Исследовательская работа "Современный взгляд обучающихся на здоровый образ жизни"
проект (8 класс)

Педагоги и школа имеют уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей. С этой целью мною проведено исследование отношения обучающихся 8-ых классов к здоровосу образу жизни. Также в работе представлен практический этап.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

«Современный взгляд обучающихся на здоровый образ жизни».

Введение

Здоровье человека можно считать самой большой ценностью жизни. Ведь его нельзя купить ни за какие деньги. Оно является бесценным достоянием не только отдельного человека, но и достоянием всего общества. Встречая близких людей и прощаясь с ними, мы желаем им крепкого здоровья, потому что здоровье является основным условием счастливой жизни. Имея здоровье, мы можем осуществлять свои планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевая все трудности.

К сожалению, современные школьники, не считают свое здоровье жизненной важнейшей ценностью. Поэтому общество продолжает предъявлять социальный заказ системе образования — усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.

Следует заметить, что школа действительно имеет уникальную возможность решения задач сохранения здоровья детей, так как через нее проходят все дети, обучение продолжается в течение многих лет, а учебные занятия (в школе и дома) составляют большую часть времени бодрствования каждого ребенка.

Тема исследовательской работы выбрана не случайно. 

Одним из важнейших показателей здоровья населения, в том числе детского и подросткового, является заболеваемость. Заболеваемость — это объективное массовое явление возникновения и распространения патологии среди населения, является результатом взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой (в широком понимании этого слова), проявляющегося в различных формах в конкретных условиях существования. Для детского населения характерны закономерности формирования патологии, связанные с основными возрастными биологическими процессами и условиями жизни.

Мною исследованы данные заболеваемости учащихся 8-ых классов.  Данные обработаны и получены следующие результаты:

Наименование

Количество (%)

1.

Болезни опорно-двигательного аппарата

27%

2.

Болезни глаз, нарушение зрения

20%

3.

Болезни сердечно – сосудистой системы

7%

4.

ЛОР заболевания

7%

5.

Болезни эндокринной системы

7%

6.

Болезни органов пищеварения

3%

На первом месте находятся отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, костно-мышечной системы (в основном за счет нарушений осанки, уплощения стопы), что, скорее всего, связано с низкой двигательной активностью.

Второе ранговое место занимают болезни глаз, которые отмечаются у 20% подростков, что, предположительно, связано со злоупотреблением компьютера, телефона.

           На третьем распределились ЛОР – заболевания и заболевания сердечно – сосудистой, эндокринной систем, что составило небольшой процент.

Наименьший процент составили заболевания желудочно – кишечного тракта (3%). Я думаю, это связано с тем, что мои одноклассники, посещая школьную столовую, отдают предпочтение горячему питанию. А это обеспечивает слаженную работу желудочно-кишечного тракта и хорошее усвоение пищи.

В итоге, 71% учащихся 8 класса имеют хронические заболевания, и только 29% -полностью здоровые.

Таким образом, мониторинг заболеваемости одноклассников послужил направлением выбора темы работы. 

Цель: Формирование у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление и сохранение физического, психического, социального здоровья.

Задачи:

  1. Воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.
  2. Вовлечение восьмиклассников в спортивные клубы и секции.
  3. Обеспечить обучающихся заинтересованной информацией по здоровому образу жизни.

При анализе мониторинга заболеваемости обучающихся, предположен основной фактор риска, оказывающий наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма, это недостаточная двигательная активность.

Гипотеза: высокий процент заболеваемости обучающихся 8 класса со стороны опорно-двигательного аппарата связан с низкой физической активностью.

Прогнозируемые результаты: результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:

  1. улучшение знаний подростков о ЗОЖ;
  2. повышение мотивации к двигательной активности;
  3. повышение мотивации к здоровому образу жизни через вовлечение восьмиклассников в спортивные клубы и секции.

Основное содержание исследовательской работы

На первом подготовительном этапе разработан подробный план.

На втором этапе выяснялось количество подростков, посещающих спортивные клубы и секции. Результаты не порадовали, только 19% учащихся посещают спортивные секции и хореграфию.

На третьем этапе разработана анкета для обучающихся «Мое отношение к здоровому образу жизни». Анкета проведена и обработана. В ходе обработки получены и проанализированы следующие результаты:

Приоритетом здорового образа жизни для учащихся являются: отсутствие вредных привычек (78%), правильное питание (70%), полноценный сон (65%) и личная гигиена (60%). Наименьший процент набрала физическая активность (21%), что говорит о ее недостаточности.

Основная масса восьмиклассников считают, что здоровый образ жизни нужно вести для того, чтобы не болеть (96%), быть внешне привлекательным (80%) и успешным в жизни (74%). Небольшой процент (30%), - чтобы быть физически сильным.

67% респондентов для укрепления собственного здоровья избегают вредных привычек, 65% соблюдают режим и рацион питания, 60% стараются высыпаться. К сожалению, совсем немного опрошенных  делают утреннюю зарядку (12%) и занимаются спортом (17%). Что в очередной раз, показывает сниженную физическую активность. Также не радует тот факт, что всего 15%  стараются не злоупотреблять компьютером, планшетом, телефоном. Очевидно, по этой причине в классе 20%  детей имеют проблемы со зрением.

Состояние своего здоровья оценивают как хорошее половина подростков (52%), 36% - как удовлетворительное, 12% - как плохое.

В ходе анкетирования поднят вопрос о темах про здоровье, которые волнуют восьмиклассников: 60% хотят изучить тему «Управление эмоциями», на втором месте – «Похудение» (34%). Остальные темы: вредные привычки, нарушение питания, физические упражнения и спорт интереса не вызвали. Скорее всего, эти темы постоянно рассматриваются в школе, проводится множество мероприятий по профилактике в данном направлении. А тема физической активности и спорта, несмотря на ее популярность среди школьных мероприятий, так и продолжает оставаться западающей.

Был задан вопрос об обстоятельствах, которые могли бы побудить изменить свой образ жизни. Практически все респонденты выделили пример родителей и ухудшение физического состояния (болезни)- 97%, остальные 3% указали просветительскую работу в школе. Настоящие результаты подтверждают, что  по школе воспитательное воздействие определено как достаточное, низкая значимость проводимых в школе мероприятий отмечена только у 3%. Практически все подростки заявили о том, что в школе очень много говорят на темы здорового образа жизни. Получается, детям не достаточно родительского примера.

В заключительной практической части этапа организована встреча со спортсменом, бывшим учеником школы, мастером спорта по Самбо. В настоящее время спортсмен обучается в школе олимпийского резерва, он один из самых выдающихся борцов. Встреча прошла в дружеской располагающей обстановке, где выступающий подробно рассказал о своих успехах в области спорта, продемонстрировал свои награды. Спортсмен призывал обучающихся заняться физкультурой и спортом. Он заявил, что благодаря ежедневным тренировкам по самбо у него сформировалась хорошая физическая подготовка, а это позволяло ему успешно выступать на различных соревнованиях и неоднократно становиться призером и победителем.

Выводы: Гипотеза подтверждена. В самом деле, высокий процент заболеваемости обучающихся 8 классов со стороны опорно-двигательного аппарата связан с низкой физической активностью.

В исследовательской работе, я достигла поставленной  цели и задач, смогла заинтересовать обучающихся, многие из них стали пробовать себя в различных спортивных направлениях.

Оптимальная двигательная активность учащихся способствует улучшению их здоровья, бодрому физическому и нравственному самочувствию, повышает жизнестойкость по отношению к разного рода нагрузкам и стрессам, содействует разумному переходу от умственного труда к физическому, положительно влияет на успеваемость, стимулирует творческую активность учащихся.

Анализируя деятельность своей работы, также есть моменты, которые мне не удалось реализовать. Так, в ходе анкетирования, где был поднят вопрос о темах про здоровье, более половина обучающихся (60%) хотели бы изучить тему «Управление эмоциями».

Кроме того, анализ мониторинга заболеваемости респондентов, наметил следующую тему моей исследовательской работы, т.к. второе место заняли болезни глаз, которые отмечены у 20% подростков, что, предположительно, связано со злоупотреблением компьютера, телефона. Следующее исследование, скорее всего, будет связано с влиянием цифровой техники на зрение учащихся.

Список используемой литературы

  1. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни, М., 2000 г.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе, М., Аркти, 2004г.
  3. Журнал «Теория и практика физической культуры», № 6, 2001г
  4. Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления. 

Интернет –ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/12/09/proekt-po-propagande-zozh-zdorovym-byt-zdorovo
  2. http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/buklet-my-za-zdorovyy-obraz-zhizni
  3. http://shkola4.ucoz.net/load/vneklassnye_meroprijatija/brejn_ring_my_znaem_vsjo_o_zdorovom_obraze_zhizni/17-1-0-141
  4. http://www.shig-sosh2.ru/obychenie/metod-kopilka/44-vospitatelnaya-rabota/996-soczialnyj-proekt-lmy-za-zozhr.html
  5. https://multiurok.ru/files/sots-proiekt-my-za-zdorovyi-obraz-zhizni.html
  6. https://videouroki.net/razrabotki/proekt-shkola-za-zdorovyy-obraz-zhizni.html
  7. https://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fbibliofond.ru%2Fview.aspx%3Fid%3D459342

Приложение 1

Анкета «Мое отношения к здоровому образу жизни»

1. Что такое здоровый образ жизни?  (выбрать не более 3 ответов)  

- отказ от вредных привычек

- правильное питание

-физическая активность

-полноценный сон

- личная гигиена

- другое (указать)___________________

2. Для чего нужно вести здоровый образ жизни? (выбрать не более 2 ответов)   

- не болеть

- быть внешне привлекательным

- быть физически сильным

- быть успешным в жизни

- другое___________________________

3. Что Вы делаете для укрепления собственного здоровья? (выбрать не более 3 ответов)   

- избегаю вредных привычек

- занимаюсь спортом

- стараюсь выспаться

- делаю утреннюю зарядку

- соблюдаю режим и рацион питания

- стараюсь не злоупотреблять телефоном,  компьютером, телевизором

-другое___________________________

4. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

- хорошее

- удовлетворительное

- плохое (слабое)

5. Какие темы о здоровье больше всего вас интересуют

- вредные привычки

- похудение

- нарушение питания

- управление эмоциями

- физические упражнения и спорт

- другое __________________________

6. Какие обстоятельства могли бы побудить вас изменить свой образ жизни в лучшую сторону

- пример родителей

- ухудшение физического состояния (болезни)

- просветительская работа в школе (мероприятия по ЗОЖ)

- другое__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....

Использование нестандартного оборудования как средство приобщения обучающихся к здоровому образу жизни.

Использование нестандартного оборудования – это всегда дополнительный стимул к физкультурно-оздоровительной работе,  потому что оно призвано содействовать решению как специфических задач целенапр...

Исследовательская работа на тему: "Пропаганда здорового образа жизни, наркомания в подростковой среде"

Государственное бюджетное образовательное учреждение«Школа № 492»VIII КРУГЛЫЙ СТОЛ«Исследовательская и проектная деятельность как форма работы одарёнными и мотивированными детьми» Исследовательск...

Научно-исследовательская работа по физической культуре «Здоровый образ жизни и здоровье человека»

Авторы: Захарова Валерия, Борисенко СофьяАктуальность выбранной темы в том, что существует потребность у обучающихся в формировании здорового образа жизни, но при этом недостаточно знаний по этому воп...

Викторина для обучающихся о здоровом образе жизни

Викторина о здоровом образе жизни...

Элементы фитнеса на уроках физической культуры как новый взгляд на культуру здорового образа жизни среди подростков.

Как сделать свои уроки интересными и полезными - об этом задумывается каждый педагог. Часто на уроки физической культуры дети и подростки ходят без особого желания, а иногда и вовсе пропускают их без ...

Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников

Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...