Программа воспитания и социализации подростков КГКУ «Сосновоборский детский дом» «На пути к успеху»
методическая разработка

Гнеушева Галина Николаевна

Основой достижения развивающих целей воспитания признаётся именно активность воспитанника – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими воспитанниками в процессе познавательной деятельности, активной работы воспитанников над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Это придаёт особую актуальность задаче развития у воспитанников универсальных социальных действий (УСД).Среди технологий, методов и приёмов развития УСД особое место занимают учебные ситуации:

• ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению);

ситуационный час общения (развивает сознание и корректирует поведение воспитанников).

Целью воспитания и социализации воспитанников среднего, старшего школьного возраста является социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно-нравственного, творческого, социально-компетентного гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotsializatsii_podrostkov.doc382.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое учреждение для детей сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом».

Программа

воспитания и социализации подростков

КГКУ «Сосновоборский детский дом»

«На пути к успеху»

Авторы-составители:

Филькина С.В., директор КГКУ «Сосновоборский детский дом»,

 руководитель разработческой группы.

Озерец И.Г., научный руководитель, старший преподаватель

кафедры педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева.

Члены разработческой группы:

Гусева И.И., заместитель директора по ВР,

Гнеушева Г.Н., социальный педагог,

Мурина М.А., социальный педагог,

Герт Н.И., педагог-психолог,

г. Сосновоборск, Красноярский край, 2017

Принципы государственной политики в области образования, сформулированные в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Закона Российской Федерации «Об образовании» «…приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде…».

Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодёжи, получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулёз, сифилис, ВИЧ-инфекция), учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности или «уход в себя».

Анализ особенностей развития личности ребёнка в условиях детского дома показал, что лишение детей семьи катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Проблемы социального характера определяются, прежде всего, социальным статусом ребёнка. Из 40 воспитанников детского дома – сироты составляют 10 % от общего числа детей, 90 %. имеют статус социального сироты (ребёнка, оставшегося без попечения родителей).

Наличие у 100% воспитанников различных видов депривации: двигательной, сенсорной, информационной, социальной, материнской и частичной психической. В жизни они существуют в достаточно сложном переплетении, в условиях детского дома сенсорная, двигательная, социальная депривации сопряжены и являются следствием материнской депривации.

Основой достижения развивающих целей воспитания признаётся именно активность воспитанника – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими воспитанниками в процессе познавательной деятельности, активной работы воспитанников над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Это придаёт особую актуальность задаче развития у воспитанников универсальных социальных действий (УСД).

Понятие «универсальные социальные действия».

В широком значении термин «универсальные социальные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов универсальных социальных действий выделяется четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные социальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию воспитанников (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к образовательной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление воспитанниками связи между целью образовательной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом образования и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Воспитанник должен уметь отвечать на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня образование?;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные социальные действия обеспечивают воспитанникам организацию своей образовательной деятельности. К ним относятся:

• целеполагание как постановка образовательной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено воспитанниками, и того, что ещё неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим воспитанником, педагогом, товарищами;

• оценка – выделение и осознание воспитанниками того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные социальные действия включают: образовательные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Образовательные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные социальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование сотрудничества с педагогом, сверстниками, ближайшим микросоциумом – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных социальных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс образования задаёт содержание и характеристики деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных социальных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Технологии, методы и приёмы развития УСД.

Среди технологий, методов и приёмов развития УСД особое место занимают учебные ситуации:

• ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению);

  • ситуационный час общения (развивает сознание и корректирует поведение воспитанников);

Технологии, методы и приёмы развития личностных универсальных социальных действий:

  • на личностное самоопределение;
  • на развитие Я-концепции;
  • на смыслообразование;
  • на мотивацию;
  • на нравственно-этическое оценивание.

Технологии, методы и приёмы развития коммуникативных универсальных социальных действий:

  • на учёт позиции партнёра;
  • на организацию и осуществление сотрудничества;
  • на передачу информации и отображению предметного содержания;
  • тренинги коммуникативных навыков;
  • ролевые игры;
  • групповые игры;
  • собрание (учит детей вырабатывать и принимать коллективные решения);
  • КТД (коллективное творческое дело).

Технологии, методы и приёмы развития познавательных универсальных социальных действий:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • задачи на смысловое чтение.

Технологии, методы и приёмы развития регулятивных универсальных социальных действий:

  • на планирование;        
  • на рефлексию;
  • на ориентировку в ситуации;
  • на прогнозирование;
  • на целеполагание;
  • на оценивание;
  • на принятие решения;
  • на самоконтроль;
  • на коррекцию.

Целью воспитания и социализации воспитанников среднего, старшего школьного возраста является социально-педагогическая поддержка становления и развития духовно-нравственного, творческого, социально-компетентного гражданина.

Задачи:

  1. Помогать воспитанникам осваивать социальные нормы, правила поведения и формы социальной жизни в группах и сообществах (коллектив сверстников, сообщества по интересам, принадлежностям).
  2. Формировать у воспитанников потребность к труду и социально-бытовую ориентацию.
  3. Формировать у воспитанников готовность и способность реализовывать свой личностный потенциал в динамичных социально-экономических условиях.
  4. Воспитывать в воспитанниках моральные нормы и ценности по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей.
  5. Продолжать реализацию деятельности по подготовке воспитанников к проживанию в семье и созданию собственной полноценной семьи.

Основные направления воспитания и социализации воспитанников.

Социальное направление.

Актуальность

Социальная среда ребенка – это окружающие его люди и сообщества, их деятельность, связи, отношения реальные или воображаемые, воспринимаемые в непосредственном контакте или опосредованно – через книги, искусство, СМИ и т. д. Это общественные отношения и общественная атмосфера, это мораль и нравственные нормы, воплотившиеся в реальном ближнем и дальнем окружении ребенка. В конечном итоге это с одной стороны, источник внешних воздействий на ребенка, далеко не всегда положительных и редко доступных его влиянию, с другой стороны, это пространство существования личностного развития и самореализации воспитанника, в том числе и собственного, часто свободного выбора им конкретных способов и форм такой самореализации. Все такие выборы и все само-(познание, идентификация, оценка и прочие) происходят в реальной среде. Опасности свободного выбора, вероятность которых важно учитывать педагогу – воспитателю, чтобы помочь воспитаннику уменьшить риск ошибок, таковы: незнание жизни и всевозможных жизненных ситуаций (особенно актуально для воспитанников детского дома), возможных вариантов последствий и перспектив выбора, неадекватность самооценки, увлеченность внешним антуражем и др. Организация социально-значимой деятельности с воспитанниками поможет им понять разнообразие взаимоотношений, усвоить систему нравственных правил поведения в социуме.

Разделы направления:

  1. Экономическое воспитание.
  2. Гражданско-правовое воспитание.
  3. Социально-бытовая ориентация.

Цель: освоение воспитанниками социальных норм, правил поведения и форм социальной жизни в группах и сообществах (коллектив сверстников, сообщества по интересам, принадлежности и др.).

Задачи:

  1. Развивать осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих возрасту (социальные роли в детском коллективе, социальные роли в обществе).
  2. Развивать умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-экономических условий.
  3. Развивать готовность и способность к выполнению социально-одобряемых норм и требований, противостоянию противоправным действиям.

Универсальные социальные действия.

  1.  Умение осознавать и принимать основные социальные роли (в семье, в детском коллективе, в обществе), соответствующие возрасту.
  2. Умение осознавать и нести ответственность за собственные поступки.
  3. Умение конструктивно коммуницировать с ближайшим социумом (больница, паспортный стол, магазины).
  4. Умение рационально распределять собственные финансовые средства.
  5. Умение решать моральные и правовые проблемы на основе социально-одобряемого личностного выбора.

 

  1. Основные направления воспитания и социализации воспитанников.
  2. Трудовое воспитание.

Актуальность

«Труд – всему голова!» и это не случайно. Лишь труд способен дать человеку то, что не дано ему непосредственно природой. В процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения, человек растет, развивается, происходит становление его личности. Именно в труде осваивает ребенок культуру общения. Лишь при вовлечении ребенка в КТД формируется у него готовность прийти на помощь, уважение цели и результатов труда других людей. В труде формируются и нравственно ценные качества личности: доброта, и отзывчивость, уважение к людям труда и их работе, бережное отношение к общественной собственности и нетерпимость к безалаберности и бесхозяйственности, заботливое отношение к окружающим и критическое отношение к себе. Другими словами, в процессе трудовой деятельности складывается система отношений ребенка к труду, коллективу в котором он живет (семьи), обществу в целом, самому себе как участнику трудового процесса и процесса общения. В труде формируются и развиваются волевые качества личности: способность к трудовому напряжению, умение и стремление доводить начатое дело до конца, терпение и сосредоточенность, целеустремленность и умение распределять свое время.

В детский дом, дети, как правило, попадают, не имея элементарных трудовых навыков, они не знакомы ни с трудом по самообслуживанию, ни с хозяйственно – бытовым трудом. Многие дети просто не могут различать абстрактные понятия (больше – меньше, тверже – мягче, легче – тяжелее), не имеют представлений о свойствах материалов, у большинства детей не на должном уровне развита мелкая моторика рук. Все эти проблемы разрешаются с помощью ручного труда, а также вырабатывается терпение и сосредоточенность, выдержка и распределенное внимание (что очень актуально для наших воспитанников).

Разделы направления:

  1. Хозяйственно-бытовой труд и труд по самообслуживанию.
  2. Ручной труд и основы декоративно-прикладного искусства.

Цель: воспитание трудолюбия и формирование потребности к труду.

Задачи:

  1. Развивать навыки хозяйственно-бытового и труда по самообслуживанию в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями.
  2. Развивать навыки ручного труда и основы декоративно-прикладного искусства.

Универсальные социальные действия.

  1. Владение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями.
  2. Владение навыками ручного труда и основами декоративно-прикладного искусства.

  1. Основные направления воспитания и социализации воспитанников.
  2. Духовно-нравственное воспитание.

Актуальность

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром..., само содержание жизни в обществе... Большинство воспитанников детского дома с пеленок воспитывались в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности, в асоциальных семьях отсутствуют.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность – базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Воспитанники детского дома, лишившиеся семьи, либо не имеющие опыта проживания в семье, имеют многочисленные проблемы в развитии эмоционального интеллекта. У них наблюдается резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограниченный диапазон переживаний, крайний характер проявления радости, веселья, огорчения и др. Это вызывает трудности в формировании у детей правильного поведения, конструктивных межличностных взаимоотношений, что приводит к высокой конфликтности в детском коллективе.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.

Разделы направления:

  1. Формирование нравственных деятельно-волевых черт характера.
  2. Коммуникативные навыки (межличностное общение, основы социально-критического мышления).
  3. Развитие эмоционального интеллекта.

Цель: формирование и становление готовности и способности реализовывать свой личностный потенциал в динамичных социально-экономических условиях.

Задачи:

  1. Формировать у воспитанников гражданско-патриотическую позицию.
  2. Развивать нравственные деятельно-волевые черты характера воспитанников.
  3. Формировать социально-критическое мышление (осознание социальных норм и правил поведения, участие в общественной жизни коллектива).
  4. Развивать эмоциональный интеллект воспитанников детского дома, выражающегося в способности осознавать эмоции и управлять ими, проявлять эмпатию и выстраивать позитивные взаимоотношения.

Универсальные социальные действия.

  1. Проявление гражданско – патриотических качеств личности (осознание своей этнической принадлежности, осознание ответственности человека за общее благополучие, основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю).
  2. Умение предъявлять и аргументировать свою точку зрения.
  3. Умение конструктивно выстраивать взаимодействие с окружающими (терпимость к мнению другого, умение слушать других).
  1. Владение основами социально-критического мышления (самостоятельность, формирование собственного мнения, постановка вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить).
  2. Умение осознавать свои эмоции, их причины и последствия (наличие самовосприятия).
  3. Умение управлять собственными эмоциями.
  4. Умение распознавать эмоциональные и поведенческие реакции окружающих.

Основные направления воспитания и социализации воспитанников.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Актуальность

Проблема здоровья интересует, и интересовала многих педагогов. В. А. Сухомлинский утверждал: «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно – гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни, это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в относительных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.

Дети в детский дом приходят ослабленными как физически, так и психологически, имеют место всевозможные наследственные отклонения и болезни, негативные последствия нездорового образа жизни, который ребенок был вынужден вести в биологической семье. И от того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании воспитанников принципы и навыки здорового образа жизни, зависит, в последующем, вся их жизнь.

Разделы направления:

  1. Полезные привычки и навыки.
  2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Цель: формирование моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей.

Задачи:

  1. Формировать установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности.
  2. Транслировать ведение здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций.
  3. Реализовать мониторинг развития воспитанников на основе прогностического контроля.
  4. Воспитывать направленность на здравотворчество, здоровый образ жизни, устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды.
  5. Учить использовать на практике приёмы оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха.

Универсальные социальные действия.

  1. Ориентация на здоровый образ жизни.
  2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для собственного психофизического развития.
  3. Умение устанавливать причинно-следственные связи по собственному здоровью.
  4. Умение оказывать приёмы первой помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др.
  5. Проявление самообладания и силы воли в провокационных ситуациях (предложениях попробовать ПАВ), побуждение к этому других воспитанников.

Основные направления воспитания и социализации воспитанников.

Семейное воспитание.

Актуальность

Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать. Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. Наши дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, не по своей воле, лишены такой возможности, и те воспитательные ситуации, которые в семье складываются естественным образом, в детском доме усилиями педагогов – воспитателей, максимально приближаются к домашним.

        Подготовка воспитанников к проживанию в замещающей семье, востребованных на семейные формы устройства и подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не востребованных на семейные форму устройства (СФУ) является одним из важных направлений деятельности учреждения. Концепция формирования новой идентичности воспитанника ляжет в основу деятельности педагогического коллектива учреждения.

Разделы направления:

1. Подготовка воспитанников к жизни в семье.

2. Построение позитивной жизненной траектории.

Цель: подготовка воспитанников к проживанию в семье и созданию собственной полноценной семьи.

Задачи:

  1. Корригировать негативный жизненный сценарий кровной семьи.
  2. Развивать навыки самообслуживания и самостоятельности воспитанников.
  3. Развивать коммуникативную компетентность и ориентацию на сотрудничество в межличностном взаимодействии.
  4. Формировать позитивные жизненные установки.

Универсальные социальные действия.

  1. Владение вербальными и невербальными средствами общения.
  2. Умение конструктивно коммуницировать в ближайшем микросоциуме, ориентация на сотрудничество.
  3. Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор).
  4. Умение строить позитивный жизненный сценарий.

Принципы и особенности

организации содержания воспитания и социализации воспитанников.

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений воспитанника с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим».

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение воспитанника со сверстниками, педагогами и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.

Принцип идентификации. Идентификация – устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть – нравственную рефлексию личности, мораль – способность воспитанника формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность – готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Воспитанник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание – это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

        Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности воспитанников в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач, воспитанники вместе с педагогами, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;
  • произведений искусства;
  • периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • духовной культуры и фольклора народов России;
  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
  • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • других источников информации и научного знания.

Примерный учебно-тематический план

реализации программы воспитания и социализации воспитанников.

Деятельность по воспитанию и социализации воспитанников организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, развитие эмоционального интеллекта, семейное воспитание, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, трудовое воспитание).

Содержание занятий формируется с учётом пожеланий воспитанников и сотрудников учреждения, и осуществляется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

При организации деятельности по воспитанию и социализации воспитанников образовательным учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения деятельности по воспитанию и социализации воспитанников могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.

Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих воспитанников разрабатываются индивидуальные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития воспитанника.

Таблица № 2. «Занятость воспитанников в реализации Образовательной программы КГКУ «Сосновоборский детский дом»,

в системе дополнительного образования».

Направление деятельности

Кол-во часов в неделю

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Социальное направление

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Семейное воспитание

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Трудовое воспитание

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Развитие эмоционального интеллекта

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Духовно-нравственное воспитание

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Занятость в доп. образовании:

- техническая мастерская «Я сам»;

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- технический кружок «Юный Зодчий»;

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- хореографическая студия «Час Пик»;

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- спортивная секция «Бадминтон»;

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- спортивная секция «Волейбол»;

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- школа «Психология общения»;

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- спортивная секция  восточных единоборств «Самбо»; «Дзю-до»

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- спортивная секция «Греко-римская борьба»;

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- шахматная студия  «Интеллект»;

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- занятия с дошкольниками в МУДОД ЦДО «Радость»;

3

3

3

3

3

3

3

3

3

- занятие в музыкальной школе по классу «Флейта», «Вокал»

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Коррекционно-развивающая работа:

- групповые и индивидуальные  занятия педагога-психолога;

2

2

2

2

2

2

2

2

2

- групповые и индивидуальные  занятия учителя-логопеда;

2

2

2

2

2

2

2

2

2

- групповые и индивидуальные  занятия инструктора по физкультуре;

2

2

2

2

2

2

2

2

2

- групповые и индивидуальные  занятия музыкального руководителя;

2

2

2

2

2

2

2

2

2

- групповые и индивидуальные  занятия социального педагога

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Таблица № 3. «Основные средства (технологии, программы, методы) реализации направлений

Программы воспитания и социализации».

№ п/п

Направление деятельности, разделы

Средства (технологии, программы, методы), автор

Возраст воспитанников

Ответственный за реализацию направления

1

Духовно-нравственное воспитание

1. Формирование нравственных деятельно-волевых черт характера.

Яковлева Н.Ф. «Воспитание характера детей-сирот».

Яковлева Н.Ф. «Программа воспитания нравственных деятельно-волевых черт характера несовершеннолетних осужденных».

Младший и средний школьный возраст.

Средний школьный возраст.

Заместитель директора по воспитательной работе

2. Коммуникативные навыки (межличностное общение, основы социально-критического мышления).

Брудный А.А. Понимание и общение.- М., 1989.

Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация.- М, 1989.

Воробьёва О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся. – Волгоград, «Панорама», 2006.

Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе.- Москва,2005г.

Коммуникативные технологии в школе. Секреты эффективного общения. Из опыта работы.- Автор-составитель О.Я. Воробьёва. Волгоград, «Учитель», 2008.

Курс «Основы эффективного общения».- http://www.youngmedia.freenet.kz

Любимов А. Основы общения: стратегия эффективной коммуникации. – www.psylive.ru

Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии 20 века.- М, 2000.

Младший и средний школьный возраст

Средний школьный возраст

Средний школьный возраст

Младший и средний школьный возраст

Младший и средний школьный возраст

Средний школьный возраст

Младший и средний школьный возраст

Средний школьный возраст

3. Эмоциональный интеллект

Программа «Жизненные навыки» под ред.С.В. Кривцовой -Москва:Генезис,2002.;

«Программа развития рефлексивного сознания и навыков волевой регуляции воспитанников детского дома» (разработана авторским коллективом учреждения);

воспитательные часы;

воспитывающие ситуации (ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг);

тренинги:

- развития навыков саморегуляции;

- развития рефлексивных способностей;

- развития позитивного самовосприятия;

- развития способности к эмпатии;

- развития навыков общения и сотрудничества;

- снижения уровня межличностной тревожности;

- снятия агрессивных состояний;

- снятия психологических барьеров в общении, развитии способностей, удовлетворении потребностей;

сказкотерапия;

психогимнастика;

индивидуальная психологическая рефлексия занятий, ситуаций, событий и др.;

акции помощи;

социальные проекты;

мероприятия событийного характера;

игры, упражнение на саморегуляцию.

7-11 лет

7-18 лет

7-18 лет

7-18 лет

Воспитатель

2

Социальное воспитание

Технология обучения  сотрудничеству.

Игровые технологии (деловые, ролевые, организационно-деятельностные, проблемные). Технология проведения учебных дискуссий.

Социальный педагог

1. Гражданско-правовое воспитание

Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/автор-составитель О.А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2009г.

Средний, старший школьный возраст

2. Экономическое воспитание

Каневский «Уроки экономики в быту». Краткий экономический словарь.

Роговин «Хочу сделать сам». Колинич «Рукоделие для детей».

Вагин «Имейте деньги».

Психология богатства.

Смоленцева «Как мы играем в экономику».

Младший, средний школьный возраст

3. Социально-бытовая ориентация.

Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, 2003.

Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.

Младший школьный возраст

Воспитатель

3

Семейное воспитание

Базарова Г.Т. «Подготовка ребёнка к устройству в принимающую семью», методическое пособие.

Николаева Е.И. «Диагностический инструментарий в помощь специалистам, работающим по семейному устройству детей-сирот»

Дошкольный и младший школьный возраст

Педагог-психолог

4

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни:

Технологии развивающего обучения (ТРО) Л. С. Выготского, технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым

Младший и средний школьный возраст.

Врач-педиатр

1. Полезные привычки и навыки.

Кейс-технология

Ситуационный час общения Н.В. Капустина

Белозёров «Профилактика употребления ПАВ»

Младший и средний школьный возраст

2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

И. К. Топоров Программа ОБЖ

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности под общей редакцией А.Т.Смирнова-2007г.

Младший и средний школьный возраст

5

Трудовое воспитание:

1.Ручной труд и основы декоративно-прикладного искусства.

А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. Волшебные шнурочки. – М.: АРКТИ, 2008;

Л.И.Трепетунова. Природный материал и фантазия. - Волгоград: Учитель, 2009;

Э.К.Гульянц, И.Я.Базик. Что можно сделать из природного материала. – М.:Просвещение, 1991;

В.Гуляева, С.Доданова. Синяя птица(самоделки).;

Е.Артамонова. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам. М.,2006;

Л.В.Горнова, Т.Л.Бычкова. – Студия декоративно-прикладного творчества. Волгоград: Учитель, 2008;

Е.А.Гурбина «Обучение мастерству рукоделия». – Волгоград: Учитель, 2008.

И.Г.Норенко. Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий. – Волгоград: Учитель, 2007;

Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. – Волгоград: Учитель, 2009;

Л.Д.Карачевцева. Технология. Дополнительные материалы. –Волгоград: Учитель, 2009;

И.П.Аредьев. Занимательные уроки технологии. М., 2007;

Т.С.Голубева. Технология. «Ручное творчество». – Волгоград, 2007;

А.Быстрицкая. Бумажная филигрань. – М.: Айс-пресс, 2010;

О.Андриянова. Бисер и стеклярус. – М.: РОСМЕН, 2008;

Н.К.Зайцева.  Искусство бисероплетения. М.: 2007;

Крис Франчешти Майкис. Украшение из бисера. М.: АСТ, 2007;

 Е.Рубцова. Фантазии из солёного теста. – М.: Эксмо, 2007;

-К Митителло. Интерьер с сюрпризом. – М.: Эксмо, 2007;

Г.И.Перевертень. Волшебная флористика.  М., 2005;

Младший, средний школьный возраст

Мониторинг эффективности реализации

Программы воспитания и социализации воспитанников.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации воспитанников:

  • принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития воспитанников в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации воспитанников;
  • принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации воспитанников в единстве основных социальных факторов их развития –
  • социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
  • принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
  • принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию воспитанников;
  • принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик воспитанников.

Методы научно-педагогического исследования.

  1. Эмпирические методы.

Наблюдение.

Рейтинг.

Интервью.

Монографические изучения воспитанников.

Беседа.

Анкетирование.

Изучение продуктов деятельности воспитанников, документации.

Педагогический эксперимент:

- естественный;

- лабораторный;

- созидающий.

  1. Теоретические методы.
  1. Анализ связей между педагогическими явлениями.
  2. Целостный подход к исследованию категорий «педагогика», «педагогические явления» и «процессы».
  3. Использование в воспитании методов психологии и социологии:

Тестирование (метод тестов) – исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации воспитанников путём анализа результатов и способов выполнения воспитанников ряда специально разработанных заданий.

Опрос – получение информации, заключённой в словесных сообщениях воспитанников. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации воспитанников используются следующие виды опроса:

• анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов воспитанников на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью – вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и воспитанниками по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации воспитанников. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов воспитанников или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и воспитанниками с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации воспитанников.

Психолого-педагогическое наблюдение – описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания воспитанников. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включённое наблюдение – наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с воспитанниками, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение – направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации воспитанников.

Психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации воспитанников.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации воспитанников.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации воспитанников в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.

В рамках психолого-педагогического исследования выделяется три этапа:

Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации воспитанников.

Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации воспитанников.

Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации воспитанников. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации воспитанников.

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации воспитанников и эффективности реализуемой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации воспитанников используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Критериями эффективности реализации программы воспитания и социализации является динамика основных показателей воспитания и социализации воспитанников:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры воспитанников.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития воспитанников) – увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации воспитанников на входном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

4. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации воспитанников на входных и контрольных этапах исследования.

Оценочно - критериальный комплекс мониторинга воспитания и социализации воспитанников.

Направления педагогической деятельности с воспитанниками

Универсальное социальное действие (УСД)

Уровни сформированности УСД

Результат

(освоенное действие)

Субъекты взаимодействия

Социальное направление

1. Умение осознавать и принимать основные социальные роли (в семье, в детском коллективе, в обществе), соответствующие возрасту.

1 уровень – не выполняет общепринятые нормы и требования совместного общежития или выполняет ситуативно;

2 уровень – выполняет общепринятые нормы и требования совместного общежития под жёстким контролем кого-либо;

3 уровень – умеет выстраивать позитивные социальные отношения в ближайшем микросоциуме;

4 уровень – проявляет активную гражданскую позицию в соблюдении общепринятых норм и требований совместного общежития.

Грамотно выполняет свои социальные роли и функции, успешно строит свои взаимоотношения с социальным миром и находит способы самореализации в различных сферах деятельности и на разных этапах жизненного пути (отсутствие записей в дневнике наблюдений за воспитанником о нарушении правил поведения, противоправных действий, отсутствие докладных записок из образовательных учреждений города. Не состоит на учёте Совета детского дома, ОПДН).

социальный педагог,

педагог-психолог,

воспитатель,

воспитанник

2. Умение осознавать и отвечать за собственные поступки

1 уровень – регулярно нарушает правила  и режим проживания в детском доме;

2 уровень – ситуативно, под контролем взрослого выполняет правила и режим проживания в детском доме;

3 уровень – самостоятельно соблюдает правила и режим проживания в детском доме;

4 уровень – проявляет активную гражданскую позицию в соблюдении правил и режима проживания в детском доме другими воспитанниками, является наставником.

уменьшение количества самовольных уходов, несчастных случаев, противоправных действий, случаев жестокого обращения, произошедшими с воспитанниками (отсутствие докладных в отдел по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей министерства образования и науки Красноярского края, отсутствие записей в дневнике наблюдений за воспитанником, в личной медицинской карточке

медик,

социальный педагог,

педагог-психолог,

воспитатель,

воспитанник,

инспектор ОПДН

3. Умение конструктивно коммуницировать с ближайшим социумом (больница, паспортный стол, магазины).

1 уровень – не знает местонахождение ближайших территориальных социальных объектов;

2 уровень – знает местонахождение ближайших территориальных социальных объектов, но самостоятельно (без помощи взрослого, наводящих вопросов) не может коммуницировать с представителями данных объектов;

3 уровень – самостоятельно выстраивает позитивное общение с представителями ближайших территориальных социальных объектов (задаёт вопросы, выполняет действия согласно принятым нормам коммуникации в данном учреждении); 

4 уровень – сопровождает других воспитанников в выстраивании позитивного общения с представителями ближайших территориальных социальных объектов

Ориентация в особенностях социальных отношений и внешних взаимодействиях ближайшего социума (больница, паспортный стол, магазины и др).

медик,

социальный педагог,

педагог-психолог,

воспитатель,

воспитанник

4. Умение рационально распределять собственные финансовые средства.

1 уровень – не умеет правильно распределять денежные средства, не осознаёт необходимость правильных экономических отношений;

2 уровень – с помощью взрослого или сверстника делает покупки, но при этом не всегда правильно распределяет деньги;

3 уровень – самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги;

4 уровень – оказывает помощь другим воспитанникам в правильном распределении денежных средств и совершении покупок.

Осознаёт необходимость правильных экономических отношений в структуре «покупатель-продавец», решает основные экономические вопросы в распределении собственного бюджета

социальный педагог,

педагог-психолог,

воспитатель,

воспитанник

5. Умение решать моральные и правовые проблемы на основе социально-одобряемого личностного выбора.

1 уровень – имеет правонарушения, состоит на учёте в ОПДН, Совета детского дома, совета профилактики школы;

2 уровень – ситуативно проявляет социально-ответственное поведение;

3 уровень – знает свои гражданские права и обязанности, владеет правовой грамотностью и правовой культурой;

4 уровень – транслирует окружающим собственную позитивную  моральную позицию и жизненную траекторию развития.

Имеет собственную позитивную  моральную позицию и жизненную траекторию развития (член Совета детского дома, школьного парламента, активный участник социального проектирования, интенсивных модельных школ)

социальный педагог,

педагог-психолог,

воспитатель,

воспитанник,

инспектор ОПДН,

классный руководитель

Трудовое воспитание

1. Владение навыками самообслуживания и самостоятельности.

1 уровень – не владеет культурно-гигиеническими навыками и не может самостоятельно себя обслужить или  выполняет с организующей и стимулирующей помощью педагога культурно-гигиенические действия и действия по самообслуживанию;

2 уровень – выполняет под контролем и систематическим напоминанием со стороны педагога культурно-гигиенические действия (утренний, вечерний туалет) и действия по самообслуживанию (мелкий ремонт одежды, уборка постели после сна, накрытие на стол, мытьё посуды и др.).

3 уровень – внешний вид ребёнка соответствует социокультурным нормам и гигиеническим требованиям, самостоятельно выполняет культурно-гигиенические действия (утренний, вечерний туалет) и действия по самообслуживанию (мелкий ремонт одежды, уборка постели после сна, накрытие на стол, мытьё посуды и др.) на уровне, соответствующем его возрасту и способностям;

4 уровень – выполняет сам и помогает другим воспитанникам в развитии навыков самообслуживания и самостоятельности.

Внешний вид ребёнка соответствует социокультурным нормам и гигиеническим требованиям

социальный педагог,

педагог-психолог,

воспитатель,

педагог-организатор,

классный руководитель,

воспитанник

2. Владение навыками ручного труда и основами декоративно - прикладного искусства.

1 уровень – не проявляет интереса к ручному труду, декоративно-прикладному искусству;

2 уровень – знает приёмы работы с различными материалами, но самостоятельности в их использовании не проявляет, участвует в труде при побуждении наставника

3 уровень – владеет навыками ручного труда, интересуется декоративно-прикладным искусством, трудится увлечённо, проявляет самостоятельность;

4уровень – приобщает к творчеству других воспитанников.

Наличие определённых навыков ручного труда, основ декоративно -прикладного искусства (участие в выставках)

воспитатель,

воспитанник

классный руководитель,

педагог дополнительного образования

Духовно-нравственное воспитание

1. Проявление гражданско – патриотических качеств личности (осознание своей этнической принадлежности, осознание ответственности человека за общее благополучие, основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю).

1 уровень – не владеет и не интересуется информацией об истории России и общественной культуре, избегает присутствие на специально-организованных мероприятиях по этой тематике;

2 уровень – присутствует на мероприятиях, но активно не интересуется информацией об истории России и общественной культуре;

3 уровень – в специально-организованной образовательной ситуации эмоционально реагирует на принадлежность к своей Родине;

4 уровень – проявляет активную гражданскую и патриотическую  позиции, транслирует знания об истории малой и большой Родины, побуждает к этому других воспитанников.

Проявляет активную гражданскую и патриотическую  позиции, транслирует знания об истории малой и большой Родины, побуждает к этому других воспитанников (член актива КТД, проектная деятельность, участник интенсивных краевых модульных школ, лидерского движения и др.).

психолог, социальный педагог, воспитатель, педагог-организатор, воспитанник

2. Умение предъявлять и аргументировать свою точку зрения.

1 уровень – ведомый, собственного мнения не имеет;

2 уровень – с помощью наводящих вопросов может кратко, не аргументировано высказать своё мнение;

3 уровень –– имеет субъективное аргументированное мнение и позицию на существующую ситуацию, которые не всегда отражают объективно ситуацию;

4 уровень – имеет собственное аргументированное мнение и позицию на существующую ситуацию, которые отражают ситуацию объективно.

Имеет собственное аргументированное мнение и позицию на существующую ситуацию, которые отражают ситуацию объективно.

3. Умение регулировать  моральное поведение (наличие  стыда, вины, совести).

1 уровень – не проявляет этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

2 уровень – ситуативно проявляет одно из чувств - стыда, вины, совести и проговаривает испытываемые чувства;

3 уровень – проявляет на ситуацию чувства - стыда, вины, совести, устанавливает причинно-следственные связи произошедших событий;

4 уровень – активная гражданская позиция в отношении безнравственных поступков других.

Проявляется активная гражданская позиция в отношении безнравственных поступков других (актив совета)

4. Умение конструктивно выстраивать взаимодействие  с окружающими (терпимость к мнению другого, умение слушать других).

1 уровень – при диалоге не даёт собеседнику высказаться, перебивает собеседника, считает правильным только своё мнение;

2 уровень –ситуативно может выслушать собеседника и конструктивно простроить собственный диалог;

3 уровень – владеет качествами, необходимыми для продуктивного обмена мнениями: терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения;

4 уровень – сопровождает других воспитанников в построении правильного конструктивного диалога.

Владеет качествами, необходимыми для продуктивного обмена мнениями: терпимость, умение слушать других, ответственность за собственную точку зрения (уровень сформированности нравственных деятельно-волевых черт характера, уровень воспитанности, актив совета детского дома);

5. Владение основами социально-критического мышления (самостоятельность, формирование собственного мнения, постановка вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить).

1 уровень – отсутствует собственное мнение на существующую тему, ограниченный словарный запас;

 2 уровень – присваивает мнение большинства и выдаёт за своё собственное, конформен, ведомый, отсутствует критичность к собственным и чужим суждениям или с помощью наводящих вопросов может составить собственное суждение на существующую тему или проблему;

3 уровень – имеет собственное аргументированное мнение и позицию на существующую тему или проблему, критически относится к высказываниям собственным и окружающих;

4 уровень – задаёт рамки критического отношения на  существующую тему или проблему, транслирует существующие нормы социально-критического мышления для других воспитанников.

Владеет основами социально-критического мышления (самостоятельность, формирование собственного мнения, постановка вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить).

6. Умение осознавать свои эмоции, их причины и последствия (наличие самовосприятия).

1 уровень - не осознает свои чувства и эмоции;

2 уровень - иногда осознает свои эмоции, определяет их с помощью других людей;

3 уровень - улавливает эмоции в каждый момент времени, но не всегда понимает причины их возникновения;

4 уровень - распознает собственные эмоции, осознает, что «говорят» ему эти эмоции, с чем связаны те или иные реакции на ситуацию.

Адекватно оценивает себя, наличие положительного Я-образа;

снижение негативных эмоциональных состояний (тревожности, агрессии, депрессии)

(положительная динамика по результатам психолого-педагогической диагностики)

7. Умение управлять собственными эмоциями.

1 уровень - не управляет своими эмоциями, «тонет» в них;

2 уровень - ситуативно управляет своими эмоциями, изучает социально приемлемые нормы их проявления, техники и способы саморегуляции;

3 уровень - адекватно выражает свои эмоции, но не всегда контролирует свое внутреннее эмоциональное состояние;

4 уровень - управляет собственными эмоциями, использует их для эффективности мышления, решения жизненных задач.

Владеет навыками самопознания, самоанализа, самокритики, саморегуляции эмоционального состояния и поведения; наличие позитивных эмоциональных состояний (спокойствие, душевный подъем)

(положительная динамика по результатам психолого-педагогической диагностики)

8. Умение распознавать и признавать чувства других, проявлять эмпатию (наличие социальной восприимчивости).

1 уровень - не распознает эмоции других людей;

2 уровень - распознает простые эмоции других людей, но не проявляет к ним уважения, не стремится узнать их причины;

3 уровень - распознает чувства и эмоции других людей, внимательно относится к эмоциональному состоянию окружающих,осуществляет эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека;

4 уровень - распознает эмоции других, признает их, проявляет эмпатию, адекватно реагирует на проявление ими своих чувств, управляет их эмоциями.

Умеет распознавать и признавать чувства других, проявлять эмпатию (положительная динамика по результатам психолого-педагогической диагностики, методика Сишора)

9. Умение распознавать эмоциональные и поведенческие реакции окружающих и на основе этого выстраивать конструктивные отношения (управлять отношениями).

1 уровень - не понимает мотивы поступков людей, не умеет выстраивать конструктивные взаимоотношения;

2 уровень - ситуативно понимает поступки близких людей, выстраивает отношения с ближайшим окружением;

3 уровень - знает основные принципы социального взаимодействия, часто понимает чувства и эмоции других, но не всегда адекватно понимает мотивы их поступков, не всегда выстраивает с ними конструктивные взаимоотношения;

4 уровень - понимает чувства и эмоции людей в момент активного взаимодействия с ними, адекватно понимает мотивы их поступков, выстраивает взаимоотношения в духе глубокой взаимосвязи и взаимовыгодного сотрудничества.

Владеет навыками общения и сотрудничества;

адекватное эмоциональное реагирование на критические ситуации;

положительные взаимоотношения с окружающими (положительная динамика по результатам психолого-педагогической диагностики, актив совета детского дома, участник интенсивных модульных школ)

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

1. Ориентация на здоровый образ жизни.

1 уровень– имеет вредные привычки и не реагирует на требования других или

ситуативно проявляются  вредные привычки, требует контроля со стороны взрослых и товарищей

2 уровень – бережет своё здоровье, но безразличен к курению и др. вредным привычкам своих товарищей

3 уровень – понимает общественную и личную ценность здоровья, сохраняет и укрепляет его

4 уровень – заботится  о здоровом образе жизни других, проявляет активную гражданскую позицию.

Отсутствие вредных привычек: табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания;

наличие собственной траектория физического развития (ИОП, дневник здоровья)

медик,

социальный педагог,

педагог-психолог,

воспитатель,

педагог-организатор,

классный руководитель,

руководитель кружка или спортивной секции,

воспитанник

2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для собственного психофизического развития.

1 уровень – не знает источники поиска необходимой информации для  собственного психофизического развития или  знает источники поиска, но самостоятельно ничего не делает, требуется постоянная стимулирующая помощь со стороны кого-либо;

2 уровень – ситуативно может самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для собственного психофизического развития;

3 уровень – самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации для собственного психофизического развития;

4 уровень – сопровождает других воспитанников в осуществлении поиска необходимой информации для собственного психофизического развития

Самостоятельно осуществляет поиск необходимой информации для собственного психофизического развития, активно информирует других воспитанников о способах саморазвития (руководитель проекта, актив КТД)

3. Умение устанавливать причинно-следственные связи по собственному здоровью.

1 уровень – не владеет и не интересуется информацией о собственном здоровье или

ситуативно, под влиянием экстренной ситуации может выделить факторы, приносящие вред здоровью, но при повторном столкновении не избегает данных факторов

2 уровень – выделяет факторы, приносящие вред здоровью, избегает данных факторов под контролем взрослого

3 уровень – выделяет факторы, приносящие вред здоровью, самостоятельно избегает данные факторы;

4 уровень – сопровождает других воспитанников в выделении вредных для здоровья факторов и избегании их в повседневной жизни психофизического развития.

Сформулированное собственное мнение и позиция в отношении вредных факторов риска на здоровье человека; (дневник здоровья, актив КТД)

4. Умение оказывать приёмы первой помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др.

1 уровень – не владеет и не интересуется информацией об оказании первой помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др.

2 уровень – знает теоретически приёмы первой помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др., но практическими действиями не владеет или может с помощью наставника практически оказать первую помощь при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др.

3 уровень – самостоятельно оказывает первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др.

4 уровень – сопровождает других воспитанников при оказании первой доврачебной помощи при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др.

самостоятельно оказывает первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, переломах, кровотечениях и др. и сопровождает других воспитанников (член сообщества, организации и др.)

5. Проявление самообладания и силы воли в провокационных ситуациях (предложениях попробовать ПАВ), побуждение к этому других воспитанников.

1 уровень – отсутствие собственной позиции в отношении употребления ПАВ, «идёт на поводу референтной группы»;

2 уровень – ситуативно, в присутствии позитивного лидера, проявляет отказ от употребления ПАВ;

3 уровень – проявление самообладания и силы воли в провокационных ситуациях (предложениях попробовать ПАВ), отсутствие вредных привычек;

 4уровень – активная стойкая позиция в отношении употребления ПАВ, побуждение к этому других воспитанников.

Отсутствие случаев употребления ПАВ (отсутствие записей в дневнике наблюдений за воспитанником, в личной медицинской карточке, входит в актив Совета детского дома)

Семейное воспитание

1. Владение вербальными и невербальными средствами общения.

1 уровень – в основном, молча, реагирует на происходящее в связи с ограниченным словарным запасом и не способностью считывать эмоции других и передавать свои;

2 уровень – речевая расторможенность (не может адекватно передать суть происходящего, говорит много и не по теме), отсутствие эмоционального реагирования на происходящее;

3 уровень – может донести суть происходящего при наличии постоянной стимулирующей и организующей помощи педагога;

4 уровень – проговаривание волнующей ситуации, умение высказать аргументировано в полном объёме своё отношение на случившееся, адекватно подобрать эмоции.

Аргументировано в полном объёме выражает своё отношение на случившееся, адекватно использует эмоции

социальный педагог,

педагог-психолог,

воспитатель,

педагог-организатор,

классный руководитель,

воспитанник,

кандидат в замещающие родители,

медицинский работник

2. Умение конструктивно коммуницировать в ближайшем микросоциуме, ориентация на сотрудничество.

1 уровень – при необходимости контактировать с кем-либо из ближайшего микросоциума, высказывает отказ от данных действий, проявляет негативное отношений к этому или перекладывает возможность контактировать в ближайшем микросоциуме на того, кто в данный момент находится рядом с ним (обращается с просьбой – озвучит за него какую-либо информацию);

2 уровень – сам готов выстраивать коммуникации в ближайшем микросоциуме, при условии, если рядом с ним присутствует кто-то из сверстников или педагогов;

3 уровень – самостоятельно контактирует в ближайшем микросоциуме, готов оказать поддержку другим людям, даже незнакомым в необходимой информации;

4 уровень – выступает в роли наставника для другого воспитанника при взаимодействии с ближайшим микросоциумом, преобладают позитивно окрашенные социальные контакты.

Самостоятельно контактирует в ближайшем микросоциуме, преобладают позитивно окрашенные социальные контакты

3. Соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор).

1 уровень – не владеет знаниями о речевом этикете и правилах устного общения (при собеседовании ничего не может пояснить по данному вопросу), постоянно нарушает, не соблюдает принятые нормы и правила общения в ближайшем микросоциуме;

2 уровень – избирательно соблюдает принятые нормы и правила общения в ближайшем микросоциуме;

3 уровень  независимо от каких-либо условий, самостоятельно соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (слушает собеседника, реагирует на реплики, поддерживает разговор);

4 уровень – владеет сам и требует от других строгого соблюдения в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения;

Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (слушает собеседника, реагирует на реплики, поддерживает разговор).

4. Умение строить позитивный жизненный сценарий.

1 уровень – в поведении при взаимодействии со сверстниками использует элементы негативного кровного жизненного сценария (ненормативная лексика, оскорбления, физическая агрессия, употребление ПАВ и др.) или отсутствует собственный жизненный сценарий, копирует отношения других детей

2 уровень – сформированы представления дальнейшей жизненной траектории (общем и проф. образовании, трудоустройстве, месте жительстве, образе будущей семьи, социальных контактах и т.д.);

3 уровень – стремление к освоению умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (мотивация на непрерывное образование);

4 уровень – активная жизненная позиция в отношении воспитанников, не желающих строить позитивный жизненный сценарий.

Стремление к освоению умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (мотивация на непрерывное образование)

Организационный раздел.

Система условий реализации программы.

Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации образовательной программы является создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития воспитанников.

Описание кадровых условий реализации программы.

Кадровые условия реализации образовательной программа включают:

• характеристику укомплектованности образовательного учреждения;

• описание уровня квалификации работников образовательного учреждения и их функциональные обязанности;

• описание реализуемой системы непрерывного профессионального развития и повышения квалификации педагогических работников.

Кадровое обеспечение.

Образовательное учреждение укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых образовательной программой образовательного учреждения, способными к инновационной профессиональной деятельности.

Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников образовательного учреждения служат квалификационные характеристики, представленные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Образовательное учреждение укомплектовано медицинскими работниками, работниками пищеблока, вспомогательным техническим персоналом.

Должность: руководитель образовательного учреждения.

Должностные обязанности: обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Должность: заместитель руководителя.

Должностные обязанности: координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательного процесса. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Должность: педагог-организатор.

Должностные обязанности: содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании. Проводит воспитательные и иные мероприятия. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других объединений, разнообразную деятельность обучающихся и взрослых.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы.

Должность: социальный педагог.

Должностные обязанности: осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Должность: учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Должностные обязанности: осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Должность: педагог-психолог.

Должностные обязанности: осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Должность: воспитатель.

Должностные обязанности: осуществляет деятельность по воспитанию детей. Осуществляет изучение личности обучающихся, содействует росту их познавательной мотивации, формированию компетентностей.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Должность: музыкальный руководитель.

Должностные обязанности: осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы обучающихся. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.

Требования к уровню квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы.

Должность: библиотекарь.

Должностные обязанности: обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся.

Требования к уровню квалификации: высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».

Психолого-педагогические условия реализации программы.

  1. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.
  1. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
  2. Обеспечение вариативности направлений и форм, а также дифференциации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
  1. Дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок).
  2. Специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
  3. Здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  4. Участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
  5. Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Учебно-методическое оснащение образовательного процесса.

  1. План работы КГКУ «Сосновоборский детский дом», разделы «Работа с воспитанниками», «Методическая работа с кадрами», «Контрольно-диагностическая деятельность», «Развитие семейных форм устройства».
  2. План взаимодействия профессиональных сообществ КГКУ центральной территории Красноярского края.
  3. План взаимодействия КГКУ «Сосновоборский детский дом» с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  4. Планы работы на учебный год специалистов учреждения (социальных педагогов, педагогов-психологов, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, инструктора по труду, юрисконсульта).
  5. Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника. (ИПРиЖ).
  6. План работы ПМПк.
  7. Программа «Воспитание личности способной к успешной самореализации в обществе», составители – педагоги КГКУ «Сосновоборский детский дом».
  8. Программа «Воспитание школьника» Н.Е. Щурковой.
  9. Программа «Здоровье через гибкость». Состав. А.В. Казачук
  10.  Технологии: «Конфликты и общения», «Профилактика вредных привычек», «Полезные привычки, полезные навыки», И.П. Иванова «Коллективное   творческое дело».
  11. Технология семейного и индивидуального консультирования.
  12. Программа «Развития рефлексивного сознания и навыков волевой регуляции воспитанников» 1-11 класс. – КГБОУ «Сосновоборский детский дом».
  13. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа социальной адаптации воспитанников детского дома "На пути к успеху"

Программа ориентирована на формирование у воспитанников детского дома внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (професси...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

Программа воспитания и социализации «Путь к успеху» (ФГОС ООО)

Программа воспитания и социализации «Путь к успеху» разработана в связи с опережающим внедрением в МОУ «Калитинская СОШ» ФГОС основного общего образования, разработана для реализации в 5-9 классах....

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...

Социализация и воспитание младших школьников по программе "Путь к Успеху"

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также само...

Путь к успеху как путь к себе

материал предназначен для учащихся 8 классов...

Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху"

Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху" для 11 класса направлена на создание условий для развития успешной личности. В основе программы лежит личностно-ориентированна...