Главные вкладки

    Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.
    статья на тему

    На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Эффективные формы работы с родителями  в учреждениях дополнительного образования.

    Дополнительное образование, являясь частью общего образования, имеет свои отличительные особенности. Одна из таких особенностей – отношения между обучающимися, их родителями и педагогами. Они (отношения) построены на основе  свободы выбора. И большинство родителей, как правило, не обременены обязанностью и не чувствуют необходимости систематически общаться с родителями. А зря! Ведь успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и педагогов.

    На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Их можно разделить (условно) на  четыре группы.

    Первая – интерактивная включает в себя анкетирование и диагностику, посещение семьи на дому, индивидуальную беседу (консультацию). В своей работе провожу диагностику и ребёнка, на предмет выявления его способностей и  индивидуальных особенностей (слух, память, чувство ритма, мотивация, интересы), и семьи – кто инициатор обучения, какие ожидают  получить результаты, особенности характеристики ребёнка, как могут помочь ребёнку в обучении. Так же активно использую такую форму работы как индивидуальные консультации. Девиз консультации – мы вместе против проблемы, но не против друг друга. Даю рекомендации по правилам организации рабочего места, выработке оптимального режима дня и т.п. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, её моральных и нравственных ценностях, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем.

    Вторая группа – традиционная. К ней относятся дни открытых дверей, родительские собрания, творческие мастерские, организация  совместных досуговых мероприятий. Основной формой работы с родителями, где концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия педагога и родителей  является родительское собрание. Однако проведение встреч в виде формальных отчётов и поучающих бесед зачастую родителей раздражают, поэтому поддержать интерес каждого родителя возможно тогда, когда на фоне общих дел родители видят деятельность своих детей. Именно по этому провожу  родительские собрания с  детскими концертами – это «История Нового Года», «Домашнее музицирование в России» и др..

    А когда в совместную деятельность вовлекаются и дети, и их родители – это уже творческая мастерская. Её цель – создание условий для творческой самореализации детей и родителей, и как результат – радость совместного творческого труда. Традиционно каждую весну провожу концерты семейного ансамбля «Папа, мама, я – музыкальная семья». Играют все – и те родители, у которых есть опыт обучения игры на фортепиано, и те, кто впервые знакомится с инструментом. Конечно же этому предшествует большая подготовительная работа, благодаря которой ещё больше сплачивается педагогическая триада «педагог – обучающийся – родитель».

    Одна из самых популярных, простых и востребованных (опять таки в силу занятости родителей) форм работы с родителями –  организация совместных досуговых мероприятий. Это совместные праздники, например, «День музыки», совместные посещения с последующим обсуждением концертов, спектаклей, экскурсий. Концерт органной музыки, балет К. Хачатуряна «Чиполлино», балет А. Адана «Жизель», образовательные программы в музее музыкального искусства имени  М.И. Глинки – это неполный список мероприятий, доставляющих огромную радость от общения с прекрасным. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.

    Третья группа – просветительская. Это разработка и ведение сайта или странички, наглядная информация в виде стендов и уголков.

    Четвёртая – государственно-общественная включает в себя создание попечительского совета, совета отцов, городских и районных советов родителей, включение родителей  в состав управления учреждения.

     В заключении хочется отметить, что даже не систематические коллективные дела, проводимые совместно с родителями,  имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены работой, что не в состоянии уделять достаточного внимания  собственному ребёнку, а на таких мероприятиях они  волей-неволей включаются в общение с ними.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

    Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

    Аттестационная работа "Формирование бренда учреждения дополнительного образования как фактор повышения конкурентоспособности"

    Изменение социально-экономического устройства нашего общества, становление рыночных отношений, определили новые подходы к образованию и его субъектам. Сегодня образовательное учреждение рассматриваютс...

    Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

    В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей в системе дополнительного образования....

    Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

    В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования....

    Формы проведения занятий в учреждениях дополнительного образования

    Краткое выступление на МО по теме "Формы проведения занятий в учреждениях дополнительного образования". Приводится перечень наиболее общих традиционных форм  и нетрадиционных видов...

    Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

    Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...

    Инновационный продукт "Форма записи в объединения учреждения дополнительного образования"

    Предлагаемый инновационный продукт представляет собой модуль, встроенный на сайт учреждения. Практичная и удобная форма отличается простотой в применении и носит универсальный характер, что дает возмо...