"Роль семьи и школы в приобщении детей к здоровому образу жизни"
методическая разработка на тему

Максимова Надежда Васильевна

Проблема здоровья современного человека как никогда актуальна в нашем обществе.

Известно, что на состояние здоровья людей влияют различные факторы: здоровье на 18-20% зависит от окружающей среды, на 20% - от наследственности, на 10-12% - от медицины и на 50% - от образа и условий жизни человека. Основная составляющая - образ жизни. Большое значение для сохранения здоровья взрослых и детей имеет информационная и просветительная деятельность, гигиеническое воспитание и обучение, а также медицинская профилактика заболеваний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль семьи и школы в приобщении детей к здоровому образу жизни»

 Проблема здоровья современного человека как никогда актуальна в нашем обществе и ее показателем является демографическая ситуация.

Причины сложившегося положения со здоровьем нации многообразны и многомерны, имеют длительную историческую экспозицию. Это и результат фарисейских политических доктрин прошлых лет, когда охрана здоровья финансировалась по остаточному принципу, и результат пренебрежения государственными стандартами в области гигиены, токсикологии, радиационной защиты, эргономики, нормирования труда. К этому добавляется слабая правовая и социальная защита трудового населения от профпатологии, травм и отравлений на производстве, и пренебрежение гигиеническими нормами в школьных, детских и других учреждениях, и несоблюдение норм в градостроительстве, а также строительстве и эксплуатации промышленных предприятий, особенно химического, нефтегазового, теплоэнергетического комплекса. Современные реалии жизни нашего народа «обогатились» локальными войнами, вспышками инфекционных и социальных болезней, убийствами, самоубийствами, терактами, некачественным питанием

Известно, что на состояние здоровья людей влияют различные факторы: здоровье на 18-20% зависит от окружающей среды, на 20% - от наследственности, на 10-12% от медицины и на 50% - от образа и условий жизни человека. Основная составляющая – образ жизни. Большое значение для сохранения здоровья взрослых и детей имеет информационная и просветительная деятельность, гигиеническое воспитание и обучение, а также медицинская профилактика заболеваний.

Цели и задачи раздела «Приобщение к здоровому образу жизни»

Цели:

  • формирование у населения понимания значимости здоровья  для собственного самоутверждения;
  • создание условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально-психического и нравственного здоровья и качества жизни населения.

Задачи приобщения к здоровому образу жизни:

  • Знакомить с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
  • Создавать условия для формирования культуры сохранения собственного здоровья;
  • Способствовать преодолению вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом.
  • Выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей, психологов, членов медико-педагогической комиссии.
  • Улучшить материально-техническую базу, переоборудовать спортзалы, приобрести современное спортивное оборудование.
  • Внедрить современные методы мониторинга здоровья.
  • Разработать новые технологические методы коррекции и реабилитации для детей с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии.
  • Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.
  • Пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, классные часы, лекции, беседы).
  • Сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой.
  • Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.
  • Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья ребенка.
  • Вовлекать учащихся в занятия утренней пробежки, физической культуры и спорта.
  • Создать условия для полноценного питания школьников.
  • Воспитать негативное отношение к вредным привычкам.
  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования потребности здорового образа жизни.
  • Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.

И главная цель предложенных мероприятий в конечном итоге сводится к увеличению продолжительности продуктивного и трудоспособного возраста населения УМР и  увеличение качества жизни каждого гражданина в отдельности.

Мероприятия, способствующие достижению цели и решению задач раздела «Приобщение к здоровому образу жизни»

Школьные мероприятия

Проблема состояния здоровья школьников требует поиска путей и средств  для ее решения. Актуальность проблемы привлекла к ней большое внимание ученых - психологов, педагогов, медиков, социологов. Поэтому не удивительно, что в последние годы появились книги, статьи, исследования, в которых предлагаются различные подходы к ее решению.

Тренировка навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) наиболее актуальна в младшем возрасте, т.к. в этот период способности ребёнка к самонаблюдению, самоизучению и самоанализу недостаточны для осуществления эффективного самоконтроля. Исследователи предлагают приучать ребёнка к действию по алгоритму, являющемуся упрощенной моделью ЗОЖ.

При этом отмечено, что создание достаточно сложной «Я -схемы», реализующей регулирование образа жизни в зависимости от состояния здоровья, возможно лишь в подростковом возрасте, когда в самооценке возникают абстрактные характеристики. Таким образом, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, регулирование образа жизни в зависимости от состояния здоровья возможно только в подростковом возрасте.

В связи с чем, проведение достаточного количества разнообразных школьных мероприятий по тематике ЗОЖ несомненно приведут к положительным результатам.

Участие родителей в приобщении их детей к здоровому образу жизни

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Организация полноценного питания в школе

Школьное питание – это залог здоровья подрастающего поколения». Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени.  Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.

Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровье – сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Здоровое (рациональное) питание – одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма. В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей, в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь. Становится все более понятным, что именно здоровье – самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия. Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно – сосудистой системы и онкологических процессов. В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами.

Спортивно-познавательное ориентирование

Можно смело утверждать, спортивное ориентирование отличный способ разнообразить занятия бегом и ходьбой. Во время таких тренировок работают не только мышцы, но и ум.

Идея такая: несколько пунктов назначения разбросаны на местности. Ваша задача, самостоятельно выбрав скорость и направление передвижения, добраться до всех пунктов в определенном порядке и, иногда, в указанном промежутке времени. Приходя на точку, вы отмечаетесь и в финале должны иметь полный список контрольных пунктов и отметки с них.

Каждая нужная вам точка отмечена на карте, однако нет никакого конкретного пути от одного пункта до другого, именно в составлении маршрута и лежит главная задача.

Скорость так же важна, в подобных мероприятиях участвуют несколько человек, а иногда и несколько команд. Длина дистанции и природные условия могут быть совершенно разными. При каждом отдельном случае, в зависимости от возраста участников и их физической подготовки, длина пути и место проведения будут разными.

Спортивное ориентирование можно сделать познавательным. Можно привести много примеров различных квестов, которые будут интересны детям и подросткам, которые позволят охватить все их интересы и достич  желаемого эффекта – отвлечь детей от компьютерных игр, вывести их на улицу и приобщит к здоровому образу жизни.

Такого рода занятия насыщенные, эмоциональные, с достаточной физической и умственной нагрузкой, которую можно дозировать непосредственно под каждого занимающегося. Во время занятий хорошо прослеживаются межпредметные связи, приобретаются жизненно важные умения и навыки, развиваются личностные качества учащихся, совершенствуются физические и функциональные возможности организма.

Дети стремятся обменяться мнениями, научиться чему-то полезному. Именно здесь в различных играх и жизненных ситуациях они учатся поступать справедливо и честно. На занятиях можно научить ребят преодолевать препятствия, ставить палатку, оказывать первую медицинскую помощь. Кроме всего прочего, в теоретической части урока закладываются основы понятий о здоровье и здоровом образе жизни, учащиеся получают знания по оказанию медицинской помощи и профилактических мерах предупреждения травм и заболеваний.

Проведение профилактической акции «За здоровый образ жизни» для детей младшего школьного возраста под девизом «Не курить – здоровым быть!»

Цель проведения  межведомственной профилактической акции «За здоровый образ жизни» для детей младшего школьного возраста под девизом «Не курить – здоровым быть!»  - формирование у детей установки на здоровый образ жизни, ответственного и бережного отношения к своему здоровью, прививать практические навыки ЗОЖ.

Место проведения – учебные заведения младшие классы, проводится  агитбригадой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Активизация родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни "

Формирование  у дошкольников и  их родителей основ, убеждений и привычек здорового образа жизни и  осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения....

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни.

Консультация для родителей "Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни"...

Игра в пионербол с элементами волейбола как средство приобщения детей к здоровому образу жизни

Игра в пионербол с элементами волейбола как средство приобщения детей к здоровому образу жизниСпортивные игры, особенно пионербол, предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и ...

«РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»

laquo;РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК»...

Роль семьи и школы в формировании потребности в здоровом образе жизни

Проблема здоровья детей, охраны и укрепления их здоровья - вот вопросы, решение которых зависит от слаженной работы семьи и школы...

План самообразования «Приобщение детей к здоровому образу жизни»

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в о...

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРИОБЩЕНИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса. У детей важно формировать интер...