Статья "Социальные сети и наши дети"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Тимина Любовь Ивановна

Проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека наряду с имеющей место не квалифицированностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов. Особо проблемной видится ситуация использования возможностей компьютерных технологий и сети Интернет наиболее неподготовленными категориями пользователей, такими как дети и подростки, а также лица преклонного возраста. Дети, не чувствуя опасности, искренне рассказывают в социальных сетях о своих увлечениях, проблемах, сомнениях и тревогах и опытной манипулятор легко может этим воспользоваться в своих гнусных целях. В данной статье описаны основные риски и угрозы, которые могут возникнуть при использовании сети Интернет ребенком, даны рекомендации родителям в части использования детьми интернетпространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staya_sotsialnye_seti_i_nashi_deti.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

«СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И НАШИ ДЕТИ»   

Социальный педагог Тимина Л.И.

В социальных сетях ребенок легко может стать жертвой мошенников или педофилов.

Дети, не чувствуя опасности, искренне рассказывают в социальных сетях о своих увлечениях, проблемах, сомнениях и тревогах и опытной манипулятор легко может этим воспользоваться в своих гнусных целях.

Не запугивая ребенка, расскажите ему, что в социальных сетях ни в коем случае нельзя:

  • сообщать в профиле пользователя свой настоящий адрес и номер телефона, номер школы, распространять информацию об уровне дохода, графике работы домочадцев,
  • добавлять в друзья людей, которых не знаешь лично,
  • завышать свой возраст,
  • выкладывать откровенные фотографии (особенно грешат этим девочки),
  • встречаться в реале с людьми, которых знаешь только по интернет - общению.

Дети, увлекшись общением в социальных сетях, утрачивают способность к реальному общению.

Как правило, в большинстве случаев дети разговаривают в сети со своими же одноклассниками, поэтому говорить о полной подмене реального общения виртуальным не приходится. Чаще всего растворяются в сети замкнутые, застенчивые подростки, которые в реале просто не смогли бы наладить вообще никаких социальных связей.

  • Дайте ребенку возможность общаться с ровесниками в реальности. Разрешите ему приглашать одноклассников и друзей к себе домой (причем не только на день рождения). Отпускайте его самого в гости, даже если приятель живет на противоположном конце мегаполиса. Разумеется, речь идет о ребятах, с которыми он (а еще лучше - и родители) знаком лично. Найдите, где ваш ребенок сможет реализовать свои таланты и обрести друзей. Если у ребенка серьезные  проблемы с общением, обязательно проконсультируйтесь у хорошего психолога. Эта проблема быстро не решается, нужны будут совместные усилия.

Попав в социальные сети, ребенок дистанцируется от родителей, перестает поддерживать с ними отношения.

Отдаление от семьи или, как говорят психологи, сепарация – нормальный этап взросления. Без этого подросток не сможет осознать свою уникальность, найти свое место в жизни. По времени этот непростой период совпадает с бурной социализацией, которая сегодня происходит не столько в реальном, сколько в виртуальном мире.

  • Расспрашивайте чадо о его сетевой жизни деликатно, не контролируйте каждый его шаг, не просматривайте его личные сообщения и контакты
  • Попросите ребенка настроить вам аккаунт в социальной сети; пусть научит вас скачивать фильмы, музыку, книги, обменивайтесь ссылками на то, что вас как-то заинтересует
  • Придумайте интересный совместный Интернет-проект. Например – составьте семейное генеалогическое древо, опубликуйте выдержки из прадедушкиных мемуаров и т.д. Добавьте сына или дочку в друзья.

Дети вместе делают  «ВКонтакте» уроки. Это плохо отразится на успеваемости.

В коллективном приготовлении уроков нет абсолютно ничего плохого. В реальности все школьники и во все времена занимались этим. Более того, это даже полезно объяснения более успешного одноклассника ребенок услышит и поймет гораздо лучше, чем ваши.

К тому же, совместное решение развивает навыки работы в команде, пока один из участников процесса готовит информацию к сочинению, второй разбирается с теорией по химии, а третий ищет материал для презентации по истории и т.д.

  • Если сын или дочь нормально успевает в классе, ничего делать не надо
  • если есть проблемы с успеваемостью, постарайтесь при помощи ведущего учителя и школьного психолога выяснить, в чем причина неуспешности, и совместно ее устранить.

В социальных сетях большинство подростков – безграмотные. Общаясь с ними, ребенок разучится писать по-русски.

Так называемый «олбанский язык» или, по – другому, «язык па-донкафф» - шутливый сленг пользователей социальных сетей. Не следует думать, что причина его появления как-то связана с внезапным и резким падением уровня грамотности в Интернете. На самом деле все гораздо проще: сетевое общение в известной степени имитирует устную речь, и «олбанский» - это, по сути дела, попытка фонетической записи спонтанной речи подростков.

Проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека наряду с имеющей место не квалифицированностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов. Особо проблемной видится ситуация использования возможностей компьютерных технологий и сети Интернет наиболее неподготовленными категориями пользователей, такими как дети и подростки, а также лица преклонного возраста.

Когда мы говорим о такой категории пользователей как дети, необходимо констатировать ряд причин, по которым именно они могут стать участниками (жертвами, виновниками, соучастниками) совершения правонарушений в сети Интернет.

Во-первых, необходимо обратить внимание на особенности развития психологии ребенка, наивность его мышления, отсутствие критического подхода к фактам и событиям.

Во-вторых, следует отметить тот факт, что пользователями компьютерной техники (компьютерами, планшетами, смартфонами, телевизорами с функциями SmartTV и т.д.) становятся дети с младшего школьного возраста, наряду с этим отсутствует какая-либо система их подготовки к этому. Преподавание информатики в школе начинается с 6 класса и вопросам безопасного использования компьютера и сети Интернет в программе уделено непозволительно мало внимания.

Таким образом, мы находимся в ситуации, когда ребенку с учетом его психофизиологических особенностей предоставляется неограниченный доступ к мощному инструменту обработки и обмена информацией, при этом отсутствуют системные механизмы обучения эффективному и безопасному использованию этого инструмента.

Ведение профилактической работы среди детей сотрудниками образовательных учреждений, представителями иных заинтересованных субъектов профилактики, может иметь определенный эффект в отношении детей старшего школьного возраста, но когда мы говорим о детях, делающих первые шаги в глобальной паутине, нужна более индивидуальная постоянная работа с ребенком.

В данной ситуации единственным эффективным средством профилактики является планомерная работа родителей с ребенком.

Основные риски и угрозы, которые могут возникнуть при использовании сети Интернет ребенком:

- вероятность совершения ребенком правонарушений в сфере информационной безопасности;

- вероятность совершения в отношении ребенка правонарушений в сфере информационной безопасности;

- вероятность совершения ребенком либо в отношении ребенка иных преступлений с использованием сети Интернет;

- возможность заражения компьютера при работе в сети Интернет вредоносными программами;

- возможность ознакомления ребенка с нежелательной информацией;

- возможность вовлечения в незаконный оборот наркосодержащих и психотропных веществ в сети Интернет;

- возможность вовлечения в сообщества деструктивного толка;

- грумминг;

- секстинг;

- кибербуллинг;

- возможность возникновения Интренет-зависимости.

Своевременное доведение учащимся ответственности за совершение противоправных деяний в сфере информационной безопасности, а также разъяснение им сути криминализированных деяний, приведение понятных примеров может свести риск совершения преступлений данной категорией лиц до минимума.

Каждый пользователь компьютерной техники, сети Интернет автоматически становиться обладателем определенной компьютерной информации, которая хранится на жестких дисках компьютеров, в памяти мобильных телефонов на съемных носителях, в облачных хранилищах, которая содержится в учетных записях пользователей на различных Интернет-сайтах, например в электронной почте, в социальных сетях, Интернет-дневниках. Все активнее в нашу жизнь входят электронные платежи в сети Интернет. При небрежном подходе к организации безопасности хранения и использования такой информации, ее владелец, в данном случае ребенок, может стать жертвой противоправных деяний третьих лиц, направленных на завладение и совершение неправомерных деяний по отношению к этой информации.

Необходимо понимать, что компьютер и Интернет – это всего лишь инструмент, в том числе используемый для совершения противоправных деяний. Такие давно известные правонарушения, как мошенничество, распространение клеветнических сведений, оскорбление, распространение материалов порнографического содержания, информации экстремистского содержания, разжигание межнациональной, межрасовой, межконфессиональной вражды и т.д. в настоящее время достаточно часто совершаются с использованием сети Интернет, что в некоторых случаях является дополнительным квалифицирующим признаком совершаемого преступления.

Дети, пользуясь сетью Интернет и находясь в состоянии мнимой анонимности, умышленно либо по незнанию могут совершать такие деяния. Также ребенок должен быть проинструктирован на случай совершения в отношении него каких-либо противоправных деяний в сети.

Вредоносные программы — различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Подобные программы чаще всего снижают скорость обмена данными с интернетом, а также могут использовать ваш компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети. Вредоносное программное обеспечение использует множество методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через внешние носители информации, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из интернета файлов.

Сеть Интернет является источником огромного количества информации, как полезной для ребенка, так и нежелательной, способной нанести непоправимый вред находящейся на этапе становления психике. К такой информации относят следующую тематику: наркомания, ярко выраженное насилие, экстремизм, жестокое обращение с детьми, оккультные и псевдорелигиозные организации, аборты, азартные игры, порнография, знакомства, оружие, половое воспитание, алкоголь, табак и т.д.

В настоящее время Интернет стал основной площадкой нелегального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Он предоставляет возможность ребенку как получить большой объем информации о наркотиках, так и практически не выходя из дома на условиях анонимности приобрести наркотики, психотропные вещества, курительные смеси. Также не исключена возможность вовлечения детей в преступные схемы распространения таких веществ.

В сети Интернет активно ведут деятельность различные оккультные и псевдорелигиозные организации, сообщества пользователей деструктивной направленности. Неокрепшая психика ребенка зачастую является целью их деятельности. Периодически появляются сообщества в социальных сетях, ориентированные исключительно на детей, предлагающие в игровой форме осуществлять определенные действия, которые в итоге могут привести к угрозе психическому и физическому здоровью, а также в некоторых случаях и жизни ребенка.

Груминг – это установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в Интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации. Работают преступники по следующей схеме: лицо, заинтересованное в интимной связи с несовершеннолетним, представляется в сети другим человеком, зачастую сверстником, втирается в доверие к ребенку и настаивает на личной встрече. Последствия для поддавшегося на уговоры ребенка могут быть очень плачевны.

 Секстинг – пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством сотовых телефонов, электронной почты, социальных сетей. Опасны возможные последствия участия детей в таких действиях. Переписка с неизвестным пользователем, которым может оказаться взрослый человек, страдающий педофилией, чревата совершением в отношении ребенка преступлений на сексуальной почве. Распространение интимных фотографий зачастую используется преступниками для шантажа, известны случаи детских суицидов на данной почве.

 Кибербуллинг, или Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. При этом такие действия могут совершаться сообща членами какого-либо Интернет-сообщества, в котором состоит ребенок, либо лицами, преследующими хулиганские мотивы. Проблемой в данном случае являются последствия психологического воздействия на ребенка.

 Интернет-зависимость – навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из интернета, будучи онлайн. По своим симптомам интернет-зависимость ближе к зависимости от азартных игр. Для этого состояния характерны следующие признаки: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, отрыв от реальности, эйфория при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет.

Как видим, представленный и далеко не исчерпывающий список угроз в сети позволяет констатировать, что неподготовленному ребенку при работе в сети Интернет может быть причинен существенный вред.

Встает вопрос, каким образом этот вред можно предотвратить. И здесь необходимо сделать вывод, что основным инструментом профилактики является планомерная и целенаправленная работа родителей с детьми с момента, когда они делают первые шаги в глобальную паутину, до момента, когда знания и психика детей достигают того уровня, позволяющего обеспечить самоконтроль.

Здесь необходимо отметить, что и родители должны обладать достаточным уровнем подготовки в части пользования компьютером, а также методикой воспитания подрастающего пользователя сети Интернет.

На различных этапах становления личности и с приобретением опыта работы в сети используются различные подходы к обеспечению безопасности детей в Интернете, при этом необходимо учитывать следующие основные положения:

- Интернет – не отдельный виртуальный мир, а всего лишь составляющая часть реальности, соответственно в сети Интернет действуют те же моральные и правовые ограничения, что и в повседневной жизни. В сети недопустимы поступки, которые непозволительны в реальности.

- Анонимность в сети Интернет, во-первых, является мнимой, поскольку личность любого пользователя сети может быть установлена. Во-вторых, ребенку необходимо понимать, что его собеседник также находится в состоянии такой анонимности, поэтому к указанным им сведениям о себе, выложенным фотографиям, текстам сообщений всегда необходимо относиться критично.

- Использование сети Интернет может нести некоторые опасности (вредоносные программы, небезопасные сайты, Интернет-мошенники и др.), поэтому каждое действие должно быть подкреплено соображениями безопасности. Недопустимо совершение действий, в безопасности которых ребенок не уверен.

- Установите с ребенком доверительные отношения и положительный эмоциональный контакт в вопросе использования сети Интернет. Оговорите с ребенком критический уровень опасности, когда решение в возникшей проблемной ситуации должно приниматься родителем (либо иным доверенным лицом, обладающим достаточным опытом и познаниями, например, старший брат или сестра) либо по согласованию с ними.

- Установленные для ребенка правила работы в сети Интернет должны соответствовать возрасту и развитию Вашего ребенка. Применение слишком мягких правил на начальном этапе освоения сети ребенком может повысить риск возникновения у ребенка различных угроз. В то же время слишком жесткие правила либо запреты для ребенка, обладающего достаточным опытом и знаниями, могут повлечь игнорирование им всяких правил и использование выхода в сеть Интернет без какого-либо контроля родителей.

- Ребенку для работы в сети Интернет должен быть предоставлен в пользование компьютер со специфически настроенными параметрами. Он должен быть оснащен поддерживаемой производителем версией операционной системы с установленными актуальными обновлениями. В обязательном порядке на компьютере должно быть установлено и настроено актуальное антивирусное программное обеспечение, установлен и настроен сетевой экран. Родителями должен контролироваться перечень установленного на компьютере программного обеспечения и его настройки. При необходимости на компьютере должно быть установлено специальное программное обеспечение, позволяющее контролировать и ограничивать деятельность ребенка в Интернете. Используйте лицензионное программное обеспечение.

- В настоящее время наблюдается бурный рост информационных технологий и сети Интернет в частности. В связи с этим программные, организационные меры обеспечения безопасности постоянно развиваются. Родители должны быть нацелены на саморазвитие в данной сфере и корректировать поведение детей в соответствии со складывающимися условиями.

Рекомендации для выработки родителями стратегии проведения воспитательной работы в части использования сети Интернет с детьми различных возрастных групп.

Для детей от 7 до 10 лет.

Оптимальной формой ознакомления ребенка в таком возрасте с сетью Интернет будет совместная работа с ребенком за компьютером.

Приучите детей:

- посещать только те сайты, которые Вы разрешили;

- советоваться с Вами, прежде чем совершить какие-либо новые действия, раскрыть личную информацию;

- сообщать Вам, если ребенка что-то встревожило либо было непонятно при посещении того либо иного сайта.

Запретите:

- скачивать файлы из Интернета без Вашего разрешения;

- общаться в Интернете с незнакомыми Вам людьми;

- использовать средства мгновенного обмена сообщениями без Вашего контроля

Постоянно беседуйте с детьми на тему использования ими сети Интернет: о действиях, посещенных сайтах, возможных новых знакомых.

Для детей от 10 до 13 лет.

В данном возрасте ребенок уже обладает определенными навыками и познаниями о работе в сети, не готов к постоянному личному контролю со стороны взрослых, однако все еще требует контроля.

Рекомендации:

- создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;

- используйте средства фильтрации нежелательного контента;

- напоминайте о конфиденциальности личной информации;

- приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета, при скачивании и установке программного обеспечения;

- поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;

- настаивайте на том, чтобы ребенок позволял Вам знакомиться с содержимым его электронной почты, учетных записей в социальных сетях, перепиской в средствах мгновенного обмена сообщениями;

- расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.

На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:

- услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ к Интернет сайтам, содержащим нежелательный контент;

- функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);

- функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (напимер Kaspersky Internet Security, Norton Internet Security), позволяющие контролировать использование компьютера, запуск различных программ (попытки запуска запрещенных программ блокируются), использование интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, загрузку файлов из Интернета, переписку с определенными контактами через интернет-мессенджеры и социальные сети, пересылку персональных данных, употребление определенных слов и словосочетаний в переписке через интернет-пейджеры;

- специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие

Для подростков в возрасте 14-17 лет.

Рекомендации:

- интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;

- настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета без Вашего ведома;

- напоминайте детям о необходимости обеспечения конфиденциальности личной информации;

- предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности;

- обсудите с ребенком возможные риски при осуществлении покупок в сети.

В сети Интернет на сайтах провайдеров, производителей антивирусного программного обеспечения, а также на специализированных ресурсах можно найти рекомендации по обеспечению защиты детей от различных типов киберугроз. Также значимой для родителей может быть размещенная в сети информация о действиях, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.

В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, социальному педагогу учебного заведения, в правоохранительные органы по месту жительства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши дети в социальных сетях. (Материалы к родительскому собранию)

От цивилизации никуда не денешься, да и нужно ли прятаться от современной жизни? Давайте просто попробуем защитить своих детей от ненужных факторов. Нельзя запрещать ребенку заводить страничку в социа...

Наши дети в социальных сетях. (Материалы к родительскому собранию)

От цивилизации никуда не денешься, да и нужно ли прятаться от современной жизни? Давайте просто попробуем защитить своих детей от ненужных факторов. Нельзя запрещать ребенку заводить страничку в социа...

Презентация на тему"Социальные сети в нашей жизни"

Обзор некоторых социальных сетей...

Памятка "Правила работы в сети Интернет и мобильных сетях связи для детей и родителей"

Компьютер в наше время стал для ребенка и другом и помощником и даже воспитателем, учителем. Между тем, существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно вли...

Индивидуальный проект "Социальные сети в нашей жизни"

Индивидуальный проект "Социальные сети в нашей жизни"...

Проект "Социальные сети в нашей жизни".

Цель проекта «Социальные сети в нашей жизни» - выяснить, какие социальные сети являются более популярными и как они влияют на жизнь и мировоззрение учащихся МОУ Кологривской средней общеоб...

Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».

Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...