Факторы, влияющие на повышение эффективности работы школьного коллектива
статья (7 класс)

Храмцова Наталья Вячеславовна

В  статье рассмотрена система американского ученого Роберта Дилтса. Описаны уровни системы и проведен их анализ. Данная пирамида помогает учащемуся  и  школьному коллективу в целом повысить свою эффективность, достичь желаемых целей. А именно, с помощью уровней Дилтса можно легко обнаружить причину низкой продуктивности учащегося и решить ее. Этот метод отличается простотой и эффективностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА

Храмцова Н.В.,

Педагог-организатор ГБОУ школы № 547

В  статье рассмотрена система американского ученого Роберта Дилтса. Описаны уровни системы и проведен их анализ. С помощью данной пирамиды современные бизнес-тренеры помогают человеку и коллективам в целом повысить свою эффективность, достичь желаемых целей. А именно, с помощью уровней Дилтса можно легко обнаружить причину низкой продуктивности сотрудника и решить ее. Этот метод отличается простотой и эффективностью.

Ключевые слова: пирамидаДилтса, Роберт Дилтс, уровень Быть, эффективность коллектива, уровни пирамиды.

Эффективность работы коллектива зависит от многих факторов. И есть много способов оценить результативность работы персонала, а также вариантов улучшения показателей. Однако, наиболее интересная, продуктивная и современная система по мнению авторов статьи, является, так называя система «Быть – делать –иметь», построенная на пирамиде Роберта Дилтса.

Это система на данный момент применяется многими тренерами и бизнес-коучами, как в России, так и за рубежом, как для повышения личной эффективности, так и для повышения эффективности работы коллектива.  

Американский ученый Роберт Дилтсв 1977 году был принят в члены президентского сообщества молодых ученых за работу по исследованию корреляции глазодвигательных сигналов и деятельности мозга. А также получил ученую степень Калифорнийского университета Санта Круз.

Роберт Дилтс описал логику человеческих действий на шести отдельных уровнях. И благодаря этому с помощью этой системы, можно легко проанализировать работу коллектива и повысить эффективность.

Основными уровнями модели Дилтсаявляются уровни: Быть, Делать, Иметь. И основная идея заключается в том, что чтобы что-то иметь, того чего нет сейчас, необходимо для этого проработать высший уровень Быть.

Первый уровень, который находится в самом низу пирамиды Дилтса - это уровень Иметь. Данный уровень представлен как Окружение. Этот уровень олицетворяет то чем человек уже обладает или хочет иметь. Если соотнести это с работой коллектива, то человек, который ходит на работу может иметь: помещение где он живет и работает, окружение, географическое местоположение проживания, а также физические объекты, которыми он владеет.

   Следующий уровень, уровень Делать — это те действия, которые человек предпринимает по отношению к себе и другим. Данный уровень представлен как Поведение.

В уровень Быть входит несколько подпунктов. Данный уровень является основным для достижения цели.

 На уровне Быть самым нижним является уровень Способности. Он отвечает на вопросы: как, каким образом? Этот уровень отвечает за навыки человека.

Уровень Убеждения, Ценности отвечает за структурированный опыт человека, который в свою очередь влияет на его поступки.

Вопрос следующего уровня Личностного своеобразия: кто я, и что мною движет?

Люди уникальны и у них разные потребности и самоощущение себя.

Высший уровень пирамиды Дилтсауровень Миссия редко интересует людей, однако имеет наибольшее влияние на его жизнь. В России редко встретишь работников на этом уровне, которые разделяют миссию компании, как это принято в Японии. Однако, хорошо, что есть куда развиваться.

C:\Users\asus\Downloads\Untitled.png

Рисунок. Пирамида логических уровней Дилтса

Определив на каком логическом уровне пирамиды возникла проблема низкой эффективности коллектива, можно ее решить и тем самым повысить результативность. Определить уровень, на котором существует проблема, возможно после анализа действий сотрудника. После понимания ситуации обычно достаточно провести коуч-сессию для работника, чтобы решить задачу.

 Основной принцип учения Дилтсасостоит в том, что проблема не может быть решена на том уровне на котором она возникла, необходим личностный рост. Обычно для решения проблемы необходимо обратиться к более высокому уровню.Любые изменения на одном из уровней необратимо влияют на другие уровни.Когда у человека меняются убеждения, ценности, у него меняется окружение, поведение, и способы достижения своих целей. Попадая в новое общество, человек постепенно перенимает ценности этого окружения.

Например, если рассмотреть проблему на уровне Способности. Секретарь хорошо заполняет таблицы, информирует начальника о расписании и хочет повышения. Вдохновить его на дальнейший рост можно пообещав повышение при овладении английским языком, так как это даст возможность вести переговоры с иностранными партнерами.

Для того чтобы мотивировать человека на уровне Ценности, необходимо помочь человеку увидеть в работе то что для него ценно. Например, если для человека ценна семья, то можно в компании прославлять семейные ценности: брак, верность любимому человеку, наличие детей.

Проблема на уровне Личностного Своеобразия решается высоким уровнем осознанности руководителя, умением разбираться в людях и подбором соответствующей должности работнику. Например, если работницей является мать, то ей необходим свободный график, ввиду наличия детей. Или если работник - мужчина, который любит путешествовать, ему можно организовать командировки.

В данной статье разобраны некоторые существенные факторы, на которые необходимо обращать внимание при создании успешного коллектива. И предложены варианты решения, исходя из системы Дилтса. Формула «Быть – делать – иметь» для достижения своей мечты была изобретена еще Сократом. Сейчас она стала более дополненной и считается эффективной для решения многих задач как в жизни человека, так и в жизни коллективов.

Список литературы:

1.Базаров Т.Ю. «Психология управления персоналом».ЮНИТИ,Москва

2.Гибсон Дж и др. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000

3.Шорохов Ю.И. и др. Организационное поведение. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2000

4.Шорохов Ю.И. Системные, организационные и психологические факторы эффективности организаций / Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, № 3, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное управление школьными коллективами с помощью инструментов дополнительного образования: зависимость мотивации от самореализации

Презентация педагогического опыта по применению стратегии "Матрица компетенции и мотивации" в хореографическом ансамбле. Модель применима в любом коллективе: классном, учебном, педагогическо...

Презентации Психолого-педагогическое сопровождение как фактор повышения эффективности работы образовательных организаций

Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность....