Экстремизм среди несовершеннолетних
статья (7, 8, 9 класс)

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Угроза экстремизма и терроризма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_ekstremizm.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

      Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Угроза экстремизма и терроризма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации.

        Формирование негативного отношения к таким  опасным явлениям в обществе,   как  экстремизм и терроризм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней  с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

        В последнее время  активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций  спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в  деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы.

В современной научной литературе термин «молодежный экстремизм» встречается в работах многих ученых таких как :  О.Е. Ноянзина, Н.П. Гончарова, Г.С. Авдеевой, С.Н. Ениколопова, М.Я. Яхьяева, Э. Дюркгейма, В.И. Красикова, В.Н. Томалинцева, В.И. Власова, Н.Н. Афанасьева, Ю.А. Зубкова, В.И. Чупрова, В.А.Бурковской, В.А. Диля, О.А. Корниловой, Л.В. Баевой, Е.О. Кубякина, Н.В. Старикова, Т.А. Юмашевой, О.В. Маврина. Развитие молодежного экстремизма во многом связано с легкостью внедрения экстремистской идеологии и практики именно в молодежную среду. Раскрытие социально-психологической природы экстремизма требует также обращения к анализу таких явлений, как экстремальность, ксенофобия и агрессия.

В.А.Бурковская в своей монографии отмечает: «Несовершеннолетние и молодежь – две наиболее благоприятные группы для распространения экстремизма и рекрутирования исполнителей насильственных акций»

Отличительные черты экстремистской идеологии довольно полно представлены в трудах М.Я.Яхьяева, указывающего на то, что в основе экстремистской идеологии лежит не рационалистическое познание и логика, а «мистическое откровение или интуиция», своя особая логика, основывающаяся на ложной идее, предрассудках и предвзятости.

В.А. Диль объясняет распространенность экстремизма именно в молодежной среде совпадением актуальных жизненных целей и приоритетов молодежи с пропагандируемой экстремистами аргументационнообъяснительной политикой оправдания собственных действий, которая выражается в признании экстремизма, во-первых, формой необходимой принудительной дипломатии, направленной на защиту прав и интересов «слабых» малочисленных групп, во-вторых, формой борьбы за свои идеалы, связанной с самовыражением, отстаиванием индивидуальности и идентичности, в-третьих, средством построения нового общества и миропорядка.

Раскрытие социально-психологической природы экстремизма требует также обращения к анализу таких явлений, как экстремальность, ксенофобия и агрессия. Многие ученые усматривают психологические истоки экстремизма в природном стремлении человека к экстремальности.

Изучают проблему экстремизма, как результат определенного социального состояния такие ученные как: (Э. Дюркгейм, С.Н. Ениколопов). Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжает расти количество преступлений совершенных на почве экстремизма. Причины этого кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовывать свой досуг, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

     В работах современных ученых представлены различные подходы к выделению видов и форм экстремизма. В.Н.Томалинцев разделяет явные и скрытые формы экстремизма. Многие ученые выделяют виды экстремизма в зависимости от сфер общества, в которых он проявляется. По мнению В.И. Власова, такими сферами являются политика, экономика, религия и сфера этнонациональных взаимоотношений. Н.Н.Афанасьев выделяет политический, национальный, религиозный, экономический, духовный и экологический экстремизм. При этом автор отмечает, что в обычной жизни в чистом виде данные формы встречаются очень редко, чаще 14 они переплетаются между собой, дополняют друг друга. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров выделяют бытовой, социально-протестный, политический, религиозный и национально-этнический экстремизм, также отмечая при этом условность подобного деления. Многие ученые указывают на повсеместность проявления экстремизма в современном обществе.

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде:

  • экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

  • экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

  • экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

  • данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

  • экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Одним из основных и важнейших направлений противодействия сегодня экстремизму в Российской Федерации является его профилактика – разъяснительно-предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. Особенно это актуально и важно в среде молодого поколения и среди общественных объединений различного характера и толка. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по искоренению причин, их порождающих и способствующих осуществлению экстремисткой деятельности.

Антиэкстремистские профилактические мероприятия делятся на два типа:

Первичная профилактика - работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов в экстремистские формирования. Иммунизация подростков в отношении экстремизма. Привитие антифашистских воззрений. Вторичная профилактика - профилактическая работа с участниками экстремистских формирований. Наиболее значима первичная профилактика, с помощью которой создаются различные препоны для прихода подростков в экстремистские формирования.

Эффективность в профилактике экстремизма дают уроки толерантности - ознакомление учащихся с многообразием различных культур.

Основные направления профилактики молодежного экстремизма можно разделить на:

• предварительную иммунизацию подростка к экстремистской идеологии;

• формирование неприятия насилия как такового;

• формирование негативного образа экстремистских формирований и их лидеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы школы по противодействию экстремизму среди учащихся

План работы школы по противодействию экстремизму среди обучающихся. Материал может быть полезен администраторам школы, социальным педагогам, классным руководителям....

Общешкольное родительское собрание на тему: «Профилактика экстремизма среди детей и подростков"

Рост экстремизма серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Международный терроризм – совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель лю...

По заказу Минобрнауки России проведут комплекс мероприятий по профилактике экстремизма среди студентов

В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы для обучающихся российских образовательных организаций пройдут тематические просветительские мероприятия. Мероп...

РИСКИ И УГРОЗЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ - СРЕДЫ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Современную жизнь человека в обществе практически невозможно представить без Интернета. Наряду с представляющимися возможностями использования интернета как инструмента социализации, благодаря котором...

Профилактика экстремизма и ксенофобии среди несовершеннолетних

Профилактика экстремизма и ксенофобии среди несовершеннолетних...