СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА
консультация

Валиахметова Альбина Рафисовна

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_znachimost_pedagoga.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 82»

Выступление

 на педагогическом совете

«СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА»

подготовила старший воспитатель

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 82»

Гумерова Альбина Рафисовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск , 2020г.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

        Мы выбрали педагогическую профессию и решили посвятить  свою жизнь  воспитанию и обучению подрастающего поколения. Наши воспитанники самые маленькие члены общества.

        Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании детей дошкольного возраста. Чтобы понять маленького ребёнка, который не всегда ещё может объяснить словами, что он хочет, что его волнует, интересует, заботит, обижает, радует, надо много знать, уметь, понимать, «действовать сердцем». Любые знания, в том числе и педагогические, требуют к себе активного отношения.

        Профессия педагога – одна из древнейших и почётных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Воспитатель дошкольного учреждения – одна из массовых современных педагогических профессий. В 1840 году Ф.Фебель, немецкий педагог, дал своему первому дошкольному заведению в г. Бланкенбург название «детский сад». Функция современного педагога – помогать воспитанникам, приспособиться к меняющейся социальной ситуации современного общества. Проблема, которая наблюдается в нашей стране, - это всплеск насилия, терроризма, экстремизма, наркомания. Поэтому сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях – одна из важнейших для общества, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялся полноценный воспитательно – образовательный процесс. Родители наших воспитанников хотят, чтобы ребёнок получал широкое образовательное воспитание, выходящее за рамки традиционного (приобщение к искусству, иностранным языкам, этикету и т.д.). Назрел вопрос о подготовке «эффективного воспитателя», способного в условиях дошкольного учреждения обеспечить высокий уровень воспитания и квалифицированную заботу о здоровье, досуге дошкольника, участие в семейном воспитании, постоянном пополнении знаний общекультурного и профессионального характера. Он должен работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.

        Педагог, где бы он ни трудился - в дошкольном учреждении, школе, колледже, университете, художественной студии, спортивной секции, на курсах повышения квалификации и т.п., является представителем одной из самых социально значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.

В современной науке принято деление профессий на те, представители которых заняты в производственной сфере (в создании материальных ценностей), и те, представители которых не заняты в этой сфере. Учитель, воспитатель дошкольного учреждения, преподаватель университета и др. не участвуют непосредственно в общественном производстве. Но они, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Однако, чтобы по-настоящему содействовать прогрессивному развитию общества, педагоги, как и образовательная система (дошкольные учреждения, школы, колледжи и др.), в которой они трудятся, должны быть устремлены, ориентированы на будущее. Дети, посещающие сегодня детский сад, ученики школы вступят в самостоятельную жизнь по прошествии более или менее значительного числа лет. Студент колледжа, который овладевает содержанием учебно-воспитательной работы, вступит в пору своей самостоятельной профессиональной деятельности, находясь уже не в современной школе, не в нынешнем дошкольном учреждении. Какой станет тогда жизнь, так стремительно меняющаяся в последнее время? Насколько сегодняшние воспитанники, ученики, студенты окажутся подготовленными к ней?

        Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социо-культурной ситуации современного общества, учить их жить по законам и нормам, которые сегодня только «проклевываются», но завтра станут идеалом. Например, во многих странах мира, не исключая и нашу, наблюдается всплеск насилия, терроризма, экстремизма. Эта проблема постоянно муссируется в средствах массовой информации, рассматривается на государственном уровне и т. д. Но не грубая сила и попрание прав человека, а ростки гуманизма, символом которого стала всемирно известная мать Тереза, - вот основа прогресса общества. И именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания должно строиться сегодняшнее воспитание.

        В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитывать в человеке человеческое, проявляется в отношении ко всем участниками воспитательного процесса (ребенок, его семья, коллеги и др.).

        Гуманизация и демократизация всех сфер общественной жизни, и прежде всего системы народного образования, обусловили усиление социальных функций педагога. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Десятилетие назад известный социолог И. В. Бестужев-Лада назвал детские сады «камерами хранения», подчеркнув тем самым, что они годятся лишь для присмотра за детьми.

        Сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях - одна из важных для общества, но не единственная, школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка к школе. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы педагог изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания, чтобы их дочери и сыновья получали широкое образование, выходящее за рамки традиционного (иностранные языки, спортивные занятия, приобщение к искусству и т.д.).

        Не менее остро стоит вопрос о подготовке «эффективного учителя», способного в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании. Чтобы отвечать современным повышенным требованиям, педагог должен постоянно пополнять знания общекультурного и профессионального характера, работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия.

        Таким образом, в современном мире растет объективная социальная значимость профессии педагога. Однако, справедливости ради, необходимо сказать, что одновременно отмечается и недооценка педагогического труда со стороны общества.

Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными технологиями, профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на:

  • гностические;
  • конструктивные;
  • коммуникативные;
  • организаторские;
  • специальные.

        Гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает ребёнка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребёнка.

        Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учётом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т.д.). Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно – образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

        Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

        Организаторские умения педагога распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

        Специальные умения – это умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять), вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр, играть роли. Такой педагог вызывает восхищение и гордость воспитанников, родителей и администрации дошкольного учреждения.

        Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо всё время чему – то учиться, заниматься самообразованием в течение всей нашей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную. Социальная грамотность – феномен сознания. Непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетенции. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Сегодняшним педагогам необходимо развивать такие компоненты педагогической техники, как умение взаимодействовать с личностью и коллективом и, конечно же, умение управлять собой.

        Таким образом основой современного профессионального роста педагога является самообразование, самосовершенствование, поиск новых путей и технологий в воспитательно – образовательном процессе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- значимое дело "Профессии наших мам" 5а класс

Исходя из анкетирования, которое проводилось на начало года классным руководителем нашего класса, мы сделали вывод, что большинство учащихся нашего класса не имеют представления о следующем:Профессия ...

Раскрытие социальной значимости деятельности учителя в трудах отечественных педагогов ХIX -начала XX веков.

Все выдающиеся педагогические школы и направления ХIX -начала XX века включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение....

Способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка

Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, кото...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...