Управление социальной защитой детства защитой детства
статья

Тойкеева Мария Алексеевна

Управление социальной защитой детства защитой детства

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Основные понятия: социальная защита детства, управление социальной защитой детства

социальный защита ребенок

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, психического и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от опасностей являются обязанностями человека, человеческого общества и государства в целом.

Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную, систему социальной защиты детства.

Социальная защита детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами: во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России; во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства и, в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России.

Система социальной защиты детства - это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы национальной защиты российских детей.

В 1990-е гг. в результате проведения реформ в России проблемы социальной защиты детства значительно обострились. Основными причинами этого явились фактическое общее снижение роли государства в системе социальной защиты детства, ликвидация КПСС с ее мощным влиянием на все формы социальной защиты детства, ослабление роли профсоюзов, ликвидация комсомольской и пионерской организаций и отсутствие какой-либо альтернативы им, значительное снижение общего жизненного уровня населения России, серьезное сокращение государственных расходов на содержание, обучение и воспитание детей.

В настоящее время в России еще только формируется механизм реализации государственной политики в области защиты прав и социальных интересов детей, обеспечения их выживания и развития Современная социальная защита детства в РФ базируется на правовом мировом законодательстве: Хартии детства (ратифицирована РФ в 1998 г.), Декларации прав ребенка (1959) и Конвенции ООН о правах ребенка (ратифицирована РФ в 1990 г.). Ее принятие позволило по-новому взглянуть на мир детства и привлечь к нему внимание общественности

Содержательная сторона современной социальной защиты детства характеризуется определенными принципами (всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства, многообразие форм и видов социальной защиты и др.), которые далеко не всегда соблюдаются субъектами социальной защиты. Ужесточение контроля субъектов социальной защиты приведет к полноценному функционированию системы.

Не менее важной проблемой современной социальной защиты является обтекаемость формулировок законодательной базы. Возможность свободного толкования часто лишает реальных объектов оказания им надлежащей социальной помощи. Низкий уровень информирования населения (а иногда и дезинформирование) об объективных задачах, формах и методах социальной защиты детства приводит к снижению эффективности соцзащиты. Объекты попросту не знают свои права и гарантированные привилегии. Повышение социальной грамотности (например, посредством социальной рекламы) ликвидирует эту проблему.

Другая форма социальной защиты детства - программы. Она характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Так, в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике был принят Указ Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696, в котором программа "Дети России" утверждена в качестве Президентской. В ней изложены основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. Существуют планы мероприятий по социальной защите детства. Например, План действий по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 гг. содержал мероприятия по созданию и развитию материальной базы социальной защиты детства.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.1994 г. № 275 определены меры по организации летнего отдыха детей и подростков в 1994 г.

Существенным вкладом в законотворчестве по проблеме прав детей являются принятие 29.12.1995 г. Семейного кодекса РФ, федеральных законов от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Семейный кодекс» РФ предусматривает существенное усиление гарантий прав детей в семейных отношениях в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах детей. В кодексе выделена специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе Конвенции решен вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений родителей или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд по достижении им возраста 14 лет. Ребенку предоставлено право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также судебного и административного разбирательства.

Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка. Система социальной защиты детства - это система осуществляемых обществом и его официальными структурами мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.


2. Современная система социальной защиты детства в Российской Федерации

Социальная защита детства в современном мире, является одним из важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики.

Социальная защита детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Однако, у разных детей разные потребности и учесть их все очень сложно. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка. В функционировании системы социальной защиты детства определяющую роль играют ее субъекты.

Ведущую роль среди этих субъектов занимают организации, учреждения, социальные институты общества, к которым относятся: все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность.

К субъектам социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги а также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, которые пропагандируют и распространяют опыт социальной защиты детства, зачастую выступают в качестве инициаторов и организаторов благотворительных акций в защиту детства, предприятия и учреждения детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью.

Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д.

Объектами социальной защиты являются дети - лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей - жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Наиболее характерной тенденцией развития российской системы социальной защиты детства является переход от советской системы социального обеспечения всех детей, т.е. их максимального охвата социальными благами преимущественно за счет государства, к адресной системе социальной защиты конкретных детей, находящихся в наиболее неблагоприятной ситуации. Содержательная сторона современной социальной защиты детства характеризуется также определенными принципами, соблюдение которых обязательно для субъектов социальной защиты:- всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства.

Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей; - многообразие форм и видов социальной защиты детства.

Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг; - единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах; - осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объёме не ниже признанного государством прожиточного минимума; - охрана права каждого ребёнка на социальную защиту

Формы и методы реализации социальной защиты детства являются ее основными структурными компонентами. Наиболее полная характеристика форм и методов социальной защиты детства представлена В.А. Варывдиным и И.П. Клемантович

В области социальной защиты детства компетентными органами принимающими решения являются: Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом; Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие указы; Правительство РФ, принимающее постановления по вопросам социальной защиты детства; суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области социальной защиты детства; министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства; руководители учреждений и предприятий, издающие правовые акты по вопросам социальной защиты детей.

Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства. Материальная база является необходимым элементом социальной защиты детства и включает в себя следующие составляющие:

а) финансовую базу;

б) многочисленные здания, сооружения;

в) систему государственных пособий на детей.

Таким образом, в современной России существуют различные формы социальной защиты детства, которые используются как на федеральном, так и на региональном уровнях. В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужных результатов в социальной защите детей. В числе этих методов:

- убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства (руководителей, должностных лиц и др.) в необходимости активного участия в социальной защите детства;

- использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, ветеранов войн и труда при проведении мероприятий по охране детей;

- стимулирование и поощрение мероприятий по социальной защите детства;

- анализ и прогноз развития системы социальной защиты детства.

Метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим (например, при взыскании алиментов в пользу детей). Институт социальной защиты детства имеет богатую отечественную историю своего становления и развития. В течение многих веков становления российского государства он видоизменялся и приобретал новое значение как проявление сострадания к детям. На протяжении всей истории явно прослеживалось расширение субъектов социальной защиты детства и функциональное перераспределение ролей (от общины у древнейших славян до государства во главе с КПСС в советский период и общественных организаций в современных условиях).

Достаточно широк был диапазон форм социальной защиты детства - основными формами выступали различные учреждения, которые носили дифференцированный характер и предоставляли широкий спектр услуг. Для того чтобы современная система социальной защиты детства была действенной и становилась все более эффективной, необходимо соблюдать одно важное условие - правильное применение методов и форм социальной защиты детства.

3. Программы социально-педагогической работы

В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствуют программы социального воспитания.

Изучив программы социальных педагогов различных учебных заведений, мы пришли к выводу, что программы представляют собой комплексную систему работы социального педагога с ребенком и объединяют основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления. В основу программ положена личностно-ориентированная модель воспитания и современные подходы к их реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.

Данные программы разработаны для подростков с учетом их психофизиологических особенностей и предназначены для внеклассных занятий или проведения спецкурса в условиях общеобразовательного учреждения.

Цель программ: создание предпосылок для самореализации и социальной адаптации подростка, снижение числа социально-негативных явлений в современном изменяющемся мире.

Формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности; создание условий для социальной адаптации подростков через организацию социально-педагогической поддержки.

Социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание образование; создать условия для социального и профессионального самообразования обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

Задачи: формирование социальной активности детей и подростков, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, потребности в самопознании и саморазвитии и навыков здорового образа жизни.

Развитие социального интеллекта, познавательного интереса в области валеологии (валеология от одного из значений лат. valeo - «быть здоровым» - «общая теория здоровья), ОБЖ, психологии, права, социологии, медицины, приобретение коммуникативных умений.

Развитие личностных качеств - самостоятельности, креативности, ответственности, эмпатии, гуманности, толерантности, альтруизма, волевых качеств, организаторских и творческих способностей.

Содействие созданию обстановке психологического комфорта и безопасности учащихся в семье, в окружающей социальной среде, профилактика асоциального поведения и правонарушений;

Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных, общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.

Основные направления деятельности:

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.

Социально-педагогическая защита прав ребёнка.

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.

Социально-педагогическое консультирование.

Социально-педагогическая профилактика.

Поддержка социально-ценной деятельности детей и подростков.

Функции программ: диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой); информационно-обобщающая (сбор и анализ полученных данных); проектно-конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности); организационно-преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации); координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми); профилактическая.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т.п.

Этапы работы:

Работа с учащимися.

Работа с семьей.

Работа с педагогическим коллективом.

Работа с внешней средой школы.

Работа с учащимися: Группы риска

Самое важное направление работы социального педагога - это работа с учащимися. Работа социального педагога с детьми начинается с выявления детей и семей, относящихся к группе риска, это осуществляется через классных руководителей, психологов по средствам тренингов и психологических тестов.

На основе полученных сведений ведется база данных на учащихся группы риска, а также заводиться личное дело учащегося. Личное дело включает в себя: психолого -социально -педагогическую характеристику, акт обследования жилищных условий учащегося, данные об успеваемости и посещаемости учащегося, индивидуальный план работы с учащимся.

Методика работы социального педагога с детьми направлена на вовлечение детей группы риска в общественную работу, в культурно-массовые мероприятия, а так же контроль успеваемости, контроль посещаемости, лекции по профилактике безнадзорности, индивидуальные беседы, дискуссии, тематические декады по профилактики социально-негативных явлений. Однако социальный педагог может работать только в сотворчестве с психологами, классными руководителями, и т.д.

В конце года выявить динамику работы с детьми группы риска.

Сформулировать выводы корректировать план работы социального педагога.

Работа с семьей

Причинами, вызывающими нарушения у подростков, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Отклонения в поведении это нарушение нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, является девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается "систем проступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, нарушение процессов адаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением"

Основой профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является работа с семьей, поскольку именно семья есть точка отчета в воспитании ребенка.

Основные методы работы с родителями - это индивидуальные беседы, родительские собрания, лектории для родителей, дни открытых дверей, контроль и патронаж семьей, находящихся в социально опасном положении.

Работа с педагогическим коллективом

Работа с учителями так же является необходимой для предотвращения беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних.

Социальный педагог проводит семинары, участвует в плановых оперативных совещаниях, педсоветах, где привлекает к профилактической работе классных руководителей и учителей предметников. В каждом классном журнале находится план-сетка мероприятий проводимых в классе и школе в течение года, в котором классный руководитель отмечает участие детей в массовых мероприятиях, что помогает контролировать детей группы риска. Социальный педагог раз в 2недели(при необходимости чаще) встречается с классными руководителями для обсуждения возникших проблем.

Работа с внешней средой школы

Социальный педагог работает с семьей и внешней средой школы: с сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних, участвует в заседаниях и мероприятиях: комиссии по делам несовершеннолетних, центрами социальной защиты населения, центрами медико-психолого-социального сопровождения, поликлиниками, диспансерами, муниципалитетом, центрами занятости, и т.д.

Все эти организации занимаются профилактикой и предотвращением беспризорности и безнадзорности. Проводят профилактические лекции; отделение по делам несовершеннолетних планирует совместную работу со школой по данной тематике, в которую входят: посещение инспектором по делам несовершеннолетних родительских собраний, классных часов; психологические центры помогают социальным педагогам в сложных ситуациях с детьми, Муниципалитет контролирует семьи находящиеся на патронажном контроле, и пр.

Ожидаемые результаты:

Высокий уровень самореализации и социальной адаптации подростка. Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов (семьи, ученического коллектива, социума).

Снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле.

Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов - родителей - воспитанников.

Создание условий проявления и мотиваций творческой активности учащихся в различных сферах социально-значимой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАЩИТИМ ДЕТСТВО!

В данной статье расскрыта проблемма современного воспитания детей.В силу постоянной занятости родителей, нежелание заниматься своими обязанностями, дети предоставленны сами себе. Если ребено...

Сценарий праздника, посвященный Международному Дню защиты детей "Планета детства"

Веселый праздник для детей всех групп ДОУ. В гости к детям приходят сказочные герои: Дядя Степа, Бабки - Ежки и Бармалей. Они проводят смешные конкурсы и интересные игры. Праздник заканчивается детско...

Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства

В данной статье представлен анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства....

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

Законодательные и нормативно-правовые основы социальной защиты детства.

Законодательные и нормативно-правовые основы социальной защиты детства....

Доклад на тему: «Проблема социальной защиты детства в процессе организации учебной деятельности в обществознании».

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, п...