Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»
методическая разработка на тему

Большакова Наталья Николаевна

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Инсарский районный Дом творчества»

Обобщение опыта работы

«Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

                      Подготовила:

                                                       Большакова Наталья Николаевна

2018 г.

Актуальность и перспективность.

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

Современная реформа образования в России, связанная с реализацией нового Закона об образовании, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

  • обновление содержания образования;
  • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образования в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются. Это подтверждает актуальность данного педагогического опыта.

Перспективность данного опыта заключается в том, что современные педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

      Учреждения дополнительного образования по своей сути являются инновационными, т.к. творческая деятельность в их стенах предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования юного гражданина России.

 Сегодня дополнительное образование рассматривается не просто как функционирующий центр, а как центр творческого развития и становления личности, как педагогическая лаборатория дополнительного образования.   

Таким образом, значение современных педагогических технологий для совершенствования учебно-воспитательного процесса бесспорно велико, так как они выступают как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей.

Условия формирования ведущей идеи опыта: необходимо реформировать учебный процесс. Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями. Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации. Другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.

И здесь на помощь педагогу дополнительного образования приходят современные педагогические технологии, направленные на инновационную деятельность.

Теоретическая база опыта.

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Практически все известные педагогические технологии можно поделить на следующие группы по идеям, которые лежат в основе их создания.

I группа – личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие.

II группа – это технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (Шаталов В.Ф., Эрдниев П.М., Занков В.И., Давыдов В.И., Кэролл, Блум).

III группа – технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагогов состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, «ненаправленное обучение», семейная школа, технология автодидактики и витагенного обучения (Ш.А. Амоношвили, А.С.Белкин и др.).

IV группа – технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования формализма содержания обучения, режима дня, власти преподавателя, классной формы селекции детей по возрасту и т.п. это дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология, артпедагогика и др.

V группа – техногенные технологии, которые мало изучены: суггестия, обучение во сне, гипнотическое обучение, медитации, аутотренинги и др.

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения практически всех современные педагогические технологий.

Технология опыта.

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей являются одним из эффективных условий инновационной деятельности.

Для обеспечения оптимальных условий развития детей в учреждении дополнительного образования  требуется педагогическая среда, моделирующаяся с максимальным приближением к окружающему социуму. Возможный вариант 4-х уровневой педагогической среды предложили педагоги из Ярославля, на мой взгляд, он является оптимальным:

1 уровень – сфера общения, ролевых игр и учебной практики. Задача – позволить детям испытать полученные знания и оценить их социальную значимость.

2 уровень – область творческой ориентации. Задача – дать детям возможность выбрать интересный и доступный вид деятельности.

 3 уровень – включение ребенка в процесс социализированного обучения. Задача – заложить основу профессиональных знаний и развить способности.

4 уровень – индивидуальная работа с наиболее одаренными детьми в рамках исследовательской творческой деятельности.

Перечисленные уровни взаимосвязаны в образовательном процессе, являясь каждый важной частью той или иной педагогической технологии. В них, на мой взгляд, заключена система конкретных педагогических действий, методы, приемы воспитания и обучения, помогающих осуществлять инновационную деятельность в УДОД.

 Рассмотрим на примере деятельность МБУДО «Инсарский районный Дом творчества». Инновационная деятельность в  учреждении направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности объединений современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.

Обновление процесса обучения в дополнительном образовании возможно через совершенствование педагогических технологий, поэтому педагогами  внедряются МБУДО «Инсарский районный Дом творчества» в практику инновационные технологии такие как:

1. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

- Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И.С.);

- Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);

- Гуманно-личностная технология  Амонашвили Ш.А.;

- Игровые технологии;

- Технологии развивающего обучения;

- Проблемное обучение;

- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

2. Технологии дифференциации и индивидуализации.

3.Внутригрупповая дифференциация через использование педагогических мастерских.

Особенность технологии данного опыта заключается в том, что    педагоги учреждения ничего не формируют насильно; напротив, – они создают условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создают питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы современных педагогических технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующее его направление, творческое объединение и понравившегося ему педагога. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

Анализ результативности. 

Определение конечных результатов - одна из сложнейших проблем. Поэтому педагоги разрабатывают программы, содержащие фиксированные образовательные результаты. Обязательная аттестация в дополнительном образовании в принципе отсутствует. А важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей.

Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения по той или иной педагогической технологии. Несколько раз в год в Центре проводятся смотры знаний обучающихся в форме КВН-ов, викторин, олимпиад, конкурсов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению, а педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.

Анализ результативности достижений также служит для поощрения успешной работы лучших педагогов и воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками. Результаты контроля отражаются в ведомости промежуточной и итоговой аттестации учебных групп.  Контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, защита творческого проекта, тестирование.

Таким образом, современные педагогические технологии, являясь одним из эффективных условий инновационной деятельности, позволяют достичь хороших результатов.

Трудности и проблемы при использовании опыта.

Трудность использования данного опыта заключается в том, что  традиционный процесс обучения  перегружает обучающихся знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.

Психологи утверждают, что в настоящее время только 15-25% школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85% современные требования непосильны. Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет интерес к учению. Вторая половина обучающихся находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность.

Из этого следует: необходимо реформировать учебный процесс, внедряя современные педагогические технологии. Основная цель которых – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Опыт по использованию современных педагогических технологий как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей может быть использован как методистами, так и педагогами дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей.

Список литературы

1. Баханов К. Что такое технология обучения // Путь образования. - 1999. - № 3. - С. 23-25.

2. Голубая Т. Технология развития Школа жизнетворчества в действии // Завуч. - 2000. - № 3. - С. 14.

3. Буровая А. Педагогические инновации в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 7. - С. 5-7.


4. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О.Я. Воробьева. - М.: Учитель, 2009. - 144 c.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты. - М.: Перспектива, 2013. - 268 c.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика деятельности современного учреждения дополнительного образования детей..

Современные требования к управлению УДОД предполагают повышения уровня компетентности кадров. Хороший работник – это не просто исполнитель, это человек, который в состоянии самостоятельно и творчески ...

Организация концертной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Организация концертной деятельности. С чего начать, как осуществить деятельность, что предпринять для того, чтобы концерт прошёл на УРА!!!...

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования....

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования в условиях дистанционного обучения

В статье  представлены возможности и особенности применения современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предл...

Инновационная деятельность в Учреждении дополнительного образования

В последнее время в обществе наблюдаются социально-экономические преобразования, происходят изменения и в системе образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационны...