Использование нестандартного оборудования как средство приобщения обучающихся к здоровому образу жизни.
статья по физкультуре на тему

Каримов Хамза Наилович

Использование нестандартного оборудования – это всегда дополнительный стимул к физкультурно-оздоровительной работе,  потому что оно призвано содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnoe_oborudovanie.docx293.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нестандартного оборудования как средство приобщения обучающихся к здоровому образу жизни.

Всем известно, что современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к социальной жизни в обществе с новой экономической формацией. Для решения этих задач необходимо повысить эффективность физического воспитания школьников как на уроках, так  и во внеурочной деятельности.

Основной целью предмета «Физическая  культура» является укрепление здоровья учащихся, развитие жизненно-важных двигательных навыков и умений, формирование гармонично развитого человека в соответствии с задачами нравственного, эстетического, духовного воспитания. К сожалению, сегодня наблюдается резкое снижение двигательной активности  учащихся, потому что увеличилось  число детей – любителей просмотра телепередач, компьютерных игр и т. д, что приводит к нелицеприятным результатам. Все это вызывает несомненную тревогу, и поэтому нам, учителям физической культуры, нужно организовать уроки и секционную работу так, чтобы у воспитанников появилось желание вести здоровый образ жизни. Возникает вопрос: как заинтересовать учащихся, чтобы  большинство из них регулярно выполняли физические упражнения, занимались в спортивных секциях, ходили в походы и принимали активное участие в спортивных соревнованиях?

Решение данной проблемы – это организация эффективных, современных и интересных уроков физической культуры в школе. Мы, учителя физической культуры МАОУ «Средняя школа №5»-Хисамутдинов В.М.,Рычков Н.А., Слесарева А.Н. и Усманова И.Т.,  пришли к мнению, что использование инновационных технологий в  физическом воспитании помогает повысить плотность урока, точность выполнения упражнений и учебных заданий, развивает  интерес к занятиям физической  культуры. Так, в нашей школе на уроках физической культуры используются такие педагогические технологии, как здоровьесберегающие, игровые,  ИКТ, соревновательная и т.д. Остановлюсь только на некоторых.

Здоровьесберегающие технологии, по моему мнению, сегодня на уроках играют значительную роль:  помогают предусматривать дозированные физические нагрузки с учетом физического развития всех учащихся, их группы здоровья; вести строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения, проверку и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря, своевременный их ремонт и починку, содержание их в чистоте, а также контроль за сменной спортивной формой. C:\Users\User\Desktop\волейбол фото\IMG_9806.JPG

Игровая и соревновательная технологии являются уникальными формами обучения, которые позволяют сделать обычные уроки интересным и увлекательным. Игра и соревновательные элементы необходимы детям для развития личности, т. к. ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем. На таких уроках преимущественно используем две общие организационные формы: групповая и парная организация деятельности учащихся, особенно  при обучении игры в волейбол.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему.  Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно, поэтому используем презентации, видеофрагменты, просмотр игровых эпизодов. Все они направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств, как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Но если на таких уроках использовать еще и нестандартное оборудование(что и практикуется в нашей школе), то урок будет не только интересным, эффективным и результативным, но и современным, т.е. простроенным в соответствии с требованиями ФГОС.

Возникают вопросы: Для чего нужно использовать нестандартное оборудование на уроках? Разве не хватает в школе спортивного инвентаря? Конечно, хватает. Но использование нестандартного оборудования – это всегда дополнительный стимул к физкультурно-оздоровительной работе,  потому что оно призвано содействовать решению как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:

  • обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
  • приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
  • создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
  • приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
  • пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

 Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии. Так, мы с коллегами пополнили школьную инвентарную базу нестандартным оборудованием. Появились цветные мишени на стене спротивного зала; установили подвесные кольца (обручи),  держатели мяча, подвесные мячи и дополнили все это еще экраном прыгучести; кистевыми тренажерами, дополнительной сеткой.

C:\Users\User\Desktop\волейбол фото\DSCN0904.JPG

C:\Users\User\Desktop\волейбол фото\DSCN0899.JPG

C:\Users\User\Desktop\волейбол фото\IMG_9806.JPG

Использование такого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с учащимися, имеющими различную физическую подготовленность. Прежде всего, применение нестандартного спортивного инвентаря и оборудования является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию. Через упражнения с нестандартным оборудованием у детей развивается мышление и творческие способности. Дети сами придумывают интересные упражнения с предложенным инвентарём. 

Таким образом, эффективность процесса обучения физической культуре во многом зависит от эффективного сочетания на уроке современных педагогических технологий, различных методов и форм работы. А грамотное использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры позволяет:

1) повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;

2) развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память;

3) развивать чувство формы и цвета;

4) способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.

Полученные результаты работы мы, учителя физической культуры МАОУ «Средняя школа №5»,  представили на городском семинаре по теме «Использование педагогических технологий и нестандартного оборудования при обучении игры в волейбол на уроках физической культуры». Надеемся, что наши коллеги пополнили свою методическую копилку интересными методами и приемами работы. Ведь цель у всех у нас одна - воспитать здоровых, мотивированных учащихся, которые смогут достичь высоких физических и умственных результатов

Использованная литература. .

  1. Алексеев Н.И., Афанасьев В.З., Бессуднов А.И. Физическая культура. - М.: "Просвещение", 1995.
  2. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. - Я.: Издательский центр "Гринго", 1996
  3. Вишнев В.Е. Физическая культура в школе // Педагогика, 2003. - №4
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: "Просвещение", 1998.
  5. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М.: "Просвещение", 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Активизация родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни "

Формирование  у дошкольников и  их родителей основ, убеждений и привычек здорового образа жизни и  осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения....

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни.

Консультация для родителей "Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни"...

Игра в пионербол с элементами волейбола как средство приобщения детей к здоровому образу жизни

Игра в пионербол с элементами волейбола как средство приобщения детей к здоровому образу жизниСпортивные игры, особенно пионербол, предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и ...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни   Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильно...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни

В консультации даются советы родителям по воспитанию здорового ребенка...

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

laquo;РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»...

«Моя образовательная инициатива – приобщение обучающихся к здоровому образу жизни через школьный спортивный клуб»

Создание в образовательных школьных спортивных клубов является адекватным ответом на запрос времени по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми. Организация ...