Зеркальные нейроны и социальные сети. Кто же воспитывает наших детей.
статья по психологии
Педагоги, врачи, психологи не устают повторять, что необходимо минимизировать взаимодействие ребенка и компьютера, смартфона. Ни один современный работающий и не ведущий асоциальный образ жизни человек не представляет своей жизни без компьютерных технологий, а использование ИКТ на занятиях с детьми является непременным требованием к современному уроку. В чем же тогда опасность? Казалось бы, дай ребенку смартфон и он сам всему научится. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения организации высшей нервной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Зеркальные нейроны и социальные сети. Кто же воспитывает наших детей.
Педагоги, врачи, психологи не устают повторять, что необходимо минимизировать взаимодействие ребенка и компьютера, смартфона. Ни один современный работающий и не ведущий асоциальный образ жизни человек не представляет своей жизни без компьютерных технологий, а использование ИКТ на занятиях с детьми является непременным требованием к современному уроку. В чем же тогда опасность? Казалось бы, дай ребенку смартфон и он сам всему научится. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения организации высшей нервной деятельности.
Теория зеркальных нейронов основана в 1996 году на основе исследований Джакомо Риццолатти, нейробиолога из Италии. В своих экспериментах он подтвердил наличие связи между клетками головного мозга и повторением движений и эмоций. Пытаясь изучить механизм работы зеркальных нейронов ученый запустил серию экспериментов с приматами.
В одном из них исследовалась активность мозга обезьяны, которая ела изюм. Когда были выявлены нужные нейроны, Риццолатти решил отдохнуть. Он машинально протянул руку к лакомству. В этот момент нейроны мозга макаки активизировались и отреагировали так же, как и тогда, когда животное само лакомилось изюмом.
Позднее ученые из Франции провели серию экспериментов с людьми. Участникам первой группы давали понюхать приятные и неприятные запахи, реакцию на аромат фиксировали на фото. Также была отмечена реакция определенных участков мозга.Участникам второй группы были показаны фотографии первых испытуемых. Было отмечено, что в их мозге активизировались те же участки, что и у первой группы. Это подтвердило существование зеркальных нейронов, обнаруженных Джакомо Риццолатти.
Зеркальные нейроны – это группа нервных клеток или нейронов, расположенных в двигательной коре, с локализацией в лобной доле мозга, рядом с зоной, связанной с развитием языка. Данные нейроны становятся активными во время определенной активности, а также во время наблюдения за другим человеком, предпринимающим эту активность. Зеркальные нейроны начинают функционировать уже в период внутриутробного развития, и их активность лежит в основе связи между зародышем и матерью.
Ученые выделяют три уровня их влияния:
- движения (подражание);
- формирование эмпатии, сопереживания;
- «картина мира» (формирование значимых навыков поведения, приспособления к определенной социальной группе).
Первопричина «зеркальных» свойств мозга, подражания, эмпатии – преимущество колонии (семьи или стаи). У животных, живущих группами, синхронизация происходит на химическом уровне (например, одновременная овуляция у кораллов).
Более сложный, социально обусловленный уровень работы зеркальных нейронов также легко проследить в быту, наблюдая за группой людей, объединенных фактором совместного проживания и воспитания. Закономерность «какая мать – такие дети» прослеживается не только в семьях, но и в группах воспитанников. Дети копируют своего педагога, как в лучших, так и в худших проявлениях. Иногда можно не видеть педагога, взаимодействовать только с детьми, но при этом четко понимать, кто их постоянный воспитатель.
Процесс научения детей происходит преимущественно путем подражания, как в отношении простых движений, так и в формировании эффективных навыков социального взаимодействия.
Двигательный тип зеркальных нейронов отвечает за способность повторять движения за другим человеком. Они предоставляют возможность новорожденным подражать движениям взрослых. Наблюдения за действиями стимулируют рефлекторную нервную систему мозга так же, как если бы человек сам выполнял эту деятельность. Исследования показывают, что наблюдатель активирует тот же набор нейронов, который становится активным во время собственной работы. Самый простой вид неосознанного отзеркаливания, подражания, знаком всем. Зевнул один – зевнет второй.
Подражание, несмотря на свою огромную значимость в формировании «картины мира», может быть не только полезным, но и опасным. Всем хорошо известен «эффект толпы». Но мне хотелось бы отметить современную тенденцию подражания, связанную с развитием интернета.
Современный человек все чаще общается онлайн и активно использует социальные сети. Большинство подростков воспринимают свой смартфон, как целый мир в кармане. Им свойственно «клиповое мышление» — это особенность воспринимать происходящее в мире через яркий, короткий посыл, в форме небольшого видеоклипа. Все вокруг воспринимается не целостно, а фрагментарно, как череда не связанных между собой частей и идей. Наиболее популярным у подростков становится приложение «Тик-ток», так как он представляет собой бесконечную ленту коротких видео с ярким музыкальным сопровождением, не несущих никакой идеи, кроме как развлечь или шокировать. В процессе просмотра коротких видео, происходит выброс гормонов радости и удовольствия, один из которых дофамин. Дофаминовый вид зависимости побуждает детей все чаще возвращаться в эту социальную сеть.
Блогеры Тик-тока, которые хотят привлечь к себе как можно больше подписчиков, начинают запускать челленджи (вызовы) и «тренды»- действия, которые нужно повторить. Они могут быть глупыми, безумными и просто опасными. Механизм работы социальной сети основан на подражании. Действия нужно повторить, скопировать, набрать большее количество лайков. Человек, принимающий подобный вызов, повторяющий действия других блогеров, становится частью значимого для него общества, активно перенимает социально одобряемые в своей группе формы поведения.
Но! Правильно ли реализуется одна из основных функций зеркальных нейронов? Какая «картина мира» формируется у современных детей, бесконтрольно блуждающих по просторам интернета?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для выступления на областном семинаре СарИПКиПРО «Использование возможностей социальной сети работников образования nsportal.ru в контексте образовательной инициативы «Наша новая школа»
Презентация для выступления на областном семинаре «Использование возможностей социальной сети работников образования nsportal.ru в контексте образовательной инициативы «Наша новая школа»...

Наши дети в социальных сетях. (Материалы к родительскому собранию)
От цивилизации никуда не денешься, да и нужно ли прятаться от современной жизни? Давайте просто попробуем защитить своих детей от ненужных факторов. Нельзя запрещать ребенку заводить страничку в социа...

Наши дети в социальных сетях. (Материалы к родительскому собранию)
От цивилизации никуда не денешься, да и нужно ли прятаться от современной жизни? Давайте просто попробуем защитить своих детей от ненужных факторов. Нельзя запрещать ребенку заводить страничку в социа...
Проектная работа «Социальные сети в жизни учащихся нашей школы»
Проектная работа рассматриает проблемуСоциальные сети -это польза или вред...

Статья "Социальные сети и наши дети"
Проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека наряду с имеющей место не квалифицированностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего коли...
Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».
Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...
Социальный проект "Социальные сети в жизни студентов нашего колледжа"
Социальный проект "Социальные сети в жизни студентов нашего колледжа"...
