В помощь педагогу дополнительного образования детского хореографического коллектива.
учебно-методическое пособие на тему

Мингалева Светлана Станиславовна

Коротко о значении танца в жизни ребенка. Применяемые мною педагогические технологии. Примерные темы по теории танца по годам обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь педагогу дополнительного образования детского  хореографического коллектива.

      Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые

широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса

к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

       Хореография, как вид искусства, обладает скрытыми резервами для развития и

воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого

является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно

достигает при музыкальном оформлении.

      Музыка – это опора танца.

Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную

сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный

аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат

благородным манерам.

      Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

      Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной

ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую

действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на

занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

     Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой,

всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру

прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей

слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия

совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют

правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических

недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру.

Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают

эмоциональную реакцию, учат детей общаться друг с другом и, в целом, повышают

жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность

ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: учащийся учится

сам создавать пластический образ. Все это способствует формированию обучающихся не

только учебных, но и ключевых компетенций человека. Кроме того, выступления для

зрителей являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит

ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого

потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога заключается не в том, чтобы подготовить детей к профессиональной сцене, а помочь им проникнуть в мир музыки и танца.

       Как правило, все педагоги, занимающиеся в детских хореографических коллективах, проводят практическую работу в контексте с практикой. Детям легче усвоить теоретический материал сразу подкрепленный на практике.
     Для изучения результативности обучения я  использую:

1. диагностическую карту освоения программного материала;

2. традиционную систему оценок, которая отмечается в учебном журнале и позволяет

стимулировать ребят во время обучения не только словесными методами;

3. регулярные выступления на различных сценических площадках, в том числе

участие в конкурсах различного уровня, проведение творческих отчетов;

4. контрольные срезы знаний для выявления уровня теоретической

подготовки учащихся.

Помимо овладения основными навыками при выведении общей оценки успеваемости

учитываются и другие аспекты обученности и воспитанности, которые оцениваются через

наблюдение, социальное анкетирование и специальные методики.

Предлагаю примерные темы по теории в детском коллективе современного танца.

1-й год обучения.

Теория (1 час) Знакомство с педагогом, друг с другом, целями и задачами обучения, с

содержанием, формой, и расписанием занятий, планом работы на учебный год. Беседа о

культуре поведения во Дворце и на учебных занятиях.

Теория (1 час) Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные

размеры 4/4,2/4,3/4. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая – грустная.
Теория (2 часа) Цели и задачи пластики. Значение пластики в психологическом настрое и

укреплении здоровья ребенка.

Теория (3 часа) Роль ритмических упражнений в развитии чувства ритма и двигательных

способностей учащихся, позволяющих свободно, красиво, в  правильных пропорциях выполнять упражнения под музыку, в соответствии ее структурным особенностям,

характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
Теория (5 часов) Теоретическое обсуждение и объяснение возникновения танцевального

этюда и его назначения

Теория (1 час) Подведение итогов учебного года (проверка уровня наработанных

теоретических и практических знаний и умений ребенка), награждение актива,

планирование деятельности коллектива на новый учебный год

2-й год обучения

Теория (1 час) Обсуждение итогов прошлого учебного года (основные ошибки,

достижения). Планирование работы коллектива на новый учебный год. Ознакомление с

расписанием занятий.

Теория (2 часа) Углубленное изучение ранее пройденного материала

Теория (1 час) Ритмический рисунок музыки и танца

Теория (3 часа) Понятие «танцевальный этюд». Виды. Классификация. Способы

исполнения.
Теория (10 часов) История возникновения и развития направлений модерн – танца.

Основополагающие принципы и движения модерн-танца. Просмотр видеоматериала.

Теория (1 час) Подведение итогов учебного года, награждение актива, планирование

деятельности коллектива на новый учебный год

3-й год обучения

 Теория (1 час) Обсуждение итогов прошлого учебного года (основные ошибки,

достижения). Планирование работы коллектива на новый учебный год. Ознакомление с

расписанием занятий.
Теория (2 час) Техника безопасности при выполнении упражнений на растяжку и пластику.

Последствия нарушений правил. Травмы. Виды травм. Первая помощь.

Теория (2 часа) Повторение пройденного материала и его усложнение посредством новых

ритмических упражнений.

Теория (12 часов) Повторение правил исполнения основных движений (джаз –модерн танца)

. Теория (3 часа) Подведение итогов учебного года, награждение актива, планирование

деятельности коллектива на новый учебный год.

4-й год обучения

Теория (1 час): Анализ работы за прошлый учебный год. Планирование работы на новый

учебный год. Ознакомление с расписанием занятий. Проведение инструктажа по пожарной безопасности.

Беседа: «Любое дело требует постоянного внимания, расширения и углубления уже

имеющихся знаний и умений, то есть, совершенствования!»

Теория (3 часа): Беседы на тему: «Почему все занятия необходимо начинать с

разминки?», «Растяжка. Правила ее выполнения». Тестирование.

Теория (3 часа): Как настойчивость, целеустремленность и воля помогут мне в занятиях

хореографией и в будущем? Какие упражнения из классического урока помогают укрепить мышцы ног, стоп, опорно-двигательный и мышечный аппарат? За счет чего происходит улучшение техники исполнения танцевальных движений? Объяснение понятий: «рисунок танца» и «пространство сцены».

Общее представление об особенностях народного танца. Характер народных танцев: русского, коми, украинского. Понятие – стилизация народного танца.

В современной хореографии сегодня должны присутствовать как классические элементы

(основа), так и синтез современных веяний. Многие направления (хип-хоп, брейк-данс)

содержат в себе 50, если не больше процентов – трюковых, акробатических элементов,

многие из которых требуют особенной подготовки. Раздел необходим для формирования

уверенности в собственных силах и поддержке партнера, потребности в преодолении

трудностей, а также для развития мышечной силы, ловкости и техничности.

Теория (3 часа): Что нужно для занятий акробатикой? С чего начать? Какие

акробатические элементы используются в хореографии и для чего? Как правильно

выполнять и предотвратить возможные травмы?
Теория (3 часа): Модерн-танец, модерн-джаз-танец, афро-джаз – объединение

направлений в урок-тренаж у палки и на середине. Понятие «импровизация», принципы

импровизации и контактной импровизации.

Территория успеха» - у каждого она своя и есть у любого человека! У людей,

занимающихся хореографией – это сцена, выступление, зрители – способ отобразить

полученные знания на практике, что в свою очередь невозможно без кропотливой

ежедневной работы и интригующей постановочной!

 Контрольный срез знаний (3 часа: теория и практика)

Теория (1 час): Проверка теоретических знаний. Викторина «Я и Танец!»

5-й год обучения

Теория (1 час): Анализ работы за прошлый учебный год. Планирование работы на новый

учебный год. Ознакомление с расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности.

Беседа: «Любое дело требует постоянного внимания, расширения и углубления уже

имеющихся знаний и умений, то есть, совершенствования!»

Теория (3 часа): Техника растягивания мышц. Виды растяжки: статическая растяжка,

баллистическая растяжка, активная растяжка, пассивная растяжка, медленное движение,

динамическая растяжка. Польза от растяжки. Почему нельзя путать растяжку с разминкой

Тестирование.

Систематический классический тренаж у палки и на середине зала, направленный на

развитие естественности, свободы исполнения, совершенствования устойчивости,

пластики, а также, умения использовать все пространство сцены, развитие бокового

зрения и чувства ощущения партнера.

Теория (3 часа): Как настойчивость, целеустремленность и воля помогут мне в занятиях

хореографией и в будущем? Какие упражнения из классического урока помогают укрепить мышцы ног, стоп, опорно-двигательный и мышечный аппарат? За счет чего происходит улучшение техники исполнения танцевальных движений? Объяснение понятий: «рисунок танца» и «пространство сцены».
Синтезируем знания и переходим на более сложный уровень.

Теория (3 часа): Модерн-танец, модерн-джаз-танец, афро-джаз – объединение

направлений в урок-тренаж у палки и на середине. Понятие «импровизация», принципы

импровизации и контактной импровизации.
Контрольный срез знаний (3 часа)

Теория (1 час): Проверка теоретических знаний. Викторина «Я и Танец!»

Весь процесс обучения в моем коллективе строится на сознательном усвоении навыков и

педагогических принципах:

- принципы доступности и учета возрастных особенностей учащихся;

- принцип наглядности (использование музыкального сопровождения занятия,

обязательный показ педагога при изучении основ хореографии, использование

видеоматериалов по хореографии, как лучших примеров исполнительского

мастерства);

- принцип систематичности и последовательности, основополагающим принципом

обучения является изучение «от простого к сложному».

Для успешной реализации программы используются следующие педагогические

технологии:

- коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии (упражнения, направленные на сохранение

здоровья учащихся)

- технология развивающего обучения (главной целью которой является не столько

приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития

психологических характеристик ребенка (способностей, интересов и др.);

- технология личностно-ориентированного обучения

- технология коллективного творческого воспитания построена на принципах:

1. приоритет успешности, талантливости учащегося;

2. учет субъективности личности ребенка;

3. приоритет эстетических ценностей (доброта, любовь и др.);

4. гуманизация;

5. сотрудничество;

6. партнерство;

7. групповое влияние на индивидуальные способности личности;

8. коллективная и общественная значимость деятельности.

Формы проведения занятий

Учебные занятия проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной

форме.

Типология традиционных учебных занятий:

– вводное занятие

– формирование умений и навыков

– освоение нового материала

– повторительно-обобщающее занятие

– творческая работа

– индивидуальная работа

– контрольное занятие

Типология нетрадиционных учебных занятий:

– занятие-игра

– занятие-конкурс

– занятие - концертное выступление

– занятие-анализ выступления

– видео-семинар.

Дидактические материалы:

1. Карточки с терминологией

2. Видео - материалы (записи отчетных концертов, праздничных вечеров, посвящение

в танцоры и т.д.)

3. Стенды и альбомы с фотографиями

4. Книжная полка для учащихся

5. Книжная полка для педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЖАТЫМ»

Методическое пособие служит хорошим помошником для начинающих вожатых и педагогов дополнительного образования....

Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования по образовательной программе «Компьютерный рисунок»

Пояснительная записка  Данное методическое пособие разработано в помощь педагогу дополнительного образования, обучающему детей младшего школьного возраста рисованию на компьютере, например, ...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования – руководителей танцевальных коллективов

Пособие   может быть   полезным для преподавателей ритмики и   музыкальных руководителей  дошкольных учреждений, хореографов студий народного танца и кружков детской...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования – руководителей танцевальных коллективов

Методические рекомендации   для педагогов дополнительного образования – руководителей танцевальных коллективов...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...