Программа "Правильный выбор"
рабочая программа

Программа направлена на индивидуальную воспитательную работу с учащимися школы, первичную профилактику с подростками с отклоняющимся поведением и подростками, совершившими правонарушения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pravonarusheniya_2plan_20-21.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа направлена на индивидуальную воспитательную работу с учащимися школы, первичную профилактику с подростками с отклоняющимся поведением и подростками, совершившими правонарушения.

Программа разработана на основе Международной Конвенции ООН о правах ребёнка, Закона «Об образовании», Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ и  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия и поступки.

Задачи программы:

  • координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних;
  • повышение эффективности индивидуальной воспитательной работы в школе;
  • установление доверительных отношений с обучающимися с учётом их возрастных особенностей, характера взаимоотношений;
  • повышение уровня индивидуальной воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с органами профилактики КДН и ЗП,  ПДН Мотд МВД России «Велижское», ОГИБДД, здравоохранением;
  • активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
  • привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе;
  • повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;
  • обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор ОБЖ.

Этапы реализации программы:

1.Организационный этап.

1.Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН МОтд  МВД России «Велижское»,  КДН и ЗП,  ГИБДД.

2.Организация школьной профилактической комиссии.

3.Организация тематических педагогических советов по наиболее актуальным проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних  с привлечением различных субъектов профилактики.

4.Составление социального паспорта класса, школы.

5.Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном контроле.

7.Проведение операции «Всеобуч» (выявление обучающихся, не посещающих школу).

п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственный

за выполнение

1

Проведение сверки несовершеннолетних, уч-ся школы 1 – 11 классов, состоящих на ВШК, учетах КДН и ЗП, ПДН с целью формирования банка данных на указанную категорию, организации с ними профилактической работы. Составление социального паспорта класса, школы.

сентябрь

Социальный педагог,

классные  руководители

2

Проведение сверки опекаемых детей 1 – 11 классов, а также детей, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных семьях для составления картотеки и оказания данным семьям

социальной, психологической, юридической помощи

сентябрь

Социальный педагог,

классные руководители,

органы опеки и попечительства.

3

Проверка семей учащихся, находящихся в социально - опасном положении по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий, выявления фактов неблагополучия в семьях.

в течение года

Социальный педагог, инспектор ПДН, представители социальной защиты.

4

Участие в проведении профилактических мероприятий, проводимых на территории города, направленных на

предупреждение  детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а

также организацию отдыха оздоровления и временного трудоустройства учащихся в

свободное от учебы время.

в течение года

Социальный педагог, службы и ведомства системы профилактики

5

Составление карточек уч-ся, состоящих на ВШК, ПДН, контроль за посещаемостью учащих (Журнал контроля посещаемости)

в течение года

Социальный педагог,

педагог-психолог,

классные руководители

2.Аналитико-диагностический этап

1.Сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализ  и систематизация информации для выявления причин, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними.  

2.Выявление подростков, склонных к совершению правонарушений.

3.Определение причин и условий, способствующих возникновению  данных отклонений в поведении.

4. Определение направления профилактической деятельности.

         На данном этапе  используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации.

Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке.

Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.

Анкетирование -  метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.

            Метод интервью предполагает заранее подготовленные  вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:

  • использовать разговорный стиль общения;
  • учитывать возможности отвечающего;
  • создавать привычную для респондента среду обитания;
  • учитывать временный фактор (достаточное количество времени);
  • устранять влияние третьих лиц.

Диагностический этап реализуется в тесном взаимодействии с классными руководителями, в некоторых случаях  с привлечением  психолога.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1

Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей

сентябрь

Заместитель директора по УВР

классные руководители

социальный педагог

   2

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правонарушений

в течение года

классные руководители

социальный педагог,

педагог-психолог

     3

Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК и учете ПДН

в течение года

классные руководители

социальный педагог,

педагог-психолог

 4

Изучение социальной комфортности в школе учащихся, состоящих на ВШК и учете ПДН (анкетирование)

в течение года

классные руководители

социальный педагог

 5

Изучение потребности в рабочих местах для учащихся в летний период

март-май

классные руководители

социальный педагог

По итогам реализации диагностического этапа  проводится  анализ полученной информации.

3.Деятельностный этап

Успех развития системы образования в значительной степени зависит от организации дополнительного образования в школе и досуга учащихся. Этот процесс своей целью ставит научить детей общаться, понимать друг друга, принимать  существующие  правила нравственности.

Внеурочная  деятельность учащихся должна быть наполнена интересным и увлекательным содержанием.

Чем больше ребенок будет занят во внеурочное время, тем меньше у него будет времени на совершение правонарушений.

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств ребенка. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком в будущем станет  наш учащийся. С этой целью школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависят не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему

На этом этапе реализуется несколько направлений деятельности:

 Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы  воспитательной работы школы;
  • проведение мероприятий совместно с ПДН;
  • классные часы по пожарной безопасности, ПДД;
  • организация правового всеобуча;
  • профориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
  • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.
  • Лектории для родителей.
  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.
  • Проведение родительского всеобуча:

Тема

  Содержание

Ответственные за проведение

Профориентация школьников

 

  • профориентация, её цели и задачи;
  • правильный и ошибочный выбор профессии.
  •  занятость населения, ситуация на местном рынке труда;
  • важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

Классные руководители,

Заместитель директора

по УВР,

Социальный педагог

По профилактике правонарушений и преступлений

 

  • права и обязанности семьи.
  •  права, обязанности и ответственность родителей.
  •  нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
  •  права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме
  •  причина детских суицидов
  • свободное время и развлечения учащихся. 

Классные руководители,

Заместитель директора

по УВР,

Социальный педагог

Профилактическая работа с педагогическим коллективом

Цель:        

  • информировать педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.

п/п

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный

за выполнение

1

Участие в заседаниях педагогического совета школы

по плану работы школы

Социальный педагог

2

Ознакомление с деятельностью социального педагога в школе, его правами и обязанностями

3

Информирование о состоянии работы с учащимися и их семьями, находящимися в социально опасном положении

4

Ознакомление с правовыми документами, регламентирующими организацию работы с детьми и семьями «группы риска».

5

Проведение индивидуальных консультаций.

в течение года

6

Организация тематических консультаций, семинаров с субъектами профилактики

в течение года

7

Организация совместных мероприятий с родителями и учащимися с целью повышения взаимодействия

в течение года

4.Оценочный этап

Цель:

  • Определение эффективности профилактической деятельности.

На этом этапе  работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится с учащимися методом проведения опросов, анкетирования, наблюдения, бесед. Задача возлагается на классных руководителей, социального педагога, психолога (при необходимости), субъектов профилактики.

Утвержден

Пр.           от

Директор школы:       Н.В. Алексеева

План мероприятий  

по профилактике правонарушений и безнадзорн6ости несовершеннолетних

на 2022/2023 учебный год

Даты проведения

Название мероприятия

Ответственные

ежемесячно

  • Мониторинг состояния посещаемости занятий и успеваемости учащимися школы
  • Заседание школьной профилактической комиссии
  • Собеседование с учащимися, состоящими на ВШК, и их родителями

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

сентябрь

1.Единый профилактический день (собеседования со школьниками группы риска по итогам летних месяцев).

2.Формирование банка данных – социальной картотеки, в которую включаются:

  • малообеспеченные, многодетные, неполные семьи;
  • опекаемые дети;
  • дети-инвалиды;
  • судимые родители;
  • семьи, имеющие статус беженцев;

3.Работа с базой «Неблагополучные семьи и дети».

4.Сбор сведения о подростках, прекративших обучение в ОУ.

5.Привлечение детей «группы риска» к участию во внеклассной работе.

6.     5 сентября - Всероссийский день солидарности в борьбе с терроризмом.

7.     12 сентября -  Единый день ПДД

8. Неделя профилактики безнадзорности «Высокая ответственность»

  • Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, состоящих на различных видах учета и семьями в СОП
  • Организаия своевременного (оперативнцого) информирования о случаях детского неблагополучия, в том числе сопряженного с неблагоприятными условиями проживания (воспитания) в семье (исполнение статьи 9 Федерального закона от 24.06.1999 №120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
  • Организация работы по вовлечению несовершеннолетних, находящихся на профилактических учетах в продуктивную социально-значимую деятельность, в систему дополнительного образования, общественные объединения
  • Проведение заседаний школьной профилактической комиссии
  • Организация деятельности школьной службы примирения
  • Посещение семей учащихся, группы риска
  • Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми и вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность, в том числе с привлечением специалистов учреждений профилактики:
  • Беседы «Встреча с незнакомцем»(1-3 классы);
  • Акция «Дерево мира»  ко дню солидарности в борьбе с терроризмом(4 –е классы);
  • Акция «Дорога к миру»(5-6 классы);
  • Социально-психологические тренинги «Давайте жить без наказаний» (7 классы);
  • Диспут «Причины, ведущие подростков к правонарушениям»(8 классы);
  • Читательская  конференция по повести В.К. Железнякова «Чучело» на тему: «Уроки жизни, уроки доброты»;
  • Анкетирование (9–11-е классы): занятость во внеурочное время;  отношение к наркотикам, алкоголизму, табакокурению «Социальные нормы и асоциальное поведение».
  • День безопасности дорожного движения (12 сентября):

- Пятиминутки на последнем уроке на тему: «Безопасный маршрут»;

 - Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением «Медвежонок на дороге», «Лунтик учит правила», «Зай и Чик», «Зимние приключения зебрёнка» (1-4 классы);

- Акция «Знаток ПДД» (фоторама).

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Классные руководители

Центр правовой помощи детям

      Октябрь

  1. Единый профилактический день
  2. Диагностика уровня конфликтности  учащихся.
  3. Планирование занятости школьников в период осенних каникул (классные часы)
  4. Неделя профилактики употребления алкоголя «Будущее в твоих руках» (по отдельному плану)
  5. Мониторинг занятости учащихся «группы риска»

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Ноябрь

  1. Месячник по профилактике правонарушений «Правовая помощь детям и родителям» (по отдельному плану):
  2. День правовой помощи детям
  3. Акция «Дети-детям» (по отдельному плану)
  4. 16.11- Всемирный день толерантности

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Центр правовой помощи детям

Декабрь

  1. Единый профилактический день (работа с семьями, уклоняющимися от воспитания детей).
  2. Итоги контроля за посещаемостью учебных занятий.
  3. Анализ профилактической работы за 1 полугодие 2022/2023 учебного года»
  4. 1 декабря – Всемирный день борьбы с ВИЧ
  5. 10 декабря – Всемирный день прав человека

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

        

Январь

1.Единый профилактический день (учет успеваемости, посещаемости, выполнения режима дня).

2.Внесение изменений и дополнений в социальный паспорт школы на начало нового года.

3. Неделя профилактики интернет-зависимости «OFFLLINE»

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Центр правовой помощи детям

Февраль

  1. Профилактический месячник «Время доверять!»
  2. Медиалекция «Выбери свою дорогу»
  3. Шок –урок «Осторожно,пиво!»

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Центр правовой помощи детям

Март

  1. Неделя профилактики потребления психоактивных веществ «Независимое детство» (по отдельному плану)
  2. 1 марта – Всемирный день борьбы с наркотиками и наркобизнесом
  3. Исследование межличностных отношений (Рене Жиля)
  4. Планирование занятости учащихся в период весенних каникул.

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Центр правовой помощи детям

Апрель

  1. Помощь в дальнейшем определении (обучении, трудоустройстве) учащихся из неблагополучных семей (9-е, 11-е классы).
  2. Собеседования со школьниками группы риска и их родителями по вопросу летней занятости.
  3. Практикум для родителей « Учимся требовать и контролировать (дети с ОВЗ)»
  4. Неделя профориентации

«Призвание – это важно!»

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Центр правовой помощи детям

Май

  1. Анализ работы школы по профилактике правонарушений.
  2. Проведение тематических родительских собраний, посвященных окончанию учебного года
  3. Мониторинг летнего отдыха школьников.
  4. Привлечение в летний лагерь учащихся «группы риска».
  5. 17 мая  - информационный час «Трудно? Позвони!» Международный день Детского телефона доверия
  6. Подведение итогов проекта экологической

 направленности «Сохраним планету вместе»;

  1. Подведение итогов акции «Чистый город».

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Социальный педагог

Центр правовой помощи детям

        

Организация трёхсторонненего взаимодействия в вопросах профилактики:

педагогический коллектив – учащиеся – родители.

Система взаимодействия школы по профилактике правонарушений несовершеннолетними обучающимися,  противодействию преступности, недопущению создания и деятельности организаций экстремистской направленности, злоупотребления обучающимися ПАВ, по   предупреждению асоциальных явлений, суицидального поведения

Реализация программы профилактики через учебно-воспитательный процесс:

Задача индивидуальной работы с подростками с отклоняющимся поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Планируемые результаты:

Снижение числа учащихся, совершающих правонарушения

1 блок

* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

* получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

* получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

* сформировать у учащихся образ жизни, достойной человека,

* сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

*создание приоритетного родительского воспитания,

* организация педагогического просвещения родителей,

* построение демократической системы отношений детей и взрослых

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено                                                                Утверждена

На заседании пед.совета                                                                 приказ от      

протокол №      от                                                         Директор школы

 Алексеева Н.В.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР

(программа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат

Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...

"Выбор профессии – выбор будущего"

Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

Выбор профессии-мой выбор

Целью данного занятия является помощь ученикам в профессиональном и личностном самоопределении....

Тест по экономике для 6 кл. по теме «Проблема выбора в экономике. Цена выбора»

Данный тест составлен для отработки таких важных экономических понятий как "проблема выбора" и "цена выбора (альтернативная стоимость)"; он всесторонне охватывает материал данной темы и может быть исп...

«Выбор профессии. Советы при выборе профессии»

Главная сложность при выборе профессии заключается в том, что его обычно приходится совершать вслепую. Как правило, не удается на собственном опыте познать, что представляет та профессия, которую реша...