РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОИГРАЙ-КА!»
рабочая программа

Орлова Мария Владимировна

Умственно отсталые дети и дети с глубокой умственной отсталостью поступающие в школы, как правило, не умеют играть, однообразно манипулируя предметами, игрушками. У значительной части детей наряду с манипуляциями встречаются и процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс.  

        Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_savinova.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области


РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОИГРАЙ-КА!»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 1 КЛАСС

НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Автор: Орлова Мария Владимировна,

Учитель

Пояснительная записка.

        В основе программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Поиграй-ка!» лежат следующие нормативно – правовые документы:

•Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. N 273-ФЗ «Об образовании»

•Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.386-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

•АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) (вариант2)

•Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР. – М.,1983

        Актуальность  курса «Поиграй-ка!» для  развития ребенка.

        Игра – это один из основных видов деятельности детей. Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психологического облика ребенка с нарушением интеллекта, а особенно для детей с глубокой умственной отсталостью.

        В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

        Целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими навыками самообслуживания, формирование умения ориентироваться  в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

         Умственно отсталые дети и дети с глубокой умственной отсталостью поступающие в школы, как правило, не умеют играть, однообразно манипулируя предметами, игрушками. У значительной части детей наряду с манипуляциями встречаются и процессуальные действия, когда ребенок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс.  

        Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие.

        Детей с нарушением интеллекта отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности и т.д. Большинство детей приходит в школу из социально неблагополучных семей.

        Кроме того, дети приходят в школу со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо или не развита мелкая моторика, повышена утомляемость.

        Перед учителем ставится задача  обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками.

        У  детей  с глубокой умственной отсталостью статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Они  с трудом воспроизводят даже заданные движения или позы. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Большинство отстающих в развитии нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них и в надзоре.

        У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с учителем,  переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.

        У данной категории детей запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями.

        Некоторые умеренно умственно отсталые дети усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, выше их возможностей. Они воспринимают его фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Они усваивают материал неосознанно, механически. Овладевают порядковым счетом, совершают простейшие арифметические операции на конкретном материале. Отвлеченный счет в пределах первого десятка им не удается. Решение задач для них практически невозможно. В значительной степени это связано с тем, что условие задачи не удерживается в памяти, а смысловые связи не устанавливаются.

         Память развита недостаточно. Ее объем мал, однако к подростковому возрасту он может увеличиваться, достигая уровня, имеющегося у легко отсталых детей. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. При воспроизведении запечатленного материала часто возникают искажения. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память. Незначительная их часть, главным образом за счет неплохой механической памяти, осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет  подготавливают к труду и жизни в трудовом коллективе. Введение уроков социальной адаптации, воспроизводящих наиболее часто встречающиеся жизненные ситуации, облегчают их абилитацию.

        Цель программы – преодоление, развитие психических и физических недостатков, с учетом познавательных возможностей детей, развитие  жизненно необходимых умений, навыков для дальнейшей социальной адаптации.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. развитие познавательной сферы ребенка;
  2. развитие эмоционально-волевой сферы;
  3. формирование навыков культурного поведения;
  4. развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  5. укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
  6. формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  7.  расширение социальных контактов с целью формирования навыков знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
  8. формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
  9.  развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач в программе использованы игры, которые выполняют специфические функции:

1)  коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение обучающихся в коллектив;

2)  релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3)  воспитательную – коррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4)  развивающую – развитие психических процессов и функций /памяти, мышления, восприятия, двигательной сферы/;

5)  обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Все игры сгруппированы в разделы:

1 раздел «Игры с природным материалом» - знакомит детей с различными природными материалами и его свойствами, развивает познавательные функции, координацию движения рук, пространственно-величинные представления, пробуждает речевую активность, развивает воображение.

2 раздел «Игры с бросовым материалом» - знакомят с разнообразным бросовым материалом, его особенностями, формируют сенсорно-перцептивную способность, развивают представление о величине и количестве, развивают творчество и воображение.

3 раздел «Знакомство с окружающим миром» - формируют у детей целостное восприятие и представление об окружающей действительности. Занятия по ознакомлению с окружающим включает в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным руками человека. Вводит детей в мир социальных отношений и формирует представление о человеке, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.

4 раздел «Коллективное рисование и аппликации» - эти игры вызывают интерес к рисованию, аппликации, знакомят с цветами, материалами, орудиями и их названиями, с правилами рисования и аппликации, развивают чувства ритма, развивают координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию, развивают память, внимание, воображение и усидчивость.

5 раздел «Дидактические игры» - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, закрепляют навыки счета, совершенствуют звуко-слоговой анализ и синтез, развитие словаря и связной речи.

6 раздел «Сюжетно-ролевые игры» - ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах, правила поведения в гостях, в столовой, в семье, умение разговаривать по телефону, умение общаться с товарищами, с пожилыми людьми, со взрослыми. Иметь представление о профессиях продавца, парикмахера, столяра, врача.

7 раздел «Конструктивные игры» - служат средством сенсорного развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. В ходе игр у ребят развивается пространственная ориентировка, сравнение, мелкая моторика.

8 раздел «Риторические игры» - учат умелой, искусной и эффективной устной речи. Игры содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто веселее, забавнее, смешнее расскажет историю, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. Игры помогают овладеть речевой практикой и умению общаться: виды общения, о речевом этикете, о речевых жанрах. Игры воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, т.е. воспитанием вежливости.

«Волшебный мешочек»

Для игры понадобится: мешочек (подойдет даже наволочка) и все возможные предметы небольшого размера, разные по свойствам – гладкие, шершавые, круглые, острые, мягкие и т.д. (это могут быть мячики, крышки от бутылок разного размера, игрушки из киндера, баночки от кремов, соска, карандаши).

Играть можно так:

Для этого варианта понадобится два мешка и два набора одинаковых предметов.

Взрослый засовывает руку в мешочек и достает предмет. Называет его свойства, если нужно дает малышу потрогать. А затем простит найти у себя в мешочке такой же. Но с условием – в мешочек не подглядывать! Играем до тех пор, пока все предметы не будут выложены из мешочка. Если предмет малыш не угадал, возвращаем его обратно в мешок и повторяем попытку.

Очень важно играть не только правой, но и левой рукой.

2. Для этого варианта достаточно одного мешка и одного набора предметов. Чем старше ребенок, тем больше может быть предметов.

Взрослый засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешочка и показывает его. Так достаем все предметы, и затем складываем обратно. А ваш малыш должен затем все повторить сам.

3. Для этого варианта понадобится один мешочек и имеющиеся фигурки животных.

Положите фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею. Попросите вытащить змею. Потом жирафа, потом корову. Можно предложить отгадать, что за звери спрятались в мешочке. Животных можно заменить на ягоды, фрукты, машины, фигуры и т.д.

«Геометрический конструктор»

Для игры понадобится: салфетки универсальные прорезиненные разного цвета, ножницы, карандаш, трафарет геометрических фигур или линейка. На салфетках начертить разнообразные геометрические фигуры – круг квадрат, треугольник, полукруг, ромб и т.д. – одинаковые и разного размера

 «Собери красивые бусы».

По желанию или по примеру взрослого, ребенок выбирает разные геометрические фигуры и раскладывает их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.

«Выложи предмет».

Взрослый просит ребенка выложить определенный предмет (дом, солнышко, шарик). Геометрические фигуры может выбирать как сам ребенок, так и предлагать родитель. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же…».

Взрослый выкладывает на столе некоторое количество фигур и просит ребенка найти геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать или наоборот найти одинаковые.

«Что изменилось?»

Взрослый выкладывает из геометрических фигур определенный ряд (например круг, квадрат, треугольник), просит ребенка запомнить его. Далее ребенок закрывает глаза родитель меняет одну геометрическую фигуру на другую или убирает совсем и просит ребенка угадать что изменилось. Потом родитель и ребенок может поменяться местами.

«Найди свой цвет»

Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета. Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои фигурки на одноцветные предметы.

«Разноцветные палочки»

Для игры понадобится: счетные палочки или палочки от мороженного/спички/палочки для суши/шпажки (обломайте острые края) раскрашенные в четыре основных цвета – зеленый, синий, красный, желтый (дополнительное поле для творчества с ребенком), коробочки аналогичных цветов и игрушка мишка, зайка (можно обойтись и без нее).

Играть можно так:

Расставить на столе коробочки четырех цветов и показать разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Ребенку предложить разложить все палочки по коробкам своего цвета.

Поставить на стол игрушку и одну коробочку, попросить ребенка выбрать палочки нужного цвета.

Предложить ребенку собрать из палочек квадрат, треугольник, дом, солнышко и другие предметы.

Составить из палочек разноцветный узор и попросить ребенка повторить его.

«Тактильная коробка»

Для игры понадобится: коробка из-под обуви/ таз/большой судок и все возможные предметы, которые найдутся у вас дома (кусочки ткани шерсть, мех, шелк, мячики, шнурки, молнии, большие пуговицы, камни и прочее).

Играть можно так:

1. Наполнить коробку различными предметами дать ребенку и наблюдать, как он познает мир! Содержимое коробки можно менять, прятать в ней клад, добавлять новые интересные предметы.

2. Можно наполнить коробку манной крупой и создать в доме безопасную песочницу добавив к ней пару ситечек и любимых игрушек.

«Накорми поросенка»

Для игры понадобится: пустая бутылка с крышкой, маркер, картон, ножницы, клей, макароны, фасоль, горох, кукурузные хлопья и прочее. На бутылке рисуем глазки, приклеиваем ушки – поросенок готов.

Играть можно так:

1. Попросите ребенка «открыть» поросенку ротик и покормить его макаронами/фасолью/горохом.

2. Смешайте в мисочке макароны/фасоль/горох и попросите ребенка покормить поросенка только горохом.

Условия проведения игровых занятий.

         Игровые занятия проводятся 1 раз  в неделю учителем, игры проводятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта.   Продолжительность занятий – 40 минут. Занятия проводятся в кабинете, где находятся: мячи, различные игрушки (игры, конструкторы, машинки, наборы детской посуды, предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр и т.п.), аудиокассеты с записью спокойной  и ритмичной музыки, звуков природы, диафильмы.

        Учитель может самостоятельно распределять часы по темам программы, опираясь на собственный опыт и имея ввиду подготовленность обучающихся и условия работы в данном классе. Тематика игр усложняется из класса в класс, содержание игр соответствуют возможностям «Особых детей».

        Формы, методы и средства ознакомления, развития и формирования детей разнообразны. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в парке, музее, спортивном зале. Экскурсии, встречи, беседы, игры, практические работы, рисование, просмотр диафильмов, кинофильмов – все это позволит сделать занятия интересными.

Каждое игровое занятие состоит из следующих этапов: начало, разминка, основная часть, заключительная часть.

Планируемые результаты  к концу года:

Игровые занятия будут способствовать:

1) коррекции познавательных  процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

2) формированию коммуникативных навыков;

3) развитию двигательной сферы, в том числе и мелкой моторики;

4) снижению тревожности.             

  Список литературы.

1. Белошистая А.В. Тетрадь по математике и конструированию для 1 класса коррекционно-развивающего обучения. 1 часть.- М: «Владос», 2006

2. Большой и маленький. Тетрадь с заданиями для развития детей./ Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т, Щербинина С.В.-Киров: «ИП Бурдина», 2007

3.  Веселая геометрия. Книжка-раскраска./Джаладян Г.- М: «Наталис», 2004

4. Веселая математика для самых маленьких. /Сост. Соколова Е.И.- Ярославль: Академия Холдинг, 2000

5. Гаврина Е.С. Учимся писать и рисовать.- Ярославль: Академия развития, 2001

6. Дошкольные прописи в линию. Тетрадь с заданиями для развития детей./Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.-Киров: «ИП Бурдина», 2007

8. Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз.- Ярославль: Академия развития, 2006

9. Знакомимся с геометрией. Тетрадь с заданиями для развития детей./Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.- Киров: «ИП Бурдина», 2007

10. Знакомимся с цветом. Серия «Развитие ребенка». /Сост. Сущевская С.А –М: Просвещение, 2008

11. Играй, да дело знай. /Под ред. Ромашина В.И.- М: Просвещение, 2000

12. Изучаем математику. Тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1,2./Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.-Киров: «ИП Бурдина», 2008

13. Климанова Л.Ф. Макеева С.Р. Школа вежливости. М: Просвещение, 2000

14. Л-лычащие скороговорки. Серия «Развитие ребенка». /Сост. Сущевская С.А.- М: Просвещение, 2008

15. Математика для малышей. Тетрадь с заданиями для развития детей./Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. –Киров: «ИП Бурдина», 2008

16. Маша и медведь. Русская народная сказка.- М: Просвещение, 2000

17. Окружающий мир. Природа. Тетрадь с заданиями для развития детей. Часть 1,2 /Сост. Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т., Щербинина С.В.- Киров: «ИП Бурдина, 2008

18. Ориентация. Тетрадь с заданиями для развития детей. /СОст.Гаврина С.Е, Кутявина Н.П., Топоркова И.Т, Щербинина С.В..-Киров: «ИП Бурдина»,2008

19. Репка. Русская народная сказка. – М: Просвещение, 2000

20. Соколова Е.И. Готовимся к школе. Развиваем моторику рук.- Ярославль: Академия развития, 2004

21. Форма, цвет, величина. /Сост. Соколова Е.И.- Ярославль: Академия развития, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиграем в слова

Занимательные упражнения по теме «Словообразование»...

Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем в слова!"

Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем  в слова!" для учащихся 6-8 классов. Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека" № 7 / 2010....

Буклет "Поиграй со мной мамочка!"

Буклет информационного характер о жанрах детского фольклора, с примерами фольклорных произведений для самых маленьких детей (колыбельная, пестушки, потешки и т.д.), в помощь будующим и молодым матерям...

Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной».

практические рекомендации для родителей для организации полезного игрового досуга с детьми...

Тема: «Практические рекомендации для родителей: «Поиграй со мной

Методическая разработка, которая поможет родителям организовать игровой досуг с ребенком....

Сборник русских подвижных игр "Давайте поиграем"

В сборники представлены руские народные игры, а так же их варианты. Изложены правила проведения игр и методика организации игр....

Разработка урока "Давай поиграем!"

Данный урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК Кузовлева В.П....