Родительское собрание на тему «Причины детского воровства»
методическая разработка (5 класс)

Буляева Елизавета Евгеньевна

Методические рекомендации для классных руководителей, психологов, социальных педагогов по проведению родительского собрания "Причины детского воровсва" с целью профилактики среди несовершеннолетних краж и мелких хищений

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ТЕМУ «ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ВОРОВСТВА»

Е.Е. Буляева, социальный педагог

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

           города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 19»

Тема родительского собрания: «Причины детского воровства».

Цель родительского собрания: Формирование представлений у родителей о причинах детского воровства, профилактика детского воровства (педагогическая помощь родителям в решении данной проблемы).

Задачи родительского собрания:

1. Проработать с родителями психологические причины детского воровства через тренинговые упражнения;

2. Информировать родителей о теоретических аспектах данной проблемы

3. Заинтересовать родителей в совместном решении проблемы детского воровства (в профилактике).

4. Ознакомить родителей с правовыми последствиями детского воровства.

Форма родительского собрания: круг общения.

Дата проведения родительского собрания: 25 ноября 2021г. в 3 «А» классе (20 человек).

Участники  родительского  собрания: классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, родители.

Предварительная подготовка:

- определение актуальной темы родительского собрания;

- постановка цели и основных задач;

- работа с активными родителями, определение их участия в собрании;

- составление плана и конспекта выступлений.

Ожидаемые результаты родительского собрания:

- расширение кругозора родителей по теме собрания;

- укрепление детско-родительских отношений;

- повышение мотивации родителей на участие в профилактической работе класса.

План родительского собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Тренинговые упражнения с педагогом-психологом.

3. Лекция с презентацией социального педагога.

4. Рекомендации родителям учащихся.

5. Выступление родителей, проведение упражнения.

6. Подведение итогов, заключительное упражнение.

Ход родительского собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашей сегодняшней встречи «Причины детского воровства». Данная тема достаточно обширна и требует помощи со стороны специалистов, поэтому, сегодня на встречи выступят педагог-психолог и  социальный педагог, а также родители, которые готовы поделиться своим опытом. По данной теме запланирован цикл родительских собраний, так как невозможно рассмотреть все аспекты за одну встречу.

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль в данной ситуации  играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной.

II. Проведение педагогом-психологом тренинговых упражнений.

Упражнение «Знакомство и ожидания».

Участники родительского собрания представляются по кругу, называют свое имя и проговаривают свои ожидания от родительского собрания, фиксируя их на стикерах, которые крепятся на доску.

Обсуждение и вывод: у каждого на сегодня свои цели и задачи.

Упражнение «Продолжи фразу».

Цель: активизация работы группы, сопоставление точек зрения на предлагаемую тему.

Участникам предлагается продолжить фразу: «Дети воруют потому что..»

Вывод: Нет единой причины детского воровства.

Упражнение «Обсуждение пяти высказываний».

На ватмане выписаны пять высказываний. Напротив каждого нарисована какая-либо геометрическая фигура. Родителям выдаются конверты, в которых присутствуют эти фигуры. Предлагается выбрать те высказывания, с которым они согласны, и бросить в общий конверт соответствующие данным высказываниям геометрические фигуры. Затем эти фигуры закрепляются на ватмане напротив высказываний. Таким образом, перед глазами - социологический опрос. По результатам опроса проводится обсуждение.

Высказывания:

1. Все люди воруют (круг).

2. Я никогда в жизни ничего не воровал (треугольник).

3. Со мной бывали случаи, когда я брал чужую вещь (квадрат).

4. Я считаю, что воровство – это болезнь (ромб).

5. Я всегда делаю так, как поступают мои друзья (прямоугольник).

Упражнение «Три вещи».

Каждому родителю выдаются 3 карточки, на которых он имеет право написать названия трёх любимых, ценных для него предметов. Психолог несколько раз быстро проходит по кругу и у каждого забирает по одной карточке, пока родители не останутся с пустыми руками. После  этого проводится обсуждение. (Как вы при этом себя чувствовали?)

Упражнение «Ассоциации».

Инструкция. Напишите ассоциации к слову «Кража» с позиции того, кто взял и с позиции пострадавшего.

Обсуждение в кругу следующих вопросов «С позиции кого было легче отвечать?», «Почему так отличаются ассоциации в первом и втором случае?», « В чём основное отличие?».

Эмоциональная и смысловая рефлексия после тренинговых упражнений.

III. Лекция социального педагога с презентацией на тему «Причины детского воровства», раздача рекомендаций для родителей учащихся.

Проведение лекции для родителей с примерами из практики в сопровождении презентации (Приложение А).

Родителям раздаются памятки с рекомендациями по вопросу родительского собрания, проводится обсуждение (Приложение Б).

IV. Выступление родителей, проведение упражнения «Почему я хороший родитель».

Небольшое выступление родителя, работающего в УМВД России по г. Абакану на тему «Правовые последствия совершения краж несовершеннолетними», раздача листовок родителям (Приложение В).

Проведение упражнения активистами из родительского комитета «Почему я хороший родитель» с целью распространения положительного родительского опыта.

Родителям по кругу предлагается продолжить предложение «Я - хороший (ая) отец /мать потому что ...».

V. Подведение итогов родительского собрания классным руководителем.

Заключительное упражнение «А на последок я скажу…».

Участники вспоминают свои ожидания от родительского собрания и отвечают на вопрос «Получили ли ответ на свой вопрос?»

Уважаемые родители, подводя итог нашей встречи, хочется поблагодарить вас за совместное сотрудничество, что вы не безразличны к своим детям. За оказанную помощь, за подготовку данного мероприятия.

Приложение А

Лекция «Причины детского воровства»

Слайд - 1.

Воровство или кража – это тайное хищение чужого имущества, которое мешает человеку жить полноценной жизнью, не даёт ему возможности реализовать себя как личность.

Освоение социальных норм, нравственное развитие ребёнка происходит под влиянием сначала родителей, а потом и сверстников.

Слайд – 2.

Представление о том, что такое «моё» и «чужое», появляется у ребёнка после трёх лет.

Никому в голову не придёт называть вором трёхлетнего малыша, взявшего без спросу чью – либо вещь. Но если ребёнок старше, то его поступок будет расценен как «кража».

Слайд – 3.

Как правило, воровство рассматривается в трёх аспектах: социальный, медико – биологический, психологический.

Слайд – 4.

Социальный аспект.

Воровство как правонарушение, за совершение которого наступает уголовная ответственность (с наступлением возраста 14 лет) или постановка на профилактический учёт.

Слайд – 5.

Медико – биологический аспект.

Редкое явление, это болезнь, обозначаемое термином «клептомания». Клептомания – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом «внезапно возникающем влечении к хищению вещей». Если ребёнок часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берёт даже то, что ему совсем не нужно, тут же бросает или теряет украденное, то есть ворует, совершенно этого не осознавая, просто потому, что не может не воровать, - необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту.

Слайд – 6.

Психологический аспект.

Воровство рассматривается как нарушение поведения у детей и подростков. С этой точки зрения выделяют следующие возможные причины воровства.

Слайд – 7.

Недостатки нравственного воспитания.

Ребёнок не понимает сути своего поступка в силу недостаточного морального и интеллектуального развития, либо в силу ошибок семейного воспитания, таких как, воспитание по типу «вседозволенности». Если родители своевременно не объяснили ребёнку разницу между понятиями «своё» и «чужое», если ребёнок растёт слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого. Несогласованные действия родителей: один родитель разрешает что – то делать, а другой запрещает; когда родители «позволяют всё».

Слайд – 8.

Способ привлечь к себе внимание.

Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто они ищут внимания со стороны не только родителей, но и сверстников, желая привлечь внимание других детей к себе как обладателю какой – либо вещи. Например, маленький ребёнок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздаёт их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребёнок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В таком случае причиной воровства является одиночество ребёнка, его неумение строить со сверстниками дружеские отношения.

В таких случаях наказание не всегда приносит пользу. Важно, чтобы у родителей с ребёнком состоялся разговор о недопустимости воровства. Взрослые сами должны понять, что воровство – не причина, а следствие проблемы. Стоит поговорить о том, что такое дружба, проиграть ситуации знакомства и т.д.

Слайд – 9.

Воровство как подражание взрослым.

Дети, наблюдая за некоторыми поступками взрослых, используют их как примеры для собственного поведения. Например, поступок мамы, которая вышла из магазина, не оплатив покупку, может стать для ребёнка примером совершения кражи.

Самое важное правило, без соблюдения которого все советы и правила бесполезны, учите ребёнка честности на собственном примере. Первые и самые главные уроки ребёнок изучает, наблюдая за поведением родителей. Об этом всегда надо помнить.

Слайд – 10.

Воровство как следствие неудовлетворённых потребностей.

Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостаёт. Детское воровство может быть вызвано острым желанием обладания, которое охватывает ребёнка и бывает непонятно взрослым. Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются.

Слайд – 11.

Воровство как желание обрести контроль или власть, отбирая у более слабого то, что принадлежит ему, ребёнок может испытывать удовлетворение, осознавая, что тот находится в его власти.

Слайд – 12.

Воровство ради развлечения.

Этот способ воровства встречается у младших подростков, которые развлекаются, убегая от охранника магазина, украв что-то незначительное.

Слайд – 13.

В 6 – 7 лет ребёнку уже не безразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, используя для этого все доступные способы. Часто бывает так, что цель, ради которой ребёнок ворует, настолько для него важна, что не может затмить страх наказание. Например, кража для привлечения внимания сверстников: у ребёнка не складываются отношения с детьми; не найдя другого решения, он может взять деньги у родителей и накупить разных сладостей, угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого так хотел. Как правило, причина этого поведения – несформированность навыков общения или низкая самооценка.

Слайд – 14.

У детей 10 – 12 лет воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы. Таким детям очень трудно справиться с импульсивными желаниями и соблазнами, хотя они и испытывают стыд за свои поступки.

По мере роста и взросление ребёнка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве – ошибка, случайный эпизод, у подростка – уже осознанный шаг, а то и того хуже – вредная привычка.

Нередки  случаи, когда подростов силой или хитростью втягивают в порочный круг.  Для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребёнка «подначивают» сверстники, аргументируя необходимостью совершения воровства поддержанием статуса в группе

Приложение Б

Памятка для родителей

Обдумайте свое отношение к воровству. Все зависит от ваших представлений о проблеме. И запомните самое важное правило: учите ребенка честности на собственном примере.

Итак, когда вы поняли, почему ваш ребенок ворует, четко представляете себе причины детского воровства, теперь самое время поговорить с ребенком по душам соблюдая следующие правила:

1. Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

2. Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дать волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

3. Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

4. Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах, как наказание пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.

5. Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема.

6. Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните - это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

7. Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

Доверительная беседа - лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его.

А еще несколько важных правил вашего поведения:

1. Не обсуждайте негативные поступки своего ребенка в присутствии посторонних.

2. Не возвращайтесь к обсуждению кражи через некоторое время, после того, как ситуация уже разобрана и пережита.

3. Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте.

4. Четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.

Приложение В

Памятка родителям.jpg

Литература:

1. Г.А.Стюхина «Индивидуальные особенности младшего школьника и их учёт в организации учебной деятельности». Москва, Педагогический университет  «Первое сентября», 2010г.

2. Г.Г.Кулинич «Вредные привычки: профилактика зависимостей». Москва, «ВАКО», 2008г.

3. Л. М. Шипицына «Психология детского воровства». СПб.: Речь, 2007г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины детского воровства МБОУ «СОШ № 19» г.Абакана Буляева Е.Е.

Слайд 2

Воровство или кража – это тайное хищение чужого имущества В оровство рассматривается в трёх аспектах: - социальный -медико – биологический -психологический

Слайд 3

Социальный аспект Воровство как правонарушение, за совершение которого наступает правовая ответственность

Слайд 4

Медико – биологический аспект Клептомания – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом «внезапно возникающем влечении к хищению вещей»

Слайд 5

Психологический аспект Воровство рассматривается как нарушение поведения у детей и подростков С этой точки зрения выделяют следующие возможные причины воровства: недостатки нравственного воспитания способ привлечь к себе внимание воровство как подражание взрослым воровство как следствие неудовлетворённых потребностей воровство как желание обрести контроль или власт ь воровство ради развлечения

Слайд 6

Недостатки нравственного воспитания Ребёнок не понимает сути своего поступка в силу недостаточного морального и интеллектуального развития, либо в силу ошибок семейного воспитания, таких как, воспитание по типу «вседозволенности »

Слайд 7

Способ привлечь к себе внимание Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание Часто они ищут внимания со стороны не только родителей, но и сверстников, желая привлечь внимание других детей к себе как обладателю какой – либо вещи

Слайд 8

Воровство как подражание взрослым Дети, наблюдая за некоторыми поступками взрослых, используют их как примеры для собственного поведения

Слайд 9

Воровство как следствие неудовлетворённых потребностей Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостаёт Детское воровство может быть вызвано острым желанием обладания, которое охватывает ребёнка и бывает непонятно взрослым

Слайд 10

Воровство как желание обрести контроль или власт ь, отбирая у более слабого то, что принадлежит ему, ребёнок может испытывать удовлетворение, осознавая, что тот находится в его власти

Слайд 11

Воровство ради развлечения Этот способ воровства встречается у младших подростков, которые развлекаются, убегая от охранника магазина, украв что-то незначительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к родительскому собранию по теме «Эгоизм детский. Избалованные дети».

Эгоизм детский - наиболее явное проявление индивидуализма во взаимодействии ребенка с окружающими, корыстное к ним отношение. В работе приводятся рекомендации для родителей, как можно искоренить в дет...

Общешкольное родительское собрание на тему"Причины и последствия детской агрессии"

Причины и последствия детской агрессии.Задачи собрания:1.   Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.2.   Формировать у родит...

Родительское собрание на тему: "Причины возникновения детской агрессии"

Уважаемые родители, эта тема для обсуждения, прежде всего, предназначена Вам!  Проблема детской агрессии стоит очень остро. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и ...

Родительское собрание на тему: " Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание на тему: " Причины и последствия детской агрессии"...

Родительское собрание по теме "Причины снижения успеваемости у учащихся подросткового возраста и пути их преодоления"

Обсуждение с родителями причин неуспеваемости учащихся, познакомить их с понятием "неуспеваемость", а также рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении, дать рекомендации в пре...

Выступление на родительском собрании по теме "Профилактика детско-подросткового суицида"

Выступление на родительском собрании по теме "Профилактика детско-подросткового суицида"...