Главные вкладки

    Доклад на тему "Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей посредством обучения решению задач с предметно-практическим содержанием"
    методическая разработка на тему

    Филиппова Наталья Анатольевна

    В материале представлены варианты использования задач на уроках при обучении умственно отсталых учащихся. Основная цель обучения решению задач с предметно-практическим содержанием - социальная адаптация .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadachi_s_prakticheskim_soderzhaniem.docx24.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся, а также подготовка их к самостоятельной жизни, к овладению профессией.  Учитывая то, что учебный процесс в школе носит коррекционную направленность, необходимо создавать оптимальные условия для развития не только учебной деятельности, но и социально-значимых практических умений и навыков, относящихся к жизненной компетенции учащихся.

    Решению этих задач в значительной мере может способствовать математика, как учебный предмет, т.к. в ней содержится необходимый материал, развивающий логическое и абстрактное мышление, что имеет огромное значение во время выполнения практически – значимых заданий и упражнений.

    Формированию умственных навыков и развитию практических умений также способствует решение арифметических задач. В процессе решения задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, что способствует подготовке детей с нарушениями интеллекта к жизни, к последующей трудовой деятельности.

    Задачи и упражнения, имеющие предметно-практический характер способствуют развитию у детей умения ориентироваться в окружающей действительности, помогают им видеть в окружающем мире такие факты и закономерности, которые используются в математике. Во время решения задач учащиеся учатся переводить отношения между предметами и величинами на «язык математики», что способствует развитию процессов познавательной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

    Связь с жизнью – один из ведущих принципов в обучении математике. Некоторые учащихся живут и учатся в школах-интернатах, поэтому им особенно трудно адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни.

    Реализация коррекционных и практических задач в условиях школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами. В процессе обучения математике учащимся необходимо показать, что знания, получаемые ими на уроках, помогают изучению других учебных предметов, могут широко использоваться в новых условиях. Учащиеся должны иметь не разобщенные сведения по отдельным предметам, а систему знаний и умений.

    В младших классах знания, полученные на уроках математики, например, о форме, размере, цвете, счете предметов закрепляются на уроках русского языка, ручного труда, физкультуры, ритмики.

    В старших классах, умения выполнять математические вычисления и геометрические построения, могут быть использованы на других уроках и наоборот, на уроках математики учитель широко использует знания, полученные на уроках труда, истории, географии и др.

    Остановимся на этом вопросе более подробно, а именно рассмотрим взаимосвязь математики с другими учебными предметами и некоторые варианты арифметических задач и упражнений, имеющих предметно-практическое и социально-бытовое содержание.

    К задачам социально-бытового характера можно отнести задачи, связанные с оплатой покупки в магазине, с подсчетом оплаты за электроэнергию, с расчетом количества обоев (плитки, линолеума и пр.) необходимого для ремонта квартиры, с расчетом дохода по вкладу при хранении денег в сбербанке.

    1. Для кухни купили колонку по цене 3075 р., мойку по цене 3755р., сушку по цене 1755 р., рабочий стол по цене 4025 р. и полку по цене 3350р. Сколько денег заплатили за набор мебели для кухни?
    2. На платье пошло 3м ткани по цене 750 р. за метр, 10 м тесьмы по 74р. за метр и 8 штук пуговиц по цене 15р. за штуку. Сколько денег истратили?
    3. Для вязания свитера 48-го размера необходимо 600г светло-желтой шерсти и 100г коричневой. Сколько мотков ниток пойдет на свитер, если в 1 мотке – 100г? Сколько будет стоить шерсть для свитера, если цена 1 мотка 460р.?
    4. Мужская модельная стрижка стоит 560 рублей, простая на 200 рублей дешевле. Сколько стоит простая стрижка?
    5. В семье 4 человека. Для каждого члена семьи купили: зубную щетку по цене 85р., полотенце для лица по цене 67р. 40к., банное полотенце по цене 172р. 60к. Сколько стоила вся покупка?
    6. Стоимость костюма 9600р. При распродаже сделали скидку 15%.

    Сколько денег заплатили за костюм?

    1. В фирменном магазине брюки стоят 3600р., а в магазине «Секонд-хэнд» 1340р. Сколько денег можно сэкономить, купив 2 пары брюк в магазине «Секонд-хэнд»?
    2. В почтовый ящик положили купон фирменного магазина «Обувь». Покупателю, предъявившему этот купон, делается 20% скидка на купленный товар. Сколько денег заплатит покупатель за обувь стоимостью 2560р.?

    Кроме этого, материалом для составления задач могут служить сведения, полученные на уроках истории, географии, биологии, кулинарии, труда.

    Так, например, курс истории содержит систему исторических фактов, расположенных в хронологической последовательности, что требует от учащихся не только понимания этой последовательности свершения исторических событий, но и усвоения целого ряда историко-временных понятий, так называемого «бытового исторического времени». Уже на первых уроках истории дети сталкиваются с такими понятиями как «давно», «недавно», «до», «после», «век», «столетие», учатся сравнивать исторические даты в хронологическом плане («раньше» – «позже»), наглядно изображать их на «ленте времени» с точностью до  или  века. Это требует от учащихся определенных математических знаний: умения читать и записывать многозначные числа, сравнивать их, выполнять арифметические действия, такие как сложение и вычитание.

    На уроках математики учитель может использовать исторический материал, например, в устном счете, на математических диктантах или для составления арифметических задач.

    1. Используя цифры, запишите следующие даты: первое упоминание о Москве в летописи – тысяча сто сорок седьмой год; первый полет человека в космос состоялся в тысяча девятьсот шестьдесят первом году.
    2. Куликовская битва произошла в 1380г., а в 1480г. было свергнуто монголо-татарское иго. На сколько лет раньше произошла Куликовская битва?
    3. Новгород был освобожден от немецко-фашистских захватчиков в 1944г. Сколько лет прошло с тех пор?

    Материалом для составления задач, сравнения чисел могут быть сведения, полученные и на уроках географии: данные о протяжении границ государств, длине рек, высоте гор.

    1. Эльбрус – одна из высочайших гор мира. Она расположена на Северном Кавказе и является любимым местом спортсменов: альпинистов, горнолыжников. Высота Эльбруса 564м. Альпинисты поднялись на высоту 430м. На сколько метров ещё должны подняться туристы, чтобы достичь вершины Эльбруса?
    2. Длина границы России с Китаем 4300км, с Монголией на 1295км меньше, чем с Китаем, а с Финляндией на 1736км меньше, чем с Монголией. Какова длина границы России с Финляндией?
    3. Каждый океан содержит в себе несколько морей. Подсчитайте, сколько всего морей содержат все океаны Земли, если: в Тихом океане – 9 морей, в Атлантическом – 6 морей, в Индийском – 5 морей, в Северном Ледовитом – 10 морей.

    Кроме этого, на уроках географии ведется систематическая работа с картой. Ей предшествует знакомство с такими понятиями как «план», «масштаб» и закреплять эти понятия можно на уроках математики, проводя измерение расстояний и изображая их на бумаге (например, план класса). При этом перед учащимися ставится задача проблемного характера: как можно на листе бумаги (или в тетради) начертить прямоугольник с размерами 8м x 5м. Можно решать и обратные задачи.

    Рассчитайте расстояние от Москвы до … (любой город), зная масштаб карты и измерив длину отрезка с концами Москва и … .

    Интересны и задачи, составленные на основе фактов, полученных из уроков биологии.

    Ранней весной ярко-жёлтые одуванчики украшают зелень лугов. Они раскрывают свои головки в 6ч утра и закрывают в 3ч ночи. Сколько часов раскрыты головки у одуванчиков?

    Большой интерес вызывают у учащихся задачи, составленные на материале уроков домоводства (раздел «Кулинария»).

    1. Рассчитайте количество продуктов на класс (группу) из 8 человек, необходимых для приготовления картофельного пюре, если на одну порцию надо взять: картофеля – 130г, молока – 25г, сливочного масла – 10г.
    2. На дачный период семья купила 4 пакета гречневой крупы по 900г в каждом, 3 пакета риса по 1кг 500г в каждом и 2 пакета пшена по 1кг в каждом. Какова масса всех круп?
    3. Для приготовления 1 порции яичницы-глазуньи вам потребуется: 2 яйца и 20 г сливочного масла. Сколько будет стоить яичница, если 1 десяток яиц стоит 60 р., а 1 кг масла стоит 450 р.?

    Особое внимание на уроках математики необходимо уделять выполнению практических упражнений и решению задач, связанных с трудовой деятельностью детей. Учителя трудового обучения отмечают трудности, которые испытывают дети при выполнении какого-либо изделия, связанные не только с определением последовательности рабочих операций, контролем правильности работы, но и использованием в процессе трудовой деятельности различных правил, арифметических вычислений и геометрических построений. На уроке математики учителю следует обратить особое внимание на работу с инструментами, такими как линейка, угольник, транспортир, на умение выполнять преобразования и арифметические действия с числами, полученными при измерении длины. Наибольшие трудности вызывают у детей задания, связанные с расчетом количества материала, необходимого для того или иного изделия.

    Для вязания свитера 46 размера необходимо

    600 г желтой пряжи и 100 г коричневой.

     Сколько мотков ниток пойдет на свитер, если в 1 мотке – 100 г?

    Сколько будет стоить шерсть для свитера, если цена 1 мотка 460 р.?

    Ориентируясь на швейное дело, можно составлять задачи и задания на расчет расхода ткани для данного изделия, на вычисление количества отделочного материала, определения размера одежды, построения чертежа выкройки.

    На платье пошло 3 м ткани по цене 750 р. за метр, 10 м тесьмы по 65 р. за метр и 8 пуговиц по цене 15 р. за штуку.

     Сколько денег истратили?

    В слесарном деле -  выбор наиболее рациональных приемов разметки, выяснение предельных размеров детали, допуска, отклонения, определения полной глубины сверления, вычисления количества материала для данного изделия. На уроках слесарного дела все измерения производятся в миллиметрах. Следовательно, на математике включаются задания, где необходимо производить измерения в этих единицах, использовать преобразование таких мер, как сантиметр и миллиметр, упражнения на сравнение чисел, выраженных единицами измерения.

    На уроках математики следует включать задачи по экономическому воспитанию учащихся, дающих понятие о материальных ценностях, материальных затратах.

    1. За 1 месяц семья платит: за квартиру – 6000р. 70к., за телефон 340 р., за электроэнергию – примерно 1060р. 50к. Чему равна сумма расходов семьи на оплату коммунальных услуг?
    2. Длина комнаты 5м, ширина 3м. Необходимо отремонтировать потолок. Расход краски на 1 м² - 300г. Потолок красят дважды. Сколько всего краски необходимо для ремонта потолка? Сколько банок краски нужно купить, если в банке 5кг?
    3. Показания счетчика на 1.01.2004 г. – 12564 кВт/ч, а на 1.02.2004 г. – 12624 кВт/ч. Сколько кВт/ч электроэнергии было израсходовано за январь?
    4. Стоимость одного кВт/ч 3р. 42к. За месяц было израсходовано 125 кВт/ч электроэнергии. Сколько денег надо заплатить за электроэнергию за этот месяц?
    5. Вкладчик сроком на 3 месяца оформил вклад, по которому банк выплачивает 6% годовых, и внес на сберегательную книжку 20000р. Сколько денег получит вкладчик через 3 месяца?
    6. Железнодорожный билет за проезд в плацкартном вагоне от Москвы до Липецка стоит 1127 р., а в купейном вагоне – на 220% дороже.  Сколько стоит железнодорожный билет за проезд от Москвы до Липецка в купейном вагоне?
    7. Молодой человек положил 5000 р. в Сбербанк России под 4% годовых. Какая сумма будет на его счете через год?
    8. Семья ежемесячно откладывает на сберкнижку 3000р. под 4% годовых. Сколько будет денег на книжке через год?

    Вывод. Практическая направленность преподавания математики, ее связь с производительным трудом, использование межпредметных связей полезны для жизненной и будущей профессиональной деятельности учащихся. Благодаря формированию умения решать социально значимые задачи у умственно отсталых учащихся повышается уровень социальной адаптации.

    Литература

    1. Т.В.Алышева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2006.
    2. Т.В. Алышева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» ОАО «Московские учебники». 2005.
    3. И.И.Базовая, О.А.Блинкова, Е.И.Капланская, В.И.Титова. Сборник задач. Математика 10-12 классы. Специальная (коррекционная) школа VIII вида. Москва.
    4. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. – М., 2001.
    5. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2008.
    6. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь 6 класс. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2008.
    7. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь по математике для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2006.

    8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

    1. Учебно-методический комплект по русскому языку и математике для X-XII классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». / Отв. редактор Л.Е. Курнешова. Москва. Центр «Школьная книга». 2006. 
    2.  Щербакова А.М. Новая модель в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы. – М., 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему " Адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе"

    В работе рассматриваются особенности адаптации умственно отсталых школьников к обучению в 1 классе и  при переходе из начальной школы в среднюю. описываются проблемы, с которыми сталкиваются дети...

    Конспект урока по счету для детей с глубокой умственной отсталостью 6 класс, тема "Решение задач с понятиями "длиннее" - "короче".

    Урок по счету для детей с ГУО шестого года обучения. В конспекте представлены разноуровневые задания в зависимости от степени усвоения материала детьми....

    Основные направления и содержание деятельности домов-интернатов для умственно отсталых детей

    Основные направления и содержание деятельности домов-интернатов для умственно отсталых детей...

    Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

    Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

    Математическая задача с предметно-практическим содержанием как средство социально-бытовой адаптации детей с нарушениями интеллекта.

    Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – коррекция познавательной деятельности  и эмоционально-волевой сферы учащихся, а также подготовка  их к самостоятельной жизни, к ...

    Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности (Реферат)

    Практическая значимость данной работы заключается в том, что в работе дается обоснование возможности развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы посредством театр...