Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем в слова!"
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Камай Екатерина Сергеевна

Внеклассное занятие по русскому языку "Поиграем  в слова!" для учащихся 6-8 классов. Методическая разработка опубликована в журнале "Игровая библиотека" № 7 / 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poigraem_v_slova.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Камай Е.С.

Внеклассное занятие по русскому языку,

направленное на расширение словарного запаса учащихся.

«Этот  чудесный  русский язык»

  1. Игра «Шарады»
  2. Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог – союз,

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь.      (Сукно)

     

  1. Мой первый слог тягуч и сладок,

Второй – частица, вместе – зверь,

Живёт в лесу, на ульи падок.

Ну, угадай его теперь!          (Медведь)

  1. Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито;

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое  летает и жужжит,

То сядет на цветок, то улетит.   (Шмель)

2. Игра «Метаграммы» 

  1. Меня найдёшь на дереве, на клумбе и на грядке,

В журнале, и в альбоме, и в книге, и в тетрадке.

Но птицей стать я захотел – и мне не нужно буквы Л.

Мне А в начале напиши и, как зовут меня, реши.

                                                                        ( Лист – аист)

           2.  Меня вы в сказках отыщите, -

                     Я в сказке Пушкина герой.

                     Но Л на Н вы замените, -

                     Сибирской стану я рекой.            (Елисей – Енисей)

                 

                3.  Как инструмент меня ты ценишь

                     В умелой плотничьей руке,

                     Но если Д на  Б заменишь, -

                     Во мне утонишь, как в реке.           (Долото – болото)       

                4.  Мои кусты легко узнать:

                     Цвету я гроздьями весною;

                     Но замените мягкий знак

                     На букву А – и я завою.                   (Сирень – сирена)

          5.  С С я траву срезаю,

               С З кусты объедаю.     (Коса – коза)

3.  Игра «Логогрифы»

  1. На берегу морском

Я круглый год валяюсь;

Отнимешь мягкий знак –

И вверх я устремляюсь.        (Галька – галка)

                2.  Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но Г подставишь впереди –

И в небе я загромыхаю.        (Роза – гроза)

          3.  Я кость в боку, я часть скелета.

               Прибавь в начале слово «это»

               Так, как писали наши предки, -

               И стану я металлом редким.          (Ребро – серебро)

          4. Жестокостью известный встарь,

              Пред вами древних римлян царь.

              Отбросьте Р – и разом

              Он станет просто газом.           (Нерон – неон)

  1. Игра «Аннограммы»

  1. Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во мне увидишь что угодно.       (Нос – сон)

  1. Я дерево с цветом душистым, даю я прохладу и тень,

Под кроной моей отдыхают в безветренный, знойный день.

Но если согласные буквы в себе переставлю я,

Получится новое слово, несущее смерть для меня.

                                                                                 (Пила – липа)

  1. Географию со мной

     Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной –

Я в школьном окажусь буфете.       (Атлас – салат)

  1. Взгляни на карту – ты узнаешь,

Что я – французская река.

Но если буквы переставишь,

Укрою я в себе зверька.       (Рона – нора)

5.  Игра «Полслова за вами!»

   Один из участников, сидящий за первой партой, обращается к своему соседу, громко произнося часть какого-нибудь слова. Сосед должен немедленно закончить слово и, обращаясь к своему соседу за следующей партой, назвать часть другого слова. Тот, кто замешкался, встаёт и выбывает из игры.

6. Игра «На каждую букву»

   Ведущий предлагает участникам на карточках слово из 6–7 букв. Задача участников – написать в столбик к каждой букве по 5–7 слов, начинающихся с неё.

Например:

   Л

      И

      С

       Т

      О

     К

Лес

Изюм

Сон

Танк

Озеро

Корова

Лиса

Исток

Стол

Трос

Окно

Корзина

Лист

Игра

Степь

Трюк

Опера

Крот

Липа

Индюк

Свет

Туман

Остров

Крыша

Лампа

Ирис

Стихия

Тополь

Огурец

Колесо

7. Игра «Кто скорее?»

   Ведущий диктует участникам слово, состоящее не менее чем из 6-8 букв. Участники записывают его сначала сверху вниз, а потом снизу вверх. Задача состоит в том, чтобы заполнить в строчках пустые места между первыми и последними буквами. В строчках должны получиться имена существительные, употреблённые в именительном падеже, единственном числе, имеющие не менее 2 слогов.

ТопоР                                    Так как буквы не должны повторяться, для игры    

РемеслО                                рекомендуются следующие слова:

АртисТ                                 праздник, земляника, кормушка, гусеница,

КотёноК                              лестница, затейник, гвоздика, небылица,

ТревогА                                соперник, гармония, писатель, стрекоза,

ОратоР                                пристань, верность, зёрнышко.

РапорТ

8. Игра «Перекрёстки»

  Участники игры получают карточки с кроссвордной сеткой и заполняют клетки подходящими словами. В случае затруднения им может быть предложено описательное объяснение слов. Иные возможные варианты слов, если они верны, засчитываются. Повторяться слова не должны.

А

А

А

А

А

А

А

А

А

О

О

О

О

О

О

О

О

О

   Садовый цветок (астра). Жвачное млекопитающее (баран). Сочетание слов (фраза). Смотр войск (парад). Одноклеточный организм (амёба).

    Тяжёлый металл (олово). Хищная птица (сокол). Часть дерева (крона). Наводнение (потоп). Водоём (озеро).

9. Игра «Сквозные буквы»

   Участники игры получают карточки со сквозной буквой. Их задача – заполнить пропуски, чтобы получилось как можно больше слов. После истечения установленного срока игра прекращается, участники зачитывают свои слова, вычёркивая те, что встретились у других игроков. Выигрывает тот, кто записал наибольшее количество ни у кого не встречающихся слов.

 Н

 Н

 Н

 Н

 Возможные слова: банка, банан, ванна, венок, гонки, гений, денёк, донос, жених, канат, зенит, минус, лента, мания, пенка, щенок, пенёк, линия, тонна, танец, центр, конёк, монах, пинок, рынок.

10. Игра «Переставь буквы»

    Игроки записывают в столбик 7 слов. Задача каждого участника – так переставить буквы (не изменяя их количества), чтобы получилось новое слово.

Подсказка: новые слова должны составить из своих последних букв по вертикали слово «отлично».

Ложа –жалО

Трепак – паркеТ

Вобла – обваЛ

Пион –понИ

Числа – силаЧ

Планка – клапаН

Конус – сукнО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку в 10 классе "Исследование одного слова"

Данное внеклассное занятие расчитано на исследование одного слова старшеклассниками, в результате которого появляется общий продукт - текст, а также мини-проекты учащихся. Формы и методы организации д...

презентация к внеклассному занятию по русскому языку "Исследование одного слова"

Данная работа - дополнительный материал к урокам развития речи, а также может быть использована  при обучении написанию сочинений в страрших классах...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"

внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Устаревшие слова"

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 6 классов, содержит в себе разнообразные формы и методы....

Внеклассное занятие по русскому языку "Устаревшие слова"

внеклассное занятие по русскому языку в коррекционной школе...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 7 классе. Тема: Слова-профессионализмы, используемые на АО «Коелгамрамор».

Дать представления о мраморе, как горной породе; о профессиях, востребованных на предприятии  АО «Коелгамрамор».Показать эффективность использования   частично-поисков...