Математическая задача с предметно-практическим содержанием как средство социально-бытовой адаптации детей с нарушениями интеллекта.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Елисеева Татьяна Вадимовна

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – коррекция познавательной деятельности  и эмоционально-волевой сферы учащихся, а также подготовка  их к самостоятельной жизни, к овладению профессией.  Учитывая то, что  учебный процесс  в школе носит коррекционную направленность, необходимо создавать оптимальные условия для развития не только учебной деятельности, но и социально-значимых практических умений и навыков, относящихся к жизненной компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Математическая задача40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая задача с предметно-практическим содержанием  как средство социально-бытовой адаптации детей с нарушениями интеллекта.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – коррекция познавательной деятельности  и эмоционально-волевой сферы учащихся, а также подготовка  их к самостоятельной жизни, к овладению профессией.  Учитывая то, что  учебный процесс  в школе носит коррекционную направленность, необходимо создавать оптимальные условия для развития не только учебной деятельности, но и социально-значимых практических умений и навыков, относящихся к жизненной компетенции учащихся.

Решению этих задач в значительной мере может способствовать математика,  как учебный предмет, т.к. в ней содержится необходимый материал, развивающий логическое и абстрактное мышление, что имеет огромное значение во время выполнения практически – значимых заданий и упражнений.

Формированию умственных навыков и развитию практических умений также способствует решение арифметических задач. В процессе решения задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, что способствует подготовке детей с нарушениями интеллекта к жизни, к последующей трудовой деятельности.

Задачи и упражнения, имеющие предметно-практический характер способствуют развитию у детей умения ориентироваться в окружающей действительности, помогают им видеть в окружающем мире такие факты и закономерности, которые используются в математике. Во время решения задач учащиеся учатся переводить отношения между предметами и величинами на «язык математики», что способствует развитию процессов познавательной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Связь с жизнью – один из ведущих принципов в обучении математике, т.к. большинство учащихся  живут и учатся в школах-интернатах, поэтому им особенно трудно адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни

Реализация коррекционных и практических задач в условиях школы возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания математики с другими учебными предметами. Мы полагаем, что в процессе обучения математике учащимся необходимо показать, что знания, получаемые ими на уроках, помогают изучению других учебных предметов, могут широко использоваться в новых условиях. Учащиеся должны иметь не разобщенные сведения по отдельным предметам, а систему знаний и умений.

В младших классах знания, полученные на уроках математики, например, о форме, размере, цвете, счете предметов закрепляются на уроках русского языка, ручного труда, физкультуры, ритмики.

В старших классах, умения выполнять математические вычисления и геометрические построения, могут быть использованы на других уроках и наоборот, на уроках математики учитель широко использует знания, полученные на уроках труда, истории, географии и др.

Остановимся на этом вопросе более подробно, а именно рассмотрим  взаимосвязь математики с другими учебными предметами и некоторые варианты арифметических задач и упражнений, имеющих предметно-практическое и социально-бытовое содержание.

К задачам социально-бытового характера можно отнести задачи, связанные с оплатой покупки в магазине, с подсчетом оплаты за электроэнергию, с расчетом количества обоев (плитки, линолеума и пр.) необходимого для ремонта квартиры, с расчетом дохода по вкладу при хранении денег в сбербанке. Кроме этого материалом для составления задач могут служить сведения, полученные на уроках истории, географии, домоводства, труда.

Так, например, курс истории содержит систему исторических фактов, расположенных в хронологической последовательности, что требует от учащихся не только понимания этой последовательности свершения исторических событий, но и усвоения целого ряда историко-временных понятий, так называемого «бытового исторического времени». Уже на первых уроках истории дети сталкиваются с такими понятиями как «давно», «недавно», «до», «после», «век», «столетие», учатся сравнивать исторические даты в хронологическом плане («раньше» – «позже»), наглядно изображать их на «ленте времени» с точностью до 1\2 или 1\4 века. Это требует от учащихся определенных математических знаний: умения читать и записывать многозначные числа, сравнивать их, выполнять арифметические действия, такие как сложение и вычитание.

На уроках математики учитель может использовать исторический материал, например, в устном счете, на математических диктантах или для составления арифметических задач:

  • Используя цифры, запишите следующие даты: первое упоминание о Москве в летописи – тысяча сто сорок седьмой год; первый полет человека в космос состоялся в тысяча девятьсот шестьдесят первом году.
  • Куликовская битва произошла в 1380г., а в 1480г. было свергнуто монголо-татарское иго. На сколько лет раньше произошла Куликовская битва?
  • Новгород был освобожден от немецко-фашистских захватчиков в 1944г. Сколько лет прошло с тех пор?

Материалом для составления задач, сравнения чисел могут быть сведения, полученные и на уроках географии: данные о протяжении границ государств, длине рек, высоте гор. Кроме этого, на уроках географии ведется систематическая работа с картой. Ей предшествует знакомство с такими понятиями как «план», «масштаб» и закреплять эти понятия можно на уроках математики, проводя измерение расстояний и изображая их на бумаге (например, план класса). При этом перед учащимися ставится задача проблемного характера: как можно на листе бумаги (или в тетради) начертить прямоугольник с размерами 8м x 5м. Кроме этого можно решать и обратные задачи, например:

  • Рассчитайте расстояние от Москвы до … (любой город, населенный пункт) зная масштаб карты и измерив длину отрезка с концами Москва и … ;
  • Каждый океан содержит в себе несколько морей. Подсчитайте, сколько всего морей содержат все океаны Земли, если: в Тихом океане – 9 морей, в Атлантическом – 6 морей,  в Индийском – 5 морей, в Северном Ледовитом – 10 морей.

Большой интерес вызывают у учащихся задачи, составленные на материале уроков домоводства (раздел «Кулинария»). Например, рассчитайте количество продуктов на класс (группу) из … человек, необходимых для приготовления картофельного пюре, если на одну порцию надо взять: картофеля – 130г, молока – 25г, сливочного масла – 10г.

Особое внимание на уроках математики необходимо уделять выполнению практических упражнений и решению задач, связанных с трудовой деятельностью детей. Учителя трудового обучения отмечают трудности, которые испытывают дети при выполнении какого-либо изделия, связанные не только с определением последовательности рабочих операций, контролем правильности работы, но и использованием в процессе трудовой деятельности различных правил, арифметических вычислений и геометрических построений. На уроке математики учителю следует обратить особое внимание на работу с инструментами, такими как линейка, угольник, транспортир, на умение выполнять преобразования  и арифметические действия с числами, полученными при измерении длины. Наибольшие трудности вызывают у детей задания, связанные с расчетом количества материала, необходимого для того или иного изделия.

Ориентируясь на  швейное дело, можно составлять задачи и задания на расчет расхода ткани для данного изделия, на вычисление количества отделочного материала, определения размера одежды, построения чертежа выкройки.

В слесарном деле -  выбор наиболее рациональных приемов разметки, выяснение предельных размеров детали, допуска, отклонения, определения полной глубины сверления, вычисления количества материала для данного изделия. На уроках слесарного дела все измерения производятся в миллиметрах. Следовательно, на математике включаются задания, где необходимо производить измерения в этих единицах, использовать преобразование таких мер, как сантиметр и миллиметр, упражнения на  сравнение чисел, выраженных единицами измерения.

Для учащихся, обучающихся в сельской области, важны знания и умения по сельскохозяйственному труду. На уроках математики в 10-11 классах используются задачи по определению урожайности культур с 1 сотки, 1 га и урожая со всей пдлощади; количество семян для посева на данном  участке, на вычисление площади, занятой  под ту или иную культуру, количество удобрений, необходимого для внесения в почву, воды для полива рассады, расчет корма для одного или нескольких животных и др.   В таких задачах помимо основного вопроса, могут содержаться специальные, направленные на активизацию. Опыта, приобретенного на занятиях по профессионально-трудовому обучению, поэтому необходим разбор и уточнение терминов, обозначающих специальные предметы и технологические процессы.

На уроках математики следует включать задачи по экономическому воспитанию учащихся, дающих понятие о материальных ценностях, материальных затратах. Работа эта необходима, потому, что в 10-11 классах она будет продолжена уроками жизневедения на основе «Экономического  практикума». Таким образом, практическая направленность преподавания математики, ее связь с производительным трудом, использование межпредметных связей полезны для жизненной и профессиональной деятельности учащихся, а позднее и выпускников школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».

В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...

Интерактивные формы и методы как эффективное средство коррекции нарушений вычислительных навыков у детей с нарушением интеллекта.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возмо...

Доклад "Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях"

Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных...

Доклад на тему "Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей посредством обучения решению задач с предметно-практическим содержанием"

В материале представлены варианты использования задач на уроках при обучении умственно отсталых учащихся. Основная цель обучения решению задач с предметно-практическим содержанием - социальная адаптац...

Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.

Актуальность  и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи.  виды  и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....