Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
учебно-методический материал

Клочкова Ксения Анатольевна

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.[1]

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость, насилие. Тяжелое экономическое положение страны привело наше общество к внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.[2] Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос рост преступности среди молодежи. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством.[3] По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.[5]

          Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт  по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалева А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдиштейна Д.И. и др.

          Однако  анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в  полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

          Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, - применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития  с процессом социопатогенеза, в- третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии, Москва &Архангельск, 1993, стр.141

[2]Там же.

[3]Степанов В.Г. «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр. 5

[4]Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии, Москва &Архангельск, 1993, стр.144

 

[5]Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 4

[6]Беличева С.А. «Основы превентативной психологии», Москва, 1993, стр.20

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovik_po_sots_pedagogike.odt42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и по делам молодежи

Республики Карелия

Петрозаводский социально-педагогический колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

по социальной педагогике

Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»

                                                                                  Выполнила: студентка

                                                                                  Клочкова К.А.

 Проверила: Петугина К.К.

Петрозаводск

2002

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                

  1. Психические основы девиантного поведения                

  1. Основные причины девиантного поведения                

  1. Вопросы терминологии                                                        

  1. Нарушение поведения                                                        

  1. Типология агрессивного поведения                                

  1. Причины и специфика проявления агрессивности        

  1. Половозрастные особенности проявления

агрессивности в поведении детей                                        

  1. Профилактика девиантного поведения                        

  1.  Заключение                                                                

Тема курсовой:

Основные направления социально-психологической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста.

Объект:

социально-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения младшего школьного возраста.

Предмет:

основные направления социально-педагогической работы с младшим школьником девиантного поведения.

Цель:

изучение теоретического и практического материала по профилактике девиантного поведения младшего школьника.

 

Введение

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.[1]

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость, насилие. Тяжелое экономическое положение страны привело наше общество к внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.[2] Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возрос рост преступности среди молодежи. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством.[3] По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.[4]

        Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.[5]

        Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвященных проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт  по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалева А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдиштейна Д.И. и др.

        Однако  анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в  полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения подростков. В профилактике девиантного поведения подростков имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

        Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, - применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития  с процессом социопатогенеза, в- третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская.[6]

  1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Понятие «трудные дети» имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50-60-х годах вновь появилось. В настоящее время термин прочно укоренился в педагогической психологии.

Дети с нестандартным, отклоняющимся от нормы поведение называются «трудными детьми». Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся поведение». Норма и степень отклонения чаще определяется тестовыми и экспериментальными методиками.

Также под «трудными детьми» понимаются дети, нарушения которых нелегко исправляются, корригируются. Все «трудные дети» являются педагогически запущенными, но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

Эти дети, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны учителей и родителей. Таких детей еще называют, дети с девиантным поведением.

Девиантность поведением – неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое в  детском и юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым, повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других.

Бочарова рассматривает 4 типа девиантного поведения:

  1. Досоциализированное (плохие отношения с родственниками, равнодушие к другим, эгоцентризм);
  2. Социализированное (привязанность к своим, однако враждебность к посторонним);
  3. Агрессивное (физическое насилие над другими, преступное поведение);
  4. Неагрессивное (устойчивая ложь, прогулы, побеги из дома, наркомания).

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

Мустаева Ф.А. рассматривает девиантное поведение, как 2 большие категории.

  1. Поведение, отклоняющиеся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.

Также она говорит об основных причинах, вызывающих это поведение.

  • Неблагополучие экономики, политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества;
  • Кризис общественного сознания, перемены в ценностных ориентациях населения. Главными жизненными ценностями становятся так называемые «приватные» личные ценности, связанные с семейным домашним микроклиматом индивида (здоровье, семья, жилище, материальная обеспеченность). Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство) утрачивают свое былое значение, перемещаются в нижнюю часть ценностной иерархии.
  • Рост семейного неблагополучия (конфликты в семье, разводы, плохие бытовые условия и т.д.);
  • Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная база учреждений образования;
  • Слабая материально-техническая база или отсутствие условий для организации свободного времени детей;
  • Невыполнение положения Конституции о праве на жилище.
  1. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

  1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
  2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей  силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое отражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.
  3. Решающий фактор девиантного поведения – это отягощенная наследственность.

Нарушения поведения

Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем.  Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.

Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, значение которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения ребенка, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.[7]

Девиантное поведение является наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно детям мужского пола, то в последние годы и дети женского пола привлекают все больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, алкоголизации и токсикоманий у девочек. Крайне важным является то, что эти отклонения приобретают у них большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжелыми. При этом дети женского пола все чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков.[8]

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление отклоняющегося поведения, можно выделить такие, как:

  • Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок  асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  • Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
  • Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
  • Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
  • Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.[9]

Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека.[10]

Истоки учебных неуспехов и аномального поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена еще в прошлом веке, но актуальна она в качестве объяснения современных реалий. По большей части отклонения в поведении обусловлены не врожденными психическими и физиологическими дефектами, а представляло собой последствия воспитания и в семье, и в школе.[11]

Приобретает особую актуальность исследование девиантного поведения несовершеннолетних и пути его коррекции в связи со снижением возрастных границ. Чаще всего корни агрессивности и повышенной тревожности уходят в раннее детство, закрепляясь и сглаживаясь в более позднем возрасте.

Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна и причины отклонений глубоко индивидуальны. Например, уже в старших группах детских садов (исследованием было охвачено 384 ребенка дошкольных учреждений Ивано-Франковской области) в поведении 12-13% детей наблюдались существенные отклонения. Среди них: отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты «мирным» путем, стремление дезорганизовать коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются его сугубо личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и т.д.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения.[12]

У 35% обследованных детей, отличающихся девиантным поведением отмечена, повышенная агрессивность. Проявлялось это и в том, что у них нет жалости к другим, наоборот, они старались нанести увечья окружающим. У 85% из них зарегистрированы случаи садистских действий.[13]

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм -  оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

        Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определенной классификации.

        В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предположили разделение на две группы:

  • Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.
  • Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, которых характерны различные психические нарушения.

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.

Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:

  • С педагогической запущенностью;
  • С социальной запущенностью (нравственно испорченных);
  • С крайней социальной запущенностью.

С.А. Беличева[14]выделяет три группы:

  • Глубоко педагогически запущенные подростки;
  • Подростки с аффективными нарушениями;
  • Конфликтные дети (неуживчивые).

Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк[15]на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:

  • Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
  • Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
  • Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
  • Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Приведенные классификации агрессивности подростков основываются на комплексе  свойств личности, типичных для определенной группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приемы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.

  1. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во – вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадежности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые не созданы.[16]

Личность ребенка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.

Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей: 1) конфликтная; 2) аморальная; 3) педагогически некомпетентная; 4) асоциальная. Бочкарева Г.П. выделяет семьи: 1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям; 2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; 3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения: 1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребенка; 2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту; 3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка; 4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: 1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений  внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; 2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;4) ситуация, создающая «золушек» в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.[17]

92 из 100 обследованных делинквентных подростков (СпецПТУ, г. Колпино)  росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях; у 11% оба родителя лишены родительских прав; у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев. [18]

        Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребенка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек ( по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и дает сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, все же менее выражена.

На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20 % превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма.[19]

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню, интересам. Группа  закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада, невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки  оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра.

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. [20] Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости. [21]     

Установлено, что среди подростков, осужденных за агрессивные преступления, 90% совершили в нетрезвом состоянии.[22]

На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности:

Таблица 1

Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет.[23]

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

10-11 -летние подростки

49%

32%

44%

12-13 -летние подростки

56%

48%

51%

14-15- летние подростки

61%

51%

72%

Анализ приведенных данных (приложение 1) свидетельствует о том, что у 10-11-летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растет негативизм. По мере взросления у подростков все сильнее проявляется вербальная агрессия.

Дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, - а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из  семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Таблица 2

Проявление различных форм агрессивности

у подростков из разных социальных слоев населения.[24] Социальные слои

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

Из рабочей среды

70%

45%

50%

Из среды строителей

65%

55%

60%

Из среды сельских тружеников

67%

60%

65%

Из среды малоквалифицированных подсобных работников (прачки, уборщицы)

30%

65%

75%

Из среды служащих среднего звена

40%

45%

75%

Из среды руководящих работников

60%

67%

35%

Из среды торговых работников, коммерсантов

20%

30%

25%

Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры)

25%

40%

55%

Приведенные данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоев населения и их анализ (приложения 2-10) имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.

Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста

В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.

Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большой чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.[25]

Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и «жажда подвига» часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причем, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.[26]

Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста.

Проявления различных форм агрессивного поведения у мальчиков и девочек подросткового возраста[27]

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

10-11 лет

Мальчики

70%

40%

62%

Девочки

30%

25%

38%

12-13 лет

Мальчики

59%

49%

52%

Девочки

38%

41%

49%

14-15 лет

Мальчики

61%

39%

81%

Девочки

59%

59%

60%

Анализ приведенных в таблице данных (приложения 11-15) показывают, что наибольшей агрессивностью отличаются 10-11- летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идет значительное увеличение ее у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведенных данных проистекает необходимость более детального изучения агрессивности девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытостью девочек лежит сложная картина поло возрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.[28]

Профилактика девиантного поведения

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с детьми имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации детей в группе, индивидуальная работа с ребенком является эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. По диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с ребенком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов ребенка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени ребенка - «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом и т. д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени - «ничегонеделание» - неизбежен скрытый возврат ребенка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.[29]

Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири  боксерские перчатки. Пусть поколотят друг друга в мирной драке. Только не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.[30]

Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, а ребенок стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение ребенка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ребенку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.[31]

Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для ребенка в том, что, участвуя в нем, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности ребенок признается взрослыми, как равноправный член общества. Это создает оптимальные условия и для реализации его потребностей. Такая деятельность предоставляет ребенку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности. Но методы и принципы такой деятельности требуют значительной корректировки при включении в нее детей, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие условия и определенный порядок действий, и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных детей к различным видам социально признаваемой деятельности — трудовой, спортивной, художественной, организаторской  и  других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности. [32]

Заключение

        В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения  является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Все чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Проведенное изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожная — в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.[33]

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, также как и безнадзорность, нередко свидетельствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят свое выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.[34]

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего. [35]

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и современная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

        Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидуальных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Ранее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

        Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая — у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

        Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп  населения дает необходимую ориентацию в характере сфер личности ребенка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.


[1]        Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии, Москва &Архангельск, 1993, стр.141

[2]        Там же.

[3]        Степанов В.Г. «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр. 5

[4]        Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям», //сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии, Москва &Архангельск, 1993, стр.144

[5]        Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 4

[6]        Беличева С.А. «Основы превентативной психологии», Москва, 1993, стр.20

[7]        Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр. 20

[8]        Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинкветное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков», Москва. 1988, стр. 5

[9]        Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр. 19

[10]        Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания» // Избранные психологические труды, Москва, 1980, т.2, стр. 10

[11]        Кулагин Л.Г. «О подростках, которым трудно» // Советская педагогика, 1991, №6, стр. 141-142

[12]        Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков», журнал «Советская педагогика», 1984, №5, стр. 141

[13]        Горьковская И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр. 12-13

[14]        Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993

[15]        Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996

[16]        Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции». Москва, 1996, стр. 38

[17]        Степанов В.Г. «Психология трудного школьника», Москва, 1998, стр. 226-227

[18]        Горьковская И.А. «Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков», автореферат диссертации кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 1992, стр.14

[19]        Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 40-41

[20]        Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997, стр. 16

[21]        Першанина Е. «Проблема профилактики педагогической запущенности подростков», журнал «Советская педагогика», 1984, №5, стр. 141

[22]        Лановенко И.П. «Борьба с групповыми правонарушениями», Киев, 1981, стр. 29

[23]        Семенюк Л.И. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 41

[24]        Семенюк Л.И. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 41-43

[25]        Семенюк Л.И. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 45

[26]        Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков», Москва, 1988, стр. 11-12

[27]        Семенюк Л.И. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 45

[28]        Там же, стр. 46

[29]        Личко А.Е., Попов Ю.В. «Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомания у подростков», Москва, 1988, стр. 23-24

[30]        Тархова Л. «Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели», Москва, 1997, стр. 27

[31]        Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 63

[32]        Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр. 64

[33]        Фельдштейн Д.И. «Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального», журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр. 52-55

[34]        А.Е. Личко, Ю.В. Попов «Делинквентное поведение, алкоголизм, токсикомания у подростков», Москва, 1988, стр. 10-11

[35]        Беличева С.А. «Основы превентивной психологии», Москва, 1993, стр. 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Статья раскрывает некоторые методы коррекции поведения младшего школьника....

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Психологические методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствован...

Дквиантное поведение детей младшего школьного возраста

Рекомендации родителям по предупреждению девиантного поведения детей младшего школьного возраста....

Влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста.

Для понимания особенностей формирования поведения младших школьников совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Форм...

Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста.

В последнее время в отечественной науке младший школьный возраст подвергается интенсивному изучению. Обширные данные, полученные при изучении большого и разнообразного контингента людей, позволили сде...

Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста"

Глава I:Агрессия как предмет исследования.1.1.Понятие и причины агрессии детей младшего школьного возраста.1.2.Современные проблемы взаимоотношение со взрослыми агрессивных детей младшего школьного во...