Деятельность социального педагога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних
презентация к уроку

В данной презентации рассмотрены основные аспекты  деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних в ОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narkomanii.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТЕЛЬМАХОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА, социальный педагог, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 322 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга. Деятельность социального педагога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних

Слайд 2

В последние годы в России, в особенности в крупных городах, огромной проблемой общества стала наркозависимость и наркобизнес. С каждым годом в наркоманию вовлекаются все более молодые люди и подростки. Зависимость от наркомании начинается уже с 11-12 лет, в наркобизнес вовлекаются подростки с 14 лет. Даже дети грудничкового и дошкольного возраста подвержены употреблению наркотиков, не по своей воле, а по стечению обстоятельств и недосмотру взрослых, в особенности наркозависимых. Средний возраст наркозависимых находится в диапазоне 15-19 лет. Среди них: 20% — это школьники от 9 до 14 лет. Среди них всё чаще появляются и дети более раннего возраста; 60% молодежи от 16 до 24 лет; 20% — люди 25-30 лет и старше По данным МВД РФ число отравлений наркотиками у подростков в 2021 году выросло на 60% по сравнению с прошлым годом.

Слайд 3

Последствия потребления и распространения наркотиков несут за собой: увеличение криминальной ситуации в стране и в отдельном ее субъекте; ослабление здорового генотипа и уровня развития населения, раннюю (преждевременную) смертность; падение общего социального и иного развития населения и страны в целом.

Слайд 4

В борьбе с наркоманией должен осуществляться комплексный подход , с задействованием различных сфер: здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, а также молодежных учреждений и общественных организаций, средств массовой информации. Большая роль по первичной профилактике наркомании среди несовершеннолетних отведена школе и ее персоналу, в том числе социальному педагогу. Профилактика наркомании - это в первую очередь формирование здорового поведения объекта на основе развития у него духовного, физического, психического и социального благополучия. Одной из задач социального педагога является формирование в детских и подростковых коллективах стойкого негативного отношения к наркотикам и к лицам, их употребляющим и распространяющим.

Слайд 5

Причины наркомании среди подростков Стресс, тревога, депрессия, низкая самооценка. Любопытство и внушаемость , инфантильность. Социальное окружение, в том числе неблагополучные родители и иные родственники. Педагогическая запущенность, недостаточное развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций. Тяжелое материальное положение.

Слайд 6

Четыре стадии подростковой наркомании: Первая стадия - один или несколько приемов вещества. В основном это происходит "за компанию", под влиянием третьего лица. Зависимость еще не возникает. Эффект эйфории не выражен или слабо выражен. Подросток не видит страшного эффекта, за счет чего происходит как бы внутреннее разрешение запрещенного. На этой стадии у подростка формируется представление о безопасности наркотического вещества. На второй стадии ребенок начинает ощущать эффект эйфории и быстрое получение удовольствия. Зависимость от наркотика еще не установилась, но подросток уже хочет повторные ощущения и оставаться в группе, употребляющих. На третьей стадии развивается психическая зависимость. При отсутствии наркотика начинает появляться тревога, беспокойство и раздражительность. Теперь, кроме получения эйфории, подросток, принимая наркотики, хочет устранить неприятные ощущения. На последней четвертой стадии, к психологической зависимости появляется и физическая зависимость. При отсутствии наркотиков возникают болезненные ощущения, так называемая "ломка". В отличие от первых трех стадий, на четвертой стадии справиться с зависимостью без привлечения медиков невозможно.

Слайд 7

В научной литературе встречается дифференциация несовершеннолетних в формировании их отношения к наркотикам по следующим возрастным группам : 10 - 12 лет В этом возрасте детей интересует все, что связано с наркотиками, - их действие, способы употребления. Последствия употребления они всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют, если только при случайном стечении обстоятельств. Но возможны факты токсикомании. Среди окружения детей данного возраста, практически нет наркозависимых, либо им об этом неизвестно. 12 - 14 лет Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков, которые несовершеннолетние даже за наркотик не признают. В это время подростки говорят о проблеме только между собой.

Слайд 8

14 - 16 лет В данной возрастной категории несовершеннолетних по их отношению к наркотикам можно подразделить на следующие подгруппы: - «употребляющие и сочувствующие», которых интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров; - «радикальные противники» - «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу» - многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности; - те, которые не определили свое отношение к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление под влиянием друзей. 16 - 18 лет Предшествующая классификация подгрупп сохраняется, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

Слайд 9

Таким образом, при работе с подростками, необходимо учитывать дифференцированный подход: возраст детей и степень вовлеченности в наркогенную ситуацию. В своей деятельности социальный педагог использует принцип многоаспектности, сочетает различные направления профилактической работы: - социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ); - психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой); - образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Слайд 10

В указанном направлении необходимо проводить следующую работу: 1 . Работа с детьми: - общая воспитательная педагогическая работа с детьми; - работа с детьми «группы риска». 2. Работа с педагогическим коллективом: - подготовка учителей к ведению профилактической работы; - организационно-методическая антинаркотическая работа. 3. Работа с родителями: - информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании; работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»). 4 . Работа с различными организациями , ответственными за осуществление антинаркотической профилактики.

Слайд 11

Этапы и методы работы социального педагога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних. Первый этап: диагностирующий. - определить степень информированности детей и подростков; выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков; сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему; выделить основные целевые группы для дальнейшей работы. М етоды: интервью, опрос, анкетирование (тестирование) , биографический метод, зондажно - информационное обследование (сбор сведений об инфраструктуре, численности, составе и динамике местного населения), социально-историческое обследование (изучение истории заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследование его занятий и традиций); информационно-целевой анализ различных документов.

Слайд 12

После проведения исследований проводится анализ полученной информации, который позволяет сделать вывод о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы для дальнейшей работы: - подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ; - подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков; - подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков; - подростки, имеющие родственников, употребляющих наркотики. Диагностический этап необходимо проводить в начале учебного года или при первом знакомстве с потенциальными объектами профилактики.

Слайд 13

Второй этап включает в себя превентивный (предупреждающий) метод, социальную терапию (система воздействия на состояние, поведение, психику человека с целью его социального и психологического оздоровления, устранения устойчивых нарушений в социальном функционировании), формирование группы поддержки, системное наблюдение, метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения и социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации, метод профилактического вмешательства). Задачи второго этапа профилактики : - предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках; - способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией; - научить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; - создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения; - обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Слайд 14

На данном этапе образовательное учреждение использует различные формы работы: лекция, беседа, семинар, конференция, мини-спектакль, тренинг, ролевая и деловая игра, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, конкурс творческих работ, социологический опрос, показ разрешенных видеоматериалов с антинаркотическим содержанием. Все формы работы применяются с учетом возраста, социального и психологического развития объекта. По результатам второго этапа необходимо: - развить у учащихся определенные жизненные навыки: принятие правильного самостоятельного решения, ответственного поведения, противостояние стрессам, выход из конфликтных ситуаций, сопротивление негативным социальным влияниям; - сформировать потребность учащегося в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него; - повысить уровень психосоциальной адаптации ребенка; - выработать активную жизненную позицию, исключающую использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Слайд 15

Важным методом профилактики наркозависимости у несовершеннолетних является работа с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом. На общешкольных родительских собраниях имеет смысл ознакомить родителей с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения, в том числе по затрагиваемой проблеме. Классное собрание. Родительские конференции. Индивидуальные тематические консультации. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для социального педагога. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, социальный педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Слайд 16

Одной из форм взаимодействия является посещение социальным педагогом семьи, где происходит знакомство с условиями жизни ребенка. В ходе посещения социальный педагог может выявить факторы риска потребления наркотиков воспитанником. Время проведения второго этапа - весь период обучения, или по достижению конкретной цели. На заключительном третьем этапе ставится цель определить эффективность разработанной системы профилактики наркомании. Для чего: выделяются основные недостатки и достижения в проделанной работе; о пределяется изменение личностной позиции объектов профилактики в отношении проблемы наркомании; определяется дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

Слайд 17

Только при совместной деятельности всех субъектов профилактики можно сохранить нашу нацию. Здоровье наших детей – в наших руках!

Слайд 18

Источники: Организация деятельности по профилактике наркомании в подростково-молодежной среде: Методические рекомендации. - Уфа: УФ СЗИПК ФСКН России, 2013. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш . пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой . – М.: Гуманит . Изд. центр ВЛАДОС, 2000. Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации Одобрена решением Государственного антинаркотического комитета от 03.12.2008 № 3 Психологос , энциклопедия практической психологии, статьи автора Н.И. Козлов, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/ Понятие наркомании, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наркомания. Статья, Роль социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков авторы Сукало АА Гудина Т.В.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnogo-pedagoga-kak-subekta-profilaktiki-otklonyayuschegosya-povedeniya-podrostkov Центр профессионального лечения и реабилитации “Здравница”[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://narcorehab.com/%22https://narcorehab.com" Организации системы профилактики наркомании органами местного самоуправления Электронный ресурс]. – Режим доступа: organizaciya _ raboty _ po _ profilaktike _ narkomanii . Статья Подростковая наркомания Автор: Шепелев О.Л., психиатр-нарколог Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/narcologic/teen-drug-abuse .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"

Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы. Задачи проекта решаются повышением мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, и...

Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Отчет о работе по профилактике наркомании среди несовершеннолетних педагога –психолог

Отчето работе по профилактике наркомании среди несовершеннолетних педагога –психолог...

Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска".  С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Теоретическая часть с использованием указанных в тексте источников плюс наша практическая составляющая (по результатам личной деятельности)....