Значение мужчины-учителя в вопросах школьного воспитания
статья

Замышляев Владимир Александрович

            В  развитии ребенка огромное значение имеют правильно скоординированное взаимодействие семьи, школы и социума. Ведь от того, какое влияние на ребёнка окажут эти институты в определённое время, и зависит его формирование как личности, формирование его гражданской позиции, и в целом формирование нового поколения людей. В реализации этих задач большую роль играет пример мужчины-отца, мужчины-учителя и мужчины-наставника.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_muzhchiny-uchitelya_v_shkole_statya.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

         Значение мужчины-учителя в вопросах школьного воспитания

           Неоднократно  в средствах  массовой информации поднималась  тема  о дефиците учителей-мужчин в школах, однако  изменений в лучшую сторону не происходит и по  сей день. По статистике 88% учителей в наших  педагогических коллективах ─ женщины. Исключение составляют, как правило, учителя физвоспитания и технологии. Доля учителей пенсионного возраста ─ 18%.

           В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования воспитанию отводится центральное место, воспитательные аспекты пронизывают содержание всех учебных дисциплин, которые нацелены на достижение не только предметных, но и мета-предметных и личностных результатов.

           В материалах и документах ФГОС содержание воспитания представлено в нескольких аспектах: оно нашло отражение в содержании предметных областей, во внеурочной деятельности школьников, а также в специальных разделах, где обозначены конкретные направления воспитания. Так, содержание воспитания школьников в структуре основной образовательной программы зафиксировано следующими направлениями:

─ духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, основу которого составляют национальные ценности российского общества;

─ формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, обеспечивающего сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей.

          В структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, которая должна быть построена с учетом базовых национальных ценностей российского общества и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. В программе обозначены следующие направления:

─ освоение учащимися социального опыта, социальных ролей;

─ формирование готовности школьников к выбору направления своей профессиональной деятельности с учётом его интересов и способностей, а также потребностей рынка труда;

─ формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм безопасного поведения с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;

─ формирование экологической культуры.

          На развитие ребёнка влияют три  важных  сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно  только  при условии взаимодействия этих  трёх  факторов. Роль школы в воспитании детей с каждым годом не только  не уменьшается, но,  наоборот, возрастает. Школа является одним из  самых значимых факторов в процессе формирования личности, так как период  обучения охватывает самые важные этапы становления личности ─ детство, подростковый возраст, юношество.          Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным  и востребованным для  формирования всесторонне развитой личности.  Три принципа воспитания, которые заметно облегчат этот процесс и помогут наладить взаимоотношения с ребенком, это  единодушие, последовательность и адекватность. Единодушие означает согласие во взглядах на процесс воспитания подрастающего поколения, последовательность ─ умение доводить требование до  конца, не меняя запросы по  сто  раз  на дню. Адекватность означает, что реакция на поступок ребенка должна быть равна значимости этого поступка.

             Влияние социума играет немало важную роль в формировании личности ребенка. Позиции общества влияют на формирование целого поколения. Природные возможности ребёнка получают развитие в процессе его социальной жизнедеятельности. Под  влиянием среды ребёнок осваивает культуру и ценности, нормы, традиции и обычаи, приобщается к участию  в общественной жизни и выполнению  социальной роли, становится личностью. Личность развивается в процессе общения со  сверстниками, родителями, учителями, в результате общения и участия в разных видах игровой, учебной и трудовой деятельности.

              С возрастом роль социума увеличивается. Если в начальной школе учительница вполне справляется с процессом воспитания, то в более старшем возрасте возникают проблемы, и, порой, только  мужчина-педагог может исправить  перекосы в женском воспитании, которое имеет  свои особенности. Проблема усугубляется тем, что и в семье воспитанием, в большинстве случаев, занимается мать, а отец либо не участвует  в воспитании, либо вообще не присутствует в жизни семьи, либо не является  детям примером для подражания. В результате экспериментальной беседы со школьниками выявились следующие тенденции: более, чем у половины детей не было отцов, большинство детей отзывалось  о  своих  отцах прохладно  или негативно. Отцы не являлись  для них авторитетом. Лишь немногие гордились своими отцами. Причины такого отношения в том, что отцы не занимаются воспитанием, отделываясь лишь  подарками, либо  ведут  себя двулично, говоря одно, а делая другое, что очень  болезненно воспринимается подростками.

         В подростковом возрасте как мальчикам, так и девочкам необходим кумир ─ личность, вызывающая уважение, стремление подражать. Литературные и кинематографические герои не могут заменить живого общения. Как должен поступить настоящий мужчина в конкретной жизненной, а не вымышленной ситуации, какими качествами он должен обладать? С кого брать пример мальчикам, судящим о мужчинах по фильмам, нередко, сомнительного содержания? Дети, воспитывающиеся в неполных  семьях, часто имеют проблемы в подростковом возрасте, нервные расстройства.  Женщина не может  полностью заменить  мужчину  в области воспитания не только  мальчиков, но  и девочек. У подростков может возникнуть кризис идентичности, что приводит к тяжелым психическим последствиям. В некоторых случаях тяжелое переживание кризиса идентичности может привести к суициду. Для девочек же отсутствие мужчин в школе может сказаться на адекватном формировании образа мужчины. Недостаток мужского воспитания в школе, по мнению психологов, оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка. Исправить эти перекосы поможет  не только  психолог, которым опять же, чаще всего, является женщина, но  и учитель-мужчина.

              Существует  интересное исследование, что дефицит мужского   внимания  сказывается на математических  способностях  как мальчиков, так и девочек. Таким детям необходим мужчина-учитель, особенно  преподаватель точных  наук, который мог  бы сформировать их аналитический интеллект. Это связано  со  спецификой интеллектуальной среды, которую создает  мужчина.    

               Женский метод обучения отличается от мужского. Женщина мыслит и решает  интеллектуальные задачи иначе, чем мужчина, поэтому учитель-женщина требует  от учеников логических  построений, речевых выкладок, что для мальчиков значительно  сложнее, чем для девочек.    

                Ситуация в наших  школах  не меняется   уже много лет. Опыт  показывает, что к сожалению, в педагогические вузы молодые люди идут  чаще не по  призванию, а по  принципу «куда легче поступить», поэтому не всегда мы получаем самых достойных  учителей. Получив высшее образование, молодые мужчины не стремятся идти работать в школу. Виновата в этом не только  невысокая зарплата учителя, но  и отсутствие престижа учительской профессии. Но, эта проблема характерна не только  для нашей страны. В Европе и Северной Америке происходит  та же тенденция: доля женщин среди педагогического состава средних учебных  заведений растёт. Возможно, в обществе должна измениться установка на то, что воспитанием подрастающего поколения обязана заниматься женщина.

            Вспомним, когда вышел последний значимый фильм, наиболее ярко  отражающий роль учителя-мужчины в обществе. На память приходит  только  один  фильм – «Доживём до понедельника», созданный в 1968 г. Есть  прекрасные фильмы об учителях, например «Розыгрыш», «Ключ без  права передачи», но  они о  женщинах-учителях. Быть может,  нам нужны добрые позитивные фильмы о  современной школе, пьесы и публикации, рассказывающие о мужчинах, посвятивших свою жизнь  благородной цели воспитания и обучения подрастающего  поколения.

           По словам А.С. Макаренко: «Ребенок, после окончания школы, берёт на себя ответственность за свои мысли и поступки, самостоятельно решает возникающие проблемы. В юношеском возрасте уже отчетливо видна направленность личности».

            В  развитии ребенка огромное значение имеют правильно скоординированное взаимодействие семьи, школы и социума. Ведь от того, какое влияние на ребёнка окажут эти институты в определённое время, и зависит его формирование как личности, формирование его гражданской позиции, и в целом формирование нового поколения людей. В реализации этих задач большую роль играет пример мужчины-отца, мужчины-учителя и мужчины-наставника.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы школьной олимпиады по географии 11 класс

Представлено задание школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии для учеников 11 класса. Задание представлено в двух турах: первый тур - тестовые задания, второй - задания на размыш...

Статья "Значение физической культуры для детей школьного возраста".

В статье рассмотривается значение физической культуры в школьный период жизни человека как основы фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных дви...

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов....

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии для учащихся 7 классов...

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение  физической  культуры  в  школьный  период  жизни  человека  заключается  в  создании  фундамента  для  всестороннего  фи...

Роль и значение реализации межпредметных связей в школьном курсе.

Согласно современным тенденциям развития содержания образования одним из направлений является интеграция - попытки поиска единства различных компонентов образования. Так же существует Государственный ...

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение  физической  культуры  в  школьный  период  жизни  человека  заключается  в  создании  фундамента  для  всестороннего  фи...