Программа "Наши исследования"
учебно-методический материал

Горбачева Оксана Анатольевна

Цель программы: развитие исследовательских способностей учащегося на основе его интеллектуального и творческого потенциала.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательных способностей школьников.
  2. Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  3. Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современный мир быстро меняется и поэтому человек вынужден постоянно проявлять исследовательскую активность. У человека она выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития. В настоящее время в образовании очень высок интерес к исследовательским методам обучения.

Для современной школы актуально развитие у ребенка потребности  искать новое, научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, наблюдать, делать умозаключения и выводы, уметь классифицировать, давать определения понятиям.

Портрет одаренного ребенка: 

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.  
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.  
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.  
  4. Склонен к рискованным действиям.  
  5. Обладает богатой фантазией, воображением.  
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.  
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.  
  8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.  
  10.  Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

 

 Цель программы: развитие исследовательских способностей учащегося на основе его интеллектуального и творческого потенциала.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательных способностей школьников.
  2. Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  3. Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска.

Место занятий в образовательном процессе школы

Программа рассчитана на внеклассную работу с учащимися. Всего 68 часов (34 часа в год, с нагрузкой 1 час в неделю).

Сроки реализации 2019-2021 учебный год

 Для успешной исследовательской деятельности учащимся требуется специфическое личностное образование – исследовательские способности. Савенков А.И. отмечает, что исследовательские способности можно описать как комплекс трех составляющих: поисковая активность, уровень дивергентного мышления, уровень конвергентного мышления, которые взаимодействуют.

Диагностики:

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяются методики:

- «Оценка общей одаренности» и «Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова (систематизация представления учителя об умственных способностях);

- инструментальная диагностика (тест креативности Торренса);

- анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социализированности личности ребенка М.И.Рожкова)

Педагогические методики: 

  • Метод проектов Л.С. Выготский,
  • метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
  • личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С. Якиманская.

Ожидаемые результаты

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания;

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, НПК, фестивалях; повышение показателей успешности детей в конкурсах различного уровня;

- изменение  показателей социального интеллекта и школьной успеваемости;

- презентация исследовательских работ  обучающихся.

Формы работы с мотивированными детьми 

  • олимпиады, конкурсы различного уровня;
  • творческие выставки;
  • групповые занятия с сильными обучающимися;
  • проектная деятельность;

Содержание программы

Задание «Изменение точки зрения на объект»

Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Задание «Что имел в виду мыслитель?»

Обсуждение мысли, высказанной одним мудрым человеком.

Задание «Составь рассказ от имени другого»

Прекрасным упражнением на развитие умения смотреть на мир «другими глазами» является задание составить рассказ от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»

Зачитывается концовка рассказа и предлагается сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оцениваем логичность и оригинальность изложения.

Задание «Сколько значений у предмета»

Предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание «Назови как можно больше признаков предмета»

Задача: называть как можно больше возможных признаков предмета. Это задание  можно провести как увлекательный командный конкурс.

Задание «Наблюдение как способ выявления проблем»

Хорошим заданием на развитие умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы.

Задание «Наблюдение очевидного»

Предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему  объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту.

Задание «А почему?»

Способность вырабатывать гипотезы можно специально тренировать.

Задание «Увидеть в другом свете»

Одни и те же предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Мысленно можно поменять не только свет, но и его цвет.

Задание «Определить условия»

При каких условиях каждый из  предметов будет очень полезным?

Задание «Найди возможную причину события»

Задания, направленные на определение причин событий, также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.

Задание «Самое логичное и самое нелогичное объяснения»

Необходимо сделать два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения событиям. Придумать еще два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

Задание «Обсуждение известных гипотез»

Развивать собственные умения вырабатывать гипотезы можно с помощью коллективного обсуждения с учащимися наиболее известных в научном мире гипотез.

Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать повое о предмете, лежащем на столе?»

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок - логических, стилистических, фактических.

Задание «Найди загаданное слово»

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило - в вопросе должна быть невидимая связь.

Задание «Угадай, о чем спросили»

Ученик, вышедший к доске, получает несколько карточек с вопросами. Не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, он громко отвечает на него.

Задание «Найди причину события с помощью вопросов»

Педагог предлагает ситуацию и задает вопрос: «Как ты думаешь, что произошло?».

Задание «Вопросы машине времени»

Предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

Задание «Вопросы незнакомца»

«Представь, что ты говоришь с незнакомым ,,, Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?» 

Задание «Вопросы домашних животных»

«Как ты думаешь, если бы домашние животные могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать?»

Прием «Описание»

Один из простейших примеров, предполагающих перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Нередко описание включает как существенные, так и несущественные признаки.

Прием «Характеристика»

Составление характеристики предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания

Прием «Разъяснение посредством примера»

Этот способ используется тогда, когда легче привести пример, иллюстрирующий данное понятие, чем дать строгое определение через род или видовое отличие.

Прием «Сравнение»

Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.

Прием «Различение»

Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

Задание «Загадки и кроссворды как средство развития умений давать определения понятиям»

Действенными средствами развития умений давать определения понятиям у школьников являются обычные загадки и кроссворды.

Задание «Классифицирование понятий, изображений»

Детям предъявляются напечатанные слова, картинки и они должны найти чем отличаются и чем похожи названные предметы  и какие из них могут быть объединены.

Задание «Классификация по разным основаниям»

Категориальное объединение, функциональное объединение, пространственное объединение, аналитическое объединение.

Задание «Найди ошибки и прокомментировать их»

Спросить у детей, не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ. Кроме развития собственно умения классифицировать,  такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Задание «Трудные слова»

Слова должны быть необычными, такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому, кроме них, неизвестно.

Задание «Выявление причин и следствий»

В предлагаемом списке слова особым образом связаны между собой. Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием.

Задание «Описание предмета»

Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Вместе рассматриваем этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.

Мини-конференция по итогам экспресс - исследований. Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма работы

примечание

Развитие умений видеть проблемы

Задание «Изменение точки зрения на объект»

1

групповая

2

Задание «Что имел ввиду мыслитель?»

1

групповая

3

Задание «Составь рассказ от имени другого»

1

групповая

4

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»

1

групповая

5

Задание «Сколько значений у предмета»

1

групповая

6

Задание «Назови как можно больше признаков предмета»

1

групповая

7

Задание «Наблюдение как способ выявления проблем»

1

групповая

8

Задание «Наблюдение очевидного»

1

групповая

Развитие умений выдвигать гипотезы

9

Задание «А почему?»

1

групповая

10

Задание «Увидеть в другом свете»

1

групповая

11

Задание «Определить условия»

1

групповая

12

Задание «Найди возможную причину события»

1

групповая

13

Задание «Самое логичное и самое нелогичное объяснения»

1

групповая

14

Задание «Обсуждение известных гипотез»

1

групповая

15

Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать повое о предмете, лежащем на столе?»

1

групповая

16

Задание «Найди загаданное слово»

1

групповая

17

Задание «Угадай, о чем спросили»

1

групповая

18

Задание «Найди причину события с помощью вопросов»

1

групповая

19

Задание «Вопросы машине времени»

1

групповая

20

Задание «Вопросы незнакомца»

1

групповая

21

Задание «Вопросы домашних животных»

1

групповая

Развитие умения давать определения понятиям

22

Прием «Описание»

1

групповая

23

Прием «Характеристика»

1

групповая

24

Прием «Разъяснение посредством примера»

1

групповая

25

Прием «Сравнение»

1

групповая

26

Прием «Различение»

1

групповая

27

Задание «Загадки и кроссворды как средство развития умений давать определения понятиям»

1

групповая

Развитие умения классифицировать

28

Задание «Классифицирование понятий, изображений»

1

групповая

29

Задание «Классификация по разным основаниям»

1

групповая

30

Задание «Найди ошибки и прокомментировать их»

1

групповая

31

Задание «Трудные слова»

1

групповая

32

Задание «Выявление причин и следствий»

1

групповая

33

Задание «Описание предмета»

1

групповая

34

Мини-конференция по итогам экспресс - исследований.

1

групповая

               Основные требования к уровню освоения содержания программы.

1. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ученик не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения. Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности.

2. В ходе предусмотренных программой занятий учащиеся должны получить специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований. Оценить это можно по следующим критериям:

- по способностям детей оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, умозаключение, вывод и т.д.

- по степени овладения такими понятиями, как, явление, причина, следствие, событие, различие, сходство и др.

3.  В ходе занятий у учащихся формируются и развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Уровень их сформированности можно оценить по умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы и  т.д.

Список литературы

  1. Савенков А.И. Психологические основы использования исследовательского метода обучения. М.:Ось-89, 2005
  2. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. М.: Генезис, 2005
  3. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"

Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции".  Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...

Материал к уроку-лекции "Исследование функции. Общая схема исследования"

В архиве содержится презентация и набор заданий для закрепления теоретического материала...

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии «Турнир: мои первые исследования в химии» учитель: Тесник Юлия Валерьевна класс: 2 «Б» Кружок «Мои первые исследования»

Отзыв родителей о внеклассном мероприятии«Турнир: мои первые исследования в химии»учитель: Тесник Юлия Валерьевна              кл...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Исследование проекта. Методы исследования.

Технологическая карта и подробный конспект урока технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответ...

Исследование проекта. Методы исследования.

Презентация к  уроку технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответствии с содержанием при...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...