Подростковая агрессия: как воспитать отрицательное отношение к жестокости в условиях учреждения закрытого типа.
консультация

Ольга Михайловна Лазарева

Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми.  Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya_seminar_22_lazareva.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковая агрессия: как воспитать отрицательное отношение к жестокости в условиях учреждения закрытого типа.

Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми. Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений.

В современном понимании агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.

Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.

Подростковая агрессия - это агрессивное поведение по отношению к себе и окружающим, вызванная переходным (тубертатным) периодом у ребёнка. Эта агрессия проявляется в ответ на ту реальность, которая для подростка является неприемлемой. Такие изменения в психологическом мире подростка - это большой стресс для него. Поэтому при нестабильных и неблагоприятных условиях, при малейшем раздражении подросток реагирует агрессивными и, зачастую, разрушающими выпадами. Из этих условий и возникают различные виды подростковой агрессии:

1. Явная или открытая агрессия.

Этот вид определяется как вид агрессии, где подросток направляет свои агрессивные формы поведения на внешние объекты, людей, предметы. Это проявляется в вандализме, в драках, в унижениях и обзывательствах. Также может проявляться как протестующее поведение и выливаться в курение, бродяжничестве, потреблении алкоголя, психоактивных и наркотических веществ.

2. Скрытая форма или аутоагрессия.

В плане направленности все наоборот. Данный вид агрессии проявляется в том, что подросток направляет свою злость против себя. Это вызывается чувством вины, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неудачами, максимализмом. Подросток начинает себя ненавидеть и презирать, что ещё больше усиливает в нём замкнутость. Эмоции накапливаются внутри подростка, что может вызвать сильный реактивный внешний взрыв, который понесёт за собой плохие последствия. Аутоагрессия может вызывать депрессии, тревожные состояния, фобии, неврозы, панические атаки, нервные срывы. В тяжёлых формах может привести к суициду

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

Причины подростковой агрессии:

- биологические причины сопровождаются гормональной перестройкой;

- максимализм, присущий подросткам;

- личностные причины (неуверенность в себе, недостаток внимания и понимания)

- неправильное воспитание (попустительское, либо гиперопека и авторитарность)

- социальный статус и уровень жизни семьи.

- насилие в семье может являться одним из ключевых аспектов возникновения агрессивности у подростка. Ребёнок, видящий насилие в семье, начинает принимать агрессивные формы поведения как собственные. Принимает он их за счёт подражания и воспитательного момента. Подростки копируют формы поведения родителей, впитывают в себя то, что им показывают.

Принимая новичков-правонарушителей в закрытое учреждение, мы постоянно сталкиваемся с различными формами педагогической и социальной запущенности, с серьезными социальными отклонениями, обусловленными негативным влиянием неблагополучной родительской семьи, асоциальным поведением родителей, их педагогической некомпетентностью.

Анализируя неблагоприятные условия проживания в семье нашего контенгента, можно сделать выводы, что со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка привели:

  • асоциальный образ жизни родителей;
  • чрезмерное попустительство, неисполнение родительских обязанностей;
  • домашние конфликты;
  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями;
  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны отца или отчима, имевшего судимость;
  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
  • агрессивное поведение родителей.

Дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей- основной контингент нашего учреждения. Как правило, в таких семьях формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Условия жизни в таких семьях превышают предел адаптационных возможностей и вызывают хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, потере мотивации к обучению, создает питательную среду для прямых асоциальных влияний, к совершению подростками преступлений и правонарушений, проявлению агрессивного неадекватного поведения.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный. Первые проявления агрессии у детей начинаются в подростковом возрасте. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками, желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы.

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры.

Каждый случай жестокости и агрессивности у детей школьного и подросткового возраста необходимо разбирать индивидуально с учетом особенностей развития, темперамента, способностей и социальных условий.

Способы решения проблемы:

Несовершеннолетний находится в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, где обеспечены специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя личную безопасность и максимальную защищенность от негативного влияния, круглосуточное наблюдение и контроль за поведением и учебной деятельностью, обеспечена направляющая роль педагогов и режимной службы.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у подростков:

При поступлении подростка в школу, проводится комплексное диагностическое обследование, одной из задач которого определить уровень агрессивного поведения подростка, какие факторы провоцируют агрессивное поведение.

Дальнейшая работа по профилактике и коррекции агрессивного поведения проводится в нескольких направлениях: с педагогическим составом и сотрудниками режимной службы, с детским коллективом (класс, отряд, школа), с самим подростком.

Работа с педагогическим коллективом и сотрудниками режимной службы включает в себя:

  1. Информирование о результатах диагностики;
  2. Разработка рекомендаций о стратегии взаимодействия с подростком;
  3. Информирование о том, как необходимо экстренно реагировать при агрессивных проявлениях подростков;
  4. Просвещение по предупреждению агрессивного поведения подростков, через участие в методических объединениях педагогов, классных руководителей и воспитателей, тематических педагогических советов, семинаров-практикумов, организацию тренингов практических умений.

Работа с детским коллективом

Важным условием проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода, создание психологического климата взаимного уважения и доверия. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива школы. Совместная деятельность воспитанников, а также подростков и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений. Организуются различные тренинги, дискуссии, психологические игры и психологические акции, флешмобы, недели психологической разгрузки и недели самопознания.

Особенно эффективны, на мой взгляд, ролевые игры. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника. Игровые ситуации зачастую вскрывают многие пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом. (Слайды)

Индивидуальная работас подростком направлена прежде всего на гармонизацию эмоциональной сферы, формирование устойчивой адекватной самооценки, развитие самоконтроля, коммуникативных навыков, активизацию внутренних ресурсов подростка, позволяющих повысить адаптационные возможности, жизнестойкость. Этому способствует реализация индивидуальных коррекционных программ. Важно, чтобы при разработке программ учитывались возрастные и личностные особенности подростка.

Для реализации программ активно используются возможности сенсорной комнаты (арт-терапия, песочная терапия, арома-терапия, музыкальная терапия). (Слайды).

В течение года проводятся диагностические исследования, позволяющие увидеть динамику работы, определить эффективность выбранных методов, спланировать зону развития. Результаты показывают снижение уровня тревожности и агрессивности подростков, уменьшение количества воспитанников, имеющих невысокий социальный статус в детском коллективе, улучшение психологического климата в отрядах и школе в целом. Конечно, не все всегда бывает гладко и существуют проблемы, которые необходимо решать, однако изменения в лучшую сторону даже одного подростка, способствует улучшению общего климата школы и является для нас большим успехом. Такой результат - это показатель сплоченной работы воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников режимной службы и классных руководителей совместно с психологом. Только общими усилиями возможно предупредить распространение агрессивного поведения в общеобразовательном учреждении.

Система воспитания.

Ребёнок - продукт воспитания. Поэтому можно смело говорить, что отвот воспитания зависит и его поведение. Основной составляющей воспитательной ой работы является участие учащихся во всех общешкольных мероприятиях. Это способствует повышению уровня коммуникабельности каждого воспитанника, развитию личностных качеств.

Подросток нуждается в самовыражении и самостоятельности. Это один из важных аспектов подросткового возраста. Необходимо дать подростку возможность самовыражения, самостоятельно понять, что он несёт ответственность за свои действия и поступки. Необходимо считаться с его индивидуальными способностями, предоставить самостоятельный выбор занятий во внеурочное время. В учреждении проводятсякружки различной направленности: спортивный, творческий, интеллектуальный, духовно-нравственный, патриотический. Есть возможность заниматься в 2-3 кружках в течение недели, выполнять различные поделки своими руками: выпиливание из дерева, выжигание, аппликации из паеток, вышивки, бумажные оригами ко дню Победы, к Новому году и другим праздникам. Занятия рукоделием очень хорошо успокаивает нервную систему, развивает мелкую моторику пальцев рук, формирует мышление. Дети изучают мир действиями. Сам процесс ручного труда приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, проявить свою фантазию, вкус, мастерство и смекалку.

Под руководством педагогов вместе с подростком необходимо идти на путь самовыражения, прислушиваться к нему, давать советы, а не нарекания. Обучение воспитанников по дополнительной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, социализации личности, профилактики девиантного поведения.

Подростки энергичны. Агрессия, зачастую, является для них лёгким каналом трансляции своей энергии. Нужно перенаправить канал огромной подростковой энергии в нужное русло. Для этого в школе организованы спортивные кружки и секции, три раза в неделю уроки физкультуры, различные спортивные мероприятия. Ежегодно проводится военно-спортивная игра «Зарница», смотр «Песни и строя» ко дню Отечества, дню Победы, спортивные состязания «А ну-ка, парни» и другие. Ребята принимают участие и в городских спортивных мероприятиях за честь школы. Занятия спортом – как альтернатива вредным привычкам и проявлениям агрессии.

Важное значение имеет самообслуживающий и физический труд, воспитание трудолюбия. В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются ее цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества, что способствует предупреждению отклонений в поведении, так называемый метод репродукции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. Подростки должны уметь обслуживать себя самостоятельно: следить за внешним видом, опрятно одеваться, уметь погладить одежду, навести порядок в учебном классе и спальной комнате, заниматься благоустройством школьной территории, чистить снег зимой, убирать листву осенью, летом поливать цветы.Работа педагогов с подростками организована так, что воспитанникам нет свободного времени для негативных проявлений в поведении.

В качестве меры поощрения воспитанников за добросовестное отношение к труду и учебе, за хорошее поведение, возможен выход в город, возможен краткосрочный отпуск по месту жительства родителей в соответствии с «Порядком направления воспитанников на каникулы». Ежегодно, в летний период, три воспитанника школы награждаются поездкой в оздоровительно-спортивный лагерь в Горном Алтае или в «Юность». Это хороший пример и стимул для остальных детей.

Важной составляющей в решении проблемы агрессивных проявлений является установление доверительных отношений между детьми, их семьями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.Отсутствие связей с семьей вызывает тревожность, неуверенность, депрессивность, раздражение, агрессию. Налаживание детско-родительских отношений благоприятно воздействует на эмоциональное состояние подростка, на дальнейшую успешную социализацию несовершеннолетних после выпуска. Необходимо, чтобы и в семье, находящейся в социально-опасном положении, наступили перемены, чтобы родители тоже встали на путь исправления.

В учреждении закрытого типа вся работа по профилактике девиантного поведения направлена на позитивные изменения личности воспитанника, основана на сочетании принципов убеждения и добровольности с принципами принуждения и обязанности с использованием методов поощрения и наказания. Таким образом, деятельность педагогов с трудными детьми направлена на социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, результатом которого является успешная реабилитация подростков и создание благоприятных условий для их адаптации и жизнеустройства, саморазвития и социализации личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа.

Речь в статье пойдет о трудностях в организации занятий с участием животных. О мерах предосторожности в работе с животными и детьми....

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованным и интегрированным...

Взаимодействие педагогов по формированию правовой культуры воспитанников в условиях учреждений закрытого типа

В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в области правовых отношений в связи с провозглашением курса на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективно...

Исследовательская деятельность и метод проектов в подготовке научных конференций по русско-английской филологии в учреждении закрытого типа

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. О инновационных тех...

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...

«Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях образовательного учреждения закрытого типа»

Изменения социально-экономического устройства общества, его расслоение по уровню  материальной обеспеченности обострили  подростковые  проблемы и привели к росту преступности  несо...