Открытое занятие "Социальная защита населения"
план-конспект занятия (8, 9 класс)

Тема мероприятия: Социальная защита населения

Цель: подготовка подростков к самостоятельной жизни.

Задачи:

-Дидактическая. Изучить назначения социальной защиты и социальных служб помощи населению.

-Коррекционная. Развивать коммуникативных умений.

-Воспитательная: Воспитывать положительное, уважительное отношение к себе и другим, личная и взаимная ответственность, воспитание толерантности, умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность

-Развивающая. Обогащать и расширять конкретный опыт и знания по теме занятия. Развивать логическое мышление, универсальные учебные действия в рамках обозначенной темы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Социальная защита населения"45.24 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная защита населения

Тема мероприятия: Социальная защита населения

Цель: подготовка подростков к самостоятельной жизни.

Слайд 1

Ход урока:

Здравствуйте, уважаемые воспитанницы и гости нашего занятия.

Наша встреча сегодня будет посвящена важной теме, которая обязательно пригодится Вам в будущем и мы с вами определим ее чуть позже по ключевым словам. Нам необходимо объединить три ключевых слова, которые будут определены после нескольких этапов.

1 этап.

Задания: (Конституция РФ).

  1. Перед вами выдержки из документа (приложение № 1). Посмотрите на них, и скажите, что это за документ?

        О чем идет речь в данном документе? (О социальных правах)

  • Право на труд (ст.37)
  • Право на отдых (ст. 37)
  • Право на материнство и детство (ст. 38)
  • Право на социальное обеспечение (ст.39)
  • Право на жилище (ст.40)
  • Право на охрану здоровья и социальную помощь (ст. 41)
  1. Как вы думаете, как называется государство, которое гарантирует социальные права граждан?
  2. Что такое «социальное государство»?

Слайд 2

Этап 2

Ст. 7 п. 1.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

  1. Что мы понимаем под «достойной жизнью и свободным развитием человека»?

Ст. 7 п. 2.

В Российской Федерации

  • Охраняются труд и здоровье людей,
  • Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,
  • Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
  • Развивается система социальных служб.

Как вы думаете, если в нашей стране, государство является каким?(уже сказали) социальным и выступает гарантом социальных прав, и его деятельность направлена на их охрану (синоним слова охрана).

Этап 3

В чей адрес направлена социальная защита? Для кого?(населения). Теперь мы определим тему нашего занятия по ключевым словам – Социальная защита населения.

Слайд 3

Социальная защита населения - система мер, направленных на соблюдение прав человека и  на удовлетворение его социальных потребностей.

Современное общество не может не создавать специальных органов поддержки и защиты людей в случаях болезни, потери работы, потери кормильца, инвалидности, по достижении определённого возраста.

Как вы думаете, что это за органы?

К таким механизмам относятся специально создаваемые фонды и государственные учреждения.

 А как вы думаете, что такое государственные учреждения?

Слайд 4

Государственные учреждения - это различные государственные организации.

Для чего они нужны?

- управления какой-либо сферой обслуживания населения;

- рассмотрения заявлений, жалоб;

- обращений граждан.

В комплексе они образуют систему Социальной защиты населения

А сейчас, назовите известные Вам государственные учреждения.


Слайд 5

А теперь мы с вами немного поиграем:

 «Выбери понятия»

Выбери из предложенного списка такие понятия, которые относятся к государственным учреждениям. Остановка автобуса, почта, врач, школа, полиция, учитель, суд, центр социальной поддержки населения, юрист, документ, столовая, ресторан, ножницы, жезл, руководитель, парикмахерская, больница, магазин, овощи.

Затем проверяется правильность выполнения задания.

Слайд 6(проверка)

Слайд 7-15(лечебные учреждения)

Молодцы. Вы хорошо знакомы с государственными учреждениями, а знаете ли вы, какие функции они выполняют? Для чего они нужны? (в ходе обсуждения выясняют название учреждения, формулируют его назначение).

7 слайд

Какие услуги может предоставить почта?

8 слайд

Скажите, а как парикмахерские услуги могут быть связаны с государственными учреждениями? Каким категориям населения предоставляются услуги парикмахера по сниженной стоимости?(льготным)

9 слайд

Для чего нужна судебная система?

10 слайд

Слайд 16

(Работа в парах) Рассмотрите таблицу. Установите зависимость между названием организации и ее функциями. (Учащиеся работают с таблицей.

Слайд 17

 По окончании работы проверяется результат)

Учреждение 

Функции учреждения

Школа

 Рассматривает и разрешает уголовные, гражданские, административные дела.

Почта

 Охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности.

Полиция

  Перемещение почтовых отправлений (писем, телеграмм, посылок).

Суд

Оказание социальной поддержки населению

Транспорт

Оказание медицинской помощи.

Центр защиты населения

Предоставление образовательных услуг

Поликлиника (больница)

 Моделирование причесок, уход за волосами и кожей головы.

Парикмахерская

Производство и реализация кулинарной продукции в сочетании с организацией отдыха.

Предприятие общественного питания

Перевозка грузов и перемещение людей.

Зрительная гимнастика.

Посмотрите на соседа, улыбнитесь, продолжаем дальше

Вы вспомнили различные государственные учреждения. Эти организации оказывают самые разные услуги. А что такое услуги? (Учащиеся высказывают свои предположения)

Слайд 18

Услуги – это действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту, в столовую, парикмахерскую, полицию, суд и др.

Например, школа предоставляет образовательные услуги; удовлетворяет потребности людей в образовании.

Скажите, в чем важность школы и образовательных услуг в жизни человека.

Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Многие потребности человека удовлетворяются услугами:

-получение образования;

-сохранение здоровья;

-быстрое перемещение;

-правовая защита;

- получение социальной помощи и т. п.

Что вы знаете о социальной службе города?  Какие государственные учреждения вы посещали, если вам требовалась социальная помощь? По каким вопросам вы обращались за помощью? (Заслушиваются ответы учащихся).

Слайд 19

В городах работают следующие государственные учреждения социальной направленности:

  • Территориальный отдел социальной защиты населения
  • Комплексный центр социального обслуживания населения

Центр оказывает адресную социальную помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. На ваш взгляд, что такое «трудная жизненная ситуация»? Какое вы дадите объяснение? (Высказывания учащихся).

Слайд 20

Трудная жизненная ситуация — это ситуация, нарушающая жизнедеятельность человека. (инвалидность, неспособность к самообслуживанию по болезни, сиротство, безнадзорность, мало обеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, одиночество и т.д.).

Слайд 21

Расскажите какие услуги оказывает центр социальной поддержки населения людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?(выходят ученики и говорят).

Первый ученик: В Центре можно получить срочную помощь в виде:

  • одежды и предметов первой необходимости;
  • строительных материалов, мебели;
  • продуктов питания;
  • консультации юриста.

Второй ученик: Срочная помощь предоставляется на основании следующих документов:

  • письменного заявления;
  • паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина и место его жительства;
  • копии документа, содержащего сведения о лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по месту его жительства;
  • документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию.

Третий ученик: Адресная социальная помощь предоставляется гражданам в виде:

  •  продовольственной помощи;
  •  вещевой помощи;
  •  санитарно-гигиенических услуг;
  •  патронажных социально-медицинских и социальных услуг;
  •  услуг по комплексной уборке квартир.

Слайд 22

Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации…

А сейчас вашему вниманию представляется видеоролик о том, какая помощь оказывается органами социальной защиты населения при организации летнего отдыха детей.

Видео Слайд 23

Как вы считаете это нужное направление в социальной защите населения? Почему?

Слайд24

Я: Предлагаю рассмотреть схему «Виды услуг территориального отдела по защите населения».

Поподробнее остановимся на субсидиях.

Слайд25

Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг – это мера государственной поддержки граждан с низким материальным достатком, которым затруднительно оплачивать жилищно-коммунальные услуги.

 

  • Поддержка выражается в частичном денежном возмещении затрат граждан на оплату ЖКУ.
  • Денежное возмещение перечисляется на банковский счет в течение шести месяцев.

Слайд 26

Кому положена субсидия?

Для того чтобы узнать, положена ли вам субсидия, нужно рассчитать общий доход на семью, прописанную на одной жилплощади, и - это важно - оплачивающую услуги ЖКХ по одному счёту. Перед вами лежит перечень льготных категорий граждан, имеющих право на привилегии от государства. Определите, относитесь ли вы к данной категории?

Для начала рассчитываем, какую долю из общего дохода семьи вам приходится выкладывать за «коммуналку». Если вы не относитесь к льготной категории населения и на оплату жилищно-коммунальных услуг вы тратите больше 18 процентов от общего дохода семьи (это зарплаты, пенсии, пособия, стипендии всех членов семьи), то субсидия однозначно вам положена. Если вы или члены вашей семьи относятся к какой-либо из льготных категорий граждан, то на субсидию вы можете претендовать, если на «коммуналку» уходит больше 15 процентов общего дохода семьи.

Например: семья состоит из 3 человек (мама, папа, ребенок), которая не относится к льготной категории, проживают в однокомнатной квартире, на коммунальные услуги тратят 4500 рублей в месяц. Общий доход семьи составляет 30000 рублей.

30000-100%

4500-Х

х=4500*100/30000=15%

В данном упражнении вы научились определять и рассчитывать субсидию на оплату ЖКУ.

Слайд 27

Теперь мы с вами запишем определения: воспользуйтесь подсказкой в виде слов в нижней строке.

Услуги — действия, которые … человеку различные люди и ….(оказывают, организации)

Субсидии – это мера государственной … граждан с низким материальным …, которым затруднительно … жилищно-коммунальные услуги. (поддержка, достаток, оплачивать)

Трудная жизненная ситуация — это ситуация,  … жизнедеятельность ….(нарушающая, человек)

Слайд 28

Что сегодня вы узнали нового? Продолжите предложения.

В чем, по вашему мнению, важность службы социальной поддержки населения?

Понравилось ли Вам сегодняшнее занятие? Если оно Вам показалось интересным, поднимите красную карточку, если нет то синюю.

Слайд 29

Я: В заключение хочу сказать, что для каждого человека важно иметь крепкое здоровье, хорошее образование, быть успешным и самодостаточным, не надеяться на помощь государственных социальных служб. Необходимо добиваться всего самому, своим трудом. Усвоив назначение социальных служб, вы сможете без труда обращаться в государственные учреждения по месту вашего жительства, ведь такие службы существуют во всех городах и районах нашей страны.

Спасибо за внимание.

Приложение 1  

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3.Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Приложение 2

Перечень льготных категорий граждан, имеющих право на привилегии от государства:

  • герои СССР и РФ;
  • кавалеры ордена Славы трех степеней;
  • инвалиды;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войны;
  • узники концлагерей;
  • почетные доноры крови;
  • ветераны войны и боевых действий;
  • военнослужащие по призыву и контракту, члены их семей;
  • военные пенсионеры;
  • государственные служащие;
  • граждане, пострадавшие при катастрофе на ЧАЭС;
  • лица, подвергшиеся негативному воздействию после аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • люди, принимавшие участие в ядерных испытаниях на военных объектах;
  • пенсионеры, получившие право на трудовую пенсию;
  • многодетные семьи с тремя и более детьми;
  • дети, оставшиеся без попечительства родителей.

Приложение 3

Первый ученик: В Центре можно получить срочную помощь в виде:

  • одежды и предметов первой необходимости;
  • строительных материалов, мебели;
  • продуктов питания;
  • консультации юриста.

Второй ученик: Срочная помощь предоставляется на основании следующих документов:

  • письменного заявления;
  • паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина и место его жительства;
  • копии документа, содержащего сведения о лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по месту его жительства;
  • документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию.

Третий ученик: Адресная социальная помощь предоставляется гражданам в виде:

  •  продовольственной помощи;
  •  вещевой помощи;
  •  санитарно-гигиенических услуг;
  •  патронажных социально-медицинских и социальных услуг;
  •  услуг по комплексной уборке квартир.

Цель: подготовка подростков к самостоятельной жизни.

Задачи:

  • Дидактическая. Изучить назначение социальной службы помощи населению.
  • Развивающая. Обогащение и расширение конкретного опыта и знаний по теме занятия.
  • Коррекционная. Развитие коммуникативных умений.
  • Воспитательная. Воспитание толерантности.

План проведения занятия

  • Вводная беседа о государственных учреждениях.
  • Проведение игр «Назови учреждение» и «Выбери понятие».
  • Выполнение задания на установление зависимости между определением учреждения и его функциями.
  • Знакомство с социальными учреждениями города. Изучение оказываемых услуг социальными учреждениями. Выполнение заданий на актуализацию знаний.
  • Подведение итога занятия. Рефлексия.

Учреждение 

Функции учреждения

Школа

 Рассматривает и разрешает уголовные, гражданские, административные дела.

Почта

 Охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности.

Полиция

  Перемещение почтовых отправлений (писем, телеграмм, посылок).

Суд

Оказание социальной поддержки населению

Транспорт

Оказание медицинской помощи.

Центр защиты населения

Предоставление образовательных услуг

Поликлиника (больница)

 Моделирование причесок, уход за волосами и кожей головы.

Парикмахерская

Производство и реализация кулинарной продукции в сочетании с организацией отдыха.

Предприятие общественного питания

Перевозка грузов и перемещение людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита населения при радиационных авариях

Данные материал содержит контроль знаний учащихся после изучения темы "Радиация вокруг нас", а также объяснение нового материала...

Обобщающий урок по теме: «Стихийные бедствия и защита населения от их последствий».

Этот урок разработан по предмету ОБЖ для 6 класса с учетом программы. Возможно использовать для уроков ОБЖ средних классов. Материал урока дает полное представление как действовать в тех или иных ситу...

Способы защиты населения в ЧС

Данная презентация содержит полный материал по теме "Способы защиты населения в ЧС" в рамках занятий по ГО в основной школе. Ресурс содержит также интересный архивный материал. Универсален тем, что по...

Урок "Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени"

Презентация создана для ознакомления учащихся с типами защитных сооружений и их использованием...

Службы защиты населения (1 и 2 часть).

Данная презентация сопровождает изучение материала по курсу ОБЖ для 5 класса, содержит большой иллюстративный материал....

Разработка урока по БЖ для 7 класса по теме:Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения».

Мозговой штурм "Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Последствия извержения вулканов. Защита населения»....

Тема 5 ЧС биологического происхождения Урок 21 Лесные и торфяные пожары, Профилактика, защита населения и ПБП

Презентация иллюстрируют материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (ЧС биологического происхождения, параграфы 5.1). Сог...