Главные вкладки

    Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования
    методическая разработка на тему

    Кахикало Валентина Николаевна

     

    Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог вовлекает родителей в образовательное пространство учреждения дополнительного образования. В данных методических рекомендациях приведена классификация Кротовой Т.В., к.п.н., сотрудника МПГУ. Описаны некоторые формы работы с родителями. Рекомендации призваны оказать помощь при планировании и проведении различных мероприятий с родителями педагогам дополнительного образования, работающим с детьми разного возраста. Адресованы для применения в системе дополнительного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formy_raboty_s_roditelyami.docx273.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом творчества станицы Атаманской»

    муниципального образования Павловский район

    http://ds3.detkin-club.ru/images/custom_4/78f10c_56379d7929905.png

                                   Методист

                                                                           Кахикало Валентина Николаевна

    ст. Атаманская

    2016 год

    Рекомендовано к печати Методическим советом МБОУ ДО «Дом творчества ст. Атаманской» МО Павловский район

    В.Н. Кахикало. Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования. – Атаманская, 2016. – 14 с.

    Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог вовлекает родителей в образовательное пространство учреждения дополнительного образования. В данных методических рекомендациях приведена классификация Кротовой Т.В., к.п.н., сотрудника МПГУ. Описаны некоторые формы работы с родителями. Рекомендации призваны оказать помощь при планировании и проведении различных мероприятий с родителями педагогам дополнительного образования, работающим с детьми разного возраста. Адресованы для применения в системе дополнительного образования.

    Пояснительная записка

    Взаимодействие с родителями в учреждении дополнительного образования является актуальной проблемой для многих педагогических работников. Занятость современных родителей, порой отсутствие интереса к дополнительным занятиям ребёнка, которые проходят вне школы, приводят к тому, что педагог взаимодействует только с ребёнком. Конечно, многое зависит и от направления, выбранного ребёнком. В частности, в хореографическом объединении, студии развивающего обучения родители более активны, чем в объединениях прикладного, технического творчества. Но роль педагога в организации этой деятельности тоже велика. Современная наука, опыт других педагогов предоставляют нам множество примеров эффективной работы с родителями.

    Цель настоящих рекомендаций – оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации взаимодействия с родителями обучающихся. Педагоги дополнительного образования смогут целенаправленно и качественно готовиться к таким мероприятиям, используя разнообразные ресурсы.

    Взаимодействие с семьёй является одним из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Умелая организация этой работы позволяет сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями.

    Основными задачами такой работы является вовлечение родителей в образовательное пространство учреждения, выстраивание партнёрских взаимоотношений в воспитании подрастающего поколения, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

    Это направление работы предусмотрено федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (статьи 44, 45).

    Современный педагог всегда в поиске «своих» путей взаимодействия с семьёй. Существует немало классификаций форм работы с родителями, предлагаемых педагогами. Многие из известных форм уже имеют свои «традиции», проверены временем, описаны методики их проведения. Однако развитие общества, науки, технологий способствуют постоянному поиску педагогов к выстраиванию эффективных путей взаимодействия с родителями.

    Выделяют традиционные (родительские собрания, лектории вечера вопросов и ответов, консультации, индивидуальные беседы и т.д.) и нетрадиционные (родительские тренинги, встречи, ринги, шоу и др.) формы работы с родителями.

    По содержанию формы работы с семьёй делятся на тематические и итоговые.

    Кротова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (табл. 1).

    Таблица 1.

    Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

    Наименование

    Цель использования

    Формы проведения общения

    Информационно-аналитические

    Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамот-ности

    • Проведение социологических срезов, опросов
    • «Почтовый ящик»
    • Индивидуальные блокноты

    Познавательные

    Ознакомление родителей с возрастными и психоло-гическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

    • Семинары-практикумы
    • Тренинги
    • Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
    • Мини-собрания
    • Педагогический брифинг
    • Педагогическая гостиная
    • Устные педагогические журналы
    • Игры с педагогическим содержанием
    • Педагогическая библиотека для родителей
    • Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры

    Досуговые

    Установление эмоцио-нального контакта между педагогами, родителями, детьми

    • Совместные досуги, праздники
    • Выставки работ родителей и детей
    • Кружки и секции
    • Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

    Наглядно-инфор-мационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

    Ознакомление родителей с работой учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

    • Информационные проспекты для родителей
    • Альманахи
    • Журналы и газеты, издаваемые ОО для родителей
    • Дни (недели) открытых дверей
    • Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
    • Выпуск стенгазет
    • Организация мини-библиотек

    Приведём описание некоторых из форм работы с родителями, приемлемых к применению в учреждении дополнительного образования. используемыми как опытными, так и начинающими педагогическими работниками.

    Как правило, первое общение – заочное, с потенциальными родителями будущих обучающихся осуществляется через информацию (объявления, буклеты, приглашения), которая может размещаться на сайте учреждения, рекламных щитах, передаваться через учителей на классных собраниях и т.п. В такой информации целесообразно отразить полные сведения о предстоящей деятельности творческого объединения, чему обучающийся сможет научиться в результате обучения по дополнительной общеобразовательной программе, какие навыки сможет развить, на какой период обучения рассчитана программа; сведения о педагоге, его уровень квалификации. В буклетах можно представить фотографии готовых работ обучающихся предыдущих лет обучения или выполненные педагогом, демонстрирующие вариативное содержание программы.

    Следующим шагом на пути к знакомству с родителями и налаживанию взаимосотрудничества является День открытых дверей. Его можно проводить в летний период (июнь) или в начале учебного года (сентябрь). Готовиться к такому мероприятию необходимо заранее. Следует оформить кабинет готовыми работами разных стилей и техник исполнения. Возможна демонстрация слайдов с фотографиями из жизни объединения (на занятиях, во время воспитательных мероприятий, участия в конкурсах, трудовых поручений). Подготовьте рассказ об учётах достижений, возможности участия в конкурсах различных уровней, формировании портфолио каждого обучающегося (или группы). В день проведения мероприятия расскажите, с какими материалами вы будете работать на занятиях, как будет развиваться обучающийся, посещая занятия (возможно это определит его будущую профессию, поможет развить психологические качества, что положительно скажется на школьном обучении; будет развиваться коммуникабельность, лидерские качества; расширится кругозор; появятся новые друзья; раскроются и будут развиваться творческие способности).

    В рамках проведения Дня открытых дверей можно провести мастер-классы с изготовлением элементарных изделий-подарков. Для этого необходимо заранее подготовить соответствующие материалы для изготовления и оформления, образцы работ. Мастер-классы могут проводиться обучающимися  в рамках различных открытых мероприятий. Этапы изготовления изделий и варианты лучше представить на слайдах, возможно применение музыкального оформления.

    Родительские собрания проводятся минимум 2 раза в год. Для того чтобы это мероприятие не стало скучным, «обычным», конечно, необходима тщательная подготовка. Сценарий собрания зависит от темы (повестки дня), которая диктуется планами учреждения, директивами других ведомств, предстоящими событиями, в том числе внеплановыми (поездками, праздниками, участиями в различных мероприятиях), а также планами самого педагога. Проведение собрания предваряется оформлением кабинета (в зависимости от темы), подготовкой презентации, видео- и фотоматериала, достижений (грамоты, кубки, подарки). На первом собрании можно вручить памятные сувениры родителям, отражающим специфику деятельности объединения. На этом собрании знакомят с направлениями работы, документами, задачами на учебный год. На итоговом возможно вручение благодарностей за совместную работу. Предъявляются результаты работы, планы на следующий год. Родительские собрания оформляются протоколом. Тщательно продуманное собрание принесёт массу положительных эмоций его участникам, повернёт «лицом» родителей к педагогу и интересам собственных детей.

    Совместные поездки на конкурсы – является важной формой работы, где налаживается тесная связь между педагогом и родителями, которые видят его «в деле». Они видят, чему научился их ребёнок, как он контактирует с педагогом, другими детьми, как реагирует на успех и неудачи. Родители, как правило, становятся активными помощниками, переживают за общее дело, проявляют свои педагогические таланты. Часто они откликаются на помощь педагога в подготовке к конкурсам (изготавливают атрибуты, костюмы, помогают с переодеванием, контролируют выход на сцену во время выступлений и т.д.).

    Праздники, досуговые мероприятия (соревнования, конкурсы, КВН – массовые мероприятия, в которых могут участвовать как сами обучающиеся, так и совместно с родителями. Праздники проводятся по традиционным датам календаря (8 марта, Новый год и т.д.) или по инициативе педагога (праздник дружбы, праздник творческих идей, праздник талантов). Такие мероприятия сплачивают всех участников, поднимают настроение, открывают новые, порой неожиданные качества в результате выполнения заданий, участия в сценках, новые интересы и таланты.

    Беседы, индивидуальные консультации помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребёнка, его увлечениях, личностных качествах, на которые следует обратить внимание. Педагог может поделиться особенностями поведения ребёнка на занятиях, в деятельности. Такое общение позволяет педагогу лучше понять причины возникающих проблем у обучающегося (при изучении нового материала, во взаимодействии со сверстниками). Для эффективности этих форм важны такие качества педагога как тактичность, компетентность, вежливость, заинтересованность.

    Родительские вечера – эта форма работы не предполагает присутствия детей на мероприятии. Она позволяет родителям лучше узнать друг друга, педагога, повышает мотивацию к деятельности объединения, учреждения. Вечера предполагают использование широкого спектра тем для обсуждения (они могут быть предложены родителями). Эффективность зависит от подготовки педагога, широты его кругозора, интересов, знаний особенностей, увлечений обучающихся. Желательно присутствие обоих родителей. Могут приглашаться бывшие выпускники учреждения, нынешние родители, в том числе достигшие определённых успехов в жизни благодаря знаниям и навыкам, полученным в учреждении.

    Родительские ринги – предполагают обсуждение насущных проблем в воспитании подрастающего поколения. Такие мероприятия сплачивают родителей между собой, порой вырабатывается некая тактика (правила) по решению определённых проблем с детьми. К такому мероприятию педагогу заранее целесообразно подготовить доклад с использованием презентаций, найти вопросы для дискуссий, подобрать раздаточный материал для каждого участника (или группы участников). Родителям во время мероприятия можно предложить метод «незаконченных предложений», анализ ситуаций, творческие задания. Желательно приглашать на такие собрания узких специалистов по теме (врач, психолог, сотрудник ОВД и др.).

    Участие в проектной деятельности (семейные проекты по определённым проблемам, творческие проекты) – педагог предлагает родителям и обучающемуся тему проекта в соответствии с конкурсными требованиями. Участники совместно с педагогом разрабатывают план реализации и оформления проекта. Часто получаются интересные и неожиданные результаты  в процессе такой деятельности. Обучающиеся учатся навыкам планирования, исследования, статистической обработки, анализа полученных результатов. Родители проникаются интересами ребёнка, делают совместные «открытия», стремятся сделать качественно конкурсные работы, участвуют во всех этапах конкурсов.

    Информационно-аналитические формы: экспресс-опрос, анкетирование, «почтовый ящик», шкатулка предложений. Экспресс-опрос  - может проводиться с целью изучения мнения, потребностей родителей. Анкетирование – метод исследования, включающий в себя упорядоченный ряд вопросов, часто с вариантами ответов. Можно использовать готовые анкеты либо разработать самостоятельно в соответствии с педагогическими требованиями. «Почтовый ящик» - родителям предлагается написать актуальные для них вопросы в письменном виде с последующим обсуждением на родительских собраниях и других формах. Шкатулка предложений – родители анонимно кладут в шкатулку свои советы, предложения по вопросам воспитания и развития детей.

    Наглядно-информационные формы: информационные листы, памятки, плакаты, буклеты, объявления, газеты, информационный уголок, презентации, видеофильмы («Наши достижения», «Отдых в коллективе». Они могут нести в себе разную информацию: о работе объединения, проведении мероприятий, рекомендации по здоровому образу жизни, воспитанию детей и т.д. О некоторых из них уже говорилось выше.

    Таким образом, о формах работы с родителями можно говорить много. Каждый педагог имеет свои «секреты» в их подготовке и проведении. Однозначно разнообразные формы помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей. Родители активно участвуют в разнообразных мероприятиях, проводимых в учреждении.

    Советы педагогу по работе с родителями:

    1. В общении с родителями проявляйте интерес к занятиям, интересам, предпочтениям Вашего обучающегося.

    2. Постарайтесь отвечать на все вопросы родителей. Если не знаете, что сказать, попросите дать Вам время на размышление, по истечении которого обязательно ответьте на вопрос.

    3. Имейте в арсенале игры на все случаи жизни для детей и родителей.

    4. Говорите конкретно и уверенно.

    5. Не разглашайте информацию, с которой с Вами поделились.

    6. Выбирайте доброжелательный стиль общения.

    7. Тщательно планируйте и продумывайте каждое мероприятие.

    8. Помогайте советами, но не занимайтесь наставничеством.

    9. Привлекайте родителей к делам группы, объединения, чтобы родители почувствовали свою значимость.

    10. Постоянно занимайтесь самообразованием, чтобы с Вами было интересно и детям и родителям.

    11. Помните: хорошую репутацию нелегко завоевать, но ещё сложнее – удержать.

    Педагогам-родителям посвящается.

    Повзрослевшие Ваши дети

    Перелистывая альбом

    С фотографиями детства,

    С грустью вспомните о былом,

    О тех днях, когда были вместе.

    Как же будете Вы хотеть

    В это время опять вернуться,

    Чтоб им маленьким песню спеть,

    Щечки нежной губами коснуться.

    И пока в доме детский смех,

    От игрушек некуда деться,

    Вы на свете счастливей всех,

    Берегите ж, пожалуйста, детство!

    (Виктория Чам)

    Используемые источники

    1. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. Волгоград: Учитель, 2009.

    2.http://www.3vium.ru/semya/formiraboti.html

    3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/07/12/sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom

    4.http://konkurs-dlya-pedagogov.info/razbudim-roditelej/

    5.http://semyarossii.ru

    6. http://festival.1september.ru/articles/649123/

    7. http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-genadevna-anuleva/pedagogicheskaja-statja-na-temu-formy-raboty-s-roditeljami.html

    8. http://мпгу.рф/wp-content/uploads/2015/05/Moreva-NiSh2015-3.pdf

    https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=a57a5a6776d3d37c0db03db17bcee2f9&n=33&h=215&w=287

    В.Н. Кахикало

    (86191) 4-95-84

    E-mail: vkaxikalo@mail.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое пособие «В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЖАТЫМ»

    Методическое пособие служит хорошим помошником для начинающих вожатых и педагогов дополнительного образования....

    Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования по образовательной программе «Компьютерный рисунок»

    Пояснительная записка  Данное методическое пособие разработано в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей младшего школьного возраста рисованию на компьютере, например, ...

    Методическая разработка в помощь педагогу дополнительного образования « Бабочки, жуки, мушки»

    Пояснительная запискаДанная методическая разработка предлагается в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей младшего школьного возраста объёмному моделированию, например,  по...

    Методическое пособие в помощь педагогам дополнительного образования « Отслеживание результатов освоения обучающимися образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»

    « Отслеживание  результатов освоения обучающимися  образовательной программы, в динамике, на примере программы по изобразительному искусству»   Таблицарезультативности по освоению ...

    Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования по образовательной программе «Компьютерная графика:CorelDraw, Photoshop»

    Данное методическое пособие разработано в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей среднего школьного возраста методам создания, редактирования, хранения изображений в памяти комп...

    Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.

    На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее....

    Развитие музыкальных способностей обучающихся на индивидуальных занятиях по вокалу Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

    Учебный процесс в объединении дополнительного образования по вокалу должен предусматривать как коллективное пение, которое, конечно же, развивает детей музыкально, так и индивидуальные занятия вокалом...