поступления его в

учреждение для уточнения стартовых возможностей, проектов и

темпов обучения;

. обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о

развитии ребёнка и консультация семьи;

взаимодействие с врачами-специалистами с целью контроля за

состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;

' построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных

особенностей учащихся;

построение обучения по спиралям (на каждом следующем этапе

усложнение задач работы; в каждом виде деятельности навыки не

только закрепляются, но и усложняются);

использование игровой мотивации на всех занятиях;

. совместная работа учителя, воспитателя, логопеда, родителей .

Под коррекционной средой мы подразумеваем совокупность условий,

влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень,

на эффективность коррекционного процесса, но в разной степени. Она

обуславливает цели специального образования:

1) развитие личности ребёнка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию

дефекта;

2) усвоение социального опыта, так как цель коррекционной работы

непосредственно связана с результатом (компенсацией);

З) поиск более эффективных путей для развития наших детей. Для этого мы

должны создать в группе такую) развивающую среду, которая помогает

максимально компенсировать недостатки развития.


Следовательно, система создания коррекционно обучающей череды

строится с учётом требований окружающей среды совместно с родителями и

особенностями глубоко умственно отсталых детей.

Для того, чтобы понять, как и почему возникают трудности в обучении детей

с отклонениями в развитии, необходимо знать причины, вызывающие этот

или другой недостаток, уметь различать характер психического заболевания,

знать пути, по которым следует идти, чтобы помочь исправить эти

отклонения.

Учитель должен знать диагноз каждого ребёнка, и это помогает лучше

понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать

наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и

воспитании.

Дети с трудом запоминают материал, не могут управлять своими эмоциями.

Назрела необходимость создания коррекционно-развивающей среды. Часто

наблюдаемые у детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное

психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти

отрицательные черты -- обычно следствие не только органических

особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок

требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому для особых

детей ещё важнее, чем для здорового, спокойная обстановка,

систематичность требований -- всё, что создает и закрепляет у детей

необходимые привычки.

У глубоко умственно отсталых детей необходимо, воспитывать навыки

культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности:

они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение.

Уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над

пробуждением у глубоко умственно отсталых детей чувств жалости, радости

учить состраданию. И в то же время большое внимание уделять внешним

формам поведения.

Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее,

благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам следуют

общепринятым в данном обществе нормам поведения, умеют общаться с

людьми; не вызывая у них неприязненных чувств. Но такое поведение --

результат огромной работы педагогов и родителей.

В целях достижения максимального педагогического воздействия любые

занятия с детьми организуются при условии положительного

эмоционального отношения со стороны ребёнка. А для этого назрела

необходимость создания коррекционно-развивающей среды. Создание


коррекционной среды позволяет решать такие проблемы, как наглядность,

доступность, создание доброжелательной атмосферы.

Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с

одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой

глубоко специфичные.

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей -- содействие

развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию

отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными

членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются

актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно

более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические

приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек

культурного поведения и самообслуживания.

Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно

необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно

себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных

цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом

коллективе:

Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих

основных задач с детьми вспомогательной школы:

1 . Развитие всех психических функций и познавательной деятельности

детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.

2. Воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного

поведения.

З. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация -- как итог всей работы.

Главным подходом, обеспечивающим наиболее полное решение данной

проблемы является принцип нормализации жизни, который означает, что

для людей с функциональными нарушениями делаются доступными такие

формы повседневного существования и условия жизни, которые являются

как можно более близкими к общепринятым или фактически полностью

совпадают с ними. Другими словами, то, что нормально для типично

развивающихся людей, также нормально и для людей с нарушениями

развития. В частности, если в нашей культуре принято, что дети обучаются

в школе, то и ребенок с любыми функциональными или интеллектуальными

нарушениями также должен обучаться.