"Социальная адаптация и реабилитация умственно отсталых детей".
статья на тему

Валентина Федоровна Зашко

В работе  раскрыто  занчение предмета "Социально-бытовой ориетировки" в социальной адаптации детей с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_zashko.docx68.6 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная адаптация и реабилитация умственно отсталых детей.

Выполнила

Зашко Валентина Федоровна

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1. Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения……………………………………..

  1. Понятие «социальная адаптация»……………………………………….
  2. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей и пути их решения в образовательном учреждении…………………………..…………
  3. Готовность к профессиональному выбору умственно отсталых школьников……………………………………………………………………..
  4. Анкета исследования социально-бытовых умений и навыков у детей с умственной отсталостью……………………………………………………….

Выводы по первой главе………………………………………………………

Глава 2. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы образовательного учреждения……………………………………………….

2.1  Значение предмета «Социально - бытовая ориентировка» в социализации умственно отсталых обучающихся ………………………

2.2 Социально-педагогическая реабилитация обучающихся в процессе воспитательной работы………………………………………………………….

2.3  Служба социально - педагогической помощи умственно отсталым обучающимся в школе-интернате…………………………………………………

2.4

Выводы по второй главе……………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………...

Список литературы……………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………….

Введение.

Главной целью стратегического направления в развитии специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья не только в процессе школьного обучения,  но и после его завершения. Особый остроактуальный характер приобретает проблема социальной адаптации, подготовка к самостоятельной жизни умственно отсталых детей, подростков, молодых людей.  Процесс воспитания и включения таких лиц в социальные контакты и связи имеет особую специфику.

Большой вклад в разработку проблемы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии внесли отечественные ученые как в области социальной и коррекционной педагогики  (Г.Л. Андросова, Г.В. Васенков, А.А. Венгер, В.В. Воронкова, Н.М. Галимова, О.Б. Дудко, С.Д. Забрамная, А.В. Закрепина, М.А. Егорова, Э.И. Леонгард, Г.А. Мишина, Н.В. Москоленко, Ж.И. Назамбаева, Е.А. Стребелева, Л.Ф. Хайртдинова, И.И. Черепанова, О.О. Шацкая, Н..Шматко и др.), так и специальной психологии (Л.Г. Агавелян, И.С. Багдасарьян, Н.Л. Белопольская, Т.Г. Богданова, Г.Г. Буторин,  Е.Г. Дзугкоева, О.В. Залесская, И. А.  Коробейников, И.Ю. Левченко;  Н.В.Мазурова, В.М. Махова, И.И Мамайчук, Е.М. Мастюкова).

Актуальность темы исследования.

В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, живущих в школе- интернате.

Особенно нуждаются в специальной работе в данном направлении умственно отсталые дети.

Весьма актуальной является необходимость специального изучения факторов, которые во многом определяют успех интеграционных процессов, разработка форм и путей организации социальной поддержки и помощи умственно отсталым обучающимся школы- интерната 8 вида.

Цель исследования: изучение факторов, влияющих на формирование у умственно отсталых обучающихся в условиях школы- интерната 8 вида социально-значимых знаний, умений, навыков.

Объект исследования: адаптационные возможности умственно отсталых обучающихся.

Предмет исследования: процесс коррекции и развития социально- значимых возможностей умственно- отсталых обучающихся в условиях школы- интерната 8 вида.

Задачи:

  • Анализ и систематизация теоретических источников по проблеме социализации и реабилитации умственно отсталых обучающихся;
  • Выявление факторов, препятствующих успешной адаптации умственно отсталых лиц в обществе;
  • Характеристика форм и методов социально- педагогической работы, проводимой в образовательном учреждении, ее результативность.

Глава 1. Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения.

  1. Понятие «социальная адаптация».

Понятие адаптация (от старолатинского adaptatio – приспособление) было первоначально введено для обозначения такого явления, как приспособление организмов к окружающей среде. Впоследствии его стали употреблять для обозначения иного процесса – приспособления человека к социальным условиям жизни.

Социальная адаптация есть взаимодействие двух взаимно адаптирующихся структурно сложных систем – личности и социальной среды. Обе эти системы находятся в сложном взаимодействии: личность адаптирует к себе социальную среду, а социальная среда в определенной мере адаптирует к себе личность.

Понятие адаптация наделено социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик. В общественных науках это понятие употребляется сравнительно недавно, а в биологии оно имеет вековую историю. На протяжении жизни человек попадает во множество различных адаптивных ситуаций (поступление в школу, вуз, перемена места жительства, выход на пенсию и др.), которые характеризуются изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую. В новой среде привычные стереотипы и шаблоны поведения, мышления, восприятия, эталоны, установки и ориентация личности становятся малоэффективными, а иногда и невозможными.

Во взаимодействии «личность – социальная среда» биологический тип адаптации сменяется социальным, характеризующимся сознательным и творческим характером. В этом процессе следует выделить наиболее важные моменты:

  • человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации;
  • только человек способен сознательно готовить к процессу социальной адаптации молодое поколение, используя средства воспитания;
  • только человек создает специальные приспособления (определенные социальные институты, нормы, традиции…), облегчающие процесс его адаптации в данной среде.

С помощью сознания человек целенаправленно контролирует и регулирует процесс своей адаптации, варьирует свое поведение при изменении условий. В отличие от всех живых существ, человек должен овладеть возможностью адекватно реагировать на изменения социальной среды и вырабатывать целесообразные формы поведения для данной ситуации.

Психическое развитие умственно отсталых школьников протекает под воздействием тех же факторов окружающей среды, что и развитие учеников общеобразовательных школ, и подчинено общим законам развития. Однако умственно отсталые дети не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными потребностями системы здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Так, специальные (коррекционные) образовательные учреждения 8 вида ставят своей главной задачей социальную адаптацию учащихся через коррекцию недостатков психического развития и всемерное включение в трудовую деятельность.

Под воздействием обучения и воспитания у умственно отсталых детей постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. В исследованиях Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано, что с переходом из класса в класс у умственно отсталых детей наступают существенные сдвиги в их психическом развитии в сторону самостоятельной организации учебной деятельности и влияние дефекта ослабевает под воздействием обучения и воспитания.

Развитие умственно отсталых учеников – результат всей коррекционно-воспитательной работы школы. Пластичность нервной системы умственно отсталого ребенка благоприятствует этому развитию. Коррекционно-воспитательный процесс и процесс социальной адаптации тесно связаны. Коррекционная и воспитательная работа школы делает возможной социализацию личности умственно отсталого школьника: включение его в социальную среду, успешное развитие и функционирование в условиях изменяющегося социального окружения.

Социализация представляет собой единство сложных процессов – адаптации к существующим социальным условиям, присвоения социальной информации и реализации полученного социального опыта, творческого преобразования и развития своей социальной среды. С одной стороны, социализация включает в себя целенаправленное воспитательное воздействие общества на индивида с целью привития ему определенных знаний, умений, навыков, с другой стороны – его социальную деятельность. Таким образом, социальная адаптация – это один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации ситуации, что дает возможность учащимся успешно развиваться, посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества.

Для успешной социальной адаптации необходимо расширять бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей, учить применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе.

Л.С. Выготский о социализации умственно отсталых школьников.

Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского, важнейшим фактором развития ребенка, как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе, является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях построения взаимоотношений с окружающими у этих детей. По мысли  ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру». (Л.С. Выготский, 1983). В связи с этим задачу социальной компенсации дефекта Л.С. Выготский выдвигал как первоочередную для лечебной педагогики, а в нормализации общения видел в основном путь компенсации дефектов развития ребенка.

  1.  Проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей.

Усвоение ребенком в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. «Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего – системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности – в семье, дошкольных учреждениях, в школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности. Воспитание – ведущее и определяющее начало социализации.

В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля». ( С.Ю. Головин).

Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию индивида в общество, активное приспособление (адаптацию) его к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. Оптимальный результат предполагает сформированность самосознания и самоконтроля, овладение ролевым поведением, умением устанавливать адекватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслуживания.

Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта. «Быт – уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры общения, отдыха. Складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности». (С.Ю.Головин).

«Ориентировка – различные формы и способы обследования окружающих предметов, ознакомления с окружающим обществом, определяющие эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений с целью улучшения социально-психологической и социально-бытовой адаптации умственно отсталых детей. Выделяют три типа ориентировки:

  • Ориентировка первого типа – опирается на случайные признаки, осуществляется методом проб и ошибок и поэтому дает низкие результаты;
  • Ориентировка второго типа – опирается на признаки и отношения, подбираемые эмпирически и достаточные лишь для выполнения данного задания; в этом случае обучение является достаточно адекватным, но его результаты не обеспечивают перенесения сформированных знаний и умений на новые отношения;
  • Ориентировка третьего типа – опирается на существенные свойства и отношения, специально выделяемые путем анализа внешней и внутренней структуры данного объекта; поэтому усваиваемые знания и умения могут переноситься в новые, измененные условия». (С.Ю.Головин).

Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием и деменцией. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитее которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

В силу особенностей мышления для умственно отсталых учащихся характерна ориентировка первого и второго типа.  Школьники воспринимают информацию (вербальную и зрительную) упрощено, не замечают многих существенно важных свойств, содержащихся в ней, не устанавливают смысловых причинно-следственных связей при анализе объектов. Нарушения психической деятельности у детей с проблемами умственного развития затрудняют их ориентировку в окружающей среде и адаптацию к ней.

Большинство выпускников образовательного учреждения  обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

  • Отсутствие опыта социальных контактов с людьми в сфере обслуживания, здравоохранения;
  • Трудности в общении там, где это общение свободно, требуется самостоятельно строить отношения;
  • Несформированность потребности и способности трудиться;
  • Непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, и иждивенчество;
  • Отсутствие личного опыта жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;
  • Недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется недостаточным осознанием своих чувств и потребностей, их незначительностью, сниженной социальной активностью;
  • Отсутствие навыков защиты себя в условиях асоциальной среды;
  • Неудовлетворительное состояние здоровья.

Все это приводит к тому, что выпускники специальных коррекционных школ зачастую не дорожат своей жизнью, принимают асоциальный и криминальный образ жизни, или наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

У выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов 8 вида прослеживается тенденция к частой смене работы, имеются трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия.

Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределять бюджет, планировать накопления, рационально вести хозяйство.

Они не могут отстоять свое право на жилье, самостоятельно его оплачивать и сохранять дом для себя и своих детей. Обманным путем их заставляют продать жилье, или  с ними не уживаются соседи. Худший вариант - они возвращаются к себе домой, то есть в тот же пьяный или наркотический ад, из которого они были вырваны.

  1.  Готовность к профессиональному выбору умственно отсталых школьников.

В эксперименте участвовали школьники- выпускники девятых классов специальных (коррекционных) школ 8 вида. В классе на время проведения опроса было 17 школьников. По количеству юношей и девушек выбранный учебный  класс рассматривается в качестве сравнительных групп, юноши (11), девушки (6). В качестве метода педагогической диагностики применялась модифицированная анкета Е.А. Климова.

Исследование, проводимое в школе-интернате, преследовало следующие задачи:

  • Узнать степень осведомленности, родителей о проводимой профориентационной работе в школе; выявить степень заинтересованности их  в выборе профессии своим детям;
  • Изучить учебные интересы учащихся и их представление о возможном месте продолжения образования или начала работы после завершения обучения с окончанием девятого класса;
  • Выявить и сравнить профессиональные и жизненные планы у учащихся девятого класса;
  • Определить результативность  осуществляемой в коррекционной школе профориентационной работы.

Анализ результатов анкетирования школьников по вопросам профессионального выбора представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ результатов анкетирования школьников по вопросам профессионального выбора.

Содержание ответа

Учащиеся с ограниченными возможностями интеллектуального развития

Жизненные планы после окончания школы

Завышенные притязания.

Дальнейшее обучение

Иллюзии относительно получения высшего и среднего образования.

Самооценка своих возможностей

Завышенная: занимать руководящие должности; не учитывают интеллектуальных, физических и психофизиологических ограничений. выбирают профессии, связанные с риском (проводник, водитель).

Выбор профессий и сфер труда

Завышенное мнение о своих возможностях. Высокий уровень нереальных выборов.

Источники знания о профессиях

Профориентационная работа, проводимая в школе.

Ожидание помощи от родителей в получении профессии

Моральная поддержка.

Несут ответственность за профориентационную работу

Родители – 35%

Педагоги – 41%

Эффективности профориентационной работы школы

80% школьников оценили положительно.

Определение жизненных перспектив

Самостоятельно не могут определить назначение в жизни, только с помощью взрослых.

Ожидание помощи от родителей в трудоустройстве

70% - учеба в профессиональных училищах (ПУ)

По результатам анкетирования видно, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют завышенный уровень притязаний, свидетельствующий о неадекватности восприятия ими реальной социальной ситуации. В связи с этим повышается ответственность педагогов и родителей в период выбора воспитанниками дальнейшего жизненного пути.

Обучающиеся едины во мнении, что родители должны проводит работу по профессиональной ориентации. Видна тенденция, что большой процент выпускников школы- интерната 8 вида прислушиваются к мнению педагогов. Это означает, что психолог, социальный педагог должны брать на себя большую нагрузку по профессиональной подготовке учащихся, зная их психические, физические и интеллектуальные возможности.

Результаты проведения анкет убедили в значимости проводимой профориентационной работы, отвечающей желанию родителей и детей больше знать о трудовых профилях. Осведомленность родителей о намерениях своих детей, открытое проявление профессиональных и жизненных намерений учащимися – все это работает на усиление целевой профориентационной направленности школьного обучения. Как, оказалось, по результатам проведения анкеты, самыми любимыми предметами названы трудовое обучение и физическая культура (100 % учащихся школы- интерната 8 вида). Ценным явилось выявленное положительное отношение к труду, в том числе физическому. Педагогам школы- интерната следует это иметь в виду и всячески развивать данные склонности у учащихся на своих занятиях.

Что касается выбора будущей профессии, то результаты анкеты свидетельствуют о серьезных рассогласованиях между тем, какие профессии учащиеся выбирают, каким профессиям их обучают в школе, и по каким профессиям они будут продолжать свое образование в связи  с имеющимися договоренностями школы и профессиональных училищ.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что у подростков и их родителей имеется потребность в возрождении системной работы школьной службы профориетации и профконсультации в рамках учебной, воспитательной, социально- психологической работы. Необходимо воспитывать у лиц с ограниченными возможностями интеллектуального развития чувство профессионально труда, понимание серьезных последствий профессиональных ошибок, умение их исправлять и др. Форма организации и содержание профориентационной работы остаются открытыми для дальнейшего совершенствования со стороны заинтересованных педагогов.

  1. Анкета исследования социально-бытовых умений и навыков у детей с умственной отсталостью.

Вывод по первой главе.  

Социально - педагогическая реабилитация депривированных детей – приоритетная задача специализированных образовательных учреждений. Деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной социально значимой задачи – подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе.

К сожалению, надо признать, что действующая система специальных образовательных учреждений, в том числе школ-интернатов  для детей, оставшихся без попечения родителей, выпускает пока людей, мало подготовленных к жизни.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в закрытых детских учреждениях на полном государственном обеспечении. Это мир специфический, полуизолированный, соприкасающийся с реальностью только отдельными сторонами. Трудности перехода воспитанника из этого мира в самостоятельную жизнь существовали и существуют.

После долгого пребывания в искусственном благополучном, привычном, замкнутом пространстве выпускник приходит в неустойчивый и сложный мир.

Задача образовательного учреждения – сделать все, чтобы максимально подготовить обучающихся  к тем трудностям, которые встретятся на их жизненном пути.

Глава 2. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

2.1  Значение предмета «Социально - бытовая ориентировка» в формировании у умственно отсталых обучающихся знаний и умений, необходимых для первоначальной интеграции в общество.

        Проблема  включения детей с умственной отсталостью в реальную жизнь общества является актуальной. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с умственной отсталостью направлен  на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.

В образовательные учреждения 8 вида введен курс «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) с целью совершенствования процесса социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. На уроках школьники получают элементарные экономические знания, информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли связи, транспорта и медицинской помощи.

Цель социально-бытовой ориентировки - формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

Ведущим звеном системы является курс по социально - бытовой ориентировке учащихся. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся, Занятия направлены на развитие и совершенствование у школьников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни. Осуществляется экономическое просвещение и воспитание учащихся, формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения со знакомыми и незнакомыми людьми, проводится работа по развитию художественного вкуса учащихся. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Педагогу следует помнить, что школьники  могут овладеть необходимыми в быту знаниями, умениями и навыками только активно включаясь в практическую деятельность.

Быт человека, любой семьи тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, приготовление пищи, уход за жильем и т. д. Серьезной обязанностью является уход за детьми.

Опыт показывает, что старшеклассники коррекционных школ далеко не всегда владеют различными видами бытового труда. Причем они затрудняются не, только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Учитель должен поставить пред собой задачу, чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания; в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая школьников общетрудовым умениям, учитель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу коррекционной школы - коррекцию недостатков умственной деятельности детей - олигофренов.

К числу практических методов, как известно, относятся упражнения, моделирование реальных ситуаций. Эти методы широко применяются на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Так, с помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.

Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Многим умственно отсталым учащимся, находящимся постоянно в интернате, не приходится бывать в учреждениях, оказывающих бытовые услуги населению. Организация условий, побуждающих школьников обращаться в учреждения и предприятия, формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям, анализировать их и правильно действовать входит в число обязательных задач, решаемых на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Необходимые знания дети усваивают в беседах, проводимых педагогом, закрепляются же они на экскурсиях, при моделировании реальных ситуаций, с помощью практических работ и упражнений.

Успешному решению поставленных задач способствуют также рациональное сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности учащихся, учет их индивидуальных особенностей.

Системный подход к социально-бытовой ориентации учащихся требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в школе. Необходима как своего рода подготовительная работа, проводимая в процессе обучения в 1-5 классах, так и организация межпредметных связей, когда занятия по социально-бытовой ориентировке связываются с общеобразовательными предметами и профессионально-трудовой подготовкой школьников.

Обучение общеобразовательным предметам дает школьникам определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствует расширению общего кругозора, формирует культурные потребности, например, желание читать, слушать музыку, смотреть кинофильмы, способствует воспитанию морально-этических норм поведения. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом по социально-бытовой ориентировке. Например, на уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания: Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по социально-бытовой ориентировке в 5 классе.

Разумеется, нельзя требовать, чтобы на каждом уроке любого учебного предмета решались проблемы социально-бытовой ориентировки. Но программы многих предметов могут включать разделы, органически связанные с этой проблематикой. Большую роль в этом плане могут играть уроки математики, в практику проведения которых возможно и необходимо широко включать задачи, построенные по принципу простого экономического или хозяйственного расчета, примеры, требующие операций с величинами, единицами измерения и другие задания, подобранные с учетом содержания программы по социально-бытовой ориентировке. 

Трудовое обучение во вспомогательной школе имеет целью подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к самостоятельной жизни. Однако в данном случае можно усилить внимание к вопросам, связанным с организацией подростками своего быта. Так, школьников нужно учить пользоваться стандартными неадаптированными инструкциями, например, по эксплуатации того или иного электроприбора, по применению разнообразных средств ухода за мебелью, одеждой, помещением. Желательно больше уделять внимания ремонтным работам, экономическим расчетам, связанным с проведением этих и других видов работ.

Учитель СБО должен способствовать формированию у школьников системы социально - бытовых знаний для того, чтобы они имели реальные возможности 'успешной интеграции в обществе. Перед ним встает задача поиска различных методов, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность школьников со сниженным интеллектом, стимулировать их мыслительные процессы.

Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление у учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми.

Раздел программы «Жилые помещения» даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. В этом направлении в школе проводится большая работа. Кабинет СБО хорошо, со вкусом оформлен. Для поддержания интереса детей, им разрешено под руководством учителя пользоваться бытовой техникой (микроволновой печью, тостером, пылесосом и др.)

Раздел «Одежда и обувь» формирует у обучающихся привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских.

Раздел «Охрана здоровья» прививает воспитанникам привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний.

В разделе «Питание» - один из важнейших разделов, который решает очень важные задачи: расширение представлений учащихся о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, ее целебных свойствах, необходимости пищи для роста и развития детского организма, культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда и эстетически оформить их, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов.

Одновременно решаются задачи: воспитания личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость), элементов трудовой культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии др.), строгого соблюдения правил безопасности работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости, а также внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Педагогами и воспитателями школы-интерната проводится большая работа по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи. На занятиях по социально-бытовой ориентировке помимо контроля за уровнем усвоения учебного материала проводится отслеживание и контроль

за формированием практических умений и навыков, так как требования государственной программы наряду с усвоением знаний подразумевают овладение учащимися практических умений и навыков в различных областях жизни: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умение пользоваться предприятиями сферы обслуживания, приготовления пищи, пользования транспортом, устройства на работу и т.д. В этом направлении обучения учащиеся должны не только знать, как решается та или иная практическая задача, но и уметь выполнять эту работу, т.е. овладеть необходимыми практическими умениями и навыками.

2.2 Социально-педагогическая реабилитация обучающихся в процессе воспитательной работы.

Одно из важных направлений в воспитательном процессе образовательного учреждения – социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Классные руководители, воспитатели нашей школы- интерната активно включают в работу программы, направленные на создание воспитательно-образовательного пространства социальной адаптации учащихся.

Содержание тематических занятий программ построено на использовании активных методов, приемов и средств  в работе с детьми по их социализации и социореабилитации, что позволяет укрепить ценностно-смысловую сферу личности, повысить самооценку, обучить сознательному выстраиванию отношений с окружающими, с микро и макро-социумом, применить приобретенный опыт в жизненных ситуациях.

Так в 9 классе нашей школы-интерната, педагог (классный руководитель), использовала для работы с детьми авторскую программу «Социальная адаптация старшеклассников» социального педагога специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида г. Ельца Родионовой С.А.

Данная программа направлена на формирование социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации и подготовки к самостоятельной (семейной) жизни.

Цель и задачи программы.

Цель: способствовать формированию социально значимых качеств личности воспитанника (освоение и реализация необходимых форм социального поведения в условиях семьи и гражданского общества, достижение максимально доступного уровня жизненной компетенции), необходимых ему для успешной социализации.

Достижению цели способствует реализация следующих задач:

  • Способствовать формированию навыков и потребностей в труде, в определении достойного места в обществе;
  • Создать условия для управления личностными мотивами поведения;
  • Способствовать расширению и совершенствованию круга культурных потребностей;
  • Способствовать развитию умения анализировать собственную деятельность;
  • Способствовать формированию стремления добиваться результатов и доводить начатое дело до конца;
  • Способствовать развитию стремления к познанию окружающего мира;
  • Создать условия для корригирования психических процессов;
  • Способствовать исправлению искаженного представления о жизни.

Структура и содержание программы.

Весь курс занятий состоит из трех разделов.

Раздел 1. Формирование основ гражданского самосознания.

В данном разделе подобраны темы помогающие старшеклассникам осмыслить жизнь, распознать то, что в  ней по-настоящему значимо, определить цель в жизни. Раскрываются понятия «гражданин», «нормы жизни в обществе», «нормы права и морали». Происходит знакомство старшеклассников с основными ценностями духовной и общественной жизни. Включены также темы по профориентации.

Раздел 2. Выпускник социально-образовательного учреждения. Его права и обязанности.

В этом разделе учащиеся знакомятся с нормативными документами, необходимыми для решения типичных жизненных проблем (реализации права на получение внеочередного жилья, пенсии по СПК, второго начального профессионального образования, права на охрану здоровья и медицинской помощи).

Раздел 3. Современная семья.

В рамках раздела осуществляется подготовка молодых людей к ответственному родительству, предполагающая формирование супружеских ролей и выработку взаимно ответственного партнерства. Подготовка к ответственному родительству предполагает формирование ролевого поведения матери и отца по отношению  к детям. Старшеклассников знакомят также с юридическим аспектом в регулировании семейно-брачных отношений.

Программа предусматривает проведение лекций, бесед, экскурсий и сочетает в себе различные виды деятельности учащихся.

Программа ориентирована на учащихся 9 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40-45 минут.

Тематическое планирование представлено в приложении 1.

Делая анализ результативности данной программы, педагог отметила, что ее главная цель была – формирование у обучающихся социально значимых качеств личности, которые необходимы ребенку для социализации в обществе, воспитание умения анализировать собственные поступки, управлять личностными мотивами поведения.

С целью нивелирования трудности перехода воспитанника из мира, который предоставлял все готовое (школа- интернат) в самостоятельную жизнь, педагог целенаправленно работала на конечный результат (планируемый). Определенные результаты достигнуты.

Обучающиеся ее класса имеют представление о том, что такое «социальная адаптация», о возможности работы по социальной адаптации, овладели первоначальными представлениями о социальной жизни, социальных ролях людей. Обучающиеся в той или иной мере способны делать самостоятельный моральный выбор в соответствующих жизненных ситуациях.

Учащиеся имеют представление о негативных воздействиях алкоголя на организм человека, имеют представление о здоровом образе жизни.

Сложилось представление и о «прожиточном минимуме», о семейном бюджете и способах заработка денег. Была проведена экскурсия в «Центр занятости», где учащиеся узнали, что такое «пособие по безработице», «безработица».

Дети имеют представление о профессиональных ролях людей (повар, обувщик, плотник), ознакомлены с правовыми основами заключения брака.

На практических занятиях педагог создавала условия для ознакомления с перечисленными знаниями, навыками, способствовала формированию умения адекватно решать проблемы, которые встретятся в социуме, принимать разумные решения в той или иной жизненной ситуации. Большая часть обучающихся во время рефлексии показали разумность высказываний, суждений.

2.3  Служба социально - педагогической помощи умственно отсталым обучающимся в школе-интернате.

Вывод по второй главе.

Социальная адаптация представляет собой один из  механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, при общаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с  нормами и правилами общежития. Социальная адаптация - это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество.

В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по социальноытовой ориентировке, обучение труду, общеобразовательным предметам и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.

Заключение.

Обобщение результатов исследования теоретических  источников позволило выявить основные проблемы социализации личности ребенка с умственной отсталостью, раскрываемые в отечественной и  зарубежной литературе, выявить особенности  и  условия процесса социализации учащихся школьников, изучить особенности  развития детей с умственной недостаточностью  и средства их успешной социализации.

 Главная проблема ребенка с недоразвитием заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию.

 Отклонения  в развитии приводят к "выпадению" (Л.С.Выготский) из социального и  культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой  как источником развития.

 Подобное  понимание проблемы подводит к дифференцированию  содержания и механизмов социального  развития ребенка.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей  с различными нарушениями – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Процесс социализации ребенка  будет  эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы  они могли приобрести и усвоить  определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для  жизни в обществе.

Необходимо  признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития обучающегося с умственной отсталостью для более полной и  успешной социализации его личности.

 Для того чтобы процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья проходил наиболее полноценно, необходимо использовать программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно - практического аспекта их жизнедеятельности.

 Основные  характеристики личности ребенка с  умственной отсталостью связываются с развитием  высших психических функций, поэтому  важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило  через создание условий для врастания  компонентов социального опыта  в структуру личности ребенка, что  способствует формированию его собственной  картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.

Основные  задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.

Социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социальной адаптации лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно - практического компонентов развития.

Список литературы.

  1. Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., ПетриковаА.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие  для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.
  3. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. — №6
  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — Москва, Просвещение, 1988.
  5. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. — №1
  6. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. — №2
  7. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.
  8. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.
  9. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1988.
  10.  Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. — №3
  11.  Программы специальной (коррекционной) школы  VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. –Сб.1

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ «Трудотерапия – основная форма социальной реабилитации умственно-отсталых детей»

Одним из важных средств коррекции недостатков психофизического развития личности умственно-отсталых детей является труд. Соответственно одной из форм социальной адаптации, а затем и частичной реабилит...

Моделирование социальной адаптации и реабилитации детей из соц.учреждений

В развитии любого ребенка можно выделить два направления - социализация и индивидуализация. Данное моделирование поможет планировать карты индивидуальной реабилитации....

квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому социальная адаптация является не то...

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью на уроках трудового обучения.

Основным направлением специальной коррекционной школы является социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью. Эти обучающиеся не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья соци...