Социально-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми и детьми «группы риска».
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. Поэтому очень важна работа педагогов с теми обучающимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В статье приводятся основные компоненты системы работы по перевоспитанию трудных обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-pedagogicheskie_aspekty_raboty.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогические аспекты работы

 с «трудными» детьми и детьми «группы риска».

            Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. Поэтому очень важна работа педагогов с теми обучающимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. Таких обучающихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально запущенными», «трудновоспитуемыми», «трудными». Как правило, именно у этих детей отсутствует мотивация учения. Они «мешают» себе, другим, учителю.   

Причин отклонений в поведении трудных обучающихся очень много. Некоторые из них:

-  Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Каждый третий трудный несовершеннолетний воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательным примером родителей - систематическими пьянками, скандалами, развратным поведением, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. А две трети трудных подростков воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер. Это связано с неблагоприятной нравственно-психологической обстановкой, обусловленной эгоизмом и потребительской психологией родителей. Именно отец и мать своими поступками и образом жизни являются образцом поведения для своих детей.

       В семье, члены которой взаимно уважают и заботятся друг о друге, где взрослые имеют работу и любят трудиться, где к окружающим относятся с вниманием и сочувствием, как правило, растет нравственно воспитанный человек.

- Недостатки в учебно-воспитательной работе школы (на этом мы остановимся  подробнее).

      Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на  три группы.

      Первая группа - недостатки организационного характера:

  • запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм;

  • поверхностное изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности;

отсутствие продуманного плана работы по их исправлению и перевоспитанию.

Вторая группа - ошибки, связанные с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы.

  • Утверждение педагогов, что трудных детей «нельзя ничем заинтересовать» или что у них «интересы только к плохому». Немало подростков с отклонениями в поведении интересуются техникой, современной музыкой, спортом, положительно относятся к отдельным учебным предметам. Чтобы положительные интересы  воплотились в соответственные поступки им нужна помощь и поддержка учителя;
  • использование в работе с трудными школьниками мер негативного стимулирования - обсуждений, разговоров, порицаний и выговоров, различного рода наказаний. Оказываясь множество раз объектом всеобщего осуждения, выслушивая угрозы, подросток привыкает к ним и перестает воспринимать. Подобные меры не изменяют в лучшую сторону его реального положения в коллективе класса и школы. Поэтому такие меры воздействия не влекут за собой желаемого улучшения в поведении;
  • проявление недоброжелательного отношения к «трудным», вступление с ними в затяжные конфликты. Это приводит к возникновению психологического барьера между педагогом и учеником, к взаимному непониманию и неприязни. Подросток еще больше замыкается в себе, еще сильнее сопротивляется любым попыткам учителей воздействовать на него, его поведение ухудшается.

            Третья группа  ошибок обусловлена:

  • невысоким профессиональным уровнем отдельных учителей, их психологической неподготовленностью к работе с детьми такой категории. Важную роль в воспитании и обучении трудного ребёнка играет личный пример и авторитет педагога. Недопустимо добиваться авторитета, нарушая принципы педагогической этики. Например, такими, как преувеличением значимости своего предмета и преуменьшением ценности других; запугиванием учащихся возможностями причинить им неприятности; заигрыванием с учениками, завышение оценок, терпимостью к нарушениям порядка и дисциплины;

  • педагогической бестактностью, несдержанностью, неуважением некоторыми учителями человеческого достоинства учащихся, предвзятое отношение к отдельным ученикам, нежелание считаться с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями детской психики.

      Трудные школьники отличаются повышенной эмоциональностью и обостренным самолюбием. Они остро реагируют на действия педагогов, унижающие или выставляющие их в смешном виде, доказывающие их несостоятельность или оскорбляющие их достоинство. Это вызывает у них протест, проявляющийся иной раз грубым нарушением дисциплины и порядка.

- Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

     Недостатки семейного и школьного воспитания способствуют возникновению педагогической  запущенности. Это выражается в отрицательном отношении к учебе, нарушениях правил поведения, в конфликтах с педагогами и родителями. Если меры педагогического воздействия со стороны педагогов и родителей не дают результата, то педагогическая запущенность переходит в социальную, что проявляется в систематическом нарушении подростками моральных и правовых норм.

       Дружеское общение со сверстниками - это одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте. Для педагогически запущенных ребят уличная компания зачастую становится главным местом проведения свободного времени.

        Общаясь друг с другом трудные ребята получают то, чего не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу, и т.д. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки, наоборот, там их “понимают”, одобряют и поддерживают. Между  членами такой группы возникает чувство психологического единства, действует неписаный “кодекс” общегрупповых нравственных, правовых, эстетических и иных норм поведения.                 

      В результате соединения недостатков семейного и школьного воспитания с отрицательным влиянием стихийно-группового общения педагогическая запущенность переходит в социальную запущенность. От дисциплинарных и моральных проступков подростки переходят сначала к мелким правонарушениям, а потом и к уголовным преступлениям.

Проблема обучения и воспитания трудных подростков и детей группы риска - одна из наиболее сложных. Трудных учащихся (тем более - правонарушителей) сравнительно немного и школа является тем

 учреждением, которое призвано не только обучать, но и воспитывать детей.  Главной целью учебно-воспитательной работы школы является формирование всесторонне развитой, общественно активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Однако учебно-воспитательная работа с трудными школьниками имеет свою специфику. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.

        Перевоспитание школьника - это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного развития личности и одновременно ослабевают отрицательные тенденции.

       Неверно в роли главного средства перевоспитания использовать негативное стимулирование личности (ругать, осуждать, наказывать, категорически требовать немедленно исправиться). Подобные требования “словесного” воспитания, которые сводятся к наивному требованию “ не будь плохим, стань хорошим” ничего не меняют во взаимоотношениях этих школьников со сверстниками, педагогами и родителями. Поэтому не изменяется к лучшему и их поведение.

        Положительные сдвиги в сознании и в поведении школьника в процессе перевоспитания происходят медленно.

Основные компоненты системы работы по перевоспитанию трудных обучающихся

Система предупреждения отклонений в поведении и перевоспитании учащихся включает в себя шесть основных компонентов:

1. Выявление обучающихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе в масштабе класса и школы.

Основными признаками при выявлении трудного подростка следует считать:

  • отрицательное отношение к учебе (подавляющее большинство трудных подростков плохо учатся по нескольким предметам);
  • систематическое нарушение школьной дисциплины;
  • дефицит позитивного общения;
  • негативный характер;
  • нарушения норм морали и права;

  • большинство трудных школьников находятся в конфликтных отношениях с одним, двумя, а то и несколькими педагогами. Выявляется это путем опроса учителей и самих учащихся.

    Неблагополучие по нескольким показателям позволяет зачислить ребёнка в число трудных или группу риска. Выявленных, по вышеуказанным признакам учеников необходимо брать на внутришкольный учет. Система выявления и учета трудных школьников требует ведения соответствующей документации, например, дневника наблюдений.

2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.

      После выявления трудных школьников необходимо установить причины отклонений в их поведении и моральной сфере. Важно определить тех ребят, чьи трудности обусловлены болезненным состоянием нервной системы или психики. Таких детей надо прежде всего лечить. Для определения больных детей нужно приглашать специалистов (психоневрологов, дефектологов, психиатров) для консультации непосредственно в школу, или направлять отдельных учеников на обследование в поликлинику.

      У здоровых учащихся надо определить, какие именно факторы влияют на нравственное становление личности конкретного школьника отрицательно, а какие положительно. Для этого следует использовать определенные методы сбора информации. К ним относятся: беседы, наблюдения, анкетирование, изучение школьной документации и другие.

Нельзя надеяться на успех в работе по исправлению трудного школьника, не выяснив предварительно условия его жизни и воспитания в семье, не установив, с кем он дружит, где и как проводит свободное время, с какими трудностями встречается в учебе, характер его взаимоотношений с педагогами и коллективом класса, особенности личности.

3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей).

Продуманный план учебно-воспитательной работы с трудными школьниками во многом определяет успех в их перевоспитании. В таком плане различают 2 аспекта взаимно дополняющих друг друга.

Первый аспект воплощается в общешкольном плане - это мероприятия, рассчитанные на всех трудных учеников школы, а второй - в планах классных руководителей и воспитателей – это индивидуальная работа с каждым из таких школьников.

План педагогической коррекции должен дать ответ на три вопроса:

  • что нужно устранить (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности личности);
  • как это устранить (как проанализировать учебу школьника, с кем изменить характер взаимоотношений, в какую практическую деятельность целесообразно его вовлечь и др.);
  • кому и что надо делать (распределение обязанностей между воспитателями, учителями; установление сроков, меры контроля за эффективностью работы). Ответ на них план дает в виде перечня целей и задач на определенный период, с указанием путей и средств их достижения.

Важно, чтобы все планируемые мероприятия представляли собой определенную систему, продолжали и дополняли одно другое, не носили случайного характера, не противоречили деятельности других воспитывающих звеньев. 

4. Изменение характера личных отношений обучающихся со сверстниками и взрослыми.

Для улучшения межличностных отношений в классе требуются продуманные целенаправленные действия классного руководителя и других педагогов. Противопоставляющих себя коллективу учеников надо последовательно включать в такую деятельность, в которой они могут проявить себя с лучшей стороны, взять на себя ведущую роль. Для них важно быть не простыми исполнителями, а самим принимать решения и руководить другими. Необходимо также специально создавать в классе ситуации, способствующие возникновению и проявлению гуманных чувств: сопереживания, отзывчивости, заботы о товарищах.

5.  Вовлечение трудных обучающихся в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.

Перевоспитание трудного школьника происходит по мере того, как накопившийся у него отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в процессе деятельности. Основными видами деятельности для детей школьного возраста является учебная, трудовая, а также деятельность по интересам.

Учеба - ведущий вид деятельности учащихся, а также основная их обязанность. Поэтому нормализация учебы трудных школьников имеет огромное значение для их перевоспитания. Воспитательные мероприятия с трудными преследуют одну главную задачу: вернуть их школе, возродить у них интерес к учению, нормализовать учебную деятельность.

Большие возможности для перевоспитания открывает деятельность по интересам, занятия ребят техникой, искусством, спортом, художественной самодеятельностью, играми. Благодаря ей удается рационально организовать свободное время учеников, переориентировать их интересы с отрицательных на положительные. Полезны любые виды положительной деятельности (например, коллекционирование, забота о животных, спорт и др.). Успехи деятельности по интересам позволяют им получить признание одноклассников и педагогов, способствуют развитию уверенности в своих способностях и возникновению самоуважения, что может послужить основой их исправления.

Целесообразно привлекать трудных подростков к организации общих дел класса. В общественной работе можно улучшить характер межличностных отношений трудных учеников с товарищами. Вовлечь трудных в работу непросто. Им необходимы разовые или постоянные общественные поручения, выполняя которые они смогут проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих (не только простого исполнителя, но и активного организатора). Это формирует у них положительные морально-волевые качества: ответственность за свои поступки, товарищество и коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине. 

6.      Изменение условий семейного воспитания.

      Хочется отметить, что в воспитательной работе с учащимися нашего учреждения принимает участие большое количество людей: администрация ОУ, классные руководители, воспитатели групп, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, психолог и родители. Каждый из них должен выполнять свой «участок» работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»

Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)

Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».

Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...