ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ с воспитанниками 5 класса «ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО»
план-конспект занятия (5 класс)

Позднякова Елена Юрьевна

Цель: воспитание правовой культуры школьников и гражданско-патриотических качеств их личности.

         Задачи:

  • показать школьникам единство прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к правам человека к основным документам, защищающим их права;
  • формирование коммуникативных умений воспитанников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_konkurs.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ОО «Мценский детский дом»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

с воспитанниками 5 класса

 «ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО»

Социальный педагог

Позднякова Е.Ю.

2011-2012 учебный год


        Цель: воспитание правовой культуры школьников и гражданско-патриотических качеств их личности.

        Задачи:

  • показать школьникам единство прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к правам человека к основным документам, защищающим их права;
  • формирование коммуникативных умений воспитанников.

Оборудование: макет телевизора, панно, цветы, высказывание Д.Карнеги, шкатулка с памятками, веревочка, 2 корзинки, «опята» (рисунки), экран, видеопроектор, воздушные шары с именами, листочки с обозначением имен, ручки, лучики солнышка.


План занятия:

  1. Игра «Объявление». Объявление темы занятия.
  2. Знакомство с правом на имя. Игра «Составь букет».
  3. Свидетельство о рождении – первый документ ребенка.
  4. Что такое гражданство.
  5. Права и обязанности детей.
  6. Упражнение на рефлексию «Солнышко».
  7. Подведение итогов.

Ход занятия:

На экране – громкоговоритель: звучит объявление: «Внимание! Пропал ребенок, у него две руки, две ноги, два глаза, два уха, один нос, один рот. Кто видел его, просьба сообщить в администрацию лагеря».

Педагог: - Ребята, это не из вашего отряда кто-то потерялся?» А вы не знаете, кто бы это мог быть? А вы смогли бы найти этого ребенка?

Ответы детей (мозговой штурм).

Педагог: - Что-то забыли сообщить в объявлении, а что? Давайте вместе с вами подумаем. Перед вами листочки бумаги, попробуйте составить объявление о пропаже кого-нибудь из противоположной команды, а ее члены должны догадаться, кто из них пропал.

Дети зачитывают объявление в трафарет телевизора.

Педагог: - В обоих объявлениях прозвучало имя (фамилия) ребенка, который потерялся. И на нашем занятии сегодня, мы как раз поговорим с вами о праве каждого ребенка на индивидуальность, то есть на имя, фамилию, гражданство.

На экране – запись рождения малыша, его крик. Педагог зачитывает стихотворение «Самое лучшее имя».

Каждая семья должна

Выбрать крохам имена

Среди сотен самых разных,

Удивительных, прекрасных.

Головы одни ломают,

А другие называют,

Без раздумий, в тот же миг,

Малыша, услышав крик.

В каждом имени есть свет,

В каждом – солнышка привет.

С милым, нежным малышом

Свет любви приходит в дом.

Педагог: - Дать малышу имя, фамилию и Родину – значит озаглавить его судьбу на земле. Ваше имя – это самый первый ответ на самый первый ваш вопрос: «Кто я?»

- Ребята, скажите, пожалуйста, а у каждого из вас только одно имя?

Ответы детей.

        Педагог: - А у меня, их несколько. Мама называет меня Леночка, папа – Аленка, муж  - Ленок, на работе – Елена Юрьевна. И вас, конечно, кто-то называет «своим» именем. Перед вами – цветок. Напишите, пожалуйста, в середине ваше имя, а на лепестках те имена, которыми вас называют друзья, близкие, или то, каким бы вы хотели, чтобы вас называли.

        Дети пишут имена на цветах.

Педагог: - А теперь, наклейте ваши цветы на это панно, на готовые стебли.

        Дети наклеивают цветы на подготовленное панно с вазой и стеблями.

Педагог: - Посмотрите, какой красивый букет получился  из ваших имен, потому что имя человека – это особое слово. Дейл Карнеги сказал: «Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Давайте с вами обращаться друг к другу только по имени, ведь они у нас такие красивые.

- Вместе с именем ребенок при рождении получает отчество и фамилию. Пока вы маленькие вас называют только по имени, вы подрастете и ваши имена тоже подрастут, станут полными, то есть вас будут называть по имени-отчеству. Это слово означает «имя по отцу». Скажите, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми?

Дети отвечают.

        Педагог: - Итак, мы узнали, что при рождении ребенок получает имя, отчество, фамилию и также свой первый документ – «Свидетельство о рождении»

        На экране бланк «Свидетельство о рождении».

- В него записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату и место рождения, фамилию, имя, отчество родителей. У вас у каждого есть свидетельство о рождении. А как вы думаете, для чего нужен этот документ ребенку?

Ответы детей.

Звучит мелодия музыкальной шкатулки.

Педагог: - Волшебная шкатулка, ребята, хочет нам что-то сказать.

Достает памятки.

Она нам предлагает памятку, в которой написано, для чего нам нужно свидетельство о рождении и куда с ним мы можем пойти.

Раздает памятки, по очереди зачитывают ее.

Педагог: - Эти памятки оставьте себе, возможно, что они вам когда-нибудь помогут.

- При рождении, ребенок получает не только имя, отчество и фамилию, но и гражданство. Что такое гражданство, по-вашему, мнению?

Ответы детей.

На экране появляется запись на фоне карты России:

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, возлагающая на обе стороны взаимные права  и обязанности.

Педагог зачитывает эту фразу.

Упражнение: «Государство – гражданин».

Выйдите сюда, пожалуйста, 2 человека. Представьте: ты – это государство, а ты – гражданин, вы связаны друг с другом (дается детям веревочка), тебе государство дает права, тяни веревочку на себя, естественно, что государство, в свою очередь, потянет затем веревочку на себя (ребенок тянет веревочку).

- Выходит у государства и его граждан есть взаимные права и обязанности друг перед другом. Познавая законы, вы научитесь, понимать, что ваши права останутся на бумаге, если вы уже в раннем возрасте не научитесь выполнять обязанности. Нет прав без обязанностей.

- Ребята, а не сходить ли нам в лес за опятами? Вот корзиночки для каждой команды, а вот и опята. Только вы в корзинку положите те грибочки, на которых написаны ваши обязанности. Чья же команда соберет больше грибов?

Дети складывают «грибы» с обязанностями в корзинки, а затем каждая команда по очереди их зачитывает. На экране тоже появляются их обязанности.

Педагог: - Итак, на сегодняшнем нашем занятии мы познакомились с вами с правом каждого ребенка на индивидуальность или на имя, фамилию, гражданство. Эти права записаны в Конституции Российской Федерации и в главном международном документе для детей – Конвенции о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН.

На экране появляются эти два документа.

Педагог: - Ваша индивидуальность проявляется еще и в том, что вы не похожи  на всех остальных. У каждого из вас есть свои особые способности, свое хобби. Способности каждого из вас и способности ваших друзей – это будущее богатство нашего города. Вот почему и Конвенция и Конституция дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.

Упражнение на рефлексию «Солнышко».

Ребята, посмотрите,  у нас на доске висит солнышко, но, по-моему, ему чего-то  не хватает. Правильно, у  солнышка нет лучиков, они лежат у вас на столах. Давайте, каждый из вас напишет  на лучиках, что он получил от сегодняшнего занятия, и прикрепим их  к солнышку. Посмотрите, как оно засияло, потому что оно, также как и я, довольно вами.

Ролик «Смешарики о правах».

Педагог: - В память о нашем занятии мы дарим вам шарик с вашим именем, а в привязанных листочках вы найдете запись, что означают ваши имена.

Всем большое спасибо за работу, вы мне очень понравились, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Ты имеешь право..."

Презентация содержит информацию о неотъемлемых правах детей, включает в себя международные договоры, конвенцию по правам ребенка.  Презентация рекомендуется для использования на уроках обществозн...

Интегрированный урок внеклассного чтения в 10 классе «Ты на ошибку не имеешь право» (М. Владимов)

напомнить учащимся о тесном взаимодействии литературы  с другими предметами (историей, биологией, физикой …); выработать навыки и умения высказывать и отстаивать свою точку зрения по различным...

Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха   на природе. Тип урока: комбинированный (проверка домашнего задания и объясне...

Открытый урок в 5 а классе на тему «Правила безопасного поведения при пожарах»

Тип урока - интегрированный урок ОБЖ и информатики с применением современных компьютерных технологий. Вид урока – комбинированный. Технология – личностно – ориентированная.Посмотреть видеоурок можно п...

Школьный стенд " Имеешь право и обязан"

Повышение правовой грамотности несовершеннолетних и организация правового просвещение участников образовательного процесса  по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних я...

Информирование воспитанников (учащихся) об их правах и обязанностях при задержании полицией

Каждый  уверен или по крайней мере думает, что никогда по тем или иным причинам не попадет в поле зрения полиции. Но это может быть иначе……   Дети растут и по мере вз...