Программа лагеря с дневным пребыванием детей
материал

Светлана Борисовна Аникиева

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. причины ухудшения здоровья зависит от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного действия окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Дети стали мало двигаться, больше времени проводят у компьютеров и телевизоров, что негативно сказывается на их здоровье. С каждым годом увеличивается учебная нагрузка, которая, к сожалению, не способствует укреплению здоровью, а кратковременные и хронические отклонения в состоянии здоровья сказываются на умственной работоспособности учащихся.  От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Важную роль в сохранении здоровья играет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек. Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать время, проведенное детьми в летнем оздоровительном лагере при школе, для обучения их основам здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lagerya.docx42.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска средняя общеобразовательная школа № 43 

II региональный конкурс среди оздоровительных учреждений

«Мы – за здоровый образ жизни!»

Программа

лагеря с дневным пребыванием детей

Автор: Аникиева Светлана Борисовна

учитель географии МОУ СОШ № 43,

старший воспитатель

городского оздоровительного лагеря «Радуга»

Мурманск

2011г.

Пояснительная записка.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. причины ухудшения здоровья зависит от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного действия окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Дети стали мало двигаться, больше времени проводят у компьютеров и телевизоров, что негативно сказывается на их здоровье. С каждым годом увеличивается учебная нагрузка, которая, к сожалению, не способствует укреплению здоровью, а кратковременные и хронические отклонения в состоянии здоровья сказываются на умственной работоспособности учащихся.  От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Важную роль в сохранении здоровья играет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек. Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать время, проведенное детьми в летнем оздоровительном лагере при школе, для обучения их основам здоровому образу жизни.

Лагерь с дневным пребыванием детей при МОУ СОШ № 43 города Мурманска  работал в течение всех летних каникул и выполнял свои основные функции: оздоравливание детей, продолжение  формирования трудовых навыков у школьников, развития у ребят чувство коллективизма, творческие способности. Программа лагеря разработана  в соответствии с приказом  комитета образования  №365 от 21.04.09, приказом директора МОУ СОШ № от   и в целях реализации мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в период летних каникул, с Законом РФ «Об образовании», Уставом МОУ СОШ № 43 и является основой организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей.

Программа городского оздоровительного лагеря «Радуга»

Поскольку отдых – это смена деятельности, то лучше всего, чтобы энергия ребенка в период летнего отдыха нашла выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект.

Система организованного досуга в оздоровительном детском лагере позволяет решить социально-педагогическую задачу: заполнить свободное время ребят культурно - ценностным содержанием, приобщить к культуре и творчеству, основам здорового образа жизни.

Цель организации ДОЛ: Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время оздоровительного сезона.

Основные задачи ДОЛ:

  1. формирование здорового образа жизни, духовное и физическое развитие подростков,
  2. развитие коллективистских отношений;
  3. развитие творческих способностей детей;
  4. создание условий для самореализации учащихся;
  5. расширение кругозора подростков,
  6. формирование навыков общения со сверстниками и старшими,
  7. профилактика правонарушений;
  8. профилактика  нарушений ПДД;
  9. профилактика детского травматизма.

 

Программа предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе, что взаимно обогащает детей, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением, работать в команде, развивает коммуникативные навыки и умения.

Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогруппы, отряда.

Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать:

- укреплению здоровья;

-развитию двигательных способностей и функциональных возможностей    

  детей;

- воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

       

  Цели программы:

 - способствовать физическому, психическому, интеллектуальному,    

  нравственному здоровью детей;

- содействовать воспитанию в детях толерантности друг к другу;

- создать условия для раскрытия творческого потенциала ребёнка;

- повысить культурный уровень ребёнка;

- организовать и осуществить оздоровительные мероприятия, результатом     которых будет повышение уровня здоровья детей;

-   формировать стремление к здоровому образу жизни.

Задачи  лагеря:

- обеспечение охраны здоровья и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, летнего отдыха детей;

- создание нормативной и правовой базы в области оздоровления детей, обеспечивающей функционирование и развитие системы детского отдыха, оздоровления и занятости детей;

- создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом её возможностей;

 - создание условий для успеха, формирование позитивного отношения к жизни;                 

- экологическое воспитание;

- раскрытие способности и творческого потенциала каждого ребенка;

-  воспитание у отдыхающих, любви к Родине, окружающей природе, семье;

- выявление одаренных и талантливых детей, привлечения их к участию в различных мероприятиях;

- социальная поддержка детей из малообеспеченных семей;

- формирование трудовых навыков, подготовка к сознательному выбору профессии и активному труду; 

 - профилактическая работа по борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией.

Успешность педагогической деятельности коллектива реализуется при следующих условиях:

— защита прав и интересов ребёнка;

— доброжелательность;

— соблюдение конфиденциальности;

— сотрудничество и содействие.

Воспитательная деятельность в детском оздоровительном лагере направлена на формирование следующих основных качеств личности ребенка и представлена через своеобразную  Я-концепцию, предполагающую не законченный образ, а формирующиеся качества:

 

любознателен                                здоров                                     гуманен

психически  благополучен                                              творчески  активен

                                                           Я

индивидуален                                                                          нравственен

 

                                                  эмоционален

Детский летний лагерь отвечает всем требованиям для охраны и укрепления здоровья ребенка, его отдыха. Достаточное программно – методическое обеспечение позволяет нам на творческом уровне  осуществлять формирование здоровой, нравственной и творческой личности.

Программа ДОЛ

  1. Оздоровительная работа. 

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

  1. ежедневный осмотр детей медицинским работником;
  2. утренняя гимнастика;
  3. принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  4. организация пешеходных экскурсий (в ОДЮБ (1 – 3 отряды), Мурманский областной художественный музей (1 – 3 отряды), Мурманский областной краеведческий музей (1 – 3 отряды), музей УВД (1 отряд);
  5. организация здорового питания детей;
  6. организация спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр:
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе на пришкольной площадке, игры со спортивным инвентарем на свежем воздухе (в отрядах),
  • участие в городском спортивном фестивале «Рыбацкие мили» (1 отряд),
  • спортивно-развлекательная программа в «Огнях Мурманска» с посещением тропической купальни (1 – 2 отряд),
  • игра-соревнование «Путешествие в страну доброго здоровья – Спортландию» (1 отряд), спортивные соревнования «Со спортом не дружишь – не раз потом потужишь» (2 отряд), спортивные соревнования «Семь С» (3 отряд), спортивные соревнования «Юные олимпийцы»  (1 отряд),  «Веселые старты» (2 отряд), «Веселая эстафета» (2 отряд), спортивные соревнования «Остров юных пиратов» (3 отряд), спортивные легкоатлетические соревнования «Движение – жизнь» (3 отряд).

7)   Беседы, проведённые медицинским работником:

– «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», лекторий «Как сохранить зубы здоровыми» - встреча со стоматологом  (в отрядах),

  1. Игровые занятия, беседы по пропаганде здорового образа жизни, сохранении здоровья:
  •  Занятие «В гостях у королевы здоровья» (1 отряд), беседа по предупреждению травматизма «Если хочешь быть здоров!» (1 – 3  отряды), беседа по профилактике инфекционных заболеваний «Опасные микробы» (1 отряд), беседа по профилактике инфекционных заболеваний «Откуда берутся инфекции?» (3 отряд)

II. Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период.

  • Инструктажи для детей:        «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде» (встреча с сотрудниками ОСВОД);
  • игры, викторины, конкурсы: викторина  по ПДД «Дорожная азбука» (1 отряд), беседа-игра  по профилактике пожарной безопасности «Пожарным можешь ты не быть…» (1 отряд), игра по ПДД «Гонки по правилам» (1- 2 отряды), познавательная игра по ПБ: «Чтобы не было беды» (1 отряд), игровая программа «Знаем правила движения, как таблицу умножения» (1 - 2  отряды), викторина «Красный, желтый, зеленый» - по ПДД (2 отряд), конкурс рисунков по теме «Не играй с огнем!» (2 отряд), конкурс «Дорожный знак» (2 отряд), конкурс рисунков на асфальте «Я рисую улицу» (2 отряд), брейн-ринг «Основы пожарной безопасности» (2 отряд), турнир по  пожарной безопасности «Искру туши до пожара, беду отведи до удара» (3 отряд);
  • беседы, занятия: беседа о ПДД «Школа дорожных наук» (1, 3 отряды), беседа о правилах пожарной безопасности  в летнем оздоровительном лагере «Человеку друг  - огонь, только ты его не тронь!» (1 отряд), занятие «Умеете ли вы оказывать  первую  помощь при ДТП?» (1 отряд), беседа по ПБ «Какие опасности нас подстерегают дома?» (2 отряд), беседа о правилах пожарной безопасности  в летнем оздоровительном лагере «Опасные шалости с огнем» (3 отряд).

  1. Работа по сплочению коллектива воспитанников.

 Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

  • коммуникативные игры на знакомство   «Здравствуйте, мы вам рады!» (1 отряд), «Давайте познакомимся» (3 отряд);
  •  тренинг «Вместе дружим мы с тобой» (ОДЮБ, отдел психологической поддержки читателей – 1 - 2 отряды), познавательно-игровое занятие «Разноцветные сказки» (ОДЮБ, отдел психологической поддержки читателей – 2 отряд), тематическое занятие  «Лучик света мудрого совета» (ОДЮБ, отдел психологической поддержки читателей – 3 отряд);
  •  игры на сплочение коллектива «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Живая картина», «Одна сказка на всех», «Снежный ком», «Скульптор», «Снежинка» (в отрядах);
  •  познавательно-игровая программа «В дружбе – сила!» (1 отряд), музыкальный час «Песни о дружбе» (2 отряд).

  1.    Работа по развитию творческих способностей детей.

  • Оформление отрядных уголков, стенных газет;
  •  Конкурсы рисунков на асфальте: «День рыбака» (1 – 3 отряды), «Пусть всегда будет солнце!» (2 отряд), «Семья - семь я» к Всероссийскому дню семьи, любви и верности (3 отряд);
  •  конкурсы рисунков на бумаге: конкурс рисунков «Сказки Пушкина» (2 отряд), конкурс рисунков «Мой комикс» (2 отряд), лучший рисунок на тему «Мои друзья» (2 отряд), конкурс рисунков «Лето – это …» (3 отряд);
  •  конкурсы, занятия на развитие творческого мышления, ручного труда: Мурманский областной художественный музей -   «Мастер класс по рисованию» (1 отряд), Мурманский областной художественный музей – мастер – класс «Изготовление игрушки Птички-веснянки» (1 – 3  отряды), «Изготовление игрушки Зайчик на пальчик» (3 отряд), Мурманский областной художественный музей  - медиапрезентация «Венецианские маски» мастер – класс по изготовлению маски (2, 3 отряды),  карнавал «Летние фантазии» (2 отряд), конкурс букетов «Букет для феи» (2 отряд), мастерская «Умелые руки» - изготовление сувениров из природного материала (2 отряд), мастерская «Умелые руки» - изготовление оригами, «вырезалочки» (3 отряд), творческий конкурс «Летние самоделки» (3 отряд), Мурманский областной центр художественных ремесел – экскурсия по залам центра, мастер -  класс по плетению (1 – 3 отряды);
  •  мероприятия на развитие творческого, логического мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, игра «Бинго» (1 отряд), интеллектуально-познавательная игра «Хочу всё знать!» (1 отряд), игра «Найди клад» (2 отряд), игры «Умные слова», «Одна сказка на всех» (3 отряд), настольно-печатные игры;
  • музыкальные конкурсы: игра «Угадай мелодию» (3 отряд), «Музыкальный марафон» (3 отряд), конкурс «Лучшая песня» (2 отряд), музыкальный час «Любимые песни мультфильмов» (2 отряд), конкурс «Песни о Родине» (2 отряд), музыкальный час «Добрые песни» (2 отряд);
  • коллективно-творческие дела: участие в городском фестивале театральных миниатюр «Каникулы «Яркая звезда»;
  • поездка на представление в Мурманский Океанариум;
  • развлекательная программа в центре «Форум».

  1. Работа по патриотическому развитию детей.

  • Экскурсии в музеи города: Мурманский областной краеведческий музей на экскурсии – занятия «Урок мужества» (1 – 3 отряды), «Первый полет человека в космос» (1- 3 отряды); Мурманский областной художественный музей на экскурсии, мастер – классы «Во что играли в старину», «Всероссийский день семьи, любви и верности» (1  - 3 отряды), музей УВД Мурманской области экскурсия «Из истории правоохранительных органов» (1 отряд).

Воспитатели

                Дети

Система преемственности:

воспитатель – воспитатель

воспитатель – родитель

медицинский персонал – воспитатель-

родитель

Повышение иммунитета и жизнестойкости организма.

Улучшение общего физического состояния

Осознание целей и задач воспитательного процесса в оздоровительном лагере

Более осознанное отношение к истиной ценности своего здоровья и собственной жизни:

Здоровый образ жизни, доброта, воля и умение отличать их от ложных.

Система отслеживания:

здоровье ребенка

нравственного сознания

Стремление жить в гармонии с природой и собой.

Повышение мотивации к знаниям о здоровом образе жизни, повышение культуры сохранения собственного здоровья.

Овладение методами и приемами, способствующими творческому развитию личности

Интеллектуальный рост, самосовершенствование, развитие творческих способностей.

Повышение уровня коммуникативных навыков, воспитанности у детей.

Овладение методами и приемами, способствующими трудовому воспитанию личности

Развитие трудовых навыков.

Здесь можно пустить каждодневные планы

Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:

 

Проанализировав работу лагеря, педагогический коллектив  пришёл к выводу, что общее оздоровление и укрепление здоровья детей прошло успешно, жизненный опыт детей пополнился социально-культурными событиями. Повысились их творческие способности. Ребятам удалось проявить свою инициативу и активность.

В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации Программы применяется следующий инструментарий:

- методика «Цветной тест Люшера» (определение уровня комфортности, психологической раскованности детей);

- экран настроения;

- методика «Семь показателей самоуправления» (динамика общего состояния здоровья детей;

- карта наблюдения за состоянием здоровья детей (медицинский работник).

Литература:

  1. Летний оздоровительный лагерь – Е.А. Губина. Изд. «Учитель» Волгоград
  2. Программы и методические рекомендации по организации спортивно –          оздоровительного лагеря. – О.Е.Левочкина.- М.:ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с.
  3. Журнал «Народное образование». - № 3. – 2002. – 287 с.
  4. Программы и методические рекомендации по организации спортивно – оздоровительного лагеря. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 61 с.
  5. Организация службы охраны труда в системе муниципальных образовательных учреждений. Н.В. Шабанов. – Волгоград. – 263 с.
  6. Медицинские и психологические  проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом – Д.Д. Паньков, А.Г. Румянцев, Изд.: М, 2002
  7. Подростки и наркотики: опыт исследования – Е.Л. Омельченко, Изд.: М, 2003
  8. Методические разработки мероприятий педагогов – участников городского конкурса « Лучший профилактический урок» Серия « Лучший профилактический урок» - Департамент образования администрации г. Томска Городской научно- методический центр, составитель Антошкина О.О., методист ГНМЦ
  9. « Школа без наркотиков» Книга для педагогов и родителей. Издательство

    «Образование-Культура» под научной редакцией доктора биологических    наук, профессора Л.М. Шипицыной, доктора педагогических наук, профессора Е.И.Казаковой.

  1. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью – Профессор Л.М. Шипицына, Москва -2003.

ЗАНЯТИЕ . Сила привычки.


Это занятие всегда вызывает неподдельное удивление у ребят любого возраста. Творчески выстроенное практическое занятие позволяет преподнести достаточно скучную информацию о последствиях «путешествия» пищи внутри нашего организма доступно и интересно. Для поддержания этого интереса у мальчишек рекомендуется обратить внимание на то, как влияет пища на развитие физической силы, выносливости, мышечной массы. Девочек волнуют, в первую очередь, проблемы, связанные с весом, с ухоженным внешним видом: какая пища может помочь похудеть или поправиться, какие продукты способствуют появлению различных высыпаний на лице.
Но девочки с избыточным весом могут сделать и опасный для себя вывод: если на увеличение массы тела влияет избыток жиров и углеводов, то самый простой, казалось бы, способ похудеть — отказаться от их употребления. Нужно им объяснить, что главные их враги — малоподвижный образ жизни, несоблюдение элементарного режима дня и, конечно, привычка есть больше, чем необходимо организму, не задумываясь о совместимости и качестве пищи. Процессы обмена веществ нарушаются не от каш и масла, а чаще всего от конфет, тортов, булочек.
У вас в запасе должны быть интересные примеры, будьте готовы дать несложные практические советы. Желательно не углубляться в область медицинских знаний, тем более что многие дети сегодня больны хроническими заболеваниями и ваши советы могут пойти вразрез с назначениями лечащего врача.

Ход занятия:
- Вступительное слово ведущего по теме занятия.
- Познавательный блок: рассказ-информация, проиллюстрированный примерами (о необходимых организму веществах; работе желудочно-кишечного тракта; о нашей традиционной пище; о неполном переваривании продуктов как причине различных заболеваний).
- Самоанализ: «Правильно ли ты питаешься?» (не нужно заставлять ребёнка, если он не хочет, участвовать — на это у него могут быть причины).
- Составление меню (на один день).                                                    

Несовместимые продукты: белки + углеводы; кислоты + крахмалы; белки + крахмалы; белки + белки; белки + кислоты; белки + жиры; углеводы + крахмалы.
Совместимые продукты: белки + зелёные некрахмалистые овощи; углеводы + жиры; углеводы + кислоты; углеводы + зелёные некрахмалистые овощи; жиры + кислоты; жиры + зелёные некрахмалистые овощи; жиры + крахмалы; кислоты + зелёные некрахмалистые овощи; зелёные некрахмалистые овощи + зелёные некрахмалистые овощи; крахмалы + зелёные некрахмалистые овощи.
На занятии ребята составляют различные варианты меню.
Приводим наиболее удачные с точки зрения совместимости пищевых продуктов.
1.Капуста тушёная с мясом или грибами (с добавлением лука, укропа, петрушки и другой зелени); овощной салат без томатов, заправленный лимонным соком; чай.
2.Винегрет (варёные картофель, свёкла, морковь; солёные огурцы, лук, соль по вкусу); чай с мёдом.
3.Рисовая каша со сливочным маслом.
4. Мясные котлеты и салат из сырых овощей (без томатов);                              

5. Ягоды (по сезону) со сметаной.

Распределение основных продуктов
Белки
(главные из них): все хлебные злаки, яйца, молоко, творог, сыр, печень, орехи (большинство), подсолнечные семечки, все мясные продукты, рыба, морские продукты, раки, грибы, баклажаны, фасоль, сухой горох, соевые бобы. (Хлебные злаки содержат иного белка и углеводов одновременно. На переваривание таких комбинированных от природы продуктов организм выделяет специфичные ферменты. А вот при специальном смешивании белков и углеводов (например, картофель и мясо) нарушается процесс пищеварения.
Углеводы: к ним относятся крахмалы, сахара, сиропы и сладкие фрукты.
Крахмалы: все хлебные злаки, сушёные бобы (кроме соевых), сушёный горох, картофель всех видов, каштаны, арахис, кабачки, тыква.
Сахара и сиропы: мёд, тростниковый сахар, молочный сахар, жёлтый и белый сахар, различные варенья, повидла, сиропы.
Сладкие фрукты: хурма, виноград, инжир, сушёные груши и яблоки сладких сортов, бананы, финики, изюм, курага, урюк, чернослив и другие.
Умеренно крахмалистые: морковь, свёкла,
цветная капуста, брюква.
Жиры: все растительные масла, сливочное масло, большинство орехов, сметана, сливки, сало, жирное мясо.
Кислоты: большая часть кислот представлена кислыми фруктами.
Кислые фрукты (основные из них): лимоны, апельсины, грейпфруты, гранаты, кислый виноград, кислые сливы, кислые яблоки, лимонный и апельсиновый сок с сахаром; помидоры.
Полукислые фрукты: свежий инжир, сладкая вишня, сладкие яблоки, груши, персики, абрикосы, черника, смородина, клубника.
Некрахмалистые и зелёные овощи: все сезонные, независимо от цвета (зелёные, красные, жёлтые, белые и так далее), овощи: латук, цикорий, одуванчик, капуста, шпинат, кислый щавель, листья свёклы, баклажаны, кольраби, петрушка, ревень, спаржа, укроп, крапива, лук, чеснок, огурцы, сладкий перец, редис, листья репы, репа, салат, сельдерей.

ЗАНЯТИЕ  . Здоровье  моей  души

Начиная занятия,  руководитель, должен ясно представлять себе, из каких компонентов складывается здоровье человека.  Полное здоровье, благополучие — это единство трёх составляющих: физиологического (выражается в высокой работоспособности и устойчивости к заболеваниям, в нормальной работе всех органов и систем организма); нравственного (выражается в стремлении и умении управлять собственным здоровьем и строить своё поведение без ущерба для других); психологического (выражается в уверенности в себе, основанной на умении управлять своими чувствами и мыслями). Именно с этих позиций преподносится материал данного занятия. Здоровье души -  умение жить в мире с окружающими, в согласии с собой. На занятии разбираются некоторые приёмы общения, позволяющие устанавливать благоприятную атмосферу при общении детей со взрослыми и со сверстниками.
Ход занятия:
1. Вступительное слово ведущего по теме занятия, диалог с детьми.
2. Коммуникативные игры «Приветствие», «Первое впечатление», «Поводырь».
3. Основы обучения. Игра «Как понравиться?».

Игра «Приветствие». Игрокам даётся установка: для того чтобы добиться взаимопонимания, хорошо бы проанализировать то, как мы приветствуем друг друга. Далее всех желающих участвовать просят встать и разбиться на пары. Парам предлагается поприветствовать друг друга. Ведущий или участник, который остался без пары, предлагают ситуацию, Например вы приходите домой; вы неожиданно  встретили давнего друга; вы увидели знакомого в общественном транспорте; вы встречаетесь с человеком почтенного возраста; ваш собеседник — человек, от которого многое зависит, и так далее. По хлопку ведущего партнёры меняются. Один из партнёров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, и приветствие продолжается с новыми партнёрами. Всем игрокам в течение игры необходимо запоминать тех, у кого они переняли хорошие манеры приветствия, а в конце игры самые удачливые игроки «собирают» рукопожатия других партнёров. Победителем становится тот, кто больше всех наберёт поощрительных рукопожатий. Ведущий внимательно следит за игрой и если видит интересные приёмы приветствия, то в конце игры можно попросить авторов их повторить.

Игра «Первое впечатление».  Игрокам даётся установка: первое впечатление о человеке очень стойкое и впоследствии нужно немало потрудиться, чтобы его изменить. Из чего складывается впечатление? Мелочей здесь нет, важно всё:
внешний облик, выражение лица, осанка, одежда, поза.  Если мы вступаем с человеком в разговор, информация добавляется. При оценке человека большое значение для нас имеет правильность его речи, её содержание и логичность. Очень богатую информацию даёт нам интонация. В ней выражается и эмоциональность человека, и настроение в данный момент, и отношение к собеседнику. Что же требуется от нас как от партнёров по общению? Внимательность и наблюдательность. В
 игре всем желающим предлагается в этом потренироваться. Все участники делятся на две команды: в одной ребята выполняют роли актёров, в другой — роли зрителей. Задача каждого актёра: показать некий образ, некую личность. На демонстрацию образа даётся не больше минуты. Показывать желательно с помощью мимики, жестов, манер. Можно воспользоваться простейшим реквизитом. Задача команды зрителей — проявлять внимательность и наблюдательность и по первому впечатлению описать возраст, образование, сферу деятельности, возможные увлечения, интересы и так далее. Если позволяю условия игры, команда актёров выходит из помещения, а команда зрителей остаётся на месте. Каждый актёр выходит на импровизированную сцену по очереди. Каждый зритель может задать каждому актёру один косвенный вопрос для выяснения личности, профессии, возраста, образования. После того как все роли сыграны, командам можно поменяться ролями: команда актёров станет командой зрителей и наоборот.

Игра «Поводырь». Все участники разделяются на пары. Один завязывает глаза другому, и тот, у которого глаза не завязаны, водит «слепого» несколько минут. Ведущий игры внимательно следит за тем, чтобы «поводырь» не злоупотреблял своими полномочиями, так как главная цель игры — вызывать Доверие. «Поводырь» предоставляет «слепому» партнёру как можно больше возможностей, даёт пощупать предметы пальцами, ведёт, направляя голосом, называя препятствия и помогая их преодолевать.

Имя, улыбка, комплимент. Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним (и вербального, и невербального). Эти 15 секунд называются «минным полем». Для того чтобы его пройти, надо знать и использовать правила «трёх плюсов»: ваш собеседник должен получить минимум три положительных эмоциональных посыла. В качестве «плюсов» психологи рекомендуют использовать имя собеседника, улыбку, комплимент. Ценен комплимент только тогда, когда он сделан искренне. Неискренний комплимент — изощрённая издёвка.
Чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны хотеть общаться с ними и собеседник должен это видеть. Улыбайтесь, но делайте это искренне. Имя человека – это самый сладостный, самый важный для него звук на любом языке. Само звучание имени оказывает на человека большое воздействие. Важно это воздействие сделать положительным, т.е. произнести имя с доброй интонацией.                                                                                
Игра «Как понравиться?». Игрокам даётся первоначальная установка: представьте себе, что вам хочется завязать деловой контакт с человеком, от которого в значительной мере зависит ваше дело.                                              У вас возникает желание понравиться своему собеседнику, расположить его. Выберите себе собеседника и, прежде чем подойти к нему, чтобы понравиться, настройтесь на это. Вспомните те правила, о которых шла речь на занятии. Перед тем как начать беседу, сядьте в кресло, закройте глаза и мысленно проиграйте вашу беседу с предполагаемым собеседником: как вы подойдёте, как вы будите выглядеть, как это будет смотреться со стороны, какие могут быть варианты реакции собеседника.                              Старайтесь всё делать спокойно, без лишней суеты, искренне. В начале разговора можно сообщить собеседнику какую – то свежую интересную новость. Итак, даётся минута на мысленное «проигрывание» предстоящего разговора. После того как ваш разговор состоится, можно выбрать другого партнёра, предварительно также мысленно подготовившись. Завершив все диалоги, мы будем обсуждать их эффект и сделаем это методом взаимной оценки.                                                                                                               После игры каждый участник пишет на листочке имя партнёра, которого считает наиболее удачным собеседником, справившимся с поставленной задачей. Задача ведущего – нарисовать социометрическую модель: от каждого кружочка, которыми будут обозначены игроки, ведущий проводит линию между теми, кто нашёл общий язык. Затем группе сообщается имя победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности лагеря «Улыбка» с дневным пребыванием детей.

Программа лагерной смены в школе, на 21 день. Можно использовать как идею для разработки своей программы....

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря "Увлекательное путешествие за 18 дней"  предназначена для организации отдыха и оздоровления учащихся в летний период на базе школы по двум направлениям: ...

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

Летний пришкольный   лагерь -  с одной стороны,  является формой  организации свободного времени  детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны - пространст...

Программа летнего оздоровительного лагеря детей с дневным пребыванием детей «Одуванчик»

Программа летнего оздоровительного лагеря детей с дневным пребыванием детей   «Одуванчик»...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей для детей от 6 до 17 лет «Юниclub»

Основная творческая идея комплексной программы лагеря«Юниclub»  - это разноплановая исследовательская деятельность по 4 сферам: природа и естествознание, математика и техника, г...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...