Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей
статья на тему

Зименс Мария Фёдоровна

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно добывать необходимые ему в данный момент знания и использовать их по назначению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_makarenskie_chteniya.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность

в учреждениях дополнительного образования детей

Хасанова Л.Б., зав. отделом

Зименс М.Ф., методист

Саражакова Л.М., методист

ГБОУ РХ ДОД «РЦДОД»,

г. Абакан

                                                                               

   « Если ученик в школе не научился

                                                                                    сам ничего творить, то и в жизни

                                                                                    он будет только подражать, копировать"

                                                                                                                           Л.Н. Толстой

В современных условиях развития рыночной экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования, вводятся новые стандарты обучения. В основе новых стандартов лежит модульно - компетентностный подход. И чтобы мы смогли работать по этим стандартам, мы должны иметь представление о компетентностном подходе в образовании.  В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

 Важными целями образования должны стать развитие у учащихся умение действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, умение усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

 Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, уметь самостоятельно  добывать необходимые ему в данный момент знания и использовать их по назначению.

 Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д.Фрумин).

Дополнительное образование сегодня – это необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, адаптироваться в современном обществе, развивать интеллект, творческий потенциал и пр. Именно дополнительное образование является одной из тех сущностных основ, которая позволяет формировать универсальные знания, самостоятельность мышления и деятельности.

В условиях модернизации Российского образования ребёнку помогают стать компетентным - использование новых технологий, которые направлены на мыслительную деятельность,  и коммуникативность.

Наиболее успешными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, исследовательской, проектной деятельностью.

Формированию ключевых компетенций в Центре дополнительного образования детей способствуют республиканские мероприятия: конкурсы проектов - «Город мастеров», «Техносалон», «Молодое поколение выбирает»; конкурсы исследовательских работ учащихся -  «Человек и Космос», «Ветеран живет рядом», «Моя семья в истории Хакасии – эхо далекой войны», «Мой город (район, село) в военное лихолетье», «Дом, где согреваются детские сердца», «Семейная реликвия», «Родительский дом – начало начал»; олимпиады - «Золотое перо» по журналистике, «Русь мастеровая» по декоративно-прикладному направлению.

 При подготовке исследовательских работ воспитанники:

  • учатся принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков -  это ценностно-смысловая компетенция;
  • работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека - это общекультурная компетенция;
  • самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учатся на собственных ошибках и ошибках товарищей - это учебно-познавательная компетенция;
  • детям приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии - это информационная компетенция; 
  • учатся представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы - это коммуникативная компетенция;
  • ребёнок, выполняя работу над исследованием, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет - это и социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования.

ГБОУ РХ  ДОД «Республиканский центр дополнительного образования детей» в ноябре 2011 года организовал и провёл республиканский конкурс исследовательских работ «Ветеран живёт рядом», посвящённый 70 – летию формирования 309-й Краснознаменной Пирятинской ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.

 При подготовке к конкурсу на первом этапе у обучающихся формировались информационно-коммуникативные компетенции. Они самостоятельно искали, анализировали и отбирали необходимую информацию (архивные материалы, статьи из газет, литературу по данной теме). Воспитанники встречались с ветеранами  и их родственниками, проводили интервьюирование.  Юные исследователи выступили на классных часах, школьных конференциях по защите избранных тем.

На втором этапе ребята проследили боевой путь 309-й стрелковой дивизии от Сибири до города Бреслау, изучили географическую карту городов, рек, гор и озёр России, познакомились с героическими подвигами наших земляков. На этом этапе учащиеся определялись с целеполаганием исследовательской работы, планировали свою деятельность. Проведя исследование, обучающиеся выявили, что в Республике Хакасия на сегодняшний день живёт 20 ветеранов 309-й Краснознамённой Пирятинской дивизии. На основе полученных знаний,  у детей формировались учебно-познавательные компетенции.

В процессе исследовательской деятельности ребята находили интересные, неожиданные факты из семейных архивов, альбомов. Оказалось, что у некоторых ребят за Родину воевали их прадедушки и прабабушки. Это и есть общекультурная компетенция, общекультурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.

При знакомстве с исследовательскими работами  участников конкурса, можно было увидеть, что «юные исследователи» духовно обогатились, развили необходимые современному человеку личностные качества, культуру мышления и поведения, освоили способы духовного и интеллектуального саморазвития. В этом выразилась компетенция личностного совершенствования.

С целью патриотического воспитания подрастающего поколения и профориентационной подготовки школьников Центром организован и проведён республиканский конкурс исследовательских (краеведческих) работ «Дом, где согреваются детские сердца». В этом конкурсе нашла своё отражение особенность национальной культуры человека и человечества отдельных народов, их традиций - формировались общекультурные компетенции. В работе были использованы способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями – формирование коммуникативных компетенций. Владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (изучали историю предков, родителей) – формировались социальные компетенции. Информационная компетентность обеспечивает навыки деятельности воспитанников с информацией, содержащейся в окружающем мире – формирование информационных компетенций.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способствовать к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И мы строим процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным качествам ребёнка, научить его мыслить, прививаем навыки практических действий обучающимся.

         В заключение перечислим советы, которые необходимы при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:

  • Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а педагог своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  • Помогайте воспитанникам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите  учиться.
  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • Приучайте воспитанников думать и действовать самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого воспитанника, объединяйте в дифференцированные подгруппы обучающихся с одинаковым уровнем знаний.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт воспитанников, их интересы, особенности развития.
  • Поощряйте исследовательскую работу воспитанников.
  • Учите так, чтобы воспитанник понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • Объясняйте воспитанникам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить педагогу достижение наиважнейшей цели – формирования и развития свободной личности гражданского общества.



 

Комментарии

Марденская Светлана Фёдоровна

Совершенно согласна с выражением, что жизнь спросит не о том что знаешь, а что умеешь и как применяешь знания на практике.

Гирш Ирина

Спасибо за советы, которые необходимы при формировании ключевых компетенций.