«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»
статья

Буду Инга Эрес-ооловна

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

 

Древневосточная мудрость гласит:  «Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в  течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда».

         Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием

«здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено,

что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения (4) , на 15 % - от наследственных факторов(3) , на 25 % от экологии(2) , на 50 % - от самого человека(1).                                                      

         Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

      Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Почему? Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику, — всё это было и осталось. А в современных условиях продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится.

            Чем меньше ребенок, тем с большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.

      Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране. И главная задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе. 

В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядит так:

1. Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её разрешения.

2. Признание своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья

учеников.

3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными

технологиями.

4. Изучение литературы по данной проблеме.

5. Реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися, медиками, родителями.

   В своей работе  классного руководителя главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья  детей. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни.

Для решения этой проблемы при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:

?  формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и

   физической  культуре. По плану во внеурочной деятельности 2 часа в неделю отводится на изучение ОЗОЖ на занятиях кружка «Здоровячок».          ?  использовать на уроках и во внеучебное время наиболее рациональные

   формы и методы, способствующие становлению физически, психически и

   эмоционально здоровой личности. Следить за положительной учебной  мотивацией.

?  формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной

   безопасности.

?   систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся

    о ценности здорового образа жизни;

•  обеспечивать необходимую двигательную активность детей

         Проблема здорового образа жизни не нова и имеет древние философские корни, связанные с рассмотрением таких вопросов, как отношение человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, стремление к самосохранению, понимания счастья.

      Накопленная в течение многих веков мудрость говорит о том, что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа и умеренность в потреблении телесных благ. В сказках, мифах, легендах многих народов прославляются сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы.

        Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья

элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.

     Сегодня современный урок - это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и здоровьесберегающие. Стараюсь так строить учебный процесс, чтобы можно было предупредить  эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.    

  Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие   укреплению здоровья  детей в школе:

- оптимальная учебная нагрузка;

- сбалансированное питание;

- рациональный режим обучения;

- рациональный двигательный режим;

- если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие здоровью;

- если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиНам;

- если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;

- своевременные медицинские услуги;

- и охрана психического здоровья.  

   Перед уроками желательно проводить ежедневно  зарядку в классе. Проводят её по очереди все учащиеся.                                                                      Данные упражнения способствуют преодолению сонливости учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание.

    Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически.                                      

На уроках, внеклассных мероприятиях я провожу динамические музыкальные паузы. Дети под музыку выполняют движения современных танцев, импровизируют движения на текст песен.

        Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы  и мышц глаз.

   При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:

? физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,          выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого  результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

? предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;

? они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).

Виды физкультминуток:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук , расслабление пальцев рук

- пальчиковая гимнастика, массаж пальцев перед письмом;

- гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);

- гимнастика для слуха;

- упражнения, корректирующие осанку;

- дыхательная гимнастика;                                                                                       - упражнения на релаксацию

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

      В беседах с родителями рекомендую  им упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, вовлекать их в значимые семейные дела, больше уделять внимание занятиям спортом.

     Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В  этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена.  Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также быстро выявлять победителей. Я не рекомендую детям использовать игры, носящие остроконфликтный характер, вызывающие большой игровой азарт после которых у малышей наблюдается чрезмерное возбуждение, неблагоприятно отражающееся на дальнейшей учебной деятельности.

       Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены способствуют сохранению психического здоровья детей. Двигательные разминки дают возможность "выпустить пар", разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Рекомендую каждому дню недели придумать «весёлое»  название, например,

  • Понедельник - подвижный;
  • Вторник - танцующий;
  • Среда - поющая;
  • Четверг - играющий;
  • Пятница - спортивная.

      Как классный руководитель систематически провожу с учащимися  классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления

здоровья:

  • Проекты и их защита «Вредные привычки», «В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся»

 ? Беседы «Береги свою жизнь», Для чего нужна зарядка», «Осторожно на

   дорогах!», «Если хочешь быть здоров».

 ? Классные часы «Мои увлечения», «О толерантности», «Мой режим

   дня - мой друг и помощник»,

 ? Игры  «Здоров будешь - всё добудешь», «Мы  ловкие, смелые, умелые».

  ? Спортивный час

 ? Маскарад вредных привычек.        

Психическое здоровье детей имеет значение не менее важное, чем физическое.

Дети, имеющие в дошкольном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, имеют ряд проблем в обучении и социализации. Они нуждаются в получении вовремя психолого-педагогической помощи.

С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю  ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.

Одно из нарушений поведения — детская агрессивность. С такими детьми выбираю стиль общения. Психолог проводит диагностику. Стараюсь привлечь детей к интересной, значимой деятельности.

 

     Здоровый образ жизни занимает одно из первых место в главных ценностях человека в нашем обществе. Перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.

 И если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Здоровый образ жизни или вредные привычки".

Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью....

Сценарий классного часа «Здоровый образ жизни и вредные привычки» для 6 специального (коррекционного) класса VIII вида обучения (коспект+презентация)

Сценарий классного часа «Здоровый образ жизни и вредные привычки» для 6 специального (коррекционного) класса VIII вида обучения. Разработка содержит конспект занятия и презентацию.Цели:  - ...

"Роль семьи и школы в приобщении детей к здоровому образу жизни"

Проблема здоровья современного человека как никогда актуальна в нашем обществе.Известно, что на состояние здоровья людей влияют различные факторы: здоровье на 18-20% зависит от окружающей среды, на 20...

Классный час "Здоровый образ жизни и вредные привычки"

Пропагандирование здорового образа жизни.Формирование культуры здорового образа жизни....

Отчет классного руководителя по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек

           Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие...

Презентация в 8 классе по ОБЖ "Здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек." Преподаватель-организатор ОБЖ Ходырев Р.Г.

Презентация в 8 классе по ОБЖ "Здоровый образ жизни. Профилактика вредных привычек". Преподаватель-организатор ОБЖ Ходырев Р.Г....

Роль семьи и школы в формировании потребности в здоровом образе жизни

Проблема здоровья детей, охраны и укрепления их здоровья - вот вопросы, решение которых зависит от слаженной работы семьи и школы...