Эффективное управление школьными коллективами с помощью инструментов дополнительного образования: зависимость мотивации от самореализации
материал

Дюсмикеева Евгения Борисовна

Презентация педагогического опыта по применению стратегии "Матрица компетенции и мотивации" в хореографическом ансамбле. Модель применима в любом коллективе: классном, учебном, педагогическом. Поэтому будет полезной всем работникам сферы образования. К докладу прилагается наглядная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.4 КБ
Файл prezentatsiya.pptx749.59 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация опыта

«Эффективное управление школьными коллективами с помощью инструментов дополнительного образования: зависимость мотивации от самореализации»

Автор-составитель: Дюсмикеева Е. Б., педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 8 (г. Ноябрьск).

Одним из приоритетных направлений современной школы является формирование креативных, работоспособных и профессионально значимых будущих поколений, начинающих формироваться  в школьные годы. Ведь все наши ученики – это будущие специалисты.

В основе желания учиться лежит мотивация, которая строится на фундаменте, одним из кирпичиков которого является самореализация. Человек, чувствующий, что его труд значим, готов идти к непреодолимым вершинам.

В своем опыте для максимального раскрытия ученического потенциала я использую принципы управления коллективом в соответствии со стадиями его становления и развития. Но время интегрирует в педагогику новшества из различных отраслей, поэтому сегодня я бы хотела поделиться стратегией «Матрица компетенции и мотивации», которая получила широкое применение по всему миру и показала себя эффективным средством управления школьным коллективом, в частности, хореографическим ансамблем.

Хочется сразу уточнить, что данная стратегия вполне может быть применима и педагогами, работающими с учащимися индивидуально, потому что она основана на персональном подходе.

Итак, перед нами матрица. В строке компетенции можно разделить учащихся по тому, что они могут. В столбце мотивации разделение производится в зависимости от того, чего они хотят.

Сначала необходимо определить какие учащиеся относятся к каждому типу в данный момент. Традиционно члены коллектива перемещаются из одного состояния в другое, поэтому анализируем здесь и сейчас.

  1. Красный квадрат. Низкая мотивация, низкая компетенция.

Применительно к моей практике это часто дети, которые не смогли прижиться ни в спорте, ни в других видах деятельности (по разным причинам). Но кто-то (чаще всего родители) заставляет посещать танцы. У ребенка нет физиологических задатков, зачастую отсутствует чувство ритма. Плюс нет желания заниматься чем-либо в принципе, такой ребенок с удовольствием бы посмотрел телевизор или поиграл в компьютерные игры.

Бывают не типичные примеры. Допустим, ребенок не любит танцевать, не может, и не хочет этого делать. Возможно, ему гораздо интереснее заниматься музыкой. С этой точки зрения он находится в красном квадрате только по отношению к хореографическому коллективу.

  1. Желтый квадрат. Низкая мотивация, высокая компетентность.

Часто это - дети с прекрасными задатками, но то ли ленивые, то ли мечтающие о чем-то другом. Очень многое могут, но не хотят развиваться.

Бывает и так, что ребенок перемещается в состояние этого квадрата из-за наложения на него слишком большой ответственности. Например, он прекрасно танцует в кордебалете, чувствует себя в нем уверенно и комфортно. А если его назначить солистом, то увеличение нагрузки и требований пробуждает ряд тормозящих личностных качеств, которые приводят к отсутствию желания танцевать вообще. Не все могут справляться с амбициозными задачами.

Еще в эту группу часто попадают ученики, изначально достигшие большого роста и находящиеся в правом нижнем квадрате. С одной стороны на таких детей, как правило, взвешивают непосильное увеличение нагрузки, с другой, им не оказывают достаточного внимания. Чувствуя себя «рабочими лошадками», везущими добрую часть ансамбля, они не дополучают внимания. Ведь они самостоятельные, сильные и компетентные – сами справятся. А, между тем, перегрузка, недооцененность, дефицит поддержки и помощи, рано или поздно правоцируют перегорание и потерю всякого  интереса к саморазвитию.

  1. Синий квадрат. Высокая мотивация, низкая компетентность.

Огромное желание к самореализации и развитию недопитано отсутствием задатков, качеств, навыков, знаний.

  1. Зелёный квадрат. Высокая мотивация, высокая компетентность.

Мечта всех руководителей и членов коллектива. С таким саратником приятно заниматься в репетиционное время и выступать на мероприятиях. Он – пластический материал для формирования высокопрофессионального танцора. Этот ученик готов к самореализации через самообучение и самоорганизацию.

Как же сделать так, чтобы в кратчайшие сроки у наибольшего количества наших подопечных выработался устойчивый интерес к самореализации через фиксированное нахождение в зелёном квадрате. Какой подобрать ключ к участникам каждой группы?

Концепция «Матрица компетенции и мотивации» предлагает стиль управления – инструктирование. То есть очень четкие шаги к продвижению учащихся в группу зелёного квадрата, или улучшения качества их  труда и мотивирования.

Работать с контингентом красного квадрата затратно по всем ресурсам (время, силы, внимание и т.д.). Красный цвет – это светофорный сигнал торможения. На повышенном внимании действуем по инструкции:

  • Четко сформулировать задачу (как должен выглядеть промежуточный  результат (поэтапно), какие критерии оценки будут применяться, в каком виде должен быть представлен итоговый результат). Детально и чётко проговариваем: сперва ты делаешь это, должно выглядеть вот так и т.д.
  • Продумать виденье его успеха (Научить распознавать связи «Я-коллектив=личный вклад-рост, успех»). Договариваемся, что для коллективного роста необходимо развитие каждого его члена.
  • Совершенствовать его профессиональные навыки (Структурировать задачи для «быстрых побед»). Сегодня ты научился красиво ходить шагом марша, молодец! Таким учащимся необходимо знать, что они находятся под контролем. Но контроль – это не деспотичность, а преимущественно доведение до понимания, что их работа хорошо отсматривается, анализируется. При росте хвалим: «Молодец, отлично! Ты видишь, всё успешно получается, ты растёшь». При упадке критикуем, что не так, как это можно исправить.
  • Постоянно предоставлять обратную связь (Ликвидировать принцип «Танцуем сначала и до конца». Часто у детей, находящихся в рассматриваемом квадрате, очень плохо с самоосознанностью. Они всегда довольны любым результатом.)
  • Осуществлять жесткий промежуточный контроль, устанавливая четкие правила игры и сроки. На стадии постановки задач сразу обозначаем конкретику вопросом: «Как ты поймёшь, что красиво станцевал эту комбинацию?». Объясняем, что становится понятно о красоте танца по параметрам, каким, как это отследить и проверить. Что нельзя упускать ничего из вида. Мы не можем их отпустить в свободное плавание, постоянный промежуточный контроль необходим критически.

Синий квадрат – как чистое небо, благодатная почва для развития. Основное направление работы с этой группой учащихся – обучение.  Инструкция:

  • Изначально уделять достаточно времени профессиональному росту. Особенно новичкам. По возможности, предоставляя все ресурсы и не ограничивая в объемах практики и учебного материала.
  • Необходимо создать условия для того, чтобы ребенок не боялся делать ошибки! Создать в коллективе атмосферу, при которой ребенок и родитель может прийти к руководителю с любой проблемой. Порой то, что нам, взрослым, кажется банальным и глупым, учащимся начальной школы и подросткам представляется сложным препятствием. Хорошо, если в таких случаях они могут рассчитывать на отзывчивость, помощь руководителя, относящемуся к любым проблемам ученика серьёзно.
  • Идти на контакт, создавая ощущение комфорта детей в коллективе. Детальный анализ успехов и промахов с причинной раскладкой . Например, не получается battement tendu. Объясняем конкретные ошибки и прорабатываем их исправление. То есть вырабатываем эффективность труда. Плюс еще и показываем как это можно улучшить: например, сделать упражнение на технику, выразительность, окрасить учебную комбинацию артистическим исполнением.
  • Контроль промежуточный для эффективного обучения в намеченные сроки.

Жёлтый квадрат – светофорный цвет внимания, «золотой фонд», нуждающийся в мотивировании. Основное направление работы с этой группой учащихся – стимулирование.  Инструкция:

  • Выявить причину отсутствия должной мотивации. Порой это очень сложно, но ключ к нужной двери надо подбирать. Прививаем себе сумму: разговор, уважение, интерес к ученику. Как шаблон, можно использовать мотивационные интервью из книги Светланы Ивановой «Мотивация на 100%».
  • Мотивировать ребенка, опираясь на ЕГО мотиваторы. Каждому учащемуся необходимо понимать для чего нужно что-то делать. Например, танцору необходимо нарабатывать учебные комбинации для развития координации. А координация нужна для повышения исполнительских возможностей и т.д.
  • Отслеживать действия и предоставлять обратную связь. Стиль делового общения «Давай обсудим». Контроль промежуточный. К этим учащимся для решения беспокоящих их проблем надо подходить руководителю самому. Тут «Приходи, подумаем и решим» не работает, они никогда сами не придут за решением. Инициировать общение необходимо со стороны руководителя.

Зелёный квадрат – светофорный цвет движения, мечта любого педагога. Основное направление работы  - делигирование. Инструкция:

  • Постановка серьёзных, значимых целей, но без указания методов достижения (возможно обсуждение способов или взаимосотрудничество). Для хореографического ансамбля это дети, способные заниматься постановочной работой, сложными организационными задачами, самостоятельно готовить и отрабатывать художественные замыслы. Это универсальные интерпретаторы.

Часто мы сталкиваемся с тем, что такие дети становятся «коронованными», такими зазнавшимися звёздочками. Возможно причиной такой ситуации стало то, что руководитель не ставил перед ними новые амбициозные задачи. Поэтому они не имели возможности к саморазвитию, чувствуя себя вне конкуренции.

  • Чаще поощрять ученика, не оставляя его успех без внимания. С полноценной развёрткой и анализом. «Да, ты молодец, но вот можешь еще качественней улучшить свою контактную импровизацию». Лучше, чтобы ребенок сам сказал, чтобы возникало ощущение, что он сам до этого додумался.
  • Дать возможность самостоятельного принятия решений. Не отрубать инициативу, чтобы возникало ощущение, что ему доверяют эту работу в качестве поощрения, а не наказывают ею. В целях профилактики демотивации подпитывать уровень свободы.
  • Интересоваться его мнением. Как он видит себя во всех сферах? Как он видит развитие коллектива? А, может быть, современной культуры? Не отдаляться, чтобы не создавать ощущение дефицита внимания со стороны руководителя.

Как во всём, действуя по предложенным инструкциям, необходимо соблюдать равновесие и баланс.

Главный принцип перезагрузки учащихся – научиться комфортно и профессионально испытывать устойчивый интерес к самореализации. Дополнительное образование имеет уникальный набор инструментов для того, чтобы создать у ребенка неподдельное чувство значимости его труда. Педагог дополнительного образования имеет возможность пробудить жажду к творчеству и показать вершины, к которым мы ведем наших воспитанников поступательно. А инструменты эффективного управления коллективом помогают учащимся дойти до этих вершин быстро и результативно.

Успеха в работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективное управление ш кольными коллективами с помощью инструментов д ополнительного образования: з ависимость мотивации от самореализации Дюсмикеева Е. Б., педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 8

Слайд 2

Стадии развития коллектива (по А. Н. Лутошкину ) «Песчаная россыпь» «Мягкая глина» «Мерцающий маяк» «Алый парус» «Горящий факел»

Слайд 3

Матрица компетенции и мотивации Компетентность (Что может?) низкая высокая Мотивация (Что хочет?) низкая высокая

Слайд 4

Тотальный контроль ч етко сформулировать задачу п родумать виденье его успеха с овершенствовать его профессиональные навыки п остоянно предоставлять обратную связь о существлять жесткий промежуточный контроль, устанавливая четкие правила игры и сроки

Слайд 5

Обучение изначально уделять достаточно времени профессиональному росту с оздать условия для того, чтобы не боялся делать ошибки д етальный анализ успехов и промахов в доброжелательной атмосфере общения п остоянно предоставлять обратную связь о существлять промежуточный контроль, уделяя внимание намеченным срокам

Слайд 6

Стимулирование в ыявить причину отсутствия должной мотивации м отивировать, опираясь на ЕГО мотиваторы о тслеживать действия п остоянно предоставлять обратную связь о существлять промежуточный контроль, уделяя внимание намеченным срокам

Слайд 7

Делигирование п остановка серьезных, значимых целей д ать возможность самостоятельного принятия решений д опустить возможность итогового контроля

Слайд 8

Равновесие и баланс

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЖАТЫМ»

Методическое пособие служит хорошим помошником для начинающих вожатых и педагогов дополнительного образования....

В помощь педагогу дополнительного образования детского хореографического коллектива.

Коротко о значении танца в жизни ребенка. Применяемые мною педагогические технологии. Примерные темы по теории танца по годам обучения....

УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Введение Глава1 Теоретические аспекты управления взаимодействием общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования детей 1.1 Управление взаимодействием общеобразовател...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Факторы, влияющие на повышение эффективности работы школьного коллектива

В  статье рассмотрена система американского ученого Роберта Дилтса. Описаны уровни системы и проведен их анализ. Данная пирамида помогает учащемуся  и  школьному коллективу в целом повы...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...