Формирование социально- бытовой компетентности обучающихся с ОВЗ
презентация к уроку

Карпова Светлана Алексеевна

    Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого - педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейший элемент этой системы – формирование социально – бытовой компетенции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социальный педагог МБОУ «СОШ №12» г. Симферополь Карпова С.А. 1 Формирование социально- бытовой компетентности обучающихся с ОВЗ

Слайд 2

Проблемы: не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми; у них не хватает самостоятельности; низкий уровень знаний об окружающей среде; специфические потребности в общении; не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально- поведенческих особенностей; им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков; неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях; несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности; неструктурированное восприятие социального мира; завышенная самооценка. 2

Слайд 3

Необходимо формировать следующие социально-бытовые компетенции знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода); умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта); экономико- бытовые умения; умение организовывать свой досуг; умение общения; представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта; эмоционально - положительное отношение к окружающим; развитие нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности. 3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

8 Результаты после моделирования ситуации Появляется более свободное общение со взрослыми и сверстниками; находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий; уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками; получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей; Значительно меньше ситуаций неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций; к окончанию школы выпускники свободно пользуются услугами сферы быта; учащихся владеют основами делового общения.

Слайд 9

Результаты использования практических упражнений Становятся более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую работу до конца; с введением технологических карт у учащихся меньше вопросов по правильности выполнения той или иной работы; появляется заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую; У некоторых учащихся появляется творческий подход выполнения работы, дети ищут свои решения задач, выходы из ситуаций, заменяют одни предметы другими; стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость. 9

Слайд 10

Результаты проведения экскурсий овладевают навыками делового общения, получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни; не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений; правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта; хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют; правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу; умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях, накапливают представления и знания о нормах культуры поведения; вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях; способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем. 10

Слайд 11

Формы работы по формированию социально-бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ 11 Уроки изучение тем: личная гигиена, культура поведения, транспорт, торговля, питание, одежда и обувь, семья, экономика и т.д Воспитательные занятия, тематические прогулки, экскурсия. Работа кружков по рукоделию, спортивные секции и т.д. Выступления по ЗОЖ, правилам дорожного поведения. Коллективные творческие дела: праздники, утренники, игровые программы и т.д. Работа с родителями родительские собрания, разъяснительная работа с родителями по формированию социально-бытовой компетенции Общественно-полезный труд: ежедневные трудовые поручения, дежурство по классу. Повседневный обслуживающий труд самообслуживание

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Методическое объединение классных руководителей г

Социальный педагог МБОУ «СОШ №12» г. Симферополя Карпова С.А.

Формирование социально- бытовой компетентности

обучающихся с ОВЗ

«Через активную организацию

жизни в школе ученик придет

к умению войти в жизнь»

Л.С. Выготский

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого - педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейший элемент этой системы – формирование социально – бытовой компетенции.

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации, и ориентированы на самостоятельное успешное участие в деятельности. Компетенция ученика – это круг вопросов, в которых он обладает познанием и опытом, что позволяет быть успешным в жизни.

Социально - бытовая адаптация и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом. Иногда, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Слайд 2(проблемы детей с ОВЗ)

В современном мире ребенок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны совершенно новые подходы в социально- бытовом воспитании и обучении таких детей. Целью социально-бытовой подготовки воспитанников является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Навыки социально бытовой компетентности подразумевают: Слайд 3

  • знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
  • умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений

(торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);

  • экономико- бытовые умения;
  • умение организовывать свой досуг;
  • умение общения;
  • представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
  • эмоционально- положительное отношение к окружающим,
  • развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

Материалы для изучения и развития выше перечисленных умений должны быть подобраны с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся.

Слайд 4

Основные направления формирования социальной компетентности учащихся:

1. Повышать социально- психологическую компетентность\способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми \

 учить применять полученные знания на практике;

 осуществлять работу по конкретизации жизненных планов;

 приучать к самообслуживанию и обслуживающему труду.

2. Расширять бытовой и социальный опыт детей \ приближать учебный процесс к реальным жизненным условиям \

 моделировать жизненные и производственные ситуации;

 включать учащихся в процесс активной практической деятельности;

 создавать условия для эмоционального, ситуативно- делового общения со взрослыми.

#1060;ормировать у школьников адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих\ найти себе достойное применение в жизни и бесконфликтно существовать

 поднимать самооценку учащихся;

 развивать уверенность в своих силах;

 умение правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Слайд 5

Пути формирования социально-бытовой компетенции:

#1054;бучение практических навыков деятельности:

 показ практических действий;

 отработка навыка на деле;

 практические упражнения.

#1048;спользование проблемных ситуаций:

 решение проблемных задач;

 нахождение правильного выхода из ситуации;

#1052;оделирование реальных ситуаций:

 сюжетно- ролевые игры.

#1044;емонстрация и активные действия с демонстрируемым объектом:

 натуральные объекты\ посуда, обувь \

 реальные объекты \ учреждения, орг-и \

 муляжи, игрушки, модели;

 изображения \ предметные, сюжетные \

 практический показ действий.

#1057;истема внеклассной работы по организации социально- бытовой ориентировки уч-ся:

 проведение внеклассных занятий

 закрепление знаний и умений в бытовой деятельности.

Слайд 6

Основные методы формирования социально-бытовой компетентности:

сюжетно-ролевые игры, экскурсии, практические упражнения, беседы.

Слайд 7

Последовательность обучения учащихся моделированию реальных ситуаций:

  1. Выбор сюжета из реальной жизни в соответствии с уровнем знаний, опыта детей, их возможностями.
  2. Показ положительного действия с разъяснениями его смысла.
  3. Демонстрация педагогом ситуации с выполнением той социальной роли, которой хочет научить ребенка
  4. Постепенное уменьшение роли взрослого.
  5. Самостоятельное разыгрывание ситуации ребенком.

Слайд 8

Результаты после моделирования ситуации

Появляется более свободное общение со взрослыми и сверстниками;

Находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;

Уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;

Получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;

Значительно меньше ситуаций неадекватного восприятия учащимися различных ситуаций;

К окончанию школы выпускники свободно пользуются услугами сферы быта;

Владеют основами делового общения.

Слайд 9

Результаты использования практических упражнений

Становятся более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую работу до конца;

Появляется заинтересованность в этом виде работы, учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;

У некоторых учащихся появляется творческий подход выполнения работы, дети ищут свои решения задач, выходы из ситуаций, заменяют одни предметы другими;

Стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость.

Слайд 10

Результаты проведения экскурсий

Овладевают навыками делового общения,

Получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;

Не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;

Правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;

Хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

Правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;

Умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,

Накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;

Вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;

Способны воспринимать реальный мир города, ориентироваться в нем.

Слайд 11

Формы работы для формирования социально-бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ:

#1059;роки с изучением тем: личная гигиена, культура поведения, транспорт, торговля, питание, одежда и обувь, семья, экономика и т.д

2. Воспитательные занятия, тематические прогулки, экскурсии.

3. Коллективные творческие дела: праздники, утренники, игровые программы и т.д

4. Выступления по ЗОЖ, правилам дорожного поведения

5. Общественно-полезный труд: ежедневные трудовые поручения, дежурство по классу.

6. Работа кружков по рукоделию, спортивные секции и т.д.

7. Повседневный обслуживающий труд(самообслуживание).

8. Работа с родителями родительские собрания, разъяснительная работа с родителями по формированию социально-бытовой компетенции.

Вывод:

Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

В структуре содержания образования выделяются два взаимодополняющих компонента: «академической» и «жизненной компетенции».

Академический компонент направлен на овладение знаний, умений и навыков, их накопление и реализацию в будущем.

Жизненная компетенция рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками, которые прямо сейчас нужны ребенку в его повседневной жизнедеятельности.

Ряд ученых ( В.Ф. Мачихина, К.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.Н. Стариченко) убедительно доказывают важность организации воспитательной работы , которая в комплексе с учебной работой помогает достичь результатов в формировании социально- бытовой компетенции обучающихся с ОВЗ и как следствие благоприятно влияют на дальнейшую их социализацию в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов"

Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов...

Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов

Программа Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...

Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентации через разнообразные формы работы

Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...

Формирование социально-бытовой компетентности у обучающихся коррекционной школы 8 вида

Вашему вниманию предлагаются материалы по формированию социально-бытовой компетентности учащихся с легкой степенью умственной отсталости. В данном пособии кратко рассматриваются типы и структуры учебн...

Формирование социально – бытовых навыков на уроках математики у обучающихся с нарушением интеллекта

В настоящее время методика преподавания математики в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями располагает теоретической базой, богатыми практическими наработками и представляет собой разв...

Программа внеурочной деятельности по формированию социально-бытовых навыков сопровождаемого проживания воспитанников в учебной социальной квартире «УЧИМСЯ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»

Эффективной формой при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющее специально созданное и определённым образом орг...