«Молодежные субкультуры»
материал

Габдрахманова Айгуль Романовна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» города Магнитогорска

«Молодежные субкультуры»

(выступление на МО социальных педагогов

г. Магнитогорска)

Выступила: социальный педагог

 высшей категории

Габдрахманова Айгуль Романовна


«Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…».

Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.

Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Любой подросток стремится каким-то образом заявить о своей уникальности, неповторимости, личностном своеобразии, в некотором роде противопоставляя себя окружающим, в первую очередь родителям, да и вообще взрослым. Именно так он пытается утвердить себя – не похожего, особенного.

В последнее время понятие «молодежная субкультура» все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) — понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Молодежная субкультура делится на три подгруппы:

  1. Асоциальная (стоят в стороне от социальных проблем, не представляют угрозы для общества);
  2. Анти-социальная (ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, преступные группы);
  3. Про-социальная (социально-положительные группы, приносящие пользу обществу, решают социальные проблемы культурно-защитного характера).

Толстых А.В. предложил следующую типологию
молодёжных субкультур:

  • Субкультура образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки, готы, эмо);
  • Субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.);
  • Радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста,  повешенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды, гопники, АУЕ);
  • Нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это у влечение восточными религиями (буддизм, иудаизм);
  • Политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
  • Эколого-эстетические субкультуры – занимаются построением концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
  • Субкультуры «золотой молодёжи» - характерная для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

        Причины появления молодёжных субкультур        

Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:

  1. Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).
  2. Недостатки системы воспитания и образования.
  3. Различия между поколениями, проблема «отцов и детей», неблагополучные семьи.
  4. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.
  5. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

При этом многие исследователи данной проблемы, а именно возникновения молодежной субкультуры, считают, что присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка.

Быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идет своим путем.

Для чего подростку нужна субкультура?

  1. удовлетворить потребность подростков в общении, стремление к защищенности;
  2. обучает навыкам общения и как следствие - повышает авторитет подростка в глазах сверстников; 
  3. оказывает психологическую поддержку со стороны членов субкультуры, эмоциональная насыщенность общения;
  4. стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Почему подростки отдают предпочтение не общественным молодежным организациям, а молодежным субкультурам?

Общественные молодежные организации группируют подростков одного возраста, но часто претендуют только на общественную жизнь, не затрагивая личную. Именно поэтому молодежь отдает предпочтение молодежной субкультуре.

Недостатки неформальных молодежных течений

  • Проблемы могут возникать в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуру, опасные даже для взрослых. Участие в противоправных действиях. Формирование антиобщественных ценностей
  • Привитие нездорового образа жизни (употребление ПАВ)
  • Подросток уходит от реальности, не решая свои проблемы, а отодвигая их. Свои силы и деятельность направляет в виртуальный мир, не развивая себя и попусту растрачивая время.

Субкультура образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности

Эмо-fashion – странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром, но давно уже снискавшее массу поклонников, далеких от непосредственно музыкального направления. Им просто полюбились пухлые кеды с розовыми шнурками и рваные челки, закрывающие пол-лица. Истинные «эмо» называют их позерами, ругая за недостаточное уважение к своей культуре.

Характерный внешний вид эмо:

- Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет.

- Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда «эмо» изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже.

Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего «эмо». Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице.

Обувь. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками.

Одежда. Джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп. Плотно сидящие олимпийки, никаких мешковатых вещей. Свитера в ромбик с V-образным вырезом. Полосатые и клетчатые вещи.

Основные цвета для «эмо» – черный, белый, красный и розовый.

Аксессуары. Эмо носят сумки через плечо часто с изображениями героев персонажами мультфильмов. Очень важной частью образа являются очки в толстой роговой или хотя бы просто темной оправе. Ведь каждый уважающий себя «эмо» просто обязан иметь суицидальные наклонности.


Хипи

Субкультура хиппи появилась в 60-х годах в Америке как следствие сильного экономического подъема. Хиппи исповедуют принципы безагрессивности, являются противниками военных конфликтов и конфликтов в целом.

  • Форма одежды - джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто;
  • Одежда нередко потрепанная или ей специально придается такой вид: искусственно делаются дырки, ставятся яркие заплаты на джинсах и куртках, делаются надписи на английском языке;
  • характерно внедрение в костюм этнических элементов:  бус, плетенных из бисера или ниток, браслетов.

Панки

Панки — молодёжная субкультура, возникшая в конце 1960-х  годов, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Слово панк переводится с разговорного английского, как «дрянной, грязь, подонок». Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости (индивидуализм),  принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя».

Внешний вид отличается наличием:

  •  косухи (кожаная куртка с косым запахом);
  •  пирсинга;
  •  кожаных ошейников, браслетов и т.п. с шипами;
  • берцов (большие шнурованные до середины лодыжки кожаные ботинки);

Главным символом панков является ирокез – прическа, в виде поднятых над головой и сильно зафиксированных волос. Также панки используют символ анархии.

Готы

Основным готическим символом является египетский «Анх» (Анкх), символ вечной жизни. Также часто употребляются и другие египетские символы – такие как «Глаз Ра». Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий (только с более стильным чем обычно дизайном). Достаточно широко представлена оккультная символика – используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами, и т.д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей – различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) вы можете встретить на множестве готов в виде украшений.

Самым знаменитым современным потомком гота является эмо.

Политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность

Скинхеды («бритоголовые») – радикальное молодежное движение, не объединенное в рамках какой-либо организации, а разрозненное на множество независимых друг от друга группировок.

Произошло от англ. скинхэд - бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов.

Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология - подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. Очень похожа на скинхедов и другая субкультура: РНЕ (Русское национальное единство).

        

Антифа

Антифа – это молодые радикальные антифашисты, готовые к уличным столкновениям со скинхедами и другими неонацистами.

Антифа́ (сокр. от антифашизм) — международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Объединяет левые и леворадикальные партии и организации, различные автономные группы, а также общественные организации, борющиеся с неонацизмом и расизмом.

Они выглядят и действуют практически так же, как скинхеды. Узнать, кто одержал верх в драке можно только по кличу победившей стороны. Если кричат «Зиг Хайль!» - победа за скинами, если слышится «Антифа!» – значит, победила другая сторона.

Антифа нападают только на фашистов. Они считают: «Добро должно быть с кулаками».

Субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.)

Реперы

Рэперы (реперы) – представители молодежной субкультуры, являющейся частью направления хип-хопа Рэп прежде всего представляет собой читку текста. Правильно подобранная рифма в песнях рэперов, а также произношение звуков, интонация дает эффект мелодичности. После добавления к текстам диджейского ритма, получается стиль хип-хопа.   Хип-хоп зародился в Нью-Йорке среди афроамериканского населения, представлял собой протест обществу белых. Русские рэперы отличаются тем, что не рассматривают вопросы расовой дискриминации. Рэперы России в своих текстах больше раскрывают социальные, культурные противостояния. 

Одежда рэпера широкая: громадные штаны с карманами, футболки на несколько размеров больше. Кроме того, атрибутами репера являются бейсболка (часто одевается козырьком назад), цепи.

Толкинисты

К субкультурам, образованным по увлечениям относится появившаяся в  90 гг. толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор). Его книги «Хоббит», «Властелин колец» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

Байкеры

Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.

Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson. Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. Для них мотоцикл – не средство передвижения, для них мотоцикл – жизнь. Они любят собираться «стаями», что собственно их и отличает от простых любителей погонять. Также их относят к субкультурам потому, что свобода для них дороже почета и признания.

Диггеры

Диггеры — исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности.

Паркурщики

Паркур — совокупность навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни. Главной идеей паркура является принцип «нет границ, есть лишь препятствия» и любое препятствие можно преодолеть. Основные ограничения в паркуре накладываются тремя его аксиомами: безопасность, эффективность, простота.

Геймеры

Люди, играющие в видеоигры, хотя сначала геймерами называли тех, кто играет только в ролевые или военные игры. Несмотря на то, что термин включает в себя людей, не считающих себя полноправными игроками, ими часто называют тех, кто проводит много времени за играми или интересуется ими.

Металлисты

Длинные волосы у мужчин, кожаная куртка «косуха», кожаный жилет, джинсы или кожаные штаны, черные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы, напульсники кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами, проклёпанные ремни, цепи на джинсах, нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых метал-групп, грубая обувь «камелоты», «гриндерсы», короткие сапоги с цепями «казаки».

Субкультуру металлистов, не смотря на бытующее мнение, не следует считать деструктивной, так как причиной объединения её представителей является именно увлечение тяжёлой музыкой, которая (за исключением некоторых групп) учит человека основополагающим моральным ценностям.

Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты.

Нетрадиционные религиозные субкультуры

Кришнаи́зм — термин, которым называют группу религиозных течений основанных на поклонении Кришне.

Сатанисты

Субкультура сатанистов носит нигилистический характер. Они появились ёще в конце 80 гг. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Сатанисты являются опасными для общества, так как их религия поддерживает жертвоприношения и насилие над другими людьми.

Очень немногие «поступившие» в секту сатанистов, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих.

Субкультуры «золотой молодёжи» - характерная для столичных городов – ориентирована на проведение досуга

Стиляги

К имиджевым субкультурам относятся и стиля́ги- советская молодёжная субкультура конца 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличает цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Мажоры

Мажо́ры — советская золотая молодёжь периода «развито́го социализма». Появились в конце 1970-х — начале 1980-х.  «Мажор» 1970—1980х годов — это молодой человек (девушка), имеющий высокопоставленных и/или богатых родителей (партийных деятелей, сотрудников министерств, заметных чинов милиции, КГБ, руководителей предприятий, крупных научных работников, успешных спортсменов, деятелей культуры) и пользующийся благодаря этому возможностями, недоступными большинству его сверстников.

Стиль жизни

Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно новом, реже - на принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле. В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и вузе. Отношение к сверстникам из «простых» семей — покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще — равнодушное.

Стиль в одежде

Одежда, которую выбирают представители данной субкультуры является эксклюзивной сочетает в себе стиль и шик, которые не бросаются в глаза.

Радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста,  повышенной агрессивностью

Гопники

Го́пники, также гопы́ — жаргонное слово русского языка, обозначающее представителей городской прослойки низкого социального статуса, малообразованной и не имеющей моральных ценностей, агрессивно настроенной молодёжи, обладающей криминальными чертами поведения (реже близкой к криминальному миру), часто происходящей из неблагополучных семей.

Появление гопов связано с крушением Советского Союза. Вместе с жестоким экономическим кризисом произошло и кардинальное изменение системы ценностей. В 90-х годах резко ухудшилась криминогенная ситуация. Многие люди предпочитали зарабатывать нелегальным путём. И чаще всего имели отношение к криминальному миру, живущему по так называемым зоновским понятиям. Желание самоутвердиться вызвало у малообразованных и бедных слоёв населения стремление быть похожими на "авторитетов", именно так и появились гопники.

Гопники имеют определённый стиль одежды. Любой человек, одетый в излишне, по мнению гопников, стильную одежду вызывает у них агрессию. Сами же гопы надевают преимущественно спортивные вещи. Это штаны и олимпийка (иногда с капюшоном). В качестве обуви - кроссовки или остроносые туфли (нередко именно под спортивный костюм). Из-за низкого материального положения они не могут себе позволить дорогостоящей одежды известных брендов. Поэтому чаще всего носят поддельные вещи таких брендов, как "Адидас", "Найк", "Рибок" и других. –

Символом "чёткости" также является классическая чёрная кожаная куртка, которую носят поверх спортивного костюма. Данный стиль пришёл из криминальных кругов, с которыми себя гопы ассоциируют. Молодёжная субкультура гопники отрицает и презирает любые модные причёски. Поэтому в качестве стрижки выбирают себе незамысловатые причёски. Чаще всего это "бокс" или просто стрижка "налысо". Гопы гуляют группами из нескольких человек. Любимые места - это плохоосвещённая местность с наличием лавок или столиков. В качестве развлечения гопники употребляют алкогольные напитки и курят сигареты. Пластиковая бутылка дешевого пива, упаковка семечек и сигарета за ухом - неизменные атрибуты типичного гопника. Образ жизни Особым видом времяпрепровождения являются драки и мелкие грабежи. Чаще всего нападения происходят не ради получения прибыли, а ради самоутверждения.

Главное для гопов - это мнимое уважение, которое, по их суждениям, можно достичь, продемонстрировав своё физическое превосходство над другими людьми.

АУЕ

АУЕ (также используется вариант А. У. Е.) — Арестантский уклад един (или Арестантское уркаганское единство) — название и девиз предположительно существующего российского неформального объединения банд, состоящих из несовершеннолетних детей, подростков и юношей. Это молодёжное сообщество пропагандирует среди несовершеннолетних воровские понятия российской криминальной среды и тюремные понятия, требует соблюдения «воровского кодекса» со сбором денег на «общак», взамен обещая поддержку и защиту в настоящем и будущем.

Члены преступных объединений, относящих себя к АУЕ, обычно устанавливают в учебных заведениях свои порядки — вымогательствами и угрозами собирают с детей деньги в воровской общак, а отказывающихся сдавать деньги делают «опущенными», применяя разные способы запугивания, вплоть до избиений и сексуальных преступлений. По некоторым данным, скрытыми кураторами из взрослых криминальных группировок назначаются смотрящие из числа местных подростков. Члены АУЕ создают сообщества в социальных сетях, на которые подписываются сотни тысяч человек.

Основное свойство банд АУЕ заключается в несовершеннолетнем возрасте её членов. Это придаёт им ощущение безнаказанности и неуязвимости. Кодекс АУЕ запрещает любое взаимодействие и помощь полиции, другим властным структурам. В любом районе действия банда АУЕ прежде всего старается вербовать детей и собирать с них «налог. Собранные с детей деньги идут тем, кто сейчас в тюрьме, и потом, в будущем, те члены АУЕ, что сдавали деньги сейчас, будут получать деньги от других (более молодых).

В социальной сети «ВКонтакте» были созданы несколько сообществ с общим количеством участников около 200 тысяч. Тематика сообщений в этих сообществах — одурманивание воровской романтикой, пропаганда и романтизация криминального образа жизни, воровских понятий и уголовного мировоззрения.

«Группы смерти»

Виртуальная жизнь вовлекает в свои сети всё больше и больше подростков. Противостоять её жестоким законам может не каждый.

Многие подростки научились пользоваться планшетом раньше, чем читать и писать. И им проще общаться с виртуальным собеседником, чем с приятелем из соседнего подъезда. Переписка в виртуальном пространстве — это их способ коммуникации с миром. И, понятно, такими ребятами легко манипулировать знатокам психологии общения в Сети.

Новости о смерти подростков в интернете всколыхнули всю страну. Ведущие СМИ опубликовали расследования о том, как подростков толкают на суицид. Эксперты высказывают самые разные мнения на этот счет, но к единому мнению так и не пришли. 

В интернете эти сообщества прозвали группами смерти. Эксперты такое поведение школьников посчитали новым течением, назвав депрессивной субкультурой. В группах состояли и состоят сотни школьников по всей стране. Сообщества были отрытыми и закрытыми. В первых - депрессивная музыка и картинки для создания настроения. В закрытых же сообществах все по-взрослому. Детям присваивали номера, потом проверяли на готовность к решающему шагу, раздавая задания. Например, порезать руки и показать фото. А вот высшим пилотажем считалось «выпиливание». Значение у этого слова одно - суицид.

Другие эксперты ясно дают понять: всему виной - интернет. Неокрепшие умы и детская психика - не паханное поле для манипуляторов. Всегда найдет тот, кто воспользуется этим. «Мы все являемся свидетелями применения информационного оружия и оно направлено на подростков. Потому что у них психика еще не окрепшая, и они очень восприимчивы. Организаторы этой атаки выбрали подростков, чтобы обкатать это оружие», - считает директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов.

Последователей нового страшного подросткового течения не сложно вычислить по шрамам на теле. На запястьях они вырезают бабочек и китов, которые стали символами в суицидальных группах. А наука объясняет все эффектом Вертера - практически массовым психозом.

Практически всегда подростки объединяются в какие-то группы, течения, субкультуры.

Итак, группы смерти — это закрытые сообщества в социальных сетях, стать участником которых можно лишь при одобрении администраторов. Они тщательно изучают страницы потенциальных жертв, прежде чем одобрить заявку на вступление. Отпугнуть их и проигнорировать желание присоединиться к игре может всё что угодно: и возраст, и определённые фотографии, наличие определённых друзей и сообществ на странице рвущегося «поиграть» ребенка.

Если страница будет всё-таки одобрена, ребенку в личные сообщения пишет «куратор» — человек, который и будет давать игроку задания, которые необходимо выполнить в заранее установленный срок, а в доказательство сбросить фотографию исполненного куратору.

После одобрения кандидатуры куратор начинает общение с жертвой, выясняет, откуда появился интерес к игре «Синий кит», и начинает потихоньку давать выполнять странные задания.

Всего 50 заданий, рассчитаны они на 50 дней (по заданию в день), последним из которых является суицид. Параллельно заданиям происходит тесное общение между куратором и игроком. Жертве внушают, что он никому не нужен, от него в этом мире только одни проблемы, и всем будет лучше, если он закончит жизнь самоубийством, формируют у него депрессию и апатию.

Примерный список заданий, даваемых куратором:

  1. На руке лезвием вырезать f57.
  2. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео (которые давали кураторы).
  3. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза.
  4. Нарисовать кита на листочке.
  5. Если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее).
  6. Задание с шифром, как квест.
  7. Выцарапать f40.
  8. Написать в статусе #якит.
  9. Должен перебороть свой страх.
  10. Встать в 4.20 и пойти на крышу.
  11. Надо выцарапать на руке кита или нарисовать.
  12. Целый день смотреть страшные видео.
  13. Слушать музыку, которую они тебе присылают.
  14. Порезать губу.
  15. Тыкать руку иголкой.
  16. Сделать себе больно.
  17. Пойти на самую большую крышу и стоять на краю.
  18. Залезть на мост.
  19. Залезть на кран.
  20. Кураторы проверяют участника на его доверие им.
  21. По скайпу поговорить с «китом».
  22. Сидеть на краю крыши.
  23. Снова задания с шифром.
  24. Секретное задание.
  25. Встретиться с «китом».
  26. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться.
  27. В 4.20 пойти на рельсы.
  28. Ни с кем не общаться.
  29. Дать клятву, что ты кит.

С 30-го по 49-й день игры каждый день просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку и каждый день делаешь по новому порезу на руке, разговариваешь с куратором.

На 50-й день поступает задание совершить самоубийство. Тех, кто ж желает по своей воле выйти из игры, начинают запугивать убийством родных и близких. Как видно, если куратор начал игру, он подсаживает жертву на крючок и старается довести дело до победного конца. Притом использует для этого самые грязные психологические методы воздействия на детей, угрожая убить его родных.

Как определить участника игры

Во-первых, на страницах участников в социальных сетях много суицидально-депрессивного контента: фотографии с крыш, с кладбищ. Как правило, чёрно-белые. Сопровождается это всё пессимистическими утверждениями а-ля «Жизнь — боль» или «Ты никому не нужна».

А во-вторых, и это самый главный и верный признак, наличие закрытых групп со странными названиями вроде «АРГ», ARG, «Мы дети мёртвого поколения», «Мы дети ненужного поколения», «Синий кит», «Разбуди меня в 4:20», а также наличие не менее странных хэштегов: «#Хочувигру»,«#синийкит»,«#F57», «#F58»,«#ринапаленкова», «#няпока», «#разбудименяв4:20», «#тихийдом».

Разберем, что эти хэштеги означают.

Хэштег «#синийкит» означает название злополучной игры. Название обусловлено загадочным фактом, когда киты выбрасываются на берег. Таким образом, создатели игры представляют данный процесс в качестве самоубийства.

Хэштеги «#F57» и «#F58» имеют разное объяснение, однако создатели групп смерти, скорее всего, придумали их для того, чтобы заинтриговать детей. Для создания атмосферы таинственности и мистики.

Хэштеги «#ринапаленкова» и «#няпока» появились после самоубийства девушки из Уссурийска Рины Паленковой. 16-летняя девочка из дальневосточного Уссурийска в ноябре 2015 года положила голову на рельсы. Перед этим девочка выложила свое фото в социальной сети с надписью: «Ня. пока».

Она получила настоящую славу. В группах смерти её поступок возвели в культ, стали воспринимать как образец смелости и решительности. После суицида Рины ее страница, в отличие от некоторых групп смерти, не была ни заблокирована, ни удалена. Так и осталась висеть в соцсети и за время после самоубийства набрала более 80 тысяч подписчиков, а записи, ещё оставленные девушкой, набирают десятки и сотни тысяч лайков и репостов. Не исключено, что девушка не принимала участия в суицидальных играх, а группы смерти решили на её фоне раскрутиться.

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: 

  1. Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать - проследите, спит ли он в ранние утренние часы. 
  2. Рисует китов, бабочек, единорогов. 
  3. Состоит в группах, содержащих в названии следующее: "Киты плывут вверх", "Разбуди меня в 4.20", f57, f58, "Тихийдом", "Рина ", "Няпока", "Море китов", "50 дней до моего..." хэштеги : домкитов, млечныйпуть, 150звёзд, ff33, d28, хочувигру. 
  4. Закрыл в Контакте доступ к подробной информации, в переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы "разбуди меня в 4.20", "я в игре".
  5. И совсем уж страшно, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше. 
  6. Переписывается в вайбере (и др. мессенджерах) с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.


Группа риска подростков склонных к суициду

  • алкоголизм и наркомания;
  • подростки – «одиночки», не умеющие устанавливать нормальные межличностные отношения;
  • депрессивные состояния, особенно затяжные;
  • сверхкриктика к самому себе;
  • перенесенные унижения или тяжелые утраты (потеря близкого, друга, родственника);
  • психологическая неудовлетворенность (несоответствие между реальными достижениями и предполагаемыми успехами);
  • проблемы в семье (развод родителей и прочее);
  • ощущение тотального одиночества (подростки, отвергнутые окружением).

Что делать родителям?

  1. Отнестись к проблеме серьезно, взвешенно и без паники. Исходя из социальной актуальности проблемы, каждый родитель должен вникнуть в деятельность подобных групп, узнать, как можно больше информации, чтобы правильно оценить ситуацию со своими детьми и степень их участия в таких группах. 
  2. Подробно, в доверительной форме, без давления поговорить с детьми об их активности в социальных сетях. Узнать его интересы, искренне поинтересоваться тем, что им нравится в социальных сетях, как и с кем они общаются в интернете. Желательно выстроить прямой и открытый диалог с ребёнком и рассказать о сути данных групп (лучше он это узнает от вас и вами будет подготовлен к этой информации). 
  3. Внимательно отследить реакцию ребёнка на разговор. Подросток может стесняться, закрываться, уходить от разговора. Во многом это может зависеть от степени вашей близости с ребёнком и формы диалога, которую вы выберете. Но зная своего ребёнка, скорее всего вы поймёте возможные причины его поведения и почувствуете, насколько угроза реальна для вашей семьи. 
  4. Если у вас возникает ощущение, что ребёнок лукавит, явно уходит от разговора или присутствуют символика Групп смерти – берите под пристальный контроль жизнь ребёнка и, по возможности, соберите всю возможную информацию о его жизни: в школе, с друзьями, в социальных сетях, обдумайте, что происходит «не так» в вашей семье. 
  5. Верните близкий и доверительный контакт с ребёнком. Найдите с ним общий язык, вникните в проблемы ребёнка, старайтесь больше проводить с ним времени, общаться. Если чувствуете, что сами не справляетесь, обратитесь за помощью к детскому или семейному психологу, чтобы он помог вернуть вам контакт с ребёнком и выстроить здоровые детско-родительские отношения в семье.
  6. Уважайте чувство взрослости в своем ребенке, поощряйте высказывание собственного мнения подростком.
  7. Помогайте своему ребенку найти цель в жизни, определиться со своими предпочтениями.
  8. Помогайте организовать досуг, контролируйте, как он его проводит.
  9. Развивайте оптимизм, позитивное отношение к жизни.

Памятка педагогам

Не меньшую роль в предотвращении суицидов у подростков играют педагоги (ребенок большую часть времени проводит в школьных стенах), которые должны учитывать поведение ребенка в школе и его межличностные отношения.

Рекомендации педагогам:

  • внимание и слушание подростка (ребенок страдает от одиночества и желает поделиться наболевшим);
  • верная формулировка вопросов, спокойное и доходчивое расспрашивание о сути тревожной ситуации, предложение о помощи;
  • отсутствие осуждения и удивления в ответ на услышанное;
  • признание «беды» ребенка как факт (отрицание проблемы заставляет подростка чувствовать себя никчемным и мелочным);
  • разрушение ореола трагичности о своей смерти у подростка;
  • отказ от утешений, но убедить ребенка во временном характере проблемы;
  • вселение реальной надежды на преодоление трудностей, укрепление его веры в себя и в собственных силах;
  • проявление понимания и сочувствия;
  • осуществление контроля за поведением учащегося, анализ его отношений со сверстниками.

Педагогическая модель работы с подростками:

  1. Просвещение педколлектива, родителей о специфике поведения членов неформальных молодежных объединений;
  2. Выявление учащихся-членов неформальных молодежных объединений (внешний вид, особенности поведения, результаты анкетирования, сообщения окружающих);
  3. Индивидуальная беседа с учеником;
  4. Углубленная диагностика;
  5. Консилиум педагогической группы и родителей по проблеме;
  6. Создание условий для развития лидерского и творческого потенциала, что благоприятно скажется на становлении личности несовершеннолетнего, его способности противостоять различным негативным воздействиям и влияниям;
  7. Вовлечение ученика в деятельность школьного клуба по интересам, сопровождение в выборе занятий по интересам в учреждениях дополнительного образования;
  8. Постановка просоциальных жизненных целей (интересы, профессия, досуг);
  9. Включать детей и молодежь в поиск решения существующих проблем через специально создаваемые органы детского самоуправления.

В заключении, хочу отметить, что данная социальная проблема особенно сложна для решения. Жесткая реакция взрослых может подогреть и усилить интерес подростков к данным группам и вызвать обратный эффект. Нельзя поддаваться страху, нужно серьезно вникнуть в ситуацию, оценить степень угрозы и просто действовать, но очень аккуратно. Любые чрезмерные страхи и переживания за детей вредят эффективному их воспитанию.

Для того чтобы работа с подростками была качественной и результативной, она должна вестись комплексно, системно при активном взаимодействии педагогического коллектива и семьи по следующим направлениям: учебному и воспитательному.

План работы классного руководителя на учебный год должен включать в себя систему мероприятий, отражающих профилактику вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения и специальную работу с учащимися – членами неформальных молодежных объединений, содействуя им в переориентации с  антисоциальной деятельности на просоциальную.

В план работы необходимо включать посещение учителем лекций, семинаров, организованных с целью расширения сферы знаний о молодежных субкультурах, а также проведение родительских собраний.

Профилактическую работу следует реализовывать непосредственно в просоциальных коллективах: учебных классах, школьных клубах, где у подростка формируются навыки конструктивного сотрудничества, рефлексии.

Следует: принимать подростка, молодого человека, принадлежащего к какой-либо группе, таким, какой он есть.

Уяснив эти простые правила, мы сможем избежать многих конфликтов.

Люби своего ребёнка таким, какой он есть: особо не одарённым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок - это праздник, который пока с тобой. «Дети – цветы жизни!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молодежная субкультура. "How do teens express their individuality?"

Урок в 10 классе по теме: молодежная субкультура по УМК Кузовлева. Тип урока: комплексное применение знаний. Главная цель урока - ознакомить учащихся не только с самим понятием субкультура, но и осве...

Молодежные субкультуры (лекция для родителей)

Лекция для родителей учащихся 7-10 классов. В материале дается определение понятия "Субкультура", выявляются причины ее возникновения,  анализируются отношения между родителями и детьми-нос...

Молодежные субкультуры.

Лекция и презентация взяты с сайта Учительский портал.Автор: Пупанова Ольга НиколаевнаМесто работы: МОУ СОШ №52 г.Брянска  http://www.uchportal.ru/load/120-1-0-20333...

презентация по теме: молодежные субкультуры

Готы, металисты, реперы, эмо, растаманы, скинхеды и др....

"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"

Материал представляет собой конспект открытого занятия, проводимого в рамках недели педагогического мастерства в КГОКУ "Детский дом г.Находки". Тема: "Влияние молодежных субкультур на развитие личност...

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...