Профилактика агрессивности в подростковой среде
статья

Петрова Александра Андреевна

Проблема воспитания подростков с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем.

Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Хотя явления подростковой агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsped.docx53.69 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика агрессивности в подростковой среде

Проблема воспитания подростков с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем.

Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Хотя явления подростковой агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может.

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

В 1991 году в России официально введен институт социальных педагогов. Стала активно развиваться социальная педагогика как наука. Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации. В истории педагогической мысли идеи социальной педагогики нашли свое отражение в трудах и практической деятельности многих классиков педагогики (Р. Оуэна, П. Наторпа, Г. Спенсера). В нашей стране социальная педагогика активно развивалась с 20-х годов на основе разработки идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое и практическое воплощение у С.Т. Шацкого. В научном плане социальную педагогику активно разрабатывают В.Г. Бочарова, С.И.Григорьев, Г.Н. Филонов и др.

Причинам возникновения агрессивного поведения посвящено много фундаментальных теоретических исследований, как в отечественной (Н.Д Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, С.А. Беличева, Л.М. Семенюк, В.Г. Петров, Н.Н. Павлова, и др), так и в зарубежной литературе (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Бандура, Г. Бреслав, А. Басс, Э. Фром, В. Оклендер и др.). Проблемы профилактики агрессивного поведения подростков представлены в исследованиях (З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломенского, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др). Методологической основой программы коррекции агрессивного поведения детей стали принципы структурного, когнитивного и деятельностного личностно - ориентированного подходов.

В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

 В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, или обществу. (Delgado H.)

Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.

 Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.

 Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

 Одно из определений агрессии, предложено А. Бассом, агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

По мнению Э. Фромма существует два вида агрессии:

1.Злокачественная, представляющая собой жестокое и деструктивное поведение и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

2. Доброкачественная – появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность минует, доброкачественная агрессия затухает.

В настоящее время психологи выделяют два вида агрессии и вкладывают в них приблизительно тот же смысл:

- конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);

- деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального повеления с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем).

 Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Аддиктивное поведение - одна из форм поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Делинквентное поведение – антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Школьная дезадаптация – это социально-психологический процесс, обусловленный наличием отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

Психологическая коррекция – это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Функции социального педагога

Основными функциями социального педагога в ходе реализации данной программы являются:

  • Аналитико-диагностическая:

- постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;

- выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;

- установление причин отклоняющегося поведения подростков, причин социального неблагополучия семьи;

- содействие в выявлении одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

  • Прогностическая

- прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;

- определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;

- планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.

  • Организационно – коммуникативная:

- способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых педагогов школы, родителей;

- установление деловых и личностных контактов;

- накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;

- формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и со взрослыми.

  • Коррекционная

- осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.

  • Социально – профилактическая и реабилитационная:

- организация системы профилактических мер по предупреждению девиантного и делинквентного поведения детей и подростков;

- влияние на формировании нравственно – правовой устойчивости;

- организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям группы социального риска.

  • Координационно – организаторская:

- организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;

- влияние на разумную организацию досуга;

- включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учётом психолго-педагогических требований.

  • Социально – педагогическая поддержка и помощь учащимся:

- оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребёнку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации.

  • Охранно – защитная:

- использование имеющегося арсенала правовых норм защиты прав и интересов личности;

- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

- взаимодействие с органами социальной защиты.

  • Психотерапевтическая:

- забота о душевном равновесии ребёнка;

- установление доверительных отношений с ребёнком, подростком, взрослым;

- оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов;

- оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе.

  • Посредническая:

- осуществление связи в интересах ребёнка между семьёй, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребёнка.


Тематические мероприятия по профилактике агрессивности

Тема

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Методическое, техническое, диагностическое обеспечение

1        

Знакомство

Тестирование и рассуждение об агрессии

1 час        

Групповая работа        

Тетрадь, ручка, бланки теста

2        

Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния

Тренинг «Мир глазами агрессивного человека».

1 час        

Групповая работа        

3        

«Проблемы — на передний план» - правило взаимодействия в команде.

Упражнение «Камушек в ботинке»

1 час        

Групповая работа        

Бумага, карандаши

4        

Агрессия может быть конструктивной        

Игра «Датский бокс»

1 час        

Групповая работа        

Изоматериалы

5        

Выработка приемлемых способов разрядки гнева и агрессии

Тренинг «Нужна ли агрессия?»

1 час        

Групповая работа        

6        

Тренировать умение владеть своими эмоциями

Тренинг «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги».

1 час        

Групповая работа        

7        

Усиление позиции Эго

Тренинг- «Я среди людей»

1 час

Групповая работа

8        

Положительное лидерство

Упражнение «Король и королева»

1 час

Групповая работа

9        

Снятие напряжения, выявление мотивов агрессивных действий

Упражнения «Апельсин», «Шла Саша по шоссе»

1 час

Групповая работа        

10        

Формирование адекватного способа поведения в конфликтных ситуациях, прощание

Упражнение «Ковер мира», «Небеса и ад», «Подарок»

1 час

Групповая работа        

Плед, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п.


  1. Использованная литература

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
  2. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.
  3. Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7 классов. // Школьный психолог №16, 2003.
  4. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с
  5. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.
  7. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
  9. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.
  10. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.


  1. Приложения

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: сближение участников группы, знакомство, получение первичной информации друг о друге, мотивация подростков на работу в рамках данной программы.

- Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу провести с вами занятие и узнать, что вы знаете об агрессии, как вы это понимаете, какие последствия предполагают агрессивные действия человека, а также хочу узнать о том, что вы думаете и знаете о правилах общения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми людьми. Я предлагаю вам пройти тестирование, затем мы вместе проанализируем полученные результаты.

В течение учебного года мы будем работать по программе, которая называется «Под контролем». Эта программа включает в себя цикл занятий, на которых мы с вами будем обсуждать очень важные вопросы о поведении в обществе, взаимоотношениях людей и самоконтроле. Мы будем вместе учиться думать, рассуждать и делать правильные выводы. Сейчас я предлагаю вам быстро познакомиться и рассказать кто что любит. Ребята садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник потом представляет себя и т.д.

А сейчас мы с вами пройдём тестирование (Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут))

После я даю детям материалы для обработки и интерпретации материалов.

Занятие 2. Тренинг «Мир глазами агрессивного человека»

Цель: обучение подростков навыкам распознавания и контроля деструктивного поведения.

Ход занятия.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об агрессии и агрессивном поведении, что же такое агрессия? Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия - деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт».

Ведущий предлагает вместе подумать и обсудить, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека? Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себя в разговоре? Какое у него поведение?

Ребята называют признаки агрессивного человека: агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно и т. д.

Ведущий. Психологами разработаны критерии определения агрессивности.

Критерии агрессивности подростка:

Подросток:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.

Затем ведущий предлагает провести игру. Одному из участников предлагается выполнять любые неагрессивные действия (он встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает). Другой участник должен прокомментировать действия первого участника с позиции агрессивного человека («Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул», «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую-нибудь гадость» и т. д.). Остальные участники могут предлагать свои комментарии.

После проведения игры идет обсуждение:

- Может человек в состоянии агрессии правильно оценивать ситуацию?

- Являются действия агрессивного человека конструктивными или деструктивными?

- Может ли приводить агрессивное поведение к конфликту?

Ведущий делает выводы о том, что человек в состоянии агрессии не может оценить ситуацию объективно, такое поведение очень часто приводит к конфликтам, что существуют другие способы поведения, способствующие правильной оценке ситуаций и разрешению конфликтов.

Обучение подростков навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Информация для ведущего. Далеко не всегда агрессивный подросток признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие подростки не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивного подростка может быть очень скуден. Он с трудом может назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) он даже не предполагает. Нетрудно догадаться, что в этом случае подростку сложно распознать свои и чужие эмоции. Для того чтобы подросток мог верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить подростка понимать себя, и, прежде всего ощущения своего тела. Ведущий сначала может предложить подростку потренироваться перед зеркалом: нужно сказать, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Подросток очень чутко воспринимает сигналы своего тела и с легкостью описывает их. Например, если он злится, то чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладони чешутся и т. д.». Мы можем научить подростка точно оценивать эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.

Таким образом, подросток, если он верно «расшифрует» послание своего тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если подросток к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может воспользоваться ими, предотвратив конфликт.

Занятие 3. Упражнение «Камушек в ботинке»

Цель: научить детей с помощью метафоры сообщать о своих трудностях.

Ведущий предлагает поиграть в игру «Камушек в ботинке».

В эту игру полезно играть, когда подросток обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ему заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный).

Ведущий. Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями. Ребята, случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки? Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, вы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем более сильная, чем накануне, обида, злость, - вот такие чувства обычно могут испытывать подростки, когда маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап.

Ведущий. Ребята, когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованны, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям - и взрослым, и подросткам - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Ведущий. Давайте поиграем в эту игру; каждый из вас по кругу скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня книгой». Расскажите, что вам еще не нравится (может, кто-то обозвал, неправильно понял и т. д.). Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

И вы вместе обговариваете способ, как можно избавиться от «камушка». Поиграв несколько раз в эту игру, подростки в дальнейшем часто начинают испытывать потребность рассказывать о своих проблемах.

Занятие 4. Упражнение «Датский бокс»

Цель: показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?

Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.

Задание 5. Тренинг «Нужна ли агрессия?»

Цель: Выработка приемлемых способов разрядки гнева и агрессии.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое агрессия.
  2. Показать приемлемые способы борьбы со своим гневом, агрессией.
  3. Тренировка умений борьбы с гневом, агрессией.

Оборудование: шарик, музыкальное сопровождение для релаксации.

Ход занятия.

Приветствие. “Привет без слов”

Каждый из участников приветствует мимикой и жестами группу. Все в точности по кругу повторяют его движения. Вводится запрет на голос.

Основная часть Упражнение “Головомяч”

Сели на стулья друг напротив друга так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите шарик точно между вашими головами. Ваша задача - поднять шарик и встать самим. Вы можете касаться шарика только головами, постепенно поднимаясь.

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Все ли смогли справиться с этим заданием?

- Почему некоторые не смогли справиться с этим заданием?

Беседа об агрессии

- Что такое агрессия?

Агрессия - это своего рода защитная реакция человека.

Какие эмоции вызывают агрессию?

Какую роль эмоции играют в жизни человека?

А теперь послушайте “Притчу о змее”.

Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

- Какой вывод можно сделать из этой притчи?

- Зачем человеку нужна агрессия?

- В каких случаях?

Оказывается, выделяют агрессию конструктивную и деструктивную.  Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы. Деструктивная агрессия - это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутвердиться за счет унижения других.

Подумайте, в какой форме проявляется ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?

Упражнение “Выставка”

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить историю, когда этот человек вас обижал. Вспомните чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.

Обсуждение: Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения?

Менялись ли ваши ощущения?

Анализ занятия

Какие способы снятия гнева для вас наиболее приемлемы?

Нужно ли учиться снимать агрессию?

Игра “Браво”

Участники стоят в кругу. В центре круга стоит стул.

- Мы все были в театре, на концерте, в цирке и видели, как публика рукоплещет артистам в конце представления. Каждому из нас иногда хочется оказаться на сцене и заслужить бурные аплодисменты. Я приглашаю каждого поочередно подняться на стул, а группе – поаплодировать.

Занятие 6. Тренинг «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги».

Цель: Тренировать умение владеть своими эмоциями.

Задачи: 

  1. Познакомить учащихся с эмоциями.
  2. Научить угадывать эмоции.

Оборудование: ладони (из картона синего, красного, желтого, цвета), плакат с эмоциями.  

 Ход занятия.

Приветствие. Упражнение “Цветные ладони”

Участники хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит 3 ладони (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает “ладонь” определенного цвета. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.

Красная ладонь - надо пожать руку.

Синяя ладонь - погладить плечо партнера.

Желтая ладонь - поздороваться «спинками».

Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.

Основная часть

Вспомните, какое настроение чаще всего у вас было за неделю, и скажите:

- Всегда ли вы были спокойны и веселы?

- Всегда ли вы внимательны и сосредоточены?

- Были ли вспышки гнева?

- Было ли вам неудобно за какой-то свой поступок?

- От каких вредных привычек вы хотели бы избавиться?

Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми. Оказывается, что внутри нас живут наши «друзья» и наши «враги» - эмоции.

Какие эмоции являются нашими друзьями, а какие врагами? Почему?

Так значит, что такое эмоции?

Эмоции - это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас. Могут ли эмоции нанести человеку вред?

Игра «Угадай эмоцию»

А сейчас мы проверим, умеете ли вы различать эмоции. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.

Рефлексия: Легко ли отличить положительные эмоции от отрицательных? Чем они отличаются друг от друга?

Игра «Назови эмоцию»

А сейчас давайте, перечислим те эмоции, которые мешают общению и помогают общению.

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.

Рефлексия: Много ли эмоций вы смогли назвать? С чем это можно связать? Каких эмоций в вас больше?

«Изобрази эмоцию»

Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.

Всем участникам раздаются карточки, на каждой написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др.). Один изображает эмоцию, остальные угадывают эмоцию.

Полезно ли было для вас это занятие? Чем? Повлияло ли оно на вас? Какие эмоции оно вызвало у вас?

Прощание

Упражнение «Кораблик»

Каждый из участников, держа в руках лист бумаги, говорит о том, как его лично затронула обсуждаемая проблема. Затем первый участник складывает лист пополам, второй участник складывает уголки, третий кончик и т.д. до тех пор, пока будет готов кораблик.

Занятие 7. Тренинг «Я среди людей».

Цель: усиление позиции Эго.

Задачи: 1. Создать благоприятные условия для общения.

2. Научить детей отстаивать свои права, но так, чтобы не ущемить права другого.

3. Учить уважать других людей.

Оборудование: листы бумаги, мяч.

Ход занятия:

Приветствие. Упражнение «Приветствие по секрету»

Участники группы сидят по кругу.

- Вам необходимо по очереди произнести приветственные слова, не говоря, кому именно они адресованы. Остальные участник должны об этом догадаться. По моему сигналу все громко будут называть имя. Вы должны стремиться к тому, чтобы ваши приветствия были образными, яркими, но в то же время засекреченными. После выполнения упражнения группа выберет три самых интересных приветствия.

- Легко ли вам было угадать, кому адресовано приветствие?

- Что в этом задании оказалось для вас сложным?

Основная часть

Ведущий: - Когда вы слышите такие слова, как «доброта», «злость», возникают ли у вас какие-либо ассоциации?

- Я предлагаю вам немного пофантазировать.

Упражнение «Лепим скульптуру»

Участники встают в круг. Выбирается (по жребию) подросток, который становиться глиной, а остальные – «скульпторами».

- Вам необходимо слепить скульптуру под названием «Доброта», (поочередно участники игры становятся «глиной»).

- Название скульптур тоже меняются - ответственность, любовь, ненависть, решительность, уверенность, беззащитность, справедливость.

Рефлексия: Почему для того, чтобы показать доброту вы сделали именно эту скульптуру? Что было легче: быть глиной, или скульптором? Какие чувства вы испытывали, когда были глиной, скульптором?

Ведущий: - Каждый человек имеет собственные права, такие как право на образование, медицинское обследование и т.д.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны права?

Упражнение «Мои права»

Я предлагаю вам написать “Декларацию о правах подростка”. Но они должны отвечать следующим критериям:

Твои права не должны ущемлять прав других людей.

Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от тебя лично.

На выполнение задания всем дается 10-15 минут. А теперь давайте заслушаем вашу Декларацию.

Рефлексия:

Сложно ли составлять Декларацию, учитывая права других людей?

Все ли требования отвечают представленным критериям?

Заключение.

Что вам понравилось в нашем занятии? Что не понравилось? Какие задания вам особенно запомнились?

Завершим занятие традиционными пожеланиями друг к другу.

Упражнение «Мяч по кругу»

Мы хорошо поработали. Сейчас будем передавать мяч по кругу, и говорить теплые пожелания на завтрашний день.

Занятие 8. Упражнение «Король и королева»

Участники выбирают из своей группы двух человек на роль короля и королевы. Они рассаживаются на импровизированный трон (желательно с возвышением). Задача остальных участников – подойти и поприветствовать отдельно короля и королеву. Форма приветствия может быть любой. «Монархи» также приветствуют участников.

Анализ: это упражнение на обнаружение «защит» личности. Каждый из участников, исходя из игровой ситуации, должен пережить некоторые унижения – поклон королю; и каждый по-своему должен будет «защищаться» от этой травмирующей ситуации. Анализируется, кто и как избегал этой ситуации подчинения.

Упражнение «Пиктограммы»

Цель: приобретение опыта в распознавании эмоций.

Инструкция: Пиктограмма - это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Если на знаке нарисованы вилка и ложка - это, конечно, столовая или кафе. Красный крест - это больница или медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией - это сообщение «Не влезай, убьет». Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни?

После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:

1.        Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: «Веселый праздник», «Грустный день», «Пасмурная погода», «Счастье». После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: «Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?».

2.        Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.

3.        Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.

Занятие 9. Снятие напряжения, выявление мотивов агрессивных действий

Релаксационное упражнение «Апельсин»

Цель: снятие напряжения.

Ребята лежат на спине, голова чуть в бок, руки и ноги слегка расставлены в стороны.

Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин. Пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулак, откатите апельсин (некоторые представляют, что они выжали сок), рука теплая…мягкая…отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно сделать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

Упражнение «Шла Саша по шоссе»

Цель: выявление у подростков мотивов своего агрессивного поведения.

Данная игра является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух». Игровое упражнение проводится в два этапа. Игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение в группе. Многие участники, не выдерживая инструкции «говорить грозным голосом», начинают улыбаться и смеяться.

1-й этап. Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе...» После этого все продолжают бродить по комнате и ворчать себе под нос. По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.

2-й этап. Участники с серьезными лицами ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом и сердито, грозным голосом, трижды выкрикивают текст своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующей встречи.

Обсуждение. Участники отвечают на вопросы педагога (психолога):

 Что чувствовали после проведения 1-го и 2-го этапов игры? В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций? Наблюдал ли каждый из участников эффект катарсиса на втором этапе работы? Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать близким выразить гнев в другой форме?

Занятие 10. Формирование адекватного способа поведения в конфликтных ситуациях, прощание

Упражнение «Ковер мира»

Цель: формирование адекватного способа поведения в конфликтных ситуациях.

Перед началом занятия или тренинга в кабинете где-то на видном месте расстилается бутафорский ковер (например, раскрашенные и склеенные 2 ватмана) и звучит легенда о «ковре мира».

Инструкция:

«Вы уже многое знаете о том, как строится общение с людьми, о том, что иногда между ними возникают конфликтные ситуации. Вы узнали, как эти ситуации предотвращать. Но в нашей жизни, какими бы терпеливыми, толерантными вы ни были, конфликты неизбежны. Нам предстоит подумать, как вести себя, если конфликт все же возник. Но прежде всего обратите внимание на этот «ковер мира». Это символ ненасильственного, мирного разрешения конфликтов. И если в течение нашей встречи будут возникать споры, столкновения, то этот ковер нам поможет».

При возникновении в ходе тренинга напряжения конфликтующие стороны садятся на ковер, чтобы мирно решить возникший спор. При этом сначала, в течение 2 минут, группа предлагает варианты выхода из сложной ситуации.

Анализ

Как сегодня нам помог «ковер мира»?

Почему для нас так важен «ковер мира»?

Как быть, если самого «ковра мира» рядом нет?

В конце занятия участники могут написать свои имена на этом ковре и украсить его. Тогда этот ковер мира всегда будет с вашими учениками как символ неконфликтных отношений.

Упражнение «Небеса и ад»

Цель: формирование адекватного способа поведения в конфликтных ситуациях

Инструкция:

«Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то высказывает точку зрения, отличную от той, которую имеет наш собеседник. И свою правоту хочет доказать во что бы то ни стало. Иногда это превращается в открытую борьбу. Вспомните сейчас случай из жизни, когда ваш спор с кем-то едва не закончился настоящей битвой. Напишите, что произошло тогда и как вы себя при этом чувствовали, как вам удалось избежать драки. Как бы вы поступили, побывав на сегодняшнем занятии?»

По желанию истории зачитываются.

Анализ

Кто готов зачитать то, что он написал?

Как вам удалось избежать драки?

Как бы вы поступили, побывав на сегодняшнем занятии?

Упражнение «Подарок»

Упражнение на сближение, взаимодействие и взаимоуважение в коррекционной группе. Будет прекрасным финалом цикла занятий по коррекции агрессии подростков.

Инструкция:

«Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. В этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, предназначенный именно тебе». Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Примеры пожеланий:

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
  3. З. В споре умей выслушать собеседника до конца.
  4. Уважай чувства других людей.
  5. Любую проблему можно решить.
  6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
  7. Не сердись, улыбнись.
  8. Начни свой день с улыбки.
  9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
  10. Взгляни на своего обидчика—может, ему просто нужна твоя помощь.
  11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.

После того как все нашли свои «подарки», ребята возвращаются в круг. Предложите всем зачитать то, что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.

Ритуал прощания

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо

смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицида в подростковой среде

  Среди проблем, связанных с сохранением здоровья нации, пристальное внимание правительства и общественности в последние годы привлекает вопрос о суициде в среде молодёжи. За послед...

Профилактикиа экстремизма в подростковой среде

Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....

Профилактикиа экстремизма в подростковой среде

Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....

Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде

Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде....

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Уже давно не секрет, что особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди подростков. Темпы роста наркомании в этой среде одни из самых высоких. За последние 8 лет число подростков употребляю...

Организация деятельности психолога по снижению агрессивности в подростковой среде.

Подростковый возраст-это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой становление личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы ...

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...